Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «психологические науки»





Скачать 387.05 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «психологические науки»
страница1/3
Дата публикации07.03.2015
Размер387.05 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»


Утверждено на заседании

Ученого Совета

Тамбовского государственного университета имени

Г.Р. Державина

протокол № 35

от «25» марта 2014 г.
Ректор В. М. Юрьев



ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

37.06.01 «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

ПРОФИЛЬ

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ »

КВАЛИФИКАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Тамбов 2014

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37.06.01 «Психологические науки», по профилю «Общая психология, психология личности, история психологии» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей психологии, обсуждена и утверждена на заседании кафедры общей психологии ТГУ имени Г.Р.Державина.

Протокол № 16 от «12» марта 2014 г.

В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37.06.01 «Психологические науки», по профилю «Общая психология, психология личности, история психологии».

Программа вступительных испытаний сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам как специалитета, так и магистратуры, и дает возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данному профилю.
Структура программы
1. Цели и задачи вступительных испытаний

Целью вступительного испытания для поступающих должна стать возможность показать свое умение мыслить психологическими категориями при анализе того или иного явления, объясняя чем вызваны поиски и открытия в том или ином направлении психологического научного знания, какие конкретно условия, явления и предпосылки (потребности, запросы общества, противоречия внутри самой науки или что-то другое) послужили толчком к появлению новых идей, направлений и выводов.
Основные задачи испытания:

  • оценить потенциальные возможности и способности поступающего, обеспечивающие усвоение и развитие компетенций исследователя, преподавателя-исследователя;

  • выяснить мотивы поступления и определить область научно-практических и личных интересов поступающего;

  • проверить базовые знания поступающего, предъявляемые к нему данной программой.


2. Требования к знаниям и умениям поступающего

В соответствии с предъявляемыми требованиями по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37.06.01 «Психологические науки», по профилю «Общая психология, психология личности, история психологии», поступающий должен:

быть высоко эрудированным, обладать культурой психологического мышления;

знать теоретические основы и закономерности развития и функционирования психологической науки, принципы соотношения методологии и методов психологического познания;

иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной психологии;

уметь квалифицированно анализировать современные социально-психологические проблемы, возникающие в обществе, в рамках психологической науки;

владеть методическим аппаратом и тестовым инструментарием в его использовании для анализа социально-психологических явлений, решения практических задач диагностики, консультирования и экспертизы;

освоить методические основы анализа психологических процессов в различных сферах жизнедеятельности общества и психических процессов в детерминации поведения личности;

владеть инновативными технологиями в практике психологической работы.
Умения и навыки:

владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;

умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессионально-психологических знаний;

умение формировать план исследования, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
3. Содержание программы (аннотации тем)

I. Методология психологии, предмет и методы психологического

исследования.

  1. Методология психологии.

1.1. Особенности психологии как науки. Научная и житейская психология. Проблема предмета психологии. Развитие психологии в донаучный период (Аристотель, Платон, Р.Декарт, Дж. Локк). Возникновение научного метода в психологии.

1.2. Научные подходы к исследованию психики. Основные идеи. Структурализм. Экспериментальная лаборатория В.Вундта. Метод интроспекции. Преимущества, трудности и недостатки метода интроспекции. Критика структурализма. Вюрцбургская школа. Функционализм. Бихевиоризм. Классическая парадигма и необихевиоризм. Гештальтпсихология. Генетическая психология Ж.Пиаже. Психоаналитический подход и неофрейдизм (А.Адлер, К-Г. Юнг, К.Хорни, Э.Фромм, Э.Эриксон). Разработка проблемы бессознательного в отечественной психологии (Д.Н.Узнадзе, Ф.В.Бассин). Гуманистический подход (А. Маслоу, К. Роджерс, В.Франкл). Гуманистические традиции в отечественной психологии. Французская социологическая школа (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, П.Жане). Социальная детерминация психики в отечественных теориях (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Л. Гальперин).

1.3. Становление научной психологии в России. Программа И.М. Сеченова: рефлекторная концепция психики, обоснование опытного, объективного, естественно-научного изучения психических явлений. Создание первой экспериментальной лаборатории В.М. Бехтеревым. Основные три течения в русской психологии в начале XX века: экспериментальная объективная психология, интроспективная экспериментальная психология и философско - духовная психология.

1.4. Отечественные теории психологии. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Деятельностный подход: теория АН. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна Теория установки Д.Н. Узнадзе. Теория Б.Г. Ананьева и системный подход в психологии (Ломов Б.Ф). Субъектно - деятельностный подход А.В. Брушлинского.

1.5. Психология и ее рязделы. Место психологии в системе наук, междисциплинарные связи психологии. Теория, эксперимент, практика и их взаимосвязь в психологии. Методология, метод и методика. Психология как интегрирующая наука в системе наук о человеке. Задачи, методы, области приложения. Основные задачи психологов в различных областях психологии.

1.6. Методологические принципы психологии. Системное строение психики. Феномены и процессы. Функции психики: когнитивная, коммуникативная, регуляторная. Основные этапы развития представлений о

предмете психологии в отечественной и зарубежной науке. Принцип детерминации в психологии. Принцип субъектности. Принцип единства сознания и деятельности, психики и поведения. Принцип активности. Принцип взаимодействия. Принцип развития в психологии. Принцип уровневой, иерархической организации психического. Психика как субъективное отражение объективного мира. Антиципация как принцип психической организации. Психофизиологическая и психофизическая проблемы. Связь психики и мозга. Психическое как системное качество деятельности мозга. Понятие о функциональной системе, системогенезе. Проблема соотношения объективного и субъективного мира.

1.7. Методы психологии. Экспериментальный метод в психологии и нормативы научного мышления. Классификация психологических эмпирических методов. Критерий объективности в психологических исследованиях. Классификация видов наблюдения. Постулат непосредственности. Качественные и количественные оценки в данных наблюдения. Метод самонаблюдения в современной психологии. Беседа и интервью. Эксперимент. Основные разновидности эксперимента в психологии. Естественный и лабораторный эксперимент. Реальный и мыслительный эксперимент. Зависимая и независимая переменные. Факторный эксперимент. Корреляционный подход и экспериментальное исследование. Генетический и сравнительный методы. Лонгитюдное исследование и метод среза. Формирующий эксперимент и проблема его применения. Квазиэксперимент в психологических исследованиях. Планирование эксперимента в психологии. Валидность эксперимента. Репрезентативность данных. Достоверность данных и артефакты. Проблема интерпретации данных и каузальности вывода. Психологические шкалы. Психологическое тестирование, Метрологические требования к тесту: надежность, валидность, стандартность. Компьютерная психодиагностика. Математическое моделирование в психологии.


  1. Основы психофизики.

2.1. Осознаваемые и неосознаваемые процессы. Общие характеристики сознания (функции сознания, структура сознания, объем сознания, свойства сознания, состояния сознания). Физиологическая и психологическая активация. Измененные состояния сознания. Классификация и действие психоактивных средств на сознание человека. Толерантность. Механизмы действия психоактивных средств. Психологическая и физиологическая зависимость. Личностные и социальные факторы использования психоактивных средств.

2.2. Состояния человека. Сон и бодрствование. Биоритмы человека и животных. Сон, фазы сна. Функции сна. Концепции сна (И.П. Павлов, З. Фрейд, В. Ротенберг и Г. Аршавский, П. Гарфильд, Т.Т. Ринпоче).

2.3. Классификация неосознаваемых процессов. Взаимосвязь и взаимодействие сознательных и неосознаваемых процессов. Неосознаваемые механизмы сознательных действий (автоматизмы, навыки, сложные психомоторные навыки). Несознаваемые побудители сознательных действий. "Надсознательные процессы ".


  1. Основы психофизики.

3.1. Основные проблемы психофизики. Психофизика как раздел психологии. Представления Фехнера о возможностях объективного измерения субъективных ощущений. Закон Фехнера. Психофизика-1 (объектная) и психофизика-2 (субъектная). Чувствительность и ее измерение. Понятие о пороге чувствительности (абсолютном, разностном, дифференциальном). Адаптация и сенсибилизация. Классические методы

измерения порогов и их современные (адаптивные) варианты.


  1. Психология познания.

4.1. Основные понятия. Субъект познавательной деятельности. Познание и деятельность. Познание и общение. Познавательный процесс. Знание. Репрезентация. Информация. Познание и действие. Познание как процесс переработки информации. Познание как активность субъекта по проверке гипотез Моделирование познавательных процессов.

4.2. Основные теоретические подходы. Истоки когнитивного подхода (бихевиоризм и необихевиоризм; гештальтпсихология). Информационный подход (Дж. Миллер, Н. Линдсей и Д. Норман, В.П. Зинченко). Компьютерная метафора. Экологический подход (Дж. Гибсон, У. Найссер). Метакогнитивный уровень анализа (модель Аткинсона и Шифрина, теория ACT Дж. Андерсона). Голографическая модель К. Прибрама.

4.3. Ощущения. Основные классификации ощущений. Место ощущений в ряду других познавательных процессов. Сенсорно - перцептивная организация человека в работах Б.Г. Ананьева. Классификация органов чувств. Специфика ощущений различных модальностей. Рецепторная и рефлекторная трактовка ощущений. Системная организация сенсорики. Фило- и онтогенез сенсорного развития. Органы чувств и их взаимодействие. Синестезия.

4.4. Внимание. Понятие внимания. Особенности внимания по сравнению с другими психическими процессами. Теории внимания. Виды внимания. Непроизвольное внимание и факторы его обуславливающие. Предвнимание. Произвольное внимание. Особенности, условия возникновения и поддержания произвольного внимания. Усилия при произвольном внимании. Опосредованный характер произвольного внимания. Психологические механизмы произвольного внимания. Послепроизвольное внимание. Основные свойства внимания. Объем внимания, зависимость объема внимания от задачи испытуемого (материал, операции, цели, условия). Селективность (избирательность) внимания. Модели ранней и поздней селекции (Д. Бродбент, А. Трейсман). Модель единых ресурсов Д. Канемага. Критика моделей селекции и ограничения ресурсов. Внимание как перцептивное действие (модель У. Найссера). Концентрация, устойчивость колебания внимания. Отвлечение внимания. Интенсивность внимания. Направленность внимания. Переключение и распределение внимания. Ориентировочный рефлекс. Активационные теории внимания. Внимание и деятельность. Внимание как действие контроля (П.А. Гальперин). Развитие внимания в онтогенезе. Проблема развития высших форм внимания.

4.5. Восприятие. Перцептивный образ. Основные характеристики восприятия. Методы исследования восприятия. Предметность восприятия, целостность восприятия. Константность восприятия. Стабильность видимого мира. Перцептивная деятельность, перцептивные действия, перцептивная задача. Перцептивный конфликт. Роль движений в перцепции. Перцептивные гипотезы и перцептивные эталоны. Апперцепция, роль установки в восприятии. Иллюзии восприятия. Избирательность восприятия. Личностные факторы восприятия, влияние мотивации на селективность восприятия. Законы целостности восприятия в гештальтпсихологии (отношение: фигура -

фон, близость, простая структура, сходство, общая судьба, заполнение пробелов и т.д.). Восприятие пространства. Первичные и вторичные факторы восприятия пространства. Механизмы восприятия двумерного пространства как механизмы восприятия пространственного распределения яркости. Восприятие удаленности. Монокулярные и бинокулярные зрительные признаки удаленности. Интермодальное взаимодействие при восприятии пространства. Восприятие движения, факторы и основные закономерности восприятия движения. Пороги восприятия движения. Иллюзии движения. Автокинетический эффект и его объяснения. Индуцированное движение. Стробоскопическое движение. Восприятие времена Факторы, закономерности и механизмы восприятия времени. Субъективное оценивание и шкалирование длительности стимула и длительности интервала. Научение и восприятие. Восприятие цвета. Теории цветового зрения. Трехкомпонентная теория Юнга-Г. Гельмгольца. Оппонентная теория Г. Геринга. Многоуровневый характер восприятия цвета.

4.6. Память. Память в ряду других познавательных процессов. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Классификация видов памяти в зависимости от запоминаемого содержания и формы воспроизведения (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая). Эйдетизм. Образы представления. Реконструкция образа. Узнавание, влияние модальности заучивания и воспроизведение. Произвольное и непроизвольное запоминание (А.А. Смирнов, П.И. Зинченко). Непосредственное запоминание (опыты Г. Эббингауза). Кривая забывания. Зависимость запоминания от эмоционального фона (З. Фрейд). Научение. Виды научения: реактивное (привыкание и сенсибилизация, импринтинг, условные рефлексы), оперантное (пробы и ошибки, формирование реакций, имитация, викарное научение), когнитивное (латентное, обучение сложным психомоторным навыкам, инсайт, обучение путем рассуждения). Роль повторения и подкрепления. Кривые научения. Критерии научения. Перенос навыков. Автоматизация и дезавтоматизация навыков. Интерференция навыков. Формирование сложного психофизиологического навыка. Природа навыка и тренировка (Н.А. Бернштейн). Закон "силы" навыка. Роль упражнений и периодичности. Способы заучивания, распределение упражнений во времени. Влияние на память перерывов в деятельности. Эффект Б. Зейгарник, исследования К. Левина. Мнемотехника. Приемы мнемотехники, психологические механизмы мнемотехники. Забывание, теории забывания. Ретро- и проективная интерференция. Изменение памяти во времени. Кривые забывания для разных видов памяти. Ассоциации, их виды и роль в организации памяти. Законы ассоциаций. Сенсорная память (иконическая, эхоическая). Эксперименты В. Стерлинга. Кратковременная память, оперативная память. Долговременная память. Организация долговременной памяти. Метапамять. Понятие реминисценций (П. Жане). Припоминания, воспоминания. Влияние модальности заучивания и опроса на продуктивность припоминания. Эпизодическая и семантическая память (Е. Тульвинг). Эксплицитная и имплицитная память (Д. Шехтер). Эффект запечатления. Эпизодическое и семантическое запечатление. Память и представление. Особенности представлений. Классификация представлений. Общие и конкретные представления. Параметры образа (четкость, яркость, управляемость и пр.). Представление и воображение. Память и мышление. Актуализация знаний в процессе мышления. Развитие памяти. Этапы развития памяти.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «психологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «психологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Психологические науки», по профилю «Медицинская психология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей психологии,...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «психологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Психологические науки», по профилю «Социальная психология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей психологии,...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «психологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «психологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «психологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «психологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)»
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «психологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития»
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «психологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по специальной дисциплине педагогика...
Цель: определение уровня готовности абитуриента к выполнению научного исследования
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «психологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Настоящая программа определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «психологические науки» iconВ аспирантуру, проводимых академией
Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «психологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Биологические науки», по профилю «Генетика» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры биологии, обсуждена и утверждена...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «психологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Биологические науки», по профилю «Физиология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры физиологии, обсуждена и...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «психологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «психологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Кардиология»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «психологические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Нервные болезни»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск