Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования»





Скачать 113.68 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования»
Дата публикации24.05.2015
Размер113.68 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
Утверждено

Проректор НИУ ВШЭ

С.Ю. Рощин

__________________

«____»____________ 2014 г.

Одобрена Академическим советом

Аспирантской школы по

образованию

«____»______________2014 г.

Программа

вступительного испытания в аспирантуру по направлению

44. 06.01 - Образование и педагогические науки

профиль

«Общая педагогика, история педагогики и образования» (13.00.01)

Москва, 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3

A. Философские ориентации 3

B. Методы исследований 4

C. Измерения в образовании 4

D. История образования 4

E. Науки об образовании 7

Вступительное эссе 10

F. Описание 10

G. Возможная проблематика вступительного эссе 11

H. Оценочный лист 12


ВВЕДЕНИЕ


Настоящая программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению 44.06.01 - Образование и педагогические науки.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

На вступительных испытаниях проверяется готовность поступающего к самостоятельнойнаучно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в образовании, знаниеконтекстасовременной педагогической теории и практики, организации научного исследования и способности мыслить.

Вступительный экзамен проводится в письменной форме. Поступающему в аспирантуру предлагается написать эссе по предложенной теме. При написании эссе необходимо продемонстрировать владение общепринятой научной терминологией, основными педагогическими концепциями и способности применить теоретические знания к новым контекстам для решения новых исследовательских задач.

Приведенное ниже содержание программы предназначено для обозначения круга теоретических знаний и концептуальных систем, на которые поступающий может опираться в аргументации в своем вступительном эссе. Они никоим образом не ограничивают поступающего в выборе теоретических конструкций и терминов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

A.Философские ориентации


  • Авторы и практическое применение основных философских ориентаций в образовании: прогрессивизм (конструктивизм), бихейвиоризм, эссенциализм (традиционализм), экзистенциализм.

  • Влияние постмодернистских философий на педагогическую мысль.

  • Современное светское государство религиозная идентичность.

  • Мультикультурализм и политика этнической идентичности в образовании.

  • Критическая педагогика и неомарксистская критика неравенства в доступе к качественному образованию.

  • Феминистская теория и гендерный аспект образования.

B.Методы исследований


  • Научные исследования в образовании. Сущность, методы и логика исследования в социальных науках.Цель, теоретическая и практическая проблемы, гипотеза, формирование исследовательского вопроса, концептуальная рамка.

  • Правила этического проведения исследований; защита прав и интересов объектов изучения.

  • Качественные, количественные и смешанные эмпирические методы, логическая модель выбора адекватных методов. Наблюдение, включенное наблюдение, опрос, тестирование, интервьюирование. Экспериментальные и квази-экспериментальные методы.

  • Обработка и интерпретация научных данных в педагогическом исследовании. Статистическая обработка данных: понятия корреляции и причинности, мультивариантный анализ.

C.Измерения в образовании


  • Характеристики основных международных сравнительных исследований: PISA, TIMSS, PIRLS, PIAC. Место Росси в международных сравнениях. Базы данных в мире и в РФ. Их структура и использование.

  • Использование стандартизированных тестов для оценки качества образования и труда учителя.

D.История образования

1.Развитие образования в мире


  • Воспитание и педагогическая мысль в Античном мире.

  • Воспитание и образование в Европе в эпоху Средневековья. Становление и сущность христианской педагогической традиции.

  • Педагогика эпохи Возрождения.

  • Педагогическая система И.Г. Песталоцци.

  • Гербарт - теоретик гимназического образования. Ф. Фребель - теоретик и практик дошкольного воспитания. “Учитель немецких учителей” Ф.А. Дистервег.

  • Педагогические идеи утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Концепция научного образования и природосообразного воспитания Г. Спенсера.

  • Реформы в области образования и создание системы государственных школ в XIX в. Массовая народная школа. Классическая и реальная модели среднего образования.

  • Своеобразие национальных систем школьного образования Западной Европы и США.

  • Университетские системы развитых стран. Тренды и вызовы развития высшего образования в контексте глобализации и технологической революции.

2.История образования в России


  • Развитие педагогических идей в Киевской Руси и Русском государстве до XVIIIвека.Реформы Петра I в области образования.

  • Распространение в России педагогической идеологии европейского просвещения. Становление светской государственной школы в России. Развитие теоретической педагогической мысли в первой половине XVIII в. (И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, И.И. Бецкий, Н.И. Новиков).

  • Педагогические взгляды Н.И. Пирогова, Н.Г. Чернышевского, Р.В. Добролюбова. Педагогическая система К.Д. Ушинского. Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого.

  • Теория и практика российского образования в контексте мирового историко-педагогического процесса конца XIX - начала XX вв.

3.Реформы образования в мире в ХХ и начале ХХI века.


  • Теория и практика образования в условиях индустриального и формирующегося постиндустриального общества.

  • Тенденции и противоречия массовизации образования во второй половине XX в. Создание национальных образовательных систем в развивающихся странах. Реформы школы Западной Европы и США. Становление систем непрерывного образования.

  • Теория человеческого капитала: TheodoreSchultz, GaryBecker. Реформы подотчетности (accountability). Развитие измерений в мировой практике образования. Использование данных в оценке эффективности работы педагогов.

4.Отечественное образование в XX-XXI в.


  • Отечественная педагогика советского периода (Н.К.Крупская, А.В.Луначарский).

  • Принципы создания советской школьной системы. Педагогическое наследие П.П. Блонского, И.А.Ильина, А.С.Макаренко, Е.Н.Медынского, В.А.Сухомлинского, С.Т. Шацкого.

  • Педагогические концепцииМ.Н.Скаткина, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.

  • Педагогика сотрудничества и ее основные идеи. Основные проблемы воспитания молодежи в последние десятилетия XX века. Поиск Россией пути вхождения в мировое образовательное пространство.

  • Федеральный Закон об Образовании 2013 г. Роль реформы образования в социально-экономическом развитии РФ в ближайшей и дальней перспективе.

  • Тенденции развития современного образования: гуманизация, фундаментализация, глобализация, технологизация, компьютеризация.

E.Науки об образовании

1.Понятие образования


  • Предметная область образования. Соотношение социализации и образования. Образование как аспект индивидуального развития и как социальная практика.

  • Роль и место системы образования в обществе. Образование и экономика. Социальный заказ в системе образования. Демократизация и гуманизация как принципы управления педагогическимисистемами.

  • Результаты образования: грамотность, образованность, профессиональная компетентность, гражданское участие, самореализация личности. Проблема измерений результатов.

  • Концепции содержания образования. Цели и задачи образования в современный период. Факторы, детерминирующие формирование содержания образования. Критерии отбора содержания образования.

  • Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования. Реализация целей общества, культурно-национальных, региональных и местных образовательных потребностей в содержании образования. Концепции содержания образования в мировой педагогике. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. Государственные образовательные стандарты.

2.Теории обучения


  • Бихейвористская теория обучения (Б.Ф.Скиннер). Когнитивистская теория обучения. Гуманистическая теория обучения. Конструктивистская теория обучения. Теория множественности интеллектов Г. Гарднера.

  • Развивающая функция обучения, понятие зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский). Теория развивающего обучения Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.

  • Методы обучения. Критерии выбора методов обучения. Методы организации учебно-познавательной деятельности. Организационные формы и системы обучения. Современный урок, условия и средства повышения его педагогической эффективности.

  • Модели организации обучения: игровые, исследовательские, дискуссионные. Классификация средств обучения. Технические средства обучения. Информатизация обучения.

3.Модели образования


  • Традиционная модель систематического академического образованиякак способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры (репродукция культуры прошлого) (Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Мажо, Д. Равич, Ч. Финни и др.).

  • Рационалистическая модель, обеспечивающая избирательное усвоение таких культурных ценностей, которые обеспечивают необходимую адаптацию к среде обитания (Б. Блюм, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.).

  • Феноменологическая модель, предполагающая персональный характер обучения с учетом индивидуальных характеристик, интересов и потребностей.

  • Неинституциональная модель, организующая образование вне социальных институтов (школ, вузов): «природа», Интернет, дистантное или дистанционное обучение (Л. Бернард, П. Гудман, Ж. Гудлэд, И. Иллич, Ф. Клейн, Дж. Холт и др.).

  • Массовизация и глобализация высшего образования. Болонский процесс и участие России.

  • Тенденции образования в современных условиях: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, индивидуализация, информатизация, технологизация, многовариантность, стандартизация.

  • Характеристика авторских технологий образования. Технология успешного обучения всех учащихся (В.Ф. Шагалов), технология личностно-гуманного подхода (Ш.А. Амонашвили), технология организации общения (Е.Н. Ильина), школа диалога культур (В.С. Библер), и др.

4.Воспитание в структуре образовательного процесса


  • Теория коллективного воспитания. Коллектив как объект и субъект воспитания. Соотношение коллективного и индивидуального в воспитании человека. Основные условия развития детского коллектива.

  • Теория воспитательных систем.(Л.И.Новикова, В.А. Караковский, Н.Л.Селиванова).

  • Авторская школа (Ш.А. Амонашвили, В.С. Библера, И.П. Иванова, В.А. Караковского, Е.А. Ямбурга).

  • Воспитательные теории за рубежом (Д. Дьюи, Я. Корчак, М, Монтессори, Р. Штайнер, Л.Колберг, Н. Ноддингс).

5.Педагогическая диагностика и мониторинг


  • Функции педагогической диагностики, ее значение и виды. Диагностика и оценка качества образования. Формирующее и суммирующее оценивание.

  • Мониторинг в образовании. Виды мониторинга (педагогический, социологический, психологический, медицинский, экономический, демографический). Типы мониторинга в учебно-воспитательном процессе (прогностический, диагностический, ориентированный на обратную связь).

  • Сущность понятий «качество» и «качество образования». Государственная политика в области качества отечественного образования. Качество образования как педагогическая проблема и объект управления. Требования к качеству образования в условиях модернизации российского образования. Нормы и механизмы оценки качества образования.

6.Управление образовательными организациями


  • Основные понятия теории управления, управление образовательными системами. Образовательная система как объект управления. Государственно-общественная система управленияобразованием. Общие принципы управления образовательными системами: демократизация и гуманизация, системность и целостность, рациональное сочетание централизации и децентрализации, коллегиальность и единоначалие.

  • Основные функции управленияобразовательными системами и их взаимосвязь. Подходы к оценке эффективности функционирования системы образования (на уровне государства, региона, образовательного учреждения, личности обучающегося, современных социально-экономических условий, рынка труда).

  • Целеполагание и планирование в управлении педагогическими системами. Виды планирования в образовательных учреждениях и основные требования к ним. Содержание и структура перспективного, годового, текущего, оперативного планирования. 

  • Педагогический коллектив в управлении образовательным учреждением. Психологический климат в школе.

  • Образовательный менеджмент и маркетинг. Обновление функций управления образованием на основе менеджмента. Маркетинг образовательных услуг. Маркетинговая деятельность учреждений образования.

Вступительное эссе

F.Описание


Экзамен проводится в письменной форме (эссе). Эссе оценивается по меньшей мере тремя членами экзаменационной комиссии независимо, без знания имен поступающих, по нижеприведенной рубрике. Результаты оценивания будут направлены поступающим в электронном виде в течение 10 рабочих дней после завершения экзамена.

Продолжительность вступительного испытания - 3 астрономических часа. Поступающие будут работать на компьютере без доступа к интернету и личным файлам. Поступающие могут быть приглашены на дополнительное собеседование по результатам эссе лично или через электронные коммуникации.

Вступительное эссе должно показать знание соискателем основ наук, изучающих образование и социального контекста, в котором осуществляется современное образование. Основной целью написания эссе является демонстрация способности абитуриента оригинально мыслить, используя знания уже накопленные в науке. Эссе это не реферат и оно ни в коем случае не ограничивается перечислением уже известных положений. С другой стороны абитуриент не должен ограничиваться высказыванием своих субъективных и ничем не подтвержденных и никак не доказанных мнений. Задача поступающего в том, чтобы проанализировать предложенную ему педагогическую проблему таким образом, чтобы опираясь на прежде выработанные теории и эмпирические данные, тем не менее, внести свой оригинальный вклад в решение этой проблемы.

Умение использовать научное знание для самостоятельного мышления является ключевым для будущего исследователя.

G.Возможная проблематика вступительного эссе

1.Различие между результатами TIMMSиPISA


Известно, что российские школьники показывают неплохие результаты на TIMMS, но довольно низкие на PISA. Как бы Вы построили исследование, которое помогло бы объяснить данный феномен?

2.Трекинг или выбор?


С одной стороны, обучение в профильных школах и классах может лучше учитывать индивидуальные интересы и склонности учащихся. С другой стороны, западный опыт показывает, что профильное обучение усиливает неравенство. Какие методы и соображения помогут обеспечить баланс? Какое эмпирическое исследование Вы можете предложить для того, чтобы помочь в разработке правил, регулирующих профильное образование в средней школе?

3.Крепостноеправо или социальная справедливость?


Прикрепление детей к микрорайону школы ограничивает выбор детей и их родителей, но предотвращает сегрегацию детей по социально-имущественному положению. Оправдано ли оно? Если да, то в какой степени? Какое эмпирическое исследование Вы можете предложить для того, чтобы помочь в разработке правил, регулирующих прикрепление детей к школам по месту жительства?

4.Что и как мы знаем?


Педагогика нуждается в эмпирических исследованиях, но классический эксперимент трудно осуществим. Как разрешить эту проблему?

5.Дополнительные примеры


  1. Плюсы и минусы использования стандартов в образовании.

  2. Как должна реагировать образовательная система на проблемы зависимости от социальных сетей среди подростков?

  3. Каковы условия адекватного использования информационных технологий в современном образовании?

  4. Есть ли альтернатива ЕГЭ?

  5. Как российское образование может повысить конкурентоспособность населения страны в мировом рынке труда.

  6. Современные инновации и их возможности в реализации государственной политики в образовании.

  7. Как определить эффективность педагогических технологий, их возможности и ограничения при введении ФГОС?

H.Оценочный лист


Элемент оценки

Максимум

Самостоятельное мышление

10

Понимание наук об образовании

10

Знание контекста образовательной практики

8

Логика изложения и структура эссе

6

Конвенции письменной речи

6

Всего

40




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПри поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование...
При ответе на вопросы необходимо продемонстрировать владение общепринятой научной терминологией, основными концепциями теории образования...
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Настоящая программа определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПри поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование...
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Теория и методика профессионального...
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Общая педагогика, история педагогики и образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики...
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,...
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПостроение процесса обучения на образно-эмоциональной основе
Специальность 13. 00. 01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» (педагогические науки)
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру...
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки...
«Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44. 06. 01 – Образование и педагогические науки составлена...
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
...
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (Теория и история культуры) при приёме...
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру кафедры естественных наук мггу по направлению 05. 06. 01 Науки о Земле профиль...
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города москвы
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика»
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль...
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру «39. 06. 01 – Социологические науки» подготовлена с учетом требований фгос, предъявляемых...
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине «Социология»
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы...
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине...
Направленность (профиль) программы аспирантуры Общая психология, психология личности, история психологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск