Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки, профиль 13. 00. 05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»





НазваниеПояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки, профиль 13. 00. 05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»
страница1/6
Дата публикации16.10.2014
Размер0.76 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
Департамент образования города Москвы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

              1. «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»








              1. «Утверждаю»

Первый проректор ГБОУ ВПО МГПУ

___________________Е.Н.Геворкян

«_____» ________________2014 г.












  1. ПРОГРАММА

  2. ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

  3. Направление подготовки 44.06.01 – Образование и педагогические науки

  4. Профиль 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

  5. Квалификация – Исследователь. Преподаватель исследователь.






Москва – 2014



Пояснительная записка


  1. Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44.06.01 - Образование и педагогические науки, профиль 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» предоставляет на кафедру реферат по теме предполагаемого исследования и сдает вступительные экзамены по философии, иностранному языку и специальности - теории, методике и организации социально-культурной деятельности.



Требования к реферату. Реферат должен быть написан на актуальную тему, связанную с профессиональными интересами поступающего. В нем четко формулируется проблема, цели и задачи исследования, демонстрируется профессиональная эрудиция автора и знание им практики в области социально-культурной деятельности, а также умение анализировать и обобщать результаты научных исследований, связанных с темой реферата. Завершается реферат списком использованной литературы. В тексте реферата по существующим правилам должны быть указаны цитируемые источники, грамотно оформлены сноски.


Объем реферата – 1,5 печатных листа (примерно 20 – 25 страниц текста, требования к оформлению: кегль – 14, шрифт Times New Roman, интервал – 1,5, поля: слева – 3, справа – 1,5, сверху и снизу – 2).

Структура программы:

1 часть. Общие положения

2 часть. Содержание основных разделов программы

3 часть. Вопросы государственного экзамена

4 часть. Литература

5 часть. Критерии оценки ответа выпускника

1 часть. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель – выявление у поступающих в аспирантуру по научному профилю 13.00.05 – «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» знаний по основным дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки в объеме, предусмотренном Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, владение разнообразными исследовательскими методами, способность к критическому анализу социокультурных явлений и процессов.

Содержание программы отражает основной объем знаний, необходимый исследователю при выполнении научно-практической работы по теории и методике социально-культурной деятельности. В связи с этим в программу включены соответствующие разделы, которые дают возможность поступающему в аспирантуру продемонстрировать свои знания:

Структура программы соответствует разделам, отражающим тематические блоки специальных дисциплин, программа снабжена списком литературы для самоподготовки, в котором выделены группы основных и дополнительных источников.

При ответе на вступительном экзамене соискатель должен продемонстрировать уровень профессионально-педагогической подготовленности, имея следующие квалификационные возможности при ответе на государственном экзамене:

  • знает теоретические основы, категории и понятия социально- культурной деятельности, основные научные школы по данному направлению;

  • владеет системой знаний о сфере социально-культурной деятельности, сущности, содержании и структуре социально-культурных процессов;

  • обладает системой знаний об основных этапах истории социально- культурной деятельности и их значении для разработки современных моделей воспитательной работы в социально-культурной сфере;

  • имеет систему знаний об основных этапах становления и развития культурной политики в России, как основы стратегии социокультурного управления;

  • владеет принципами системного анализа, теоретического моделирования социально-культурных явлений и процессов, определения их качественных и количественных характеристик, тенденции развития;

  • умеет давать характеристику базовым социокультурным технологическим системам: информационно-просветительским, культуротворческим, культуроохранным, рекреативным, реабилитационным, зрелищным, этнокультурным, коммуникативным и др.;

  • владеет способами реализации технологий социально-культурной деятельности в соответствии с социально-демографическими, возрастными, и другими особенностями субъектов социокультурной деятельности;

  • обладает умениями проектирования и реализации социокультурных технологий в учреждениях различного типа;

  • умеет разрабатывать комплексные программы развития социально-культурного пространства региона;

  • знает содержание международных документов и основные положения законодательства Российской Федерации о культуре и образовании, защите авторских прав и интеллектуальной собственности, федеральные и региональные программы развития социально-культурной сферы и образования, а также нормативно-правовые документы по организации социально-культурной деятельности с разными социальными группами;

  • знает и применяет основные методы социально-педагогического исследования;

  • владеет основами организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере социально-культурной деятельности;

  • умеет анализировать основные тенденции социально-культурной практики и обобщать передовой социально-педагогический опыт.

2 часть. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА


    1. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЛАСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Общая характеристика социально-культурной деятельности. Гуманистический смысл социально-культурной деятельности, ее нацеленность на развитие личности, социальных общностей; духовное возвышение человека; формирование гражданского общества снижение негативных последствий цивилизационного процесса, социально-экономических преобразований и др.

Социально-культурная деятельность как составная часть культуры общества. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992), разработка нового законодательства о культуре и базовые понятия социально-культурной деятельности: культура и культурная деятельность; культурные ценности и культурные блага; культурное наследие и культурное достояние народов России; творческая деятельность и творческий работник; государственная культурная политика; основные области (виды) культурной деятельности; права и свободы человека в области культуры; права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры; механизм экономического обеспечения культурной деятельности.

Особенности социально-культурных процессов в современной России.

Социально-культурная деятельность как процесс сохранения, распространения, освоения, производства и воспроизводства культурных ценностей различными социальными институтами, социальными группами и отдельными личностями. Социально-культурная деятельность и процесс социализации личности.

Основные сферы реализации социально-культурной деятельности: сфера досуга и досуговой деятельности; сфера народной художественной культуры и любительского творчества; сфера образования; сфера социальной защиты и реабилитации.

Субъекты социально-культурной деятельности: личность; семья; социальные организации и объединения; социально-культурные институты; отраслевые учреждения и организации. Ресурсная база социально-культурной деятельности: нормативный ресурс; кадровый ресурс; финансовый ресурс; материально-техническая база; социально-демографический и морально-психологический ресурс.
1.2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Содержание понятий «культурная среда» и «социально-культурная среда».

Культурная среда как предметно-пространственное окружение и фактор формирования духовности личности и образа жизни. Компоненты (поля) культурной среды. Уровни культурной среды. Культурная среда как пространство взаимодействия различных субкультур. Открытость культурной среды для самодеятельности и общественн6ых инициатив.

Социально-культурная среда как проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга. Устойчивые элементы социально-культурной среды. Понятие социально-культурной микросреды. Альтернативность и инвариантность социально-культурной среды. Активность личности по отношению к избираемой ею среде досуга и общения
1.3. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ И ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ

Клубные структуры (государственные клубные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) как социально-культурные институты, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Назначение, характер выполняемой работы, состав книжных фондов библиотек. Массовые (публичные), учебные, научно-технические и специальные библиотеки. Парки - социально-культурный институт, функция которых выражается в рекреации, организации массового отдыха и развлечений, проведении информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы. Классификация парков по функциональному назначению.

Социально-культурные институты музейного типа. Их классификация и функциональное назначение.

Современные межведомственные социально-культурные комплексы и центры открытого типа. Особенности функционирования и финансирования. Классификация социально-культурных центров и комплексов.

1.4. ВИДЫ ВНЕШКОЛЬНЫХ ДОСУГОВЫХ ЦЕНТРОВ. ИХ СТРУКТУРА И КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Внешкольные досуговые центры. Их общая характеристика и планы. Академии детства Дворцы культуры и творчества. Детские и юношеские библиотеки, клубы и станции юных техников и юных натуралистов. Школьные лесничества. Станции юных туристов. Детские железные дороги. Детские кинотеатры, парки, стадионы, городки аттракционов. Учреждения культуры и спорта системы профессионально-технического образования. Летние лагеря и площадки как центры досуговой деятельности. Дома и Дворцы молодежи. Детские (подростковые) клубы. Структура внешкольных досуговых центров и координация деятельности.
1.5. ОБЩЕСТВЕННО-ДОБРОВОЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ, ФОНДЫ И ДВИЖЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Общественные организации, фонды и движения как субъекты социально-культурной деятельности. Связь массовых общественных формирований с политической, экономической и духовной жизнью людей.

Формы взаимодействия общественных организации, фондов и движений на региональном уровне: совместные социально-культурные инициативы по рациональному использованию свободного времени, проведение совместных мероприятий; представительство в государственных, муниципальных структурах, органах управления социально-культурной сферой; помощь общественным формированиям со стороны государственных органов и учреждений в реализации их социально-культурных функции.

Уровни взаимосвязи государственных и общественных структур в социально-культурной сфере. Типология общественных фондов и движений. Социально-культурная деятельность профсоюзов; государственные и общественные службы социальной защиты и социальной помощи семье, материнству, детству; центры и службы социально-медицинской реабилитации и психологической помощи; государственно-общественная система содержания и воспитания детей-сирот; неформальные группы и объединения различных социальных и возрастных категорий населения; общества и ассоциации работников сферы социальной помощи и защиты; разнообразные учебно-развивающие и социально-просветительские центры и институты.

Научно-просветительское общество «Знание» и формы его работы. Научно-технические общества и их основные задачи. Пропагандистская, воспитательная и социокультурная деятельность обществ охраны природы, охраны памятников истории и культуры, спортивных клубов и обществ и других общественных формирований социально-культурного профиля.

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЙ

Теория социально-культурной деятельности как фундаментальное научно-образовательное направление, синтезирующее научные достижения педагогики, психологии, социологии, культурологии и других отраслей гуманитарного знания. Основные источники формирования теории: изучение исторического и современного отечественного и зарубежного опыта; результаты социологических исследований и опытно-экспериментальной работы; использование данных смежных наук.

Структурный состав теории социально-культурной деятельности: совокупность научно достоверных фактов; понятийный аппарат; система выявленных закономерностей; исходные принципы.

Вариативность подходов к определению понятия «социально-культурная деятельность» (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, В.З. Дуликов, В.Е. Новаторов, В.В. Туев, А.В. Соколов, Е.И.Григорьева и др.) Множественность субъектов социально-культурной деятельности − социально-культурных институтов, ресурсной базы социокультурной деятельности и многообразия технологий, используемых в сфере культуры, образования, искусства, социальной работы, досуга и спорта. Соотношение категорий свободного времени, досуга, отдыха, рекреации, досуговой и рекреационной деятельности. Проблемная обусловленность целей, содержания и задач социально-культурной деятельности.

Становление и развитие социально-культурной деятельности как направления научных исследований. Основные научные школы в современной теории социально-культурной деятельности (школа теории социально-культурной деятельности Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Н.Н. Ярошенко; школа культурно-досуговой деятельности А.Д. Жаркова; школа теории и практики социокультурного менеджмента В.М. Чижикова; школа прикладной культурологии М.А. Ариарского и др.).
2.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ, ФОРМ И МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социально-значимые виды общественной организации свободного времени и различные формы социально-культурной деятельности масс как ведущие средства социально-культурной деятельности. Развивающая и рекреационная роль печати, радио и телевидения. Роль и место печати, радиовещания и телевидении в социально-культурной деятельности. Воспитательный потенциал живого слова, искусства, наглядности и других средств социально-культурной деятельности. Инновационные подход к использованию средств идейного и эмоционального воздействия в учреждениях социально-культурной сферы.

Понятие о методах социально-культурной деятельности и их характеристика. Методы формирования общественного сознания. Методы включения в социально-культурную деятельность. Метод стимулирования социально-культурной активности. Методы социологических исследований социально-культурной деятельности.

Понятие о формах социально-культурной деятельности и их типология. Эпизодические и стабильные формы. Динамика форм социально-культурной деятельности. Классификация форм: но субъекту организации воспитательной работы в сфере досуга, но количественным показателям аудитории; по социально-демографическим характеристикам; по основным направлениям социально-культурной деятельности; по организационным особенностям. Взаимосвязь средств, форм и методов социально-культурной деятельности.
2.3. ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определение функций социально-культурной деятельности применительно к ее содержанию. Основные функции социально-культурной деятельности, их социально-защитный и реабилитационный характер. Стимулирование социальной активности, духовной реабилитации и адаптации личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащении людей. Развитие творческих способностей личности, создание максимальных социально-культурного творчества людей.

Организация отдыха и развлечений на основе широкого удовлетворения досуговых интересов, увлечений и потребностей людей.

Развивающий характер функций социально-культурной деятельности. Взаимосвязь и взаимозависимость развивающих функций в целостном процессе формирования личности.

Подвижность и изменяемость функций досуговой деятельности воздействиям социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов обновления, характерных для современного развития общества.

Принципы организации социально-культурной деятельности и их методологической основы. Влияние процессов социально-экономического и духовного обновления общества на трансформацию принципов социально-культурной деятельности. Принцип плюрализма в социально-культурной деятельности, альтернативности подходов в ее содержании и организации. Принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей. Принцип всеобщего массового культуротворчества, как доминирующего признака. Принцип гуманизации содержания социально-культурной деятельности и всего воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения. Принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга. Принцип общественно-государственного самоуправления социально-культурными процессами в регионе, основанного на децентрализации и суверенности региональной, социальной и культурной политики.
2.4. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социально-культурные институты, учреждения и организации как субъекты социально-культурной деятельности. Ведущие социальные институты и общности - семья, микросоциум, церковь, государственное и негосударственные институты, организации и объединения: учебные (образовательные), социально-культурные, производственные, социально-защитные, благотворительные, художественно-творческие, спортивные и другие. Их специальное назначение как субъектов социально-культурной деятельности.

Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций как объект социально-культурной деятельности. Социально-психологические и педагогические принципы типологизации объекта социально-культурной деятельности. Массовые, групповые и индивидуальные объекты культурно-досуговой деятельности. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности, учет конкретно проявляемых интересов, потребностей, ценностных ориентации как важное условие его типологизации.

Понятие об открытой и закрытой, организованной и неорганизованной, постоянной и эпизодической аудитории. Реальный и потенциальный объект культурно-досуговой деятельности.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки, профиль 13. 00. 05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры социально-культурной...
Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки, профиль 13. 00. 05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» iconПри поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование...
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Теория и методика профессионального...
Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки, профиль 13. 00. 05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки...
«Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44. 06. 01 – Образование и педагогические науки составлена...
Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки, профиль 13. 00. 05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» iconПрограмма вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44....
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Национального исследовательского университета...
Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки, профиль 13. 00. 05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Образование и педагогические науки», по профилю «Теория и методика обучения и воспитания» разработана профессорско-преподавательским...
Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки, профиль 13. 00. 05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)»
Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки, профиль 13. 00. 05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки...
Итоговая государственная аттестация бакалавра социально-экономического образования включает итоговый междисциплинарный экзамен по...
Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки, профиль 13. 00. 05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика связей...
«Социально-культурная деятельность» (квалификация «Менеджер социально-культурной деятельности») и направлению подготовки
Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки, профиль 13. 00. 05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» iconРабочая программа для студентов направления подготовки 071800. 01....
Содержание: умк по дисциплине б. 4 Сценарно-режиссерские основы для студентов направления подготовки 071800. 01. 62 Социально-культурная...
Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки, профиль 13. 00. 05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Теория и методика профессионального образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры информатики и информационных...
Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки, профиль 13. 00. 05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» iconРабочая программа для студентов направления подготовки 071800 Социально-культурная...
Содержание: умк по дисциплине в. Дв 1 Мифология и искусство для студентов направления подготовки 071800 Социально-культурная деятельность...
Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки, профиль 13. 00. 05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» iconКозлов Фёдор Михайлович Гуманистический потенциал культуры и условия...
Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости
Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки, профиль 13. 00. 05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» icon2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки...
Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки, профиль 13. 00. 05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине...
Направленность (профиль) программы аспирантуры Теория и методика профессионального образования
Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки, профиль 13. 00. 05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики...
Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки, профиль 13. 00. 05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (Теория и история культуры) при приёме...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск