Скачать 166.21 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ 44.06.01 «ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» ПРОФИЛЬ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ИНФОРМАТИКА – УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) » КВАЛИФИКАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ Тамбов 2014 Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 «Образование и педагогические науки», по профилю «Теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры информатики и информационных технологий, обсуждена и утверждена на заседании кафедры информатики и информационных технологий ТГУ имени Г.Р.Державина. Протокол № 18 от «5» марта 2014 г. В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 «Образование и педагогические науки», по профилю «Теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)». Программа вступительных испытаний сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам как специалитета, так и магистратуры, и дает возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данному профилю. Структура программы 1. Цели и задачи вступительных испытаний Целью вступительного испытания для поступающих должна стать возможность показать свое умение мыслить научно-педагогически при анализе того или иного материала, объясняя чем вызваны поиски и открытия в направлениях как научного педагогического знания так к в области информатики, какие конкретно исторические условия, предпосылки (потребности, запросы общества, противоречия внутри самой науки или что-то другое) послужили толчком к появлению новых идей и выводов. Основные задачи испытания:
2. Требования к знаниям и умениям поступающего В соответствии с предъявляемыми требованиями по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 44.06.01 «Образование и педагогические науки», по профилю «Теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)», поступающий должен:
Умения и навыки: владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении; умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; умение формировать план исследования, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования; умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати; умение представлять методические разработки в виде электронных изданий на основе информационно-коммуникационных технологий. 3. Содержание программы (аннотации тем) 1. Теория обучения. Образование как социокультурный феномен. Образование и личность. Образование и, общество. Образование, наука и культура. Обучение как основной путь освоения общечеловеческого опыта. Соотношение, процессов познания «учения, обучения и учения. Закономерности и принципы обучения. Основные дидактические теории: теория развития личности в различных образовательных системах; теория целеполагания и таксономии целей образования; теория личностно-ориентированного обучения; теория развивающего обучения; теория учебной деятельности и ее субъекта; теория содержательного обобщения; теория поэтапного формирования умственных действий; теория единства слова и наглядности в обучении; теория объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного и компьютерного обучения. Основные психолого-педагогические проблемы и трудности традиционного обучения. Обучение как дидактическая система и как одна из подсистем целостного педагогического процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Структура, цели и результаты процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Взаимообусловленность обучения и реальных учебных возможностей учащихся. Психология возраста. Учитель как субъект образовательного процесса. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Учитель как руководитель и воспитатель. Психологические закономерности и механизмы обучения. Обучение как система организованных взаимодействий, направленных на решение образовательных задач. Психологическая сущность и структура учения. Психология процесса усвоения.. Содержание образования. Научные основы содержания образования. Содержание образования как фундамент культуры личности. Образовательные технологии и методы обучения. Педагогическая технология как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса. Основные образовательные технологии: адаптивные; развивающие; личностно-ориентированные; диалоговые, модульные; контекстные; информационные; уровневой дифференциации обучения; группового воздействия; суггестологии; мультимедиатехнологии; игротехники; технологии педагогического общения, диагностики, прогнозирования, саморазвития, коррекции. Теория и система методов обучения. Понятие о методах и их классификация. Методы организации учебной деятельности. Модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Классно-урочная система обучения. Другие организационные формы учебной работы: практикумы и семинары; факультативы; учебные экскурсии; домашняя учебная работа учащихся; самообразование (экстернат); очно-заочная форма обучения и др. Средства обучения. Предметы материальной и духовной культуры как средства обучения. Моделирование содержания образования дидактическими средствами. Многообразие и классификация средств обучения. 2. Содержание курса информатики и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). 2.1.Предмет информатики. Информатика - как комплексная научная дисциплина. Роль ЭВМ и информатики как катализаторов научно-технического прогресса. Фундаментальные понятия информатики: информация, модель, алгоритм, исполнитель (компьютер), процесс обработки информации. 2.2.Информация и компьютер. Понятие информации. Основные этапы преобразования информации: восприятие, преобразование, передача, обработка, хранение, накопление, представление. Единицы измерения объема информационного сообщения. 2.3.Алгоритмизация и программирование. Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритма. Основные алгоритмические конструкции. 2.4.Информационные технологии. Обработка текста. Редакторы текста. Использование технической обработки текста в практической деятельности. Машинная графика. Области применения. Аппаратные и программные средства машинной графики. Обобщенные характеристики графического редактора. Электронные таблицы (ЭТ). Основные способы представления и отображения информации средствами ЭТ. Области применения. Базы данных. Общее понятие. Реляционная, иерархическая, сетевая модели данных. Требования и организация данных. Системы управления базами данных (СУБД). Структура и Функции СУБД. Примеры использования. 2.5.Формализация и моделирование. Моделирование на ЭВМ. Компьютерная модель. 2.6.Информационные системы и искусственный интеллект. Интегрированная среда. Принципы построения и основные понятия. Автоматизированные информационные системы. Экспертные системы. Базы знаний. Модели баз знаний. Язык ПРОЛОГ как средство описания и построения экспертных систем. Использование естественного языка. Интеллектуальный интерфейс. ЭВМ пятого поколения. 2.7.ИКТ в образовании Автоматизированные обучающие и информационные системы. Современные информационные технологии в образовании. 3. Методика обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) 3.1. Информатика как учебный предмет Цели и задачи обучения информатике и ИКТ в средней школе. Педагогические функции курса «Информатики». Формирование компьютерной культуры, компьютерной грамотности, ключевых компетенций, ИКТ-компетентности. Формирование. Место школьного курса Информатика и ИКТ в системе учебных предметов средней школы. Перспектива развития курса Информатика и ИКТ. 3.2. Структура и содержание курса Анализ программы школьного курса по информатике: содержание обучения, требования к знаниям и умениям, содержание практических работ, состав программного обеспечения, межпредметные связи. Проблема дифференцированного обучения информатике. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт школьного образования по информатике (ФГОС). Сравнительный анализ ФГОС первого, второго и третьего поколения. Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике. Профильные курсы информатики, ориентированные на моделирование. Профильные курсы информатики, ориентированные на информационные технологии. Профильные курсы информатики, ориентированные на программирование. Элективные курсы в профильном обучении. 3.3. Учебно-методическое и техническое обеспечение школьного курса Анализ учебных пособий, дидактических материалов, УМК (учебно-методических комплексов) по информатике. Кабинет информатики в средней школе и его оборудование. Правила техники безопасности при работе в кабинете. Программное обеспечение школьного курса информатики - важная составная часть учебно-методического комплекса по курсу информатики. Характеристика программного обеспечения. 3.4. Прикладная направленность курса информатики Роль задач в усилении прикладной направленности школьного курса информатики. Формирование у учащихся навыков применения ЭВМ при решении практических задач. Межпредметная роль курса школьной информатики. 3.5. Психолого-педагогические основы обучения информатике. Особенности проведения урока по информатике. Роль и место учителя на уроке. Организация самостоятельной работы учащихся. Оценка деятельности учащихся. Психолого-педагогические требования к педагогическим программным средствам. 3.6. Методы обучения Особенности методов обучения при изучении школьного курса информатики. Классификация форм обучения на базе интернет-технологий. Методика изучения содержательной линии «Информация и информационные процессы». Методические проблемы определения информации. Подходы к измерению информации. Процесс хранения информации. Процесс обработки информации. Процесс передачи информации. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информации и информационных процессов. Методика изучения содержательной линии «Компьютер». Представление данных в компьютере. Методические подходы к раскрытию понятия архитектуры ЭВМ. Развитие представлений учащихся о программном обеспечении ЭВМ. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии компьютера. Лабораторный практикум. Методика изучения содержательной линии «Формализация и моделирование» Подходы к раскрытию понятий «Информационная модель», «Информационное моделирование» Элементы системного анализа в курсе информатики. Линия моделирования и базы данных. Информационное моделирование и электронные таблицы. Моделирование знаний в курсе информатики. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии формализации и моделирования. Лабораторный практикум. Методика изучения содержательной линии «Алгоритмизация и программирование». Подходы к изучению алгоритмизации и программирования. Методика введения понятия алгоритма. Методика обучения алгоритмизации на учебных исполнителях, работающих «в обстановке». Элементы программирования в базовом курсе информатики. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии алгоритмизации и программирования. Лабораторный практикум. Методика обучения структурному программированию. Методика обучения объектно-ориентированному программированию. Методика обучения логическому программированию Методика изучения содержательной линии «Информационные технологии». Технология работы с текстовой информацией. Технология работы с графической информацией. Технология работы с мультимедийной информацией. Сетевые информационные технологии. Базы данных и информационные системы. Электронные таблицы. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информационных технологий. Лабораторный практикум. Контроль знаний по информатике. Формы контроля учебной деятельности. Тестовые технологии. Общие рекомендации по построению заданий тестовой формы. 3.7. Формирование мировоззрения в процессе изучения информатики Формирование научного мировоззрения, воспитание учащихся в процессе изучения информатики. Научные основы формирования системно-информационной картины мира. Механистический, вероятностный, информационно-энергетический, кибернетический, синергетический подходы. Алгебраические основы информатики. Алгебра Буля – как основа алгебр в информатике. Приложение алгебры высказываний к анализу и синтезу электрических схем. 3.8. Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе Сетевая форма реализации образовательных программ. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Педагогические основы использования информационных технологий в учебном процессе. Современный электронный учебник. Основные понятия. Основные формы электронного учебника. Основные этапы разработки электронного учебника. Программное сопровождение. 4. Вопросы к вступительному испытанию
5.Рекомендуемая литература основная литература
дополнительная литература
|
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,... | Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине педагогика... Цель: определение уровня готовности абитуриента к выполнению научного исследования | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Образование и педагогические науки», по профилю «Теория и методика обучения и воспитания» разработана профессорско-преподавательским... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Настоящая программа определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория и методика профессионального образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры информатики и информационных... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры социально-культурной... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Общая педагогика, история педагогики и образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития» | ||
В аспирантуру, проводимых академией Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Биологические науки», по профилю «Генетика» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры биологии, обсуждена и утверждена... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Биологические науки», по профилю «Физиология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры физиологии, обсуждена и... | Программа вступительных испытаний по специальности Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... |