Департамент образования города Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
|
| «Утверждаю»
Первый проректор ГБОУ ВПО МГПУ
___________________Е.Н.Геворкян
«_____» ________________2014 г.
|
ПРОГРАММА
ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
Направление подготовки 44.06.01 – Образование и педагогические науки
Профиль 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Квалификация – Исследователь. Преподаватель исследователь.
Москва – 2014
Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44.06.01 - Образование и педагогические науки, профиль 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» предоставляет на кафедру реферат по теме предполагаемого исследования и сдает вступительные экзамены по философии, иностранному языку и специальности - теории, методике и организации социально-культурной деятельности.
Требования к реферату. Реферат должен быть написан на актуальную тему, связанную с профессиональными интересами поступающего. В нем четко формулируется проблема, цели и задачи исследования, демонстрируется профессиональная эрудиция автора и знание им практики в области социально-культурной деятельности, а также умение анализировать и обобщать результаты научных исследований, связанных с темой реферата. Завершается реферат списком использованной литературы. В тексте реферата по существующим правилам должны быть указаны цитируемые источники, грамотно оформлены сноски. Объем реферата – 1,5 печатных листа (примерно 20 – 25 страниц текста, требования к оформлению: кегль – 14, шрифт Times New Roman, интервал – 1,5, поля: слева – 3, справа – 1,5, сверху и снизу – 2).
Структура программы:
1 часть. Общие положения
2 часть. Содержание основных разделов программы
3 часть. Вопросы государственного экзамена
4 часть. Литература
5 часть. Критерии оценки ответа выпускника
1 часть. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Цель – выявление у поступающих в аспирантуру по научному профилю 13.00.05 – «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» знаний по основным дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки в объеме, предусмотренном Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, владение разнообразными исследовательскими методами, способность к критическому анализу социокультурных явлений и процессов.
Содержание программы отражает основной объем знаний, необходимый исследователю при выполнении научно-практической работы по теории и методике социально-культурной деятельности. В связи с этим в программу включены соответствующие разделы, которые дают возможность поступающему в аспирантуру продемонстрировать свои знания:
Структура программы соответствует разделам, отражающим тематические блоки специальных дисциплин, программа снабжена списком литературы для самоподготовки, в котором выделены группы основных и дополнительных источников.
При ответе на вступительном экзамене соискатель должен продемонстрировать уровень профессионально-педагогической подготовленности, имея следующие квалификационные возможности при ответе на государственном экзамене:
знает теоретические основы, категории и понятия социально- культурной деятельности, основные научные школы по данному направлению;
владеет системой знаний о сфере социально-культурной деятельности, сущности, содержании и структуре социально-культурных процессов;
обладает системой знаний об основных этапах истории социально- культурной деятельности и их значении для разработки современных моделей воспитательной работы в социально-культурной сфере;
имеет систему знаний об основных этапах становления и развития культурной политики в России, как основы стратегии социокультурного управления;
владеет принципами системного анализа, теоретического моделирования социально-культурных явлений и процессов, определения их качественных и количественных характеристик, тенденции развития;
умеет давать характеристику базовым социокультурным технологическим системам: информационно-просветительским, культуротворческим, культуроохранным, рекреативным, реабилитационным, зрелищным, этнокультурным, коммуникативным и др.;
владеет способами реализации технологий социально-культурной деятельности в соответствии с социально-демографическими, возрастными, и другими особенностями субъектов социокультурной деятельности;
обладает умениями проектирования и реализации социокультурных технологий в учреждениях различного типа;
умеет разрабатывать комплексные программы развития социально-культурного пространства региона;
знает содержание международных документов и основные положения законодательства Российской Федерации о культуре и образовании, защите авторских прав и интеллектуальной собственности, федеральные и региональные программы развития социально-культурной сферы и образования, а также нормативно-правовые документы по организации социально-культурной деятельности с разными социальными группами;
знает и применяет основные методы социально-педагогического исследования;
владеет основами организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере социально-культурной деятельности;
умеет анализировать основные тенденции социально-культурной практики и обобщать передовой социально-педагогический опыт.
2 часть. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЛАСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Общая характеристика социально-культурной деятельности. Гуманистический смысл социально-культурной деятельности, ее нацеленность на развитие личности, социальных общностей; духовное возвышение человека; формирование гражданского общества снижение негативных последствий цивилизационного процесса, социально-экономических преобразований и др.
Социально-культурная деятельность как составная часть культуры общества. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992), разработка нового законодательства о культуре и базовые понятия социально-культурной деятельности: культура и культурная деятельность; культурные ценности и культурные блага; культурное наследие и культурное достояние народов России; творческая деятельность и творческий работник; государственная культурная политика; основные области (виды) культурной деятельности; права и свободы человека в области культуры; права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры; механизм экономического обеспечения культурной деятельности.
Особенности социально-культурных процессов в современной России.
Социально-культурная деятельность как процесс сохранения, распространения, освоения, производства и воспроизводства культурных ценностей различными социальными институтами, социальными группами и отдельными личностями. Социально-культурная деятельность и процесс социализации личности.
Основные сферы реализации социально-культурной деятельности: сфера досуга и досуговой деятельности; сфера народной художественной культуры и любительского творчества; сфера образования; сфера социальной защиты и реабилитации.
Субъекты социально-культурной деятельности: личность; семья; социальные организации и объединения; социально-культурные институты; отраслевые учреждения и организации. Ресурсная база социально-культурной деятельности: нормативный ресурс; кадровый ресурс; финансовый ресурс; материально-техническая база; социально-демографический и морально-психологический ресурс. 1.2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
Содержание понятий «культурная среда» и «социально-культурная среда».
Культурная среда как предметно-пространственное окружение и фактор формирования духовности личности и образа жизни. Компоненты (поля) культурной среды. Уровни культурной среды. Культурная среда как пространство взаимодействия различных субкультур. Открытость культурной среды для самодеятельности и общественн6ых инициатив.
Социально-культурная среда как проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга. Устойчивые элементы социально-культурной среды. Понятие социально-культурной микросреды. Альтернативность и инвариантность социально-культурной среды. Активность личности по отношению к избираемой ею среде досуга и общения 1.3. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ И ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ
Клубные структуры (государственные клубные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) как социально-культурные институты, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Назначение, характер выполняемой работы, состав книжных фондов библиотек. Массовые (публичные), учебные, научно-технические и специальные библиотеки. Парки - социально-культурный институт, функция которых выражается в рекреации, организации массового отдыха и развлечений, проведении информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы. Классификация парков по функциональному назначению.
Социально-культурные институты музейного типа. Их классификация и функциональное назначение.
Современные межведомственные социально-культурные комплексы и центры открытого типа. Особенности функционирования и финансирования. Классификация социально-культурных центров и комплексов.
1.4. ВИДЫ ВНЕШКОЛЬНЫХ ДОСУГОВЫХ ЦЕНТРОВ. ИХ СТРУКТУРА И КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внешкольные досуговые центры. Их общая характеристика и планы. Академии детства Дворцы культуры и творчества. Детские и юношеские библиотеки, клубы и станции юных техников и юных натуралистов. Школьные лесничества. Станции юных туристов. Детские железные дороги. Детские кинотеатры, парки, стадионы, городки аттракционов. Учреждения культуры и спорта системы профессионально-технического образования. Летние лагеря и площадки как центры досуговой деятельности. Дома и Дворцы молодежи. Детские (подростковые) клубы. Структура внешкольных досуговых центров и координация деятельности. 1.5. ОБЩЕСТВЕННО-ДОБРОВОЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ, ФОНДЫ И ДВИЖЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Общественные организации, фонды и движения как субъекты социально-культурной деятельности. Связь массовых общественных формирований с политической, экономической и духовной жизнью людей.
Формы взаимодействия общественных организации, фондов и движений на региональном уровне: совместные социально-культурные инициативы по рациональному использованию свободного времени, проведение совместных мероприятий; представительство в государственных, муниципальных структурах, органах управления социально-культурной сферой; помощь общественным формированиям со стороны государственных органов и учреждений в реализации их социально-культурных функции.
Уровни взаимосвязи государственных и общественных структур в социально-культурной сфере. Типология общественных фондов и движений. Социально-культурная деятельность профсоюзов; государственные и общественные службы социальной защиты и социальной помощи семье, материнству, детству; центры и службы социально-медицинской реабилитации и психологической помощи; государственно-общественная система содержания и воспитания детей-сирот; неформальные группы и объединения различных социальных и возрастных категорий населения; общества и ассоциации работников сферы социальной помощи и защиты; разнообразные учебно-развивающие и социально-просветительские центры и институты.
Научно-просветительское общество «Знание» и формы его работы. Научно-технические общества и их основные задачи. Пропагандистская, воспитательная и социокультурная деятельность обществ охраны природы, охраны памятников истории и культуры, спортивных клубов и обществ и других общественных формирований социально-культурного профиля.
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЙ
Теория социально-культурной деятельности как фундаментальное научно-образовательное направление, синтезирующее научные достижения педагогики, психологии, социологии, культурологии и других отраслей гуманитарного знания. Основные источники формирования теории: изучение исторического и современного отечественного и зарубежного опыта; результаты социологических исследований и опытно-экспериментальной работы; использование данных смежных наук.
Структурный состав теории социально-культурной деятельности: совокупность научно достоверных фактов; понятийный аппарат; система выявленных закономерностей; исходные принципы.
Вариативность подходов к определению понятия «социально-культурная деятельность» (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, В.З. Дуликов, В.Е. Новаторов, В.В. Туев, А.В. Соколов, Е.И.Григорьева и др.) Множественность субъектов социально-культурной деятельности − социально-культурных институтов, ресурсной базы социокультурной деятельности и многообразия технологий, используемых в сфере культуры, образования, искусства, социальной работы, досуга и спорта. Соотношение категорий свободного времени, досуга, отдыха, рекреации, досуговой и рекреационной деятельности. Проблемная обусловленность целей, содержания и задач социально-культурной деятельности.
Становление и развитие социально-культурной деятельности как направления научных исследований. Основные научные школы в современной теории социально-культурной деятельности (школа теории социально-культурной деятельности Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Н.Н. Ярошенко; школа культурно-досуговой деятельности А.Д. Жаркова; школа теории и практики социокультурного менеджмента В.М. Чижикова; школа прикладной культурологии М.А. Ариарского и др.). 2.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ, ФОРМ И МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социально-значимые виды общественной организации свободного времени и различные формы социально-культурной деятельности масс как ведущие средства социально-культурной деятельности. Развивающая и рекреационная роль печати, радио и телевидения. Роль и место печати, радиовещания и телевидении в социально-культурной деятельности. Воспитательный потенциал живого слова, искусства, наглядности и других средств социально-культурной деятельности. Инновационные подход к использованию средств идейного и эмоционального воздействия в учреждениях социально-культурной сферы.
Понятие о методах социально-культурной деятельности и их характеристика. Методы формирования общественного сознания. Методы включения в социально-культурную деятельность. Метод стимулирования социально-культурной активности. Методы социологических исследований социально-культурной деятельности.
Понятие о формах социально-культурной деятельности и их типология. Эпизодические и стабильные формы. Динамика форм социально-культурной деятельности. Классификация форм: но субъекту организации воспитательной работы в сфере досуга, но количественным показателям аудитории; по социально-демографическим характеристикам; по основным направлениям социально-культурной деятельности; по организационным особенностям. Взаимосвязь средств, форм и методов социально-культурной деятельности. 2.3. ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Определение функций социально-культурной деятельности применительно к ее содержанию. Основные функции социально-культурной деятельности, их социально-защитный и реабилитационный характер. Стимулирование социальной активности, духовной реабилитации и адаптации личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащении людей. Развитие творческих способностей личности, создание максимальных социально-культурного творчества людей.
Организация отдыха и развлечений на основе широкого удовлетворения досуговых интересов, увлечений и потребностей людей.
Развивающий характер функций социально-культурной деятельности. Взаимосвязь и взаимозависимость развивающих функций в целостном процессе формирования личности.
Подвижность и изменяемость функций досуговой деятельности воздействиям социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов обновления, характерных для современного развития общества.
Принципы организации социально-культурной деятельности и их методологической основы. Влияние процессов социально-экономического и духовного обновления общества на трансформацию принципов социально-культурной деятельности. Принцип плюрализма в социально-культурной деятельности, альтернативности подходов в ее содержании и организации. Принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей. Принцип всеобщего массового культуротворчества, как доминирующего признака. Принцип гуманизации содержания социально-культурной деятельности и всего воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения. Принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга. Принцип общественно-государственного самоуправления социально-культурными процессами в регионе, основанного на децентрализации и суверенности региональной, социальной и культурной политики. 2.4. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социально-культурные институты, учреждения и организации как субъекты социально-культурной деятельности. Ведущие социальные институты и общности - семья, микросоциум, церковь, государственное и негосударственные институты, организации и объединения: учебные (образовательные), социально-культурные, производственные, социально-защитные, благотворительные, художественно-творческие, спортивные и другие. Их специальное назначение как субъектов социально-культурной деятельности.
Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций как объект социально-культурной деятельности. Социально-психологические и педагогические принципы типологизации объекта социально-культурной деятельности. Массовые, групповые и индивидуальные объекты культурно-досуговой деятельности. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности, учет конкретно проявляемых интересов, потребностей, ценностных ориентации как важное условие его типологизации.
Понятие об открытой и закрытой, организованной и неорганизованной, постоянной и эпизодической аудитории. Реальный и потенциальный объект культурно-досуговой деятельности.
|