Скачать 106.32 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ ___________________________________________________________________ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по научной работе МГИМО (У) МИД России _____________А.И. Подберёзкин «___» ___________________ 2014 г. ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44.06.01 – Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования» Москва 2014 Программа вступительного экзамена в аспирантуру «Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44.06.01 – Образование и педагогические науки составлена на основе действующих Федеральных государственных образовательных стандартов в системе высшего педагогического образования. Автор программы: Воевода Е.В., доктор педагогических наук, доцент Программа утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии. Протокол заседания ____ от «____» ________________ 2014 г. Подпись зав. кафедрой: _____________ Е.В. Воевода
ВВЕДЕНИЕ Предлагаемая Программа вступительного экзамена определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру по направлению подготовки 44.06.01 – Образование и педагогические науки. Цель вступительного испытания – определение готовности абитуриента к освоению образовательной программы «Теория и методика профессионального образования» третьего уровня высшего образования, выявление научных интересов абитуриента, его готовности к научно-исследовательской работе. Содержание Программы соответствует уровню сформированности компетенций (в рамках требований ФГОС ВПО – магистратура/специалитет), необходимых будущему специалисту-исследователю для успешного обучения в аспирантуре и работе над диссертационным исследованием. Поэтому поступающий в аспирантуру должен, наряду со знаниями в области педагогики, продемонстрировать сформированность педагогической культуры и владение определенными способами исследовательской деятельности, умение проводить самостоятельное исследование c применением инновационных методов и технологий, анализировать и обсуждать результаты, а также владеть элементами исследовательской культуры. Программа соответствует паспорту специальности и содержит разделы по истории, теории, методике и практике профессионального образования. Учитывая направления научных исследований в аспирантуре Московского государственного института международных отношений (Университета), в программу включены вопросы, отражающие специфику профессиональной подготовки специалистов международного профиля. Отдельный раздел Программы содержит список литературы, необходимой для подготовки к экзамену. Вступительный экзамен в аспирантуру МГИМО (У) МИД России по направлению подготовки 44.06.01 – Образование и педагогические науки (программа «Теория и методика профессионального образования») проводится в устной форме и включает следующие этапы:
Раздел 1. Методологический аппарат и методы профессиональных педагогических исследований. Предмет профессиональной педагогики. Связи профессиональной педагогики с другими науками. Основные категории профессиональной педагогики: профессиональное образование, профессиональное обучение, профессиональное развитие человека. Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность как проблемы профессиональной педагогики. Принципы, подходы и методы исследования в профессиональной педагогике. Профессионально значимые компетенции, их взаимосвязь и динамика их формирования. Методологическая рефлексия в научной работе. Наука и научный поиск. Раздел 2. Нормативно-правовая база профессионального образования. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Федеральный Закон об образовании (2012 г.). Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования. ФГОС ВПО третьего поколения по направлению «международные отношения» (бакалавриат). Структура и компоненты ФГОС. Раздел 3. Инновационные процессы в развитии профессионального образования. Гуманизация, гуманитаризация и демократизация профессионального образования. Подготовка специалистов в системе многоуровневневого профессионального образования. Непрерывное образование. Организационные формы профессионального образования: очная, вечерняя, заочная, экстернат, дистанционное обучение и т.п. Регионализации профессионального образования в вузах международного профиля. Раздел 4. Последипломное образование Формы дополнительного последипломного профессионального образования: переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов в институтах повышения квалификации, институтах дополнительной профессиональной подготовки, школах бизнеса, курсах и т.п. Внутрифирменное обучение кадров. Профессиональная переподготовка незанятого населения, учебные центры служб занятости. Раздел 5. Учебно-воспитательный процесс в учреждениях высшего профессионального образования. Цель и содержание обучения в вузе. Традиционные и инновационные методы и технологии обучения, их соотношение в образовательном процессе. Факторы, обуславливающие выбор преподавателем методов обучения. Средства и формы обучения. Диагностика и контроль обучения. Вариативность и инновации в обучении. Особенности организации воспитательного процесса в учреждениях высшего профессионального образования. Профессиональная адаптация студентов. Преемственность в профессиональной подготовке и профессиональном воспитании молодежи. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза. Раздел 6. Профессиональное образование за рубежом. Основные тенденции развития высшего профессионального образования за рубежом. Основные характеристики системы профессионального образования в стране изучаемого языка (Великобритании, США, Франции, Германии). Университет как общемировая модель учреждения системы высшего профессионального образования. Зарубежные модели непрерывного профессионального образования. Раздел 7. История профессионального образования. Профессиональное образование в Средние века. Влияние христианства на развитие педагогики в Западной Европе и на Руси. Средневековые университеты как учреждения высшего профессионального образования. Школы учения книжного и училища в Киевской Руси и Новгородской республике. Подготовка переводчиков и толмачей в Московском государстве в XVII веке. Развитие профессионального образования в Российской империи. Система языковой подготовки специалистов для внешнеполитического ведомства. Профессиональное образование в СССР. Профессиональная подготовка дипломатов в СССР. Современная система профессионального образования. Раздел 7. Рекомендуемая литература. Учебники и учебные пособия:
Журналы:
Интернет-источники:
II. Предполагаемые экзаменационные вопросы
III. Предполагаемые темы рефератов
|
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование... При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Теория и методика профессионального... | Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44.... Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Национального исследовательского университета... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине... Направленность (профиль) программы аспирантуры Теория и методика профессионального образования | Пояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города москвы | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)» | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру Московского университета им. С. Ю. Витте по... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Образование и педагогические науки», по профилю «Теория и методика обучения и воспитания» разработана профессорско-преподавательским... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру дисциплина «нейрохирургия»... Программа составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки... Реферат должен иметь сквозную нумерацию. Приложения не входят в объем вступительного реферата, но нумеруется по порядку. В тексте... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре |