Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци»





НазваниеРабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци»
страница1/4
Дата публикации21.11.2017
Размер0.49 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт иностранных языков

Кафедра романской филологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.5 «Основы теории межкультурной коммуникаци»

Направление подготовки

44.06.01 Образование и педагогические науки

Направленность (профиль)

«Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)»

Уровень подготовки кадров высшей квалификации

Квалификация

Исследователь. Преподаватель-исследователь


Москва

2014
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «30» июля 2014 г. № 902
Разработчики:

доктор филологических наук, профессор кафедры романской филологии Института иностранных языков ГБОУ ВПО МГПУ Викулова Л.Г.
Эксперты:

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», доктор педагогических наук, профессор Гавриленко Н.Н.
ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор Сороковых Г.В.


Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры романской филологии

Протокол № 9 от 29 августа 2014г.

Заведующий кафедрой доктор педагогических наук, профессор Щепилова А.В.

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой теории и методики обучения иностранным языкам Языкова Н.В.

Заведующий кафедрой французского языка и лингводидактики Тарева Е.Г.

Рабочая программа дисциплины утверждена Ученым советом Института иностранных языков ГБОУ ВПО МГПУ

Протокол № 12 от «29» августа 2014 г.

ДИСЦИПЛИНА. Основы теории межкультурной коммуникации

Направление подготовки: 44.06.01 Образование и педагогические науки
Направленность (профили):

Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)
Цикл дисциплин (по учебному плану): Б1.В.ОД.5

Курс: 2

Трудоёмкость в ЗЕТ – 3

Трудоёмкость в часах – 108

Количество аудиторных часов на дисциплину – 28

В том числе:

Лекции – 14

Практические и семинарские занятия – 14

Количество часов на самостоятельную работу – 80

Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение дисциплины (компетенции):

Процесс изучения дисциплины Основы теории межкультурной коммуникации направлен на формирование следующих компетенций:

  1. универсальные компетенции (УК):

  • способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

  • способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

  • готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);

  • готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);

  • способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);

  • способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).

  1. общепрофессиональные компетенции (ОПК):

  • владение методологией и методами педагогического исследования (ОПК-1);

  • владение культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий (ОПК-2);

  • способность интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3);

  • готовность организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук (ОПК-4);

  • способность моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя (ОПК-5);

  • способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося (ОПК-6);

  • способность проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития (ОПК-7);

  • готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам общего среднего и высшего образования (ОПК-8).

  1. профессиональные компетенции (ПК):

  • способность и готовность использовать комплекс современных методов исследования для разработки теоретико-методологических основ теории, методики и технологии иноязычного образования (обучения, воспитания, развития) в разных образовательных областях, на всех уровнях системы образования в контексте отечественной и зарубежной образовательной практики (ПК-1);

  • способность и готовность проектировать исследование исторических, актуальных и перспективных векторов становления и развития иноязычного образования с позиции антропоцентрической парадигмы образования и реализующих ее концептуальных подходов (ПК-2);

  • способность разрабатывать цели иноязычного образования в соответствии с изменениями современной социокультурной, экономической и политической ситуации в развитии постиндустриального общества (ПК-3);

  • готовность к разработке методических концепций содержания иноязычного образования и процесса его освоения (ПК-4);

  • готовность к научной разработке концепций, а также к внедрению и продвижению передовых образовательных практик в области многоязычного и поликультурного образования (ПК-5);

  • готовность к выявлению, обоснованию ценностно-смыслового компонента иноязычного образования, а также к разработке технологий его формирования (ПК-6);

  • способность к внедрению в процесс обучения иностранным языкам и воспитания средствами иностранного языка положений культуроориентированной парадигмы (ПК-7).


В результате изучения дисциплины Основы теории межкультурной коммуникации аспирант должен:

знать:

  • современные парадигмы образования;

  • типы, формы и модели межкультурной коммуникации;

  • пути повышения эффективности межкультурной коммуникации.

уметь:

  • давать критическую оценку прочитанного с точки зрения теоретической и практической значимости публикаций для практики обучения;

  • обобщать основное содержание научных публикаций в виде аннотации, тезисов;

  • систематизировать и обобщать результаты проведенной исследовательской работы в виде исследовательского проекта, доклада и/или сообщения, реферата;

  • применять полученные знания при выявлении и объяснении фактов и процессов межкультурной коммуникации;

  • практически осуществлять все этапы коммуникативного процесса;

  • интегрировать современные информационные технологии в образовательную деятельность.

владеть:

  • коммуникативными стратегиями и тактиками, которые содействуют успешной межкультурной коммуникации в в сфере профессионально-педагогической деятельности;

  • владеть способами распознавать причины возникновения барьеров и вносить коррективы в процесс межкультурной коммуникации в сфере профессионально-педагогической деятельности;

  • способами осмысления и критического анализа научной информации;

  • навыками совершенствования и развития своего научного потенциала;

  • способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению системы непрерывного образования;

  • стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, стратегией саморазвития в сфере профессионально-педагогической деятельности;

  • готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию в сфере профессионального общения;

  • культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения;

  • культурой устной и письменной речи;

  • стремлением к профессиональной автономии, к реализации индивидуального стиля учебной и профессиональной деятельности.

иметь опыт деятельности:

  • научно-исследовательской деятельности в области иноязычного, многоязычного и поликультурного образования;

  • преподавательской деятельности по программам разных уровней иноязычного образования.


Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
Цели изучения дисциплины: заложить основы знаний о межкультурной коммуникации в понятийном и функционально-действенном планах, ознакомить с формами и методами межкультурного взаимодействия.
Задачи дисциплины:

  1. изучить основные условия и факторы межкультурной коммуникации;

  2. овладеть навыками использования коммуникативных стратегий и тактик, которые содействуют успешной межкультурной коммуникации;

  3. овладеть коммуникативными умениями исполнять коммуникативную роль посредника в соответствующей коммуникативной ситуации.


Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

  1. Принципы отбора

  • Принцип соответствия содержания ФГОС ВО

  • Принцип научности и достоверности предлагаемой информации.

  • Принцип многообразия и многовариантности.

  • Принцип доступности и достаточности для реализации поставленных задач.

  • Принцип учета образовательных условий и уровня обученности аспирантов.

  • Принцип связи теории с практикой.

  1. Принципы организации

  • Принцип постепенного наращивания трудностей.

  • Принцип оптимального дозирования материала.

  • Принцип системности и преемственности учебной информации.


Основное содержание:


п/п

Наименование раздела (темы)

Содержание раздела (темы)

1.

Межкультурная коммуникация (МКК) как прикладная социально-культурологическая дисциплина

Межкультурная коммуникация и ее структура: контексты (международный, мультикультурный); ситуации: туризм, деловые переговоры, личная переписка, личное общение с иностранцем, пространство, механизмы взаимодействия.

2.

Понятие социальной культуры и ее составляющих

Модальности реализации МКК: этноцентризм, предоминантность национальной культуры. Личная квази/реальная деятельность в межкультурном пространстве. Понимание времени социальной жизни в МКК: рабочий день/свободное время, праздники, традиции, обычаи и т.д.

3.

Эффективность межкультурной коммуникации

Этническая, национальная, территориальная, социальная принадлежность коммуникантов. Понятие инаковости и ее «преодоление». Этнокультурный диссонанс.


Темы и виды занятий:


п/п

Наименование раздела

дисциплины

Лекции

Практ. занятия

Самост. работа

Всего

1.

Теории межкультурной коммуникации

2

2

12

16

2.

Особенности межличностной коммуникации при межкультурном взаимодействии: социализация, адаптация, аккультурация, инкультурация.

2

2

12

16

3.

Национально-культурные стереотипы речевого поведения.

2

2

12

16

4.

Параметры национально-культурной специфики речевого поведения. Этническая, национальная, территориальная, социальная принадлежность коммуникантов.

2

2

12

16

5.

Эффективность межкультурной коммуникации. Понятие инаковости и ее «преодоление». Этнокультурный диссонанс.

2

2

12

16

6.

Контексты межкультурной коммуникации. Коммуникативные барьеры

2

2

10

14

7.

Ценностные параметры в МКК. Национальная идентичность. Межкультурное семиотическое пространство.

2

2

10

14




Итого

14

14

80

108

Теории межкультурной коммуникации

Межкультурная коммуникация как прикладная социокультурная дисциплина. Концепция Сепира-Уорфа. Функционализм и культурный релятивизм. Этноцентризм. Два типа культур: низкоконтекстуальные и высококонтекстуальные. Современные направления развития межкультурной коммуникации.
Особенности межличностной коммуникации при межкультурном взаимодействии: социализация, адаптация, аккультурация, инкультурация

Культура и поведение. Культура и идентичность. Культура и язык. Культура и ценности. Межкультурная адаптация Культурный шок в процессе освоения чужой культуры. Национально-культурная специфика речевого общения в толковании времени и пространства в разных культурах.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци» iconРабочая программа учебной дисциплин основы теории межкультурной коммуникации

Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци» iconРабочая программа учебной дисциплины основы теории управления
Дисциплина «Основы теории управления» относится к циклу профессиональных дисциплин, базовая часть. Для изучения дисциплины «Основы...
Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци» iconРабочая программа дисциплины в. Од. 14 Основы межкультурной коммуникации Направление

Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци» iconРабочая программа по элективному курсу «Основы экономической теории»...
«Основы экономической теории» составлена на основе авторской программы курса С. И. Иванова, М. А. Скляра «Основы экономической теории»/...
Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци» iconРабочая программа учебной дисциплины теоретические основы автоматизированного управления
Для изучения дисциплины «Теоретические основы автоматизированного управления» студентам необходимо обладать знаниями, умениями и...
Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци» iconРабочая учебная программа дисциплины «Основы лингвистики и межкультурной коммуникации»
Фгос впо по специальности 060103. 65 «Педиатрия», утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 ноября 2010 года №1118
Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци» iconРабочая учебная программа дисциплины «Основы лингвистики и межкультурной коммуникации»
Фгос впо по специальности 060201. 65 «Стоматология», утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 ноября 2010 года №1118
Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы теории литературы»
Дисциплина «Основы теории литературы» является дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин по подготовке...
Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци» iconРабочая учебная программа дисциплины «Основы лингвистики и межкультурной коммуникации»
Фгос впо по специальности 060101. 65 «Лечебное дело», утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 ноября 2010 года №1118
Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци» iconРабочая программа дисциплины
Пререквизиты: минералогия, петрография, литология, основы учения о полезных ископаемых (основы теории рудообразующих процессов),...
Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци» iconРабочая программа основы теории первого иностранного языка направление: 035700 Лингвистика
Основы теории первого иностранного языка: рабочая программа / авт сост. Ю. П. Вышенская, М. Л. Малаховская, Э. В. Седых, Н. А. Трофимова....
Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци» iconРабочая программа дисциплины дв. 2 «Основы теории коммуникации»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци» iconРабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации»
Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации». Автор-составитель – ст преподаватель, Кипрова Н. С
Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци» iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «актуальные проблемы фразеологии»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Основы межкультурной коммуникации», «Современный русский язык и культура...
Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци» iconРабочая программа по предмету «Основы экономической теории» для 10...
Учебник «Основы экономической теории» и данная программа строго скоординированы друг с другом. Целесообразно использование в школах...
Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци» iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск