Скачать 1.16 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева Кафедра отечественной истории ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 050714.65 Олигофренопедагогика, специализация: Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития, квалификация учитель-олигофренопедагог, срок обучения 5,5 лет. Красноярск 2012 Рабочая программа разработана в 2012 г. старшим преподавателем кафедры отечественной истории КГПУ им. В.П. Астафьева Медниковым Д. М., актуализирована и обсуждена на заседании кафедры отечественной истории « 20 » июня 2012 г. И.о. заведующего кафедрой Отечественной истории И.Н. Ценюга Одобрено научно-методическим советом специальности «Специальная психология» «___»____________2012 г. Председатель НМСС лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 20___/20___ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. ____________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Отечественной истории "___"___ 20___г. Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой Декан/Директор "_____"___________ 20__г. Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Отечественная история» с другими дисциплинами специальности 050714.65 Олигофренопедагогика на 2012/13 учебный год
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Отечественная история» для студентов заочной формы обучения по специальности 050714.65 Олигофренопедагогика состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности 050714.65 Олигофренопедагогика утверждён 31.01.2005 г. Дисциплина «Отечественная история» является частью цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента. В ГОС ВПО предусмотрено следующее содержание дисциплины: Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Введение Учебный процесс в высших учебных заведениях Российской Федерации проводится в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. С 2000 года во всех вузах страны для студентов непрофильных специальностей, вместо разнообразных исторических курсов введена единая обязательная дисциплина «Отечественная история». Переход к современной системе образования потребовал радикальных перемен в содержании, структуре, формах и методах преподавания истории, организации учебного процесса. Качественное изучение истории отечества в нашем вузе зависит прежде всего от осознанного усвоения студентом основных программных требований, четкого понимания своеобразия структуры, форм и методов организации учебного процесса с комплексным использованием новых информационных технологий (internet-технологии). Отечественная история отличается сложными процессами развития всех сфер жизни нашего общества на разных этапах его существования. Происходит осмысление героического и драматического пути, пройденного Россией. Постепенно уходят в прошлое догмы и стереотипы, десятилетиями господствовавшие в светской исторической науке, меняются идеологическое ориентиры, утверждаются новые ценности. Переизданы общие курсы по истории России Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, С.М. Соловьева и др. Стали доступными многие произведения видных зарубежных историков. Социогуманитарная подготовка в высших учебных заведениях осуществляется путем системного подбора учебных дисциплин. Важное место принадлежит исторической науке. История как наука многогранна. Она включает:
Учебный процесс в высших учебных заведениях Российской Федерации проводится в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. С 2000 года во всех вузах страны для студентов непрофильных специальностей, вместо разнообразных исторических курсов введена единая обязательная дисциплина «Отечественная история». Переход к современной системе образования потребовал радикальных перемен в содержании, структуре, формах и методах преподавания истории, организации учебного процесса. Ее преподавание в КГПУ обеспечивает профессорско-преподавательский коллектив кафедры отечественной истории. Качественное изучение истории отечества в нашем вузе зависит прежде всего от осознанного усвоения студентом основных программных требований, четкого понимания своеобразия структуры, форм и методов организации учебного процесса с комплексным использованием новых информационных технологий (internet-технологии). Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП:
Основные цели и задачи программы:
Основные умения учащихся:
Программа рассчитана на обучение студентов в объеме 100 часов, в том числе аудиторных 12 часов, на самостоятельную работу 88 часов. Одной из главных особенностей курса является то, что он не повторяет исторические события. Технология процесса обучения по дисциплине «Отечественная история» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде экзамена. Содержание теоретического курса дисциплины Модуль 1. 1.Вводная лекция (2 ч.) Историческое время. Интерпретация - превращение фактов истории в факты науки. Христианская интерпретация истории. Смысл истории в движении человечества к Богу. Всемирно-историческая (линейная интерпретация Универсальность законов исторического процесса в жизни различных народов. Европоцентрическая концепция исторической динамики человечества. Культурно-историческая интерпретация. История как развертывание пространства, заполненного самобытными регионально-культурными организациями или локальными цивилизациями. Общецивилизационная интерпретация исторического движения: синтезирование христианского всемирно-исторического линейного, культурно - исторического подходов к объяснению исторических фактов. Тема 1. Древняя Русь. Лекция 1. Восточные славяне в древности: хозяйственный и общественно-политический строй. (2 ч.)
Этапы заселения человеком территории России. Стоянки древних людей. Древнегреческие колонии в Северном Причерноморье. Происхождение славян, споры об их прародине. Расселение восточнославянских племен, их хозяйство, общественный строй, быт и верования в VI-VIII вв. Вотчинное хозяйство. Сословно-классовый состав древнерусского общества. Характеристика свободного нетрудового населения, лично свободного трудового сельского и городского населения, феодально-зависимого населения, лиц с рабским типом зависимости. Ранние формы государственности у восточных славян. Образование древнерусского государства (IХ-Х вв.) и критика «норманнской теории». Первые киевские князья и их деятельность по укреплению внутреннего и внешнеполитического положения древнерусского государства. Принятие христианства. Борьба за власть после смерти князя Владимира I. Княжение Ярослава Мудрого. «Русская правда». Расцвет древнерусского государства. Междоусобная борьба за власть между преемниками Ярослава Мудрого. Съезды князей. Княжение Владимира Мономаха. Древнерусская культура. Возникновение письменности. Литературные памятники Древней Руси. Архитектура, живопись, художественные ремесла. Межкультурные связи с Византией и странами Европы. Борьба Руси с иноземными захватчиками.
Вторжение Батыя на русские земли. Этапы завоевания русских земель. Политика русских князей по отношению к Золотой Орде. Образование Ливонского Ордена. Оборона Северо-Западных русских земель. Князь Александр Невский – великий полководец и государственный деятель. Историческое значение борьбы русского народа с иноземным завоеванием. Удельная Русь
Развитие вотчинного хозяйства. Рост городов. Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Полоцкое, Черниговское, Смоленское, Рязанское, Турово-Пинское, Переяславское княжества, Новгородско-Псковская земля. Перемещение центра политической жизни в Северо-Восточную Русь. Укрепление княжеской власти при Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском и Всевлоде «Большое Гнездо». Основные понятия: палеолит, мезолит, неолит, род, племя, первобытно-общинный строй, родовая община, соседская община, рабство, союзы племен, язычество, неолитическая революция, государство, патриархат, матриархат, рабовладельческий строй, полисная демократия, этническое рабство, соседская община, племенные союзы, государство, феодализм, государственный феодализм, феодальная рента, вотчина, закуп, смерд, холоп, рядович, патриархальное рабство, этническая эксплуатация, князь, челядь, удел, вече, язычество, христианизация, удельная раздробленность, феодальный иммунитет, норманская теория, вассалитет, союз племен, древнерусская народность, феодальная раздробленность, феодальные усобицы, феодальный иммунитет, вассалитет, посадник, тысяцкий, вече, удельное княжество, ордынское иго, баскаки, ярлык, хан, Золотая Орда, рыцарский орден. |
Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение» Умкд разработан в 2008 г к и н., доцентом кафедры отечественной истории кгпу им. В. П. Астафьева к и н., доцентом И. Н. Ценюга, актуализирован... | Программа по спецкурсу Исламский фактор в истории России ХХ века Принята на заседании кафедры современной отечественной истории (протокол №5 от «2» декабря 2008 г.) | ||
Программа вступительного экзамена утверждена на заседании кафедры отечественной истории «30» | Рабочая программа для студентов направления 030600. 62 «История» Рассмотрено на заседании кафедры отечественной истории «14» апреля 2011 г., протокол №8 | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Исторические науки и археология», по профилю «Отечественная история» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умкд обсужден на заседании кафедры коррекционной педагогики исп кгпу им. В. П. Астафьева 2012 г | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Исторические науки и археология», по профилю «Всеобщая история (новая и новейшая история)» разработана профессорско-преподавательским... | Тесты по отечественной истории для студентов всех специальностей Охватывают все темы учебного курса по Отечественной истории. Затем была разработана программа для компьютера | ||
Программа курса «Россия между Востоком и Западом» Автор: д и. н.... Требования, предъявляемые к студентам: Знать историю России в пределах школьной программы и иметь представление о том, что отечественная... | Рабочая программа дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI -xx вв.» Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой... Рабочая программа по Истории медицины обсуждена на заседании кафедры социально-гуманитарных наук | Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой... Рабочая программа по Истории медицины обсуждена на заседании кафедры социально-гуманитарных наук | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой... Рабочая программа по Истории медицины обсуждена на заседании кафедры социально-гуманитарных наук | Программа дисциплины основы научных исследований. Зарубежная история.... Таким образом, содержание курса определяется современным состоянием отечественной и мировой исторической науки в области разработки... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Рассмотрено на заседании кафедры отечественной истории «14» апреля 2011 г., протокол №8 | Мифы о психологии и психологах Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры всеобщей истории и этнографии |