Скачать 123.51 Kb.
|
При поступлении в аспирантуру по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Теория и методика профессионального образования») сдается вступительное испытание в форме устного экзамена. Поступающему в аспирантуру предлагается пройти собеседование по вопросам билета. Наряду с общетеоретическими и прикладными знаниями по данной специальности соискатель должен продемонстрировать умения высказывать собственную точку зрения, обнаружить способность к творческому, проблемному мышлению, аргументированному отстаиванию занимаемой позиции. Он должен показать умение связывать теоретические знания с современной педагогической практикой, с задачами ее развития и совершенствования; широкий научный кругозор, осведомленность в проблемах смежных с теорией и историей педагогики научных дисциплин; основательное знание методов научно-исследовательской работы. Поступающий должен показать глубокое знание современной отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике. Продолжительность вступительного испытания 50 мин (подготовка – 30 мин, устный ответ - 20 мин). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Часть I. Теоретико-методологические основы педагогики Педагогика в системе наук о человеке. Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики. Образование как социальный феномен. Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики. Связь педагогики с другими науками и ее структура. Взаимодействие педагогической теории и образовательной практики, их взаимообогащение. Методология и методика педагогических исследований. Понятие о методологии педагогики, ее функциях и уровнях. Философские основания педагогики (прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм, диалектический материализм) и их анализ. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований. Организация педагогического исследования. Система методов и методика педагогического исследования. Аксиологические основы педагогики. Аксиологический подход к изучению социальных явлений и возможности его применения в педагогике. Обоснование гуманистической философии образования как основы новой методологии педагогики. Понятие о педагогических ценностях. Классификация педагогических ценностей. Образование как общечеловеческая ценность. Развитие, воспитание и социализация личности. Развитие личности как проблема педагогической антропологии. Онтогенез: физическое, психическое и духовное развитие личности. Детерминанты развития личности: генетические предпосылки, природные и социокультурные факторы, индивидуально-типологические особенности, фактор пола, факторы воспитания и обучения. Парадигмальный статус категорий "человек", "индивид", "личность". Соотношение индивидуального и социального в развитии человека. Воспитание и формирование личности. Роль обучения в развитии личности. Взаимоотношения человека и общества. Социализация как процесс адаптации и интеграции человека в обществе и как процесс саморазвития и самореализации личности. Основные факторы и институты социализации. Развитие субъектности личности в процессе социализации и воспитания. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Содержание образования как средства развития личности и формирования ее базовой культуры. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Его цели и задачи в современной социокультурной ситуации. Сущность содержания образования и его исторический характер. Факторы, детерминирующие формирование содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования. Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт). Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. Кризис образования в современном мире и особенности его проявления в России. Поиски педагогических путей преодоления кризиса образования. Ведущие идеи и основные направления реформирования образования. Часть II. Теория целостного педагогического процесса Педагогический процесс как система и целостное явление. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении. Сущность педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Логика и условия построения целостного педагогического процесса. Педагогический процесс как динамически развивающаяся целостность, открытая система, предполагающая возможность включения новых структур (элементов). Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Законы и закономерности педагогического процесса Понятие о принципах педагогического процесса. Взаимосвязь закономерностей и принципов целостного педагогического процесса. Принципы организации педагогического процесса. Принципы управления деятельностью воспитанников. Взаимосвязь принципов целостного педагогического процесса и их гуманистический характер. Обучение в целостном педагогическом процессе. Обучение как способ организации педагогического процесса: сущность, структура, движущие силы. Обучение как дидактическая система, как процесс развития и процесс познания. Функции обучения. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Логика учебного процесса; структура процесса усвоения. Виды обучения и их характеристика. Современные теории обучения (дидактические концепции). Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Воспитание как система. Воспитание как процесс формирования системы отношений личности. Структурные элементы процесса воспитания и их взаимосвязь. Цель и задачи гуманистического воспитания. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Тенденции и принципы гуманистического воспитания. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе. Формирование у школьников основ научного мировоззрения. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Формирование основ нравственной культуры личности. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников. Формирование эстетической культуры учащихся. Воспитание физической культуры учащихся. Воспитание физической культуры личности. Формы организации педагогического процесса. Понятие о формах организации педагогического процесса Общая характеристика классно-урочной системы. Урок как основная форма организации педагогического процесса. Дополнительные и вспомогательные формы организации педагогического процесса. Комплексные, интегративные, коллективные, групповые, индивидуальные формы обучения. Современные подходы к организации процесса обучения. Методы осуществления целостного педагогического процесса. Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса. Взаимосвязь методов педагогической деятельности и условия их оптимального выбора. Часть III. Основы технологии целостного педагогического процесса Педагогическая технология и мастерство учителя. Сущность педагогической технологии. Структура педагогического мастерства Сущность и специфика педагогических задач (стратегических, тактических, оперативных). Типы, характеристика и этапы решения педагогических задач. Основы профессионализма в решении педагогических задач. Технология конструирования педагогического процесса. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных, педагогический диагноз. Прогнозирование, проектирование, планирование педагогического процесса Технология осуществления педагогического процесса. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности. Технология организации развивающихся видов деятельности школьников. Технология организации коллективной творческой деятельности. Технология педагогического общения. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя. Понятие о технологии педагогического общения. Стадии педагогического общения и технология их реализации. Стили педагогического общения, их технологическая характеристика. Часть IV. Основы управления педагогическими системами Сущность и основные принципы управления педагогическими системами. Государственно-общественный характер управления системой образования. Основные принципы управления системой образования. Общие принципы управления системой образования. Общие принципы управления педагогическими системами. Система информационного обеспечения управления образовательными учреждениями. Управление школой. Школа как педагогическая система и объект научного управления. Основные функции управления школой. Личностно-ориентированный подход как основа внутришкольного управления. Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении школой. Взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическим процессом. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности. Педагогический коллектив школы. Семья как специфическая педагогическая система Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся. Инновационные процессы в образовании. Инновационная направленность педагогической деятельности. Инновационные процессы в образовании и управлении. Инновационная направленность педагогической деятельности. Передовой педагогический опыт и инновации в образовании. Критерии педагогических инноваций. Научно-методическая работа в школе. Педагогическое самообразование учителя. Аттестация педагогических работников. Критерии оцениванияКритериями оценки ответов являются: - «отлично» выставляется, если в ответе полностью раскрыто содержание вопросов, показано умение анализировать педагогические факты с опорой на теорию, продемонстрировано владение категориями современной педагогической науки, умение яркими примерами подтверждать характеризуемые тенденции, закономерности; - на «хорошо» оценивается ответ, если поступающий излагает содержание вопроса осознанно, однако допускает отдельные неточности при раскрытии предлагаемых вопросов, не иллюстрирует теоретические положения реальными примерами из педагогической практики; - «удовлетворительно» выставляется в том случае, если отвечающий допускает ошибки в трактовке педагогических явлений слабо ориентируется в дополнительных вопросах, не в состоянии соединить теорию с практикой, анализировать педагогический факты; - «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если обнаружены пробелы в знаниях основного программного материала; поступающий не может самостоятельно четко и ясно излагать ответ, ожидает дополнительных и уточняющих вопросов; допускает ошибки принципиального характера, не может их исправить, испытывает трудности при анализе современного состояния и проблем развития науки, не владеет научной терминологией. Список вопросов для подготовки к вступительному испытанию
Список рекомендуемой литературыОсновная литература
Дополнительная литература:
Разработчик ____________/_______________/ СОГЛАСОВАНО Зав.кафедрой общей и социальной педагогики _________________ /Николина В.В./ «____» __________2014 г. |
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование... При ответе на вопросы необходимо продемонстрировать владение общепринятой научной терминологией, основными концепциями теории образования... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки... «Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44. 06. 01 – Образование и педагогические науки составлена... | ||
Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города москвы | Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44.... Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Национального исследовательского университета... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)» | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине... Направленность (профиль) программы аспирантуры Теория и методика профессионального образования | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Образование и педагогические науки», по профилю «Теория и методика обучения и воспитания» разработана профессорско-преподавательским... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория и методика профессионального образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры информатики и информационных... | ||
Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа Специальность 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования (Педагогические науки) | Реферат по теме диссертации и устный экзамен При поступлении в аспирантуру по направлению 51. 06. 01 «Культурология» сдается вступительное испытание, включающее в себя реферат... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (Теория и история культуры) при приёме... | 3. Древневосточная экономика: «азиатский» тип хозяйства При поступлении в аспирантуру (очная и заочная формы обучения) претенденты должны иметь высшее профессиональное образование. Лица,... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Настоящая программа определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру | Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци» Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 44. 06. 01... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры социально-культурной... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики... |