Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06. 06. 01 «биологические науки»





Скачать 105.56 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06. 06. 01 «биологические науки»
Дата публикации19.04.2015
Размер105.56 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»


Утверждено на заседании

Ученого Совета

Тамбовского государственного университета имени

Г.Р. Державина

протокол № 35 от

«25» марта 2014г.
Ректор В. М. Юрьев



ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

06.06.01 «БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

ПРОФИЛЬ

«ГЕНЕТИКА »

КВАЛИФИКАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Тамбов 2014

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06.06.01 «Биологические науки», по профилю «Генетика» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры биологии, обсуждена и утверждена на заседании кафедры биологии ТГУ имени Г.Р.Державина.

Протокол № 9 от 17 марта 2014 г.

В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06.06.01 «Биологические науки», по профилю «Генетика».

Программа вступительных испытаний сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам как специалитета, так и магистратуры, и дает возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данному профилю.

Структура программы
1. Цели и задачи вступительных испытаний

Целью вступительного испытания для поступающих должна стать возможность показать свое умение мыслить биологически при анализе того или иного материала, объясняя, чем вызваны поиски и открытия в том или ином направлении научного знания, какие конкретно факторы, предпосылки (генетические, экологические или что-то другое) послужили толчком к появлению новых идей и выводов.
Основные задачи испытания:

 выяснить мотивы поступления и определить область научно-практических и личных интересов поступающего;

 оценить потенциальные возможности поступающего, обеспечивающие усвоение и развитие компетенций исследователя, преподавателя-исследователя;

 проверка базовых знаний, предъявляемых к поступающему данной программы.
2. Требования к знаниям и умениям поступающего

В соответствии с предъявляемыми требованиями по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06.06.01 «Биологические науки», по профилю «Генетика», поступающий должен:

быть хорошо эрудированным, обладать высокой культурой биологического мышления;

знать теоретические основы и закономерности функционирования генетики, принципы соотношения методологии и методов генетического исследования;

иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной генетики;

уметь квалифицированно анализировать современные научные проблемы в рамках одного из разделов генетики;

владеть методикой и технологией создания и использования биологических моделей;

освоить методику генетического анализа в различных сферах генетической науки – фундаментальной и практической.

владеть инновационными технологиями в практике генетической работы.
Умения и навыки:

владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;

умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

умение формировать план исследования, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
3. Содержание программы (аннотации тем)

Раздел I. Генетика и ее место в биологии.

Предмет генетики. Истоки генетики. Значение работ Г. Менделя в формировании методологии генетики. Роль отечественных ученых в развитии генетики и селекции (Н.И. Вавилов, А.С. Серебровский, Н.К. Кольцов, Ю.А. Филипченко, С.С. Четвериков и др.). Основные этапы развития генетики. Место генетики среди биологических наук. Задачи и перспективы генетики. Методы генетики. Метод генетического анализа. Г. Мендель как основатель метода генетического анализа.

Раздел II. Клетка как основа наследственности и воспроизведения.

Клеточные и неклеточные формы организации живого – эукариоты, прокариоты, вирусы. Роль органоидов клетки в преемственности поколений. Значение цитологических методов в исследованиях материальных основ наследственности. Строение и роль ядра в наследственности, доказательства роли ядра, хромосом и ДНК в передаче свойств и признаков.

Клеточный цикл. Митоз и мейоз. Стадии деления клетки и их генетическая сущность. Регуляция биосинтеза ДНК в митотическом цикле.

Структурная модель ДНК Уотсона и Крика. Механизм репликации ДНК. Функции ДНК, гистонов и РНК в клеточном метаболизме. Специфика ДНК. Функции РНК. Репликация ДНК и репродукция хромосом. Значение непрерывного потока информации при репликации и транскрипции. Воспроизведение и распределение органелл цитоплазмы и ядра при делении клетки.

Раздел III. Основы наследственности.

Гены и хромосомы. Развитие представлений о хромосомном наборе. Структура и функции хромосом. Компоненты хромосом: ДНК, РНК, белки. Взаимодействие молекул в структуре хромосом. Специфичность морфологии и числа хромосом. Парность набора хромосом в соматических клетках. Гомологичные хромосомы. Кариотип. Цитогенетические различия и видовая изоляция.

Генетический код и его свойства: триплетность, вырожденность, универсальность. Перекрывание и рамки считывания кодонов.

Структурно-функциональная организация генома эукариот. Рекомбинация.

Генетические и цитологические карты хромосом. Идентификация хромосом. Внеядерная наследственность.

Раздел IV. Изменение хромосом.

Факторы, влияющие на хромосомный набор. Парадокс размеров генома. Роль экологических факторов в возникновении хромосомных аберраций. Генетические факторы риска. Перестройки, связанные с изменением морфологии хромосом. Перестройки, связанные с изменением числа хромосом. Спонтанная изменчивость хромосом в соматических клетках.

Геномные и хромосомные мутации. Генные мутации, мутационный эффект на фенотипическом и молекулярном уровнях. Индуцированный мутагенез. Генетические эффекты радиации. Репарации повреждений генетического материала. Химический мутагенез. Действие химических мутагенов на хромосомы и ДНК. Молекулярные основы мутаций и процессов репараций. Анеуплоидия. Полиплоидия. Механизмы фенотипического проявления хромосомного дисбаланса.

Роль различных хромосомных перестроек в эволюционных преобразованиях кариотипа. Кариотипические особенности разных видов. Принцип стабильности хромосом. Молекулярные механизмы хромосомных повреждений. Репарация ДНК.

Раздел V. Генетический анализ.

Менделизм как основа генетического анализа. Разрешающая способность генетического (гибридологического) метода и ограниченность его применения. Генетический анализ у эукариот при половом размножении. Системы скрещиваний, подбор исходного материала, оценки результатов скрещиваний. Анализирующее скрещивание.

Исходный материал для генетических исследований. Генетические коллекции. Роль генетических моделей в генетике. Понятие признака в генетике.

Раздел VI. Сцепленное наследование и методы его анализа.

Группы сцепления и число хромосом. Расщепление при независимом наследовании, при полном и неполном сцеплении. Определение групп сцепления. Идентификация и локализация гена. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Условия, влияющие на кроссинговер.

Раздел VII. Цитоплазматическая наследственность.

Методы выявления цитоплазматической (нехромосомной) наследственности. Плазмон, цитоплазмон и пластом, их изменчивость. Значение метода реципроктных и обратных скрещиваний, методов замены ядра. Пластидная наследственность. Типы пластидной наследственности и изменчивости. Митохондриальная наследственность. Явление цитоплазматической мужской стерильности (ЦМС).

Раздел VIII. Генетика популяций.

Наследственность, изменчивость и отбор как факторы популяции. Понятие вида и популяции, макро- и микроэволюции. Популяция и ее генетическая структура. Популяция организмов с перекрестным оплодотворением и самооплодотворением. Учение Иоганнсена о популяциях и чистых линиях. Наследование в популяциях. Генетическое равновесие в панмиктической популяции. Факторы генетической динамики популяции. Роль мутационной изменчивости в популяции (С.С. Четвериков). Действие отбора. Понятие о селективной ценности генотипов и коэффициенте отбора. Факторы изоляции. Изменения в генетической структуре популяций: мутации, дрейф генов, миграции, отбор. Микроэволюция. Роль микроэволюции в растениеводстве.

Раздел IX. Генетические основы селекции.

Генетика как теоретическая основа селекции. Селекция как наука. Учение об исходном материале в селекции. Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову. Понятие о породе, сорте, штамме.

Особенности отдаленной (межвидовой и межродовой) гибридизации: скрещиваемость, фертильность и особенности расщепления у гибридов. Реципроктные скрещивания. Пути преодоления нескрещиваемости. Работы отечественных ученых по отдаленной гибридизации (И.В. Мичурин, Г.Д. Карпеченко и др.). Методы преодоления стерильности отдельных гибридов. Амфидиплоидия. Ресинтез видов и получение новых видовых форм.

Изменчивость как источник материала для отбора в селекции. Использование индуцированной мутационной изменчивости в селекции растений. Значение разных методов отбора в селекции. Регуляция генной экспрессии. Значение условий внешней среды для эффективности отбора.

Явление гетерозиса. Использование простых и двойных гибридов в растениеводстве. Производство гибридных семян на основе цитоплазматической мужской стерильности.

Коэффициент наследуемости и его использование в выборе методов селекции.

Роль агротехнических мероприятий в реализации потенциальной продуктивности сортов растений.

Успехи отечественных селекционеров в создании сортов растений.

Основные методы генетико-селекционной работы И.В. Мичурина, акклиматизация и интродукция растений (метод Ментора, отдаленная гибридизация плодовых культур, опыление смесью пыльцы, предварительное вегетативное сближение и вегетативная гибридизация, спартанский режим воспитания гибридов, метод посредника, управление доминированием). Значение работ И.В. Мичурина в развитии селекции плодовых растений и биологии в целом. Наиболее распространенные сорта яблони, груши, вишни и др. культур, выведенные И.В. Мичуриным.

Генетическая оценка селекции растений на засухоустойчивость, морозоустойчивость, холодостойкость, устойчивость к болезням и вредителям, селекция на высокое хозяйственное и биохимическое качество с/х растений, селекция растений на солеустойчивость, приспособленность к механизированной технологии возделывания и орошения, физиологическая стратегия селекции и генетики.. Пути развития современных направлений в селекции растений (мутагенез, полиплоидия, отдаленная гибридизация, генная и клеточная инженерия), моделирование сортов растений с помощью компьютерной техники и ЭВМ. Конструирование, клонирование и отбор рекомбинантных форм и практическое использование данных в селекции растений.
4. Вопросы к вступительному испытанию

1. Предмет, история развития, задачи и перспективы генетики.

2. Методы генетики.

3. Клеточные и неклеточные формы организации живого.

4. Строение и роль ядра в наследственности.

5. Клеточный цикл. Митоз и мейоз.

6. Строение и роль ДНК и РНК.

7. Гены и хромосомы.

8. Генетический код и его свойства.

9. Структурно-функциональная организация генома эукариот. Рекомбинация.

10. Генетические и цитологические карты хромосом. Идентификация хромосом.

11. Внеядерная наследственность.

12. Факторы, влияющие на хромосомный набор.

13. Геномные и хромосомные мутации.

14. Роль различных хромосомных перестроек в эволюционных преобразованиях кариотипа.

15. Менделизм как основа генетического анализа.

16. Исходный материал для генетических исследований.

17. Сцепленное наследование и его механизмы.

18. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана.

19. Цитоплазматическая наследственность.

20. Популяция и ее генетическая структура.

21. Факторы генетической динамики популяции.

22. Факторы изоляции.

23. Изменения в генетической структуре популяций: мутации, дрейф генов, миграции, отбор.

24. Генетика как теоретическая основа селекции. Селекция как наука.

25. Учение об исходном материале в селекции. Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову.

26. Особенности отдаленной (межвидовой и межродовой) гибридизации.

27. Изменчивость как источник материала для отбора в селекции.

28. Значение разных методов отбора в селекции.

29. Явление гетерозиса.

30. Роль агротехнических мероприятий в реализации потенциальной продуктивности сортов растений.

31. Успехи отечественных селекционеров в создании сортов растений.

32. Основные методы генетико-селекционной работы И.В. Мичурина.

5. Рекомендуемая литература


Основная литература

  1. Курчанов Н.А. Генетика человека с основами общей генетики: руководство для самоподготовки. СпецЛит, 2010.

  2. Нахаева В.И. Практический курс общей генетики: учебное пособие для студентов биологических специальностей педагогических высших учебных заведений. ФЛИНТА, 2011.

Дополнительная литература

  1. Гладков Л.А.Курейчик В.В.Курейчик В.М. Генетические алгоритмы: учебник. ФИЗМАТЛИТ, 2010.

  2. Давидчук Н.В., Еремеева Н.В. Делектус семян: каталог. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010.

  3. Докинз Р. Расширенный фенотип: длинная рука гена. М.: Астрель: CORPUS, 2010.

  4. Козлов Н.Н. Математический анализ генетического кода. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  5. Леруа А.М. Мутанты: о генетической изменчивости и человеческом теле. М.: Астрель: CORPUS, 2010.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06. 06. 01 «биологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06. 06. 01 «биологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Биологические науки», по профилю «Физиология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры физиологии, обсуждена и...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06. 06. 01 «биологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06. 06. 01 «биологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06. 06. 01 «биологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06. 06. 01 «биологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)»
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06. 06. 01 «биологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития»
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06. 06. 01 «биологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний в аспирантуру по образовательным...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06. 06. 01 «биологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по специальной дисциплине педагогика...
Цель: определение уровня готовности абитуриента к выполнению научного исследования
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06. 06. 01 «биологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Настоящая программа определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06. 06. 01 «биологические науки» iconВ аспирантуру, проводимых академией
Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06. 06. 01 «биологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06. 06. 01 «биологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Кардиология»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06. 06. 01 «биологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Травматология и ортопедия»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06. 06. 01 «биологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Нервные болезни»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06. 06. 01 «биологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Органическая химия»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск