Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44. 06. 01 Образование и педагогические науки 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования





Скачать 315.35 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44. 06. 01 Образование и педагогические науки 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
страница1/3
Дата публикации03.04.2015
Размер315.35 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 Образование и педагогические науки
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
Пояснительная записка

Настоящая программа определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру:

  • владение системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;

  • владение системой знаний об истории и современных тенденциях развития педагогических теорий и систем;

  • владение системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития и способность интерпретировать знания в контексте современных проблем образования;

  • владение системой знаний о закономерностях воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, о современных педагогических технологиях, а также способностью к их критическому анализу в аспекте приоритетных задач развития образования;

  • владение системой знаний об организации образовательного процесса в различных социокультурных условиях, способность к интерпретации этих знаний в контексте проблемы организации поликультурного образовательного пространства;

  • знание системы образовательных учреждений и основ управления ими;

  • владеет системой знаний об основах основах организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования.

Формирование содержания и структурирования отдельных разделов рабочей программы осуществлялось с опорой на следующие принципы:

  • научность, требующая отображения педагогической науки как развивающейся системы, характеризуемой процессами интеграции и дифференциации;

  • гуманизация, ориентирующая содержание программы на единство социально- нравственного, общекультурного и профессионального развития личности;

  • фундаментальность во взаимосвязи с практикоориентированным содержанием, направленным на решение как теоретико-методологических, так и прикладных задач педагогической науки;

  • культуросообразность, позволяющая осуществить отбор содержания, необходимого для самоопределения соискателя в контексте мировой и отечественной педагогической культуры;

  • целостность и модульность, предполагающие, с одной стороны, обеспечение единства всех отраслей педагогической науки, преемственности её идей, взаимосвязи основных понятий с другими науками, а с другой - выделение логических единиц содержания.

В структурном отношении программа представлена следующими разделами: методологические основы педагогики, история образования и педагогики, педагогическая антропология, педагогические теории и технологии, управление педагогическими системами.

Вступительный экзамен предполагает не только демонстрацию соискателем к обучению в аспирантуре теоретических знаний, но и его способность к анализу педагогических проблем, историко-педагогической и современной педагогической реальности. В связи с этим вступительный экзамен предполагает два этапа: ответ на теоретико-методологические, историко-педагогические вопросы, а также собеседование по содержанию реферата, или по материалам опубликованных статей, отражающих конкретные вопросы образования, историко-педагогического знания и т.д.

Реферат должен быть посвящен актуальной проблеме педагогической науки, содержать список использованной литературы и обязательные ссылки на нее в тексте реферата, иметь объем не менее 25 страниц (шрифт 14; интервал – 1,5; поля везде – 2,5).Представленные публикации должны сопровождаться аннотацией, отражающей научный уровень осмысления исследуемой в статье педагогической проблемы.

Программа предусматривает список литературы, обязательной для изучения при подготовке к вступительному экзамену. Он включает тот минимум, который позволит поступающему в аспирантуру продемонстрировать необходимые знания, умения и способности.
Методология педагогики

Педагогика как область гуманитарного знания, её объект и предмет. Социальные функции педагогики. Методология педагогики, её сущность, функции (ценностно-ориентационная, гностическая, преобразовательная, рефлексивная) и уровни.

Категориальный аппарат современной педагогики: образование, обучение, воспитание. педагогическая система, педагогическое взаимодействие и др. Использование педагогикой междисциплинарных понятий (личность, развитие личности, социализация, общение, деятельность, формирование и др.).

Место педагогики в системе современного человекознания, её связи с философией, социологией, культурологией, естественными, психологическими и другими науками. Основные особенности педагогики как науки: специфика предмета, категориального аппарата, методов исследования. Структура педагогической науки, её ведущие отрасли Взаимодействие педагогической теории и образовательной практики, их взаимообогащение.

Образование как общественное явление и педагогический процесс. Его цели и задачи в современной социокультурной ситуации. Кризис образования в современном мире и особенности его проявления в России. Поиски педагогических путей преодоления кризиса образования. Ведущие идеи и основные направления реформирования образования. Философские основания различных направлений зарубежной и отечественной педагогики (прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм, марксизм и др.) и их анализ. Аксиологический (ценностный) подход к изучению социальных явлений и возможности его применения в педагогике. Обоснование гуманистической философии образования как основы новой методологии педагогики.

Методологические принципы педагогических исследований: единство исторического и логического в познании педагогических явлений; системный и структурно-номинативный подходы; личностно-ориентированный и деятельностный подходы; этнопедагогический и антропологический подходы; культурологический и диалогический подходы; единство теории. эксперимента и практики. Методы педагогического исследования.
История образования и педагогики

Предпосылки возникновения и развития педагогической мысли в античном мире. Проблемы воспитания в философских учениях Сократа, Платона, Плутарха, Аристотеля. Демокрита, Квинтилиана.

Влияние христианства на развитие школы и педагогики в Западной Европе. Гуманистическая направленность педагогики эпохи Возрождения. Педагогические идеи В. де-Фельтре, Ф. Рабле, М. Монтеня, Т. Мора, Э. Роттердамского, Т. Кампанеллы и их влияние на развитие образования.

Педагогические концепции Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и их роль в становлении педагогической науки.

Развитие педагогической мысли и школы в трудах французских просветителей К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж.А. Кондорсе, М. Лепелетье, А. Лавуазье. Педагогические идеи и деятельность филантропистов И.Б. Базедова, Х. Зальцмана. Неогуманизм в педагогике и школьной практике (В.Гумбольдт).

Теория элементарного образования и развивающего обучения И.Г. Песталоцци и её влияние на развитие частных методик. Педагогические теории и системы И.Ф. Герберта. А. Дистервега, Г. Спенсера. Педагогические идеи Р. Оуэна, Сен-Симона, Ж. Фурье и их влияние на развитие педагогики.

Экспериментальная педагогика Э. Меймана, В.А. Лая. Прагматическая педагогика Д. Дьюи и его последователей. Зарождение педологии и теории умственной одаренности (А. Бине). Педагогические взгляды М. Монтессори, С. Френе и их развитие в современной педагогике.

Педагогические концепции современной зарубежной педагогики и основные направления развития образовательной практики в разных странах.

Просвещение, школа и педагогическая мысль Древней Руси. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли Древней Руси. Влияние народной педагогики России на развитие научной педагогики.

Развитие педагогической науки в России в XVIII веке. Педагогические идеи и деятельность М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.А. Барсова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Г.С. Сковороды, Я.И. Янковича. Роль Московского университета в развитии народного просвещения и педагогической науки.

Особенности развития школы и педагогики в России в XIX - начале XX в. Педагогические взгляды В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. К.Д. Ушинский как основатель отечественной педагогической науки. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова. Педагогические системы и авторские школы в России Л.Н. Толстого, Н.А. Корфа, Н.Ф. Бунакова, Н.И. Ильминского, С.А. Рачинского и др. Педагогические идеи В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, В.И. Водовозова, А.Я. Герда, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта. Педагогика российского зарубежья: С.И. Гессен, В.В. Зеньковский

Основные этапы развития педагогической науки и образования в советский период. Педагогическая и организаторская деятельность Н.К. Крупской, А.В. Луначарского. Педагогическая деятельность и идеи П.П. Блонского, А.Г. Калашникова, М.В. Крупениной, А.П. Пинкевича, М.М. Пистрака, М.Н. Покровского, С.Т. Шацкого, В.П. Шульгина. Практическая и теоретическая деятельность А.С. Макаренко. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского и его использование в современной школе.

Проблема содержания образования в истории советской педагогики и школы. Развитие идей политехнической, трудовой школы в истории педагогики советского периода. Генезис проблемы развивающего и воспитывающего обучения. Реализация идеи всеобщего среднего образования в советской школе. Реформа школы 1984 года: причины, пути реализации, итоги.

Концепции развития образования и педагогики России в условиях социально-экономических преобразований в начале XXI в.

Педагогическая антропология

Человек в системе наук. Педагогическая антропология, её сущность и теоретические истоки. Влияние антропологии на разработку категорий современной педагогики (социализация, развитие, воспитание, обучение, взаимодействие и др.). Ведущие идеи педагогической антропологии: целостность и неделимость духовной и биологической природы человека, его субъектность и др.

Парадигмальный статус категорий "человек", "индивид", "личность". Соотношение индивидуального и социального в развитии человека. Развитие личности как проблема педагогической антропологии. Онтогенез: физическое, психическое и духовное развитие личности. Детерминанты развития личности: генетические предпосылки, природные и социокультурные факторы, индивидуально-типологические особенности, фактор пола, факторы воспитания и обучения.

Закономерности развития личности: гетерохронность, сензитивность и др. Социальная ситуация развития личности. Педагогические возможности деятельности в развитии личности. Игра, учение, труд, общение как развивающие виды деятельности.

Развитие индивидуальности, его движущие силы и механизмы. Сущность индивидуального подхода к развитию человека, его содержание. Возраст и развитие человека: кризисы и новообразования. Периодизация развития психики и личности. Теории периодизации.

Взаимоотношения человека и общества. Социализация как процесс адаптации и интеграции человека в обществе и как процесс саморазвития и самореализации личности. Основные факторы и институты социализации. Развитие субъектности личности в процессе социализации и воспитания.

Диалектика субъект-объектных отношений в педагогическом процессе. Сущность педагогического взаимодействия, его содержание, логика развития и формы. Полиролевые характеристики педагога.

Межличностные отношения в педагогическом процессе, их диагностика и конструирование. Совместная деятельность субъектов педагогического процесса, стадии её развития и возрастные трансформации.

Педагогическая деятельность, её функции и структура. Гуманистическая, творческая и диалоговая природа педагогической деятельности.

Общая и профессиональная культура педагога. Профессионализм педагога как адекватная решению педагогических задач деятельность. Педагогическое творчество и мастерство. Уровни педагогического творчества.
Педагогические теории и технологии

Целостный педагогический процесс: сущность, движущие силы, структура и логика. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

Обучение и воспитание как процессы, обращенные к формированию различных подструктур личности.

Воспитание, самовоспитание, обучение, взаимообучение и самообразование как процессы, отличающиеся особенностями взаимодействия их участников.

Педагогический процесс как динамически развивающаяся целостность, открытая система, предполагающая возможность включения новых структур (элементов).

Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитание как система. Воспитание как процесс формирования системы отношений личности. Структурные элементы процесса воспитания и их взаимосвязь.

Цель воспитания и ее место в педагогическом процессе. Закономерности и принципы гуманистического воспитания личности: персонифицированный подход, природосообразность, этнокультурный подход, гуманизация и дифференциация.

Базовая культура личности как содержательная основа процесса воспитания: культура жизненного самоопределения, интеллектуальная культура, нравственная культура, культура труда и экономическая культура, правовая и политическая культура, культура межнациональных отношений, экологическая культура, художественная культура, физическая культура, культура семейных отношений.

Система форм и методов воспитания. Воспитательная система школы. Современные концепции воспитания. Авторские воспитательные системы. Ученический коллектив как объект и субъект воспитания. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании детей. Особенности организации дополнительного образования.

Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, движущие силы. Обучение как дидактическая система, как процесс развития и процесс познания. Принципы обучения как отражение закономерностей целостного педагогического процесса.

Содержание образования. Реализация целей общества, культурно-национальных, региональных и местных запросов, образовательных потребностей в содержании образования. Концепция содержания образования в мировой педагогике. Особенности содержания образования в образовательных учреждениях разных типов. Общие требования к содержанию образования. Государственные образовательные стандарты.

Учебный предмет. Классификация наук и учебные предметы. Научные основы построения учебных предметов. Учебные планы, программы, учебники. Многообразие форм организации обучения. Современный урок, условия и средства повышения его педагогической эффективности. Комплексные, интегративные, коллективные, групповые, индивидуальные формы обучения. Современные подходы к организации процесса обучения. Методы и средства обучения, их классификация в современной дидактике. Технические средства обучения. Информатизация обучения. Контроль и оценка знаний, умений и навыков.

Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Способы и процесс решения педагогической задачи. Основные этапы решения педагогических задач и их характеристика. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии.

Управление педагогическими системами

Сущность управления педагогическими системами. Государственно-общественная система управления образованием. Педагогическая система как объект научного управления. Системообразующие факторы, социально-педагогические и временные условия, структурные и функциональные компоненты педагогических систем.

Общие принципы управления педагогическими системами: демократизация и гуманизация; системность и целостность; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство коллегиальности и единоначалия; объективность и полнота педагогической информации в управлении. Основные функции управления педагогическими системами, их взаимосвязь. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения, её основные компоненты.

Педагогический анализ в управлении педагогическими системами. Виды и содержание педагогического анализа. Целеполагание и планирование в управлении педагогическими системами. Виды планирования в образовательных учреждениях и основные требования к ним. Содержание и структура перспективного, годового, текущего, оперативного планирования.

Организация в управлении педагогическими системами. Содержание организаторской деятельности в управлении педагогическими системами. Организационные формы управленческой деятельности, Внутришкольный контроль и регулирование в управлении педагогическими системами, их взаимосвязь. Виды, формы и методы контроля и регулирования педагогического процесса.

Инновационные процессы в образовании и управлении. Инновационная направленность педагогической деятельности. Передовой педагогический опыт и инновации в образовании. Критерии педагогических инноваций.

Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры учителя. Формы организации методической работы в образовательных учреждениях. Педагогическое самообразование учителя. Аттестация педагогических работников.

Профессиограмма и квалификационная характеристика учителя. Педагогические условия творческой самореализации учителя. Научная организация педагогического труда. Педагогический коллектив в управлении образовательным учреждением. Директор и педагогический коллектив, социально-педагогические условия их взаимодействия. Психологический климат в школе. Управление педагогическим, ученическим коллективами и самоуправление.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44. 06. 01 Образование и педагогические науки 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Общая педагогика, история педагогики и образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44. 06. 01 Образование и педагогические науки 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительных испытаний по специальной дисциплине педагогика...
Цель: определение уровня готовности абитуриента к выполнению научного исследования
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44. 06. 01 Образование и педагогические науки 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)»
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44. 06. 01 Образование и педагогические науки 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44. 06. 01 Образование и педагогические науки 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44. 06. 01 Образование и педагогические науки 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Образование и педагогические науки», по профилю «Теория и методика обучения и воспитания» разработана профессорско-преподавательским...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44. 06. 01 Образование и педагогические науки 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44. 06. 01 Образование и педагогические науки 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44. 06. 01 Образование и педагогические науки 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Теория и методика профессионального образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры информатики и информационных...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44. 06. 01 Образование и педагогические науки 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44. 06. 01 Образование и педагогические науки 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44....
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Национального исследовательского университета...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44. 06. 01 Образование и педагогические науки 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры социально-культурной...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44. 06. 01 Образование и педагогические науки 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Психологические науки», по профилю «Общая психология, психология личности, история психологии» разработана профессорско-преподавательским...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44. 06. 01 Образование и педагогические науки 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития»
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44. 06. 01 Образование и педагогические науки 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44. 06. 01 Образование и педагогические науки 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Исторические науки и археология», по профилю «Всеобщая история (новая и новейшая история)» разработана профессорско-преподавательским...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск