Скачать 134.62 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ 46.06.01 «ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ» ПРОФИЛЬ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ) » КВАЛИФИКАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ Тамбов 2014 Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 46.06.01 «Исторические науки и археология», по профилю «Всеобщая история (новая и новейшая история)» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры всеобщей истории, обсуждена и утверждена на заседании кафедры всеобщей истории ТГУ имени Г.Р.Державина. Протокол № 7 от «19» марта 2014 г. В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 46.06.01 «Исторические науки и археология», по профилю «Всеобщая история (новая и новейшая история)». Программа вступительных испытаний сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам как специалитета, так и магистратуры, и дает возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данному профилю. Структура программы 1. Цели и задачи вступительных испытаний Вступительное испытание для поступающих имеет своей целью презентацию теоретических знаний и сформированных навыков научного анализа на конкретно-историческом материале. Основные задачи испытания: - экспертно оценить характер мотивации поступающего и место представленных в ней научных и личных приоритетов; - прогноз потенциального исследовательского и профессионального роста поступающего; - контроль базовых исторических знаний, умений и навыков, требующих освоения в рамках программы вступительного испытания. 2. Требования к знаниям и умениям поступающего: В соответствии с предъявляемыми требованиями по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 46.06.01 «Исторические науки и археология», по профилю «Всеобщая история (новая и новейшая история)», поступающий должен: обладать широким историческим кругозором; владеть методологией и методическим арсеналом исторической науки; ориентироваться в основных направлениях развития отечественной и зарубежной историографии; уметь квалифицированно анализировать исторические источники с помощью качественных и количественных методов изучения; владеть информационными технологиями и уметь применять их в рамках научного исследования; Умения и навыки: обладать сформированными навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности; умение самостоятельно ставить проблему в рамках диссертационного исследования, выдвигать рабочую гипотезу и производить ее эмпирическую проверку; умение составлять и корректировать план диссертационного исследования; умение выявлять исторические источники и вводить их в научный оборот; умение сопоставлять подходы различных национальных исторических школ к решению проблемы диссертационного исследования; умение использовать в обработке полученных данных методы количественного анализа на основе компьютерных технологий; обладать сформированной культурой оформления и презентации сформированных умений и навыков в форме отчетов, рефератов и статей; 3. Содержание программы (аннотации тем) Раздел 1. Новая история Кризис европейского традиционного общества на рубеже Средневековья и Нового времени. Великие географические открытия конца ХV – середины XVII вв. и расширение европейской колонизации. Основные тенденции социально-экономического развития европейских стран в раннее Новое время. Процесс первоначального накопления капитала в XVI-XVII вв. Региональные особенности развертывания процесса модернизации в Европе. Период мануфактурного капитализма. Специфика социальной структуры общества в эпоху ранней модернизации. Кризис сословно-корпоративного строя и предпосылки складывания основ гражданского общества. Возрождение и Реформация как социокультурные явления в истории европейского общества. Основные доктрины реформационных учений. Научная революция XVII в. Абсолютизм как социально-политическая система переходного типа. Разновидности абсолютистских режимов. Социально-политическая идеология в эпоху абсолютизма. Историческая природа ранних буржуазных революций. Характер и особенности Английской революции XVII в. в историографии. Философская и общественно-политическая мысль XVIII в. Мировоззренческие основы идеологии и культуры Просвещения. Национальные особенности Просвещения. Переплетение антиколониальных и буржуазно-революционных тенденций в Войне североамериканских колоний Англии за независимость. Исследования американских и российских историков Войны за независимость. Французская революция конца XVIII в. Дискуссионные проблемы историографии Революции. Технический прогресс и развитие капиталистических отношений в XVIII – середине XIX вв. Промышленный переворот и его влияние на организационные основы и отраслевую структуру экономики стран Запада. Эволюция социальной структуры западного общества в эпоху промышленного переворота. Урбанизация. Циклическое развитие капиталистической экономики и формирование предпосылок ее структурных кризисов (динамика циклических кризисов и “длинных волн”). Буржуазия в странах Запада. Источники формирования, основные группы. Этос буржуа, эволюция самосознания. Колониальная экспансия Запада. Концепции происхождения колониализма и его сущности. Испано-португальская, голландская, английская и французская колониальные системы: общее и особенное. Сдвиги в экономической структуре капитализма в конце XIX – начале XX в. Особенности монополистического капитализма. Основные теории империализма. Общественно-политическая мысль XIX – начала XX в. Либерализм, консерватизм, радикализм. Социалистические идеи XVI-XIX вв. Международное социалистическое движение конца XIX – начала XX в. Революционные движения в Европе первой половины XIX в.: этапы, движущие силы, политические программы, результаты. Старые и новые подходы к изучению национально-освободительного и революционного движения в Латинской Америке в XIX в. Гражданская война в США и Реконструкция Юга в отечественной и зарубежной историографии. Историческая трансформация европейских монархий в Новое время. Авторитарные, авторитарно-либеральные, либерально-демократические политические режимы. Империи как форма государственности. Проблемы национального самоопределения в Европе. Пути объединения Германии и Италии. Формирование наций в Средней Европе. Австро-Венгрия: интеграционные процессы и национальная специфика. Национализм как фактор общественно-политической и духовной жизни европейских стран. Духовное развитие западного общества в XIX – начале ХХ в. Классическая общенаучная методология (“ньютоновская картина мира”). Формирование основ неклассической общенаучной методологии на рубеже ХIХ-ХХ вв. Отражение эволюции научных воззрений и общественного сознания в философских концепциях: от классической немецкой философии и позитивизма к “философии жизни”, неокантианству и экзистенциализму. Ведущие художественные стили в культуре XIX – начала XX вв.: мировоззренческие и эстетические основы. Страны Азии и Африки к началу нового времени. Особенности восточного феодализма. Кризис восточных обществ в XVI – первой половине XVII в. Великие империи Востока периода Нового времени и европейская колонизация. Складывание мировой колониальной капиталистической системы. Степень колониальной зависимости народов Востока к середине XIX в.; внутреннее развитие стран, сохранивших относительную независимость. Арабские страны Азии и Африки в период домонополистического капитализма. Народные движения на Востоке середины – третьей четверти XIX в.: характер, движущие силы, национальные особенности, итоги и современные подходы к их изучению. Страны Азии и Африки в период складывания колониальной системы империализма. Начало развития национальных буржуазных отношений в странах Азии и Африки. Капиталистическое развитие колониально зависимых стран в последней трети XIX в. Усиление колониальной эксплуатации и национально-освободительная борьба народов Востока в последней трети XIX в. Эпоха “пробуждения Азии” и революции начала ХХ в.: предпосылки, основные этапы, национальные особенности и итоги. Страны Азии и Африки во время первой мировой войны. Международные отношения в Новое время. Понятие “системы международных отношений”. Конфессиональный фактор в международных отношениях раннего Нового времени. Первый глобальный международный конфликт в Европе и создание Вестфальской системы международных отношений. Европа и мир в эпоху Французской революции конца XVIII в. и Наполеоновских войн. Венский конгресс, образование и деятельность “Священного союза монархов и народов”. Восточный вопрос в международных отношениях XIX в. Изменение характера международных отношений в конце XIX вв. Складывание Антанты и Тройственного союза. Первые военные конфликты империалистического типа. Причины, характер, основные этапы и результаты Первой мировой войны. Дискуссионные проблемы изучения ее истории. Раздел 2. Новейшая история Понятие “Новейшая история”, эволюция его трактовок. Историческое содержание и периодизация Новейшей истории. Основные тенденции социально-экономического развития стран Запада в XX в. Экономические последствия Первой мировой войны и факторы временной стабилизации мировой капиталистической системы. Эволюция форм предпринимательства, отношений собственности и трудовых отношений в межвоенный период. От неоклассической экономической теории к “кейнсианской революции”. “Новый курс” Ф. Рузвельта как модель перехода к системе государственно-монополистического капитализма. Этатистско-корпоративная экономика в условиях фашистских тоталитарных режимов. Динамика экономического развития Запада в 1945 – начале 1970-х гг. Эволюция рыночной структуры, форм предпринимательства и конкуренции в период НТР. Эволюция государственной экономической стратегии в конце 40-х – начале 70-х гг. Особенности развития американской и западноевропейской экономики. “Экономическое чудо” в ФРГ, Италии, Японии и перестройка “эшелонов модернизации”. Латиноамериканская модель “новых индустриальных стран” (НИС). Структурный экономический кризис 70-х – начала 80-х гг. Предпосылки перехода к постиндустриальному типу экономики. “Неоконсервативная революция”: экономические, социальные, идеологические аспекты. Особенности современной экономической стратегии. Глобализация мировой экономики и современная региональная интеграция. Эволюция социальной, демографической и этнонациональной структуры западного общества в XX в. Изменения в формах классообразования и новые факторы стратификации общества. Особенности социальных процессов в странах ускоренной модернизации. Идейно-политические факторы в истории западного общества XX в. Предпосылки синтеза идеологии социального либерализма, социал-демократии и социального консерватизма. Фашистская доктрина. Неолиберализм-неоконсерватизм. Радикальные идеологии конца XX в. Основные направления государственно-правового строительства в странах Запада в ХХ в. Либерально-демократические режимы. Авторитарные и тоталитарные диктатуры как формы этатистского конституционализма. Государственная власть в эпоху постиндустриального развития. Германская революция 1918-1919 гг.: проблемы истории и историографии. Веймарская республика 1919- 1933 гг.: исторический опыт первой германской республики. Система нацистского господства в Германии. Особенности итальянского фашизма. Народный фронт во Франции. Особенности исторического развития стран Западной Европы и США после Второй мировой войны. Позднее индустриальное общество. Структурные кризисы государства «всеобщего благоденствия». Постиндустриальное общество. Эволюция партийно-политических систем и государственного устройства. «Старые» и «новые» общественно-политические движения. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы после Второй мировой войны. Антифашистско-демократические преобразования. Влияние советского фактора на внутреннюю и внешнюю политику стран региона. Строительство социализма. Системный кризис общества. Демократические революции 1980-х – начала 1990-х годов. Новые ориентиры во внутренней и внешней политике. Духовное развитие западного общества в XX в. Художественная культура, мировоззренческие и философские искания эпохи модернизма. Завершение складывания неклассической научной картины мира. Культура постмодерна. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в. Формирование системы массовых коммуникаций. Постнеклассическая картина мира и особенности научного творчества в современную эпоху. Страны Азии и Африки в начале новейшего времени. Характер колониальной эксплуатации в эпоху империализма. Аграрные структуры стран Востока в условиях колониально-капиталистической экономики. Возникновение новых форм собственности. Особенности становления капитализма в городской экономике Востока. Социальные процессы на Востоке первой половины ХХ в. Политическое и идеологическое развитие стран Азии и Африки в межвоенный период и во время Второй мировой войны; проблема влияния европейского и японского фашизма, восточного национализма на подъем антиколониального движения. Развитие государственности и становление современных политических структур в странах Востока; проблема колониального наследия. Страны Азии и Африки в современном мировом идеологическом пространстве; осмысление результатов взаимодействия с Западом. Религиозно-реформаторская деятельность новой интеллигенции; модернизаторские тенденции в исламе, индуизме, буддизме, иудаизме, конфуцианстве. Развитие национально-государственной идеологии в странах Востока. Идеология национального прагматизма во второй половине ХХ в. Государства “правящих” идеологий в Азии и Африке. Наднациональные идеологии или панидеологии в современном афро-азиатском мире. Особенности социальных процессов в странах Азии и Африки во второй половине ХХ в. Восток после распада СССР. Основные проблемы внутриполитического развития стран Азиатско-тихоокеанского региона в 1945-2000-е гг. (на примере Китая, Индии, Японии, КНДР, Южной Кореи). Пути развития стран Ближнего и Среднего Востока после Второй мировой войны. Основные тенденции, факторы и противоречия экономического роста развивающихся стран. Международные отношения в Новейшее время. Версальско-Вашингтонская договорная система и ее противоречия. Причины, характер, основные этапы Второй мировой войны. Ялтинско-Потсдамские соглашения. «Холодная война»: биполярная система международных отношений. Современная геополитическая ситуация в мире. Глобальные проблемы человечества. 4. Вопросы к вступительному испытанию
5. Рекомендуемая литература Основная литература
Дополнительная литература
|
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Исторические науки и археология», по профилю «Отечественная история» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)» | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития» | ||
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине педагогика... Цель: определение уровня готовности абитуриента к выполнению научного исследования | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Настоящая программа определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру | ||
В аспирантуру, проводимых академией Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Биологические науки», по профилю «Физиология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры физиологии, обсуждена и... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Биологические науки», по профилю «Генетика» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры биологии, обсуждена и утверждена... | Программа вступительных испытаний по специальности Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | ||
Программа вступительных испытаний по специальности «Кардиология» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Программа вступительных испытаний по специальности «Органическая химия» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... |