Скачать 315.35 Kb.
|
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 Образование и педагогические науки 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования Пояснительная записка Настоящая программа определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру:
Формирование содержания и структурирования отдельных разделов рабочей программы осуществлялось с опорой на следующие принципы:
В структурном отношении программа представлена следующими разделами: методологические основы педагогики, история образования и педагогики, педагогическая антропология, педагогические теории и технологии, управление педагогическими системами. Вступительный экзамен предполагает не только демонстрацию соискателем к обучению в аспирантуре теоретических знаний, но и его способность к анализу педагогических проблем, историко-педагогической и современной педагогической реальности. В связи с этим вступительный экзамен предполагает два этапа: ответ на теоретико-методологические, историко-педагогические вопросы, а также собеседование по содержанию реферата, или по материалам опубликованных статей, отражающих конкретные вопросы образования, историко-педагогического знания и т.д. Реферат должен быть посвящен актуальной проблеме педагогической науки, содержать список использованной литературы и обязательные ссылки на нее в тексте реферата, иметь объем не менее 25 страниц (шрифт 14; интервал – 1,5; поля везде – 2,5).Представленные публикации должны сопровождаться аннотацией, отражающей научный уровень осмысления исследуемой в статье педагогической проблемы. Программа предусматривает список литературы, обязательной для изучения при подготовке к вступительному экзамену. Он включает тот минимум, который позволит поступающему в аспирантуру продемонстрировать необходимые знания, умения и способности. Методология педагогики Педагогика как область гуманитарного знания, её объект и предмет. Социальные функции педагогики. Методология педагогики, её сущность, функции (ценностно-ориентационная, гностическая, преобразовательная, рефлексивная) и уровни. Категориальный аппарат современной педагогики: образование, обучение, воспитание. педагогическая система, педагогическое взаимодействие и др. Использование педагогикой междисциплинарных понятий (личность, развитие личности, социализация, общение, деятельность, формирование и др.). Место педагогики в системе современного человекознания, её связи с философией, социологией, культурологией, естественными, психологическими и другими науками. Основные особенности педагогики как науки: специфика предмета, категориального аппарата, методов исследования. Структура педагогической науки, её ведущие отрасли Взаимодействие педагогической теории и образовательной практики, их взаимообогащение. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Его цели и задачи в современной социокультурной ситуации. Кризис образования в современном мире и особенности его проявления в России. Поиски педагогических путей преодоления кризиса образования. Ведущие идеи и основные направления реформирования образования. Философские основания различных направлений зарубежной и отечественной педагогики (прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм, марксизм и др.) и их анализ. Аксиологический (ценностный) подход к изучению социальных явлений и возможности его применения в педагогике. Обоснование гуманистической философии образования как основы новой методологии педагогики. Методологические принципы педагогических исследований: единство исторического и логического в познании педагогических явлений; системный и структурно-номинативный подходы; личностно-ориентированный и деятельностный подходы; этнопедагогический и антропологический подходы; культурологический и диалогический подходы; единство теории. эксперимента и практики. Методы педагогического исследования. История образования и педагогики Предпосылки возникновения и развития педагогической мысли в античном мире. Проблемы воспитания в философских учениях Сократа, Платона, Плутарха, Аристотеля. Демокрита, Квинтилиана. Влияние христианства на развитие школы и педагогики в Западной Европе. Гуманистическая направленность педагогики эпохи Возрождения. Педагогические идеи В. де-Фельтре, Ф. Рабле, М. Монтеня, Т. Мора, Э. Роттердамского, Т. Кампанеллы и их влияние на развитие образования. Педагогические концепции Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и их роль в становлении педагогической науки. Развитие педагогической мысли и школы в трудах французских просветителей К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж.А. Кондорсе, М. Лепелетье, А. Лавуазье. Педагогические идеи и деятельность филантропистов И.Б. Базедова, Х. Зальцмана. Неогуманизм в педагогике и школьной практике (В.Гумбольдт). Теория элементарного образования и развивающего обучения И.Г. Песталоцци и её влияние на развитие частных методик. Педагогические теории и системы И.Ф. Герберта. А. Дистервега, Г. Спенсера. Педагогические идеи Р. Оуэна, Сен-Симона, Ж. Фурье и их влияние на развитие педагогики. Экспериментальная педагогика Э. Меймана, В.А. Лая. Прагматическая педагогика Д. Дьюи и его последователей. Зарождение педологии и теории умственной одаренности (А. Бине). Педагогические взгляды М. Монтессори, С. Френе и их развитие в современной педагогике. Педагогические концепции современной зарубежной педагогики и основные направления развития образовательной практики в разных странах. Просвещение, школа и педагогическая мысль Древней Руси. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли Древней Руси. Влияние народной педагогики России на развитие научной педагогики. Развитие педагогической науки в России в XVIII веке. Педагогические идеи и деятельность М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.А. Барсова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Г.С. Сковороды, Я.И. Янковича. Роль Московского университета в развитии народного просвещения и педагогической науки. Особенности развития школы и педагогики в России в XIX - начале XX в. Педагогические взгляды В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. К.Д. Ушинский как основатель отечественной педагогической науки. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова. Педагогические системы и авторские школы в России Л.Н. Толстого, Н.А. Корфа, Н.Ф. Бунакова, Н.И. Ильминского, С.А. Рачинского и др. Педагогические идеи В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, В.И. Водовозова, А.Я. Герда, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта. Педагогика российского зарубежья: С.И. Гессен, В.В. Зеньковский Основные этапы развития педагогической науки и образования в советский период. Педагогическая и организаторская деятельность Н.К. Крупской, А.В. Луначарского. Педагогическая деятельность и идеи П.П. Блонского, А.Г. Калашникова, М.В. Крупениной, А.П. Пинкевича, М.М. Пистрака, М.Н. Покровского, С.Т. Шацкого, В.П. Шульгина. Практическая и теоретическая деятельность А.С. Макаренко. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского и его использование в современной школе. Проблема содержания образования в истории советской педагогики и школы. Развитие идей политехнической, трудовой школы в истории педагогики советского периода. Генезис проблемы развивающего и воспитывающего обучения. Реализация идеи всеобщего среднего образования в советской школе. Реформа школы 1984 года: причины, пути реализации, итоги. Концепции развития образования и педагогики России в условиях социально-экономических преобразований в начале XXI в. Педагогическая антропология Человек в системе наук. Педагогическая антропология, её сущность и теоретические истоки. Влияние антропологии на разработку категорий современной педагогики (социализация, развитие, воспитание, обучение, взаимодействие и др.). Ведущие идеи педагогической антропологии: целостность и неделимость духовной и биологической природы человека, его субъектность и др. Парадигмальный статус категорий "человек", "индивид", "личность". Соотношение индивидуального и социального в развитии человека. Развитие личности как проблема педагогической антропологии. Онтогенез: физическое, психическое и духовное развитие личности. Детерминанты развития личности: генетические предпосылки, природные и социокультурные факторы, индивидуально-типологические особенности, фактор пола, факторы воспитания и обучения. Закономерности развития личности: гетерохронность, сензитивность и др. Социальная ситуация развития личности. Педагогические возможности деятельности в развитии личности. Игра, учение, труд, общение как развивающие виды деятельности. Развитие индивидуальности, его движущие силы и механизмы. Сущность индивидуального подхода к развитию человека, его содержание. Возраст и развитие человека: кризисы и новообразования. Периодизация развития психики и личности. Теории периодизации. Взаимоотношения человека и общества. Социализация как процесс адаптации и интеграции человека в обществе и как процесс саморазвития и самореализации личности. Основные факторы и институты социализации. Развитие субъектности личности в процессе социализации и воспитания. Диалектика субъект-объектных отношений в педагогическом процессе. Сущность педагогического взаимодействия, его содержание, логика развития и формы. Полиролевые характеристики педагога. Межличностные отношения в педагогическом процессе, их диагностика и конструирование. Совместная деятельность субъектов педагогического процесса, стадии её развития и возрастные трансформации. Педагогическая деятельность, её функции и структура. Гуманистическая, творческая и диалоговая природа педагогической деятельности. Общая и профессиональная культура педагога. Профессионализм педагога как адекватная решению педагогических задач деятельность. Педагогическое творчество и мастерство. Уровни педагогического творчества. Педагогические теории и технологии Целостный педагогический процесс: сущность, движущие силы, структура и логика. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Обучение и воспитание как процессы, обращенные к формированию различных подструктур личности. Воспитание, самовоспитание, обучение, взаимообучение и самообразование как процессы, отличающиеся особенностями взаимодействия их участников. Педагогический процесс как динамически развивающаяся целостность, открытая система, предполагающая возможность включения новых структур (элементов). Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитание как система. Воспитание как процесс формирования системы отношений личности. Структурные элементы процесса воспитания и их взаимосвязь. Цель воспитания и ее место в педагогическом процессе. Закономерности и принципы гуманистического воспитания личности: персонифицированный подход, природосообразность, этнокультурный подход, гуманизация и дифференциация. Базовая культура личности как содержательная основа процесса воспитания: культура жизненного самоопределения, интеллектуальная культура, нравственная культура, культура труда и экономическая культура, правовая и политическая культура, культура межнациональных отношений, экологическая культура, художественная культура, физическая культура, культура семейных отношений. Система форм и методов воспитания. Воспитательная система школы. Современные концепции воспитания. Авторские воспитательные системы. Ученический коллектив как объект и субъект воспитания. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании детей. Особенности организации дополнительного образования. Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, движущие силы. Обучение как дидактическая система, как процесс развития и процесс познания. Принципы обучения как отражение закономерностей целостного педагогического процесса. Содержание образования. Реализация целей общества, культурно-национальных, региональных и местных запросов, образовательных потребностей в содержании образования. Концепция содержания образования в мировой педагогике. Особенности содержания образования в образовательных учреждениях разных типов. Общие требования к содержанию образования. Государственные образовательные стандарты. Учебный предмет. Классификация наук и учебные предметы. Научные основы построения учебных предметов. Учебные планы, программы, учебники. Многообразие форм организации обучения. Современный урок, условия и средства повышения его педагогической эффективности. Комплексные, интегративные, коллективные, групповые, индивидуальные формы обучения. Современные подходы к организации процесса обучения. Методы и средства обучения, их классификация в современной дидактике. Технические средства обучения. Информатизация обучения. Контроль и оценка знаний, умений и навыков. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Способы и процесс решения педагогической задачи. Основные этапы решения педагогических задач и их характеристика. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии. Управление педагогическими системами Сущность управления педагогическими системами. Государственно-общественная система управления образованием. Педагогическая система как объект научного управления. Системообразующие факторы, социально-педагогические и временные условия, структурные и функциональные компоненты педагогических систем. Общие принципы управления педагогическими системами: демократизация и гуманизация; системность и целостность; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство коллегиальности и единоначалия; объективность и полнота педагогической информации в управлении. Основные функции управления педагогическими системами, их взаимосвязь. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения, её основные компоненты. Педагогический анализ в управлении педагогическими системами. Виды и содержание педагогического анализа. Целеполагание и планирование в управлении педагогическими системами. Виды планирования в образовательных учреждениях и основные требования к ним. Содержание и структура перспективного, годового, текущего, оперативного планирования. Организация в управлении педагогическими системами. Содержание организаторской деятельности в управлении педагогическими системами. Организационные формы управленческой деятельности, Внутришкольный контроль и регулирование в управлении педагогическими системами, их взаимосвязь. Виды, формы и методы контроля и регулирования педагогического процесса. Инновационные процессы в образовании и управлении. Инновационная направленность педагогической деятельности. Передовой педагогический опыт и инновации в образовании. Критерии педагогических инноваций. Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры учителя. Формы организации методической работы в образовательных учреждениях. Педагогическое самообразование учителя. Аттестация педагогических работников. Профессиограмма и квалификационная характеристика учителя. Педагогические условия творческой самореализации учителя. Научная организация педагогического труда. Педагогический коллектив в управлении образовательным учреждением. Директор и педагогический коллектив, социально-педагогические условия их взаимодействия. Психологический климат в школе. Управление педагогическим, ученическим коллективами и самоуправление. |
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Общая педагогика, история педагогики и образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики... | Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине педагогика... Цель: определение уровня готовности абитуриента к выполнению научного исследования | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)» | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Образование и педагогические науки», по профилю «Теория и методика обучения и воспитания» разработана профессорско-преподавательским... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория и методика профессионального образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры информатики и информационных... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44.... Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Национального исследовательского университета... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры социально-культурной... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Психологические науки», по профилю «Общая психология, психология личности, история психологии» разработана профессорско-преподавательским... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития» | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Исторические науки и археология», по профилю «Всеобщая история (новая и новейшая история)» разработана профессорско-преподавательским... |