Скачать 170.76 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ 44.06.01 «ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» ПРОФИЛЬ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (РУССКИЙ ЯЗЫК) » КВАЛИФИКАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ Тамбов 2014 Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 «Образование и педагогические науки», по профилю «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики и образовательных технологий, обсуждена и утверждена на заседании кафедры общей педагогики и образовательных технологий ТГУ имени Г.Р.Державина. Протокол № 9 от «14» марта 2014 г. В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 «Образование и педагогические науки», по профилю «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)» Программа вступительных испытаний сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам как специалитета, так и магистратуры, и дает возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данному профилю. Структура программы 1. Цели и задачи вступительных испытаний Целью вступительного испытания для поступающих является возможность показать углубленные профессиональные знания в избранной области, понимание актуальных проблем развития методической науки и специфики данной программы. Основные задачи испытания: проверка базовых знаний программы «Теория и методики обучения и воспитания (русский язык)»; выявление мотивов поступления в аспирантуру; определение области научно–практических и личных интересов поступающих; оценка потенциальных возможностей поступающего, обеспечивающие усвоение и развитие компетенций исследователя, преподавателя-исследователя данному по профилю. 2. Требования к знаниям и умениям поступающего В соответствии с предъявляемыми требованиями по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 «Образование и педагогические науки», по профилю «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)», поступающий должен: Знать: знать теоретические основы, закономерности и принципы педагогических процессов, методологию и методы обучения и воспитания; быть эрудированным в области современных проблем образования, обладать культурой педагогического мышления; знать структуру научного курса теории и методики обучения и воспитания в области школьного образования, методы исследовательской деятельности; иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития современного образования. Умения и навыки уметь педагогически квалифицированно анализировать проблемы обучения и воспитания школьников в области языка и литературы; освоить методику педагогического анализа управленческих процессов разных систем обучения и воспитания средствами языка; владеть образовательными технологиями в практике методической работы; владеть методикой создания и использования моделей прогнозирования педагогических явлений; уметь ставить проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности; уметь представлять результаты проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями; владеть навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. 3. Содержание программы (аннотации тем) 1. Методика преподавания русского (родного) языка как наука Предмет методики преподавания русского языка. Основные задачи методики русского языка на современном этапе развития школы. Структура научного курса методики. Специфика методики начального обучения русскому языку. Место методики преподавания русского языка среди других наук. Ее связи с лингвистикой, с психологией, с педагогикой, с теорией речевой деятельности, с литературоведением. Методы исследования в методике преподавания русского языка. Условия обеспечения высокого научного уровня решения задач методики. 2.Русский язык как учебный предмет в начальных классах Значение русского (родного) языка в жизни человека и в системе школьного образования. Содержание языкового образования в современной школе. Место русского языка как учебного предмета в начальных классах. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. Принципы построения программ по русскому языку. Содержание и структура программ. Развивающие возможности курса русского языка в начальных классах. 3. Методика обучения грамоте Значение периода обучения грамоте в общей системе учебно-воспитательной работы школы. Психолого-дидактические основы обучения грамоте. Чтение и письмо — виды речевой деятельности. Механизм чтения и письма. Психофизиологическая характеристика чтения и письма у опытного чтеца и начинающего обучаться грамоте ребенка. Лингвистические основы методики обучения грамоте. Звуковой строй русского языка и его графика. Слоговой (позиционный) принцип русской графики. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте в разработке К.Д.Ушинского. Психологические и лингвометодические основы современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Система аналитико-синтетических упражнений. Принципы построения и содержание современных букварей и азбук. Процесс обучения грамоте, его этапы в разных системах обучения грамоте. Задачи, содержание и методика работы на разных этапах обучения. Формирование навыка чтения в период обучения грамоте. Задачи, структура и методика урока чтения в период обучения грамоте. Основные виды упражнений на уроках чтения. Методические основы формирования навыка письма в период обучения грамоте. Характеристика современных прописей. Задачи, структура и содержание уроков письма. Виды упражнений на уроках письма, методика их проведения. Система каллиграфической работы. Приемы активизации учебной деятельности учащихся на уроках чтения и письма. Развитие речи в период обучения грамоте. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте. 4. Методика изучения фонетики, грамматики, словообразования и орфографии Цели и содержание языкового образования в современной школе (общая характеристика). Методика изучения основ фонетики и графики. Роль фонетических знаний в овладении школьниками устной и письменной речью. Формирование умения определять звуковой и буквенный состав слова, соотносить звуковую и графическую формы слова. Методика работы над фонетическими понятиями. Развитие у учащихся умения распознавать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, согласные звуки, парные по твердости и мягкости, по звонкости и глухости. Изучение правил переноса слов. Знакомство с алфавитом и формирование умения пользоваться им на практике. Овладение младшими школьниками графическими навыками. Система фонетических и графических упражнений. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках чтения и письма. Методические основы формирования у младших школьников грамматических и словообразовательных понятий. Сущность грамматических понятий, трудности их усвоения младшими школьниками. Процесс работы над грамматическими и словообразовательными понятиями, его основные этапы. Методические условия, обеспечивающие усвоение грамматических понятий младшими школьниками. Грамматические и словообразовательные упражнения, их типы и назначение. Методика использования грамматических упражнений на разных этапах усвоения понятий. Значение и виды грамматического разбора, методика его проведения. Значение и задачи работы над морфемным составом слова и образованием слов. Система изучения морфемного состава слова. Содержание и методика работы над корнем, приставкой, суффиксом и окончанием. Работа над составом слова в связи с изучением частей речи. Методические основы изучения частей речи. Система изучения имен в начальных классах. Этапность системы изучения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, задачи и содержание работы на каждом этапе. Организация работы над категориями частей речи. Лексико-стилистическая работа в процессе изучения частей речи. Методические основы изучения синтаксиса и пунктуации в начальных классах. Распределение материала по годам обучения. Условия формирования у младших школьников основных синтаксических понятий. Грамматическое и антиграмматическое направления в истории обучения орфографии. Понимание природы орфографического навыка психологами и методистами. Условия овладения младшими школьниками орфографическим навыком. Значение орфографических правил для формирования навыков грамотного письма. Организация работы над усвоением содержания орфографических правил и их применением. Виды орфографических упражнений, их классификация. Критерии выбора орфографических упражнений. Систематичность как одно из важнейших условий формирования навыков грамотного письма. Методика поведения различных видов орфографических упражнений. Формирование у младших школьников навыков правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Формирование навыка правописания падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных. Формирование навыка правописания личных окончаний глагола. Методика обучения письму слов с непроверяемыми орфограммами. Основные типы орфографических ошибок. Методика работы над предупреждением и исправлением орфографических ошибок. Современный урок русского языка. Типы и структура урока русского языка в начальных классах. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. 5. Методика развития речи учащихся Значение и задачи работы над развитием речи учащихся. Развитие речи — главная задача обучения русскому языку в начальных классах. Речь как деятельность. Виды речи. Основные качества речи. Условия полноценного речевого развития школьников. Лексическо-стилистическая работа над текстом на уроках русского языка. Приемы толкования лексического значения слов. Методика работы над употреблением в тексте синонимов, антонимов, многозначных слов, слов в переносном смысле, слов с эмоционально-экспрессивной окраской. Синтаксический анализ текста на уроках русского языка. Возможности учебника «Русский язык» для развития словаря и синтаксического строя речи учащихся. Виды упражнений над словом, словосочетанием и предложением в аспекте развития речи учащихся. Связная речь. Задачи развития связной речи. Основные умения в области связной речи. Формирование у младших школьников понятия «текст». Методика работы над типами речи: повествованием, описанием, рассуждением. Стилистическая дифференциация в развитии связной речи младших школьников. Значение и задачи работы над изложением. Виды изложений и методика их проведения. Содержание и структура урока изложения. Значение и задачи работы над сочинением. Роль сочинений в воспитании школьников. Тематика сочинений. Классификация сочинений. Методика обучения сочинениям различных видов. Этапы работы над сочинением. Структура и содержание урока сочинения. Анализ сочинений учащихся и последующая работа над ними. Оценка изложений и сочинений. I.Общие вопросы методики
II. Методика обучения грамоте
III. Методика формирования младшего школьника как читателя
IV.Методика изучения младшими школьниками основ языковой теории
14. Методика изучения основ фонетики и графики. Усвоение понятий «звук», «буква», «слог», «ударение». 15. Звуко-буквенный, слого-звуковой и фонемно-буквенный разбор в начальных классах. 16. Процесс работы над усвоением языковых понятий младшими школьниками с учётом современных подходов к изучению русского языка в начальных классах.
V.Методика формирования у младших школьников орфографического действия и орфографического навыка
V.Методика совершенствования речевой деятельности учащихся начальных классов
4. Вопросы к вступительному испытанию
5.Рекомендуемая литература Основная литература: 1. Лекант, П.А. Современный русский язык. Синтаксис: учебное пособие / П.А. Лекант. – М. : Издат. центр «Академия», 2010. – 248 с. 2. Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебное пособие Автор: Мусатов В.Н. Издательство: ФЛИНТА, 2012 г. (ЭБС «КнигаФонд»). 3. Современный русский язык: учебник / под ред. В.А. Белошапковой. – Изд. 4-е. – М. : Альянс, 2011. 4. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие. Автор: Земская Е.А. Издательство: ФЛИНТА, 2011 г. (ЭБС «КнигаФонд»). 5. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учебное пособие Автор: Кузьмина Н.А. Издательство: ФЛИНТА, 2010 г. (ЭБС «КнигаФонд»). 6. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. Автор: Горбачевский А.А. Издательство: ФЛИНТА, 2011 г. (ЭБС «КнигаФонд»). Дополнительная литература: 7. Блохина Н.Г. Современный русский язык: Учеб. пособие в 2-х ч./ Н.Г. Блохина ; Тамб. гос. ун-т им.Г.Р.Державина .— Тамбов : Изд-во ТГУ, 3-е изд., перераб., доп. — 2002. 8. Валгина, Н.С. Современный русский язык: учеб. для студ. вузов / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина ; Под ред. Н.С. Валгина .— Изд. 6-е, перераб. и доп. — М. : Логос, 2006 .— 527 с. 9. Гвоздарев, Ю.А. Современный русский язык: лексикология и фразеология: учеб. пособ. — М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2008 .— 350 с. 10. Золотова Г.А., Онипенко Н.К. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004. 11. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учеб. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2009. 12. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. в 2 Ч. Под. ред. Е.И.Дибровой. – М.: Просвещение: Владос, 2006. 13. Современный русский язык: Учебник / П.А.Лекант, Е.И.Диброва, Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобукова; под ред. П.А.Леканта. – М.: Изд-во «Дрофа», 2001. 14. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис: Учебник / Л.А.Новиков, Л.Г.Зубкова, В.В.Иванов и др.; Под. общ. ред. Л.А.Новикова. - СПб.; Изд-во «Лань», 1999. Словари и справочники 15. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. - СПб.: Фолио-Пресс, 1999. 16. Большой академический словарь русского языка [Текст] / РАН ; Ин-т лингв. исследований ; [Гл. ред. К.С. Горбачевич] .— М. ; СПб. : Наука : Наука, 2004. 17. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение. - М.: Рус. яз., 1999. 18. Каленчук, М.Л. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и ее варианты/ М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткин, Р.Ф. Касаткина ; Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова РАН; под ред. Л.Л. Касаткина .— М. : АСТ-Пресс, 2012 .— 1008 с. 19. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. 20. Лопатин, В.В. Русский толковый словарь [Текст] : Около 35000 слов: 70000 словосочетаний / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина .— 7-е изд., испр. и доп. — М. : Рус. яз., 2001 .— 877 с. 21. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., доп. М.: Азъ, 2008. 22. Розенталь, Д.Э. Большой справочник по русскому языку: Орфорграфия. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная? / Д.Э. Розенталь .— М. : Оникс : Мир и Образование, [2007] .— 1007 с. 23. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку: Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь .— М. : Оникс : Мир и Образование, 2006 .— 381 с. 24. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация/ Д.Э. Розенталь .— 2-е изд., перераб. — М. : Оникс : Мир и Образование, 2008 .— 253 с. 25. Русский орфографический словарь: около 160 000 слов / Российская академия наук, Ин.-т рус. яз. Отв. ред. В.В.Лопатин. М.: Азбуковник, 1999. 26. Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. / Гл. ред. К.С.Горбачевич - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1991-1994. |
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)» | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,... | ||
Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине педагогика... Цель: определение уровня готовности абитуриента к выполнению научного исследования | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Образование и педагогические науки», по профилю «Теория и методика обучения и воспитания» разработана профессорско-преподавательским... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Настоящая программа определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория и методика профессионального образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры информатики и информационных... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры социально-культурной... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Общая педагогика, история педагогики и образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития» | ||
В аспирантуру, проводимых академией Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Биологические науки», по профилю «Генетика» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры биологии, обсуждена и утверждена... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Биологические науки», по профилю «Физиология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры физиологии, обсуждена и... | Программа вступительных испытаний по специальности Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... |