Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования»





Скачать 106.32 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования»
Дата публикации27.10.2014
Размер106.32 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ

___________________________________________________________________
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по научной работе

МГИМО (У) МИД России

_____________А.И. Подберёзкин

«___» ___________________ 2014 г.

ПРОГРАММА

вступительного экзамена в аспирантуру

Направление подготовки 44.06.01 – Образование и педагогические науки

Программа «Теория и методика профессионального образования»

Москва

2014


Программа вступительного экзамена в аспирантуру «Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44.06.01 – Образование и педагогические науки составлена на основе действующих Федеральных государственных образовательных стандартов в системе высшего педагогического образования.

Автор программы: Воевода Е.В., доктор педагогических наук, доцент

Программа утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии.

Протокол заседания ____ от «____» ________________ 2014 г.

Подпись зав. кафедрой: _____________ Е.В. Воевода


  • Е.В. Воевода

  • МГИМО (У) МИД России, 2014


ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая Программа вступительного экзамена определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру по направлению подготовки 44.06.01 – Образование и педагогические науки.

Цель вступительного испытания – определение готовности абитуриента к освоению образовательной программы «Теория и методика профессионального образования» третьего уровня высшего образования, выявление научных интересов абитуриента, его готовности к научно-исследовательской работе.

Содержание Программы соответствует уровню сформированности компетенций (в рамках требований ФГОС ВПО – магистратура/специалитет), необходимых будущему специалисту-исследователю для успешного обучения в аспирантуре и работе над диссертационным исследованием. Поэтому поступающий в аспирантуру должен, наряду со знаниями в области педагогики, продемонстрировать сформированность педагогической культуры и владение определенными способами исследовательской деятельности, умение проводить самостоятельное исследование c применением инновационных методов и технологий, анализировать и обсуждать результаты, а также владеть элементами исследовательской культуры.

Программа соответствует паспорту специальности и содержит разделы по истории, теории, методике и практике профессионального образования. Учитывая направления научных исследований в аспирантуре Московского государственного института международных отношений (Университета), в программу включены вопросы, отражающие специфику профессиональной подготовки специалистов международного профиля. Отдельный раздел Программы содержит список литературы, необходимой для подготовки к экзамену.

Вступительный экзамен в аспирантуру МГИМО (У) МИД России по направлению подготовки 44.06.01 – Образование и педагогические науки (программа «Теория и методика профессионального образования») проводится в устной форме и включает следующие этапы:

  1. Подготовку реферата, содержащего научный обзор и постановку проблемы, в рамках одной из предложенных тем по предполагаемой проблеме диссертационного исследования. Обсуждение реферата с членами приемной экзаменационной комиссии.

  2. Подготовку ответа на один из теоретических вопросов, выбранный абитуриентом из предлагаемого в Программе списка – в соответствии с предполагаемой областью научного исследования.



  1. Содержание программы подготовки к вступительному экзамену


Раздел 1. Методологический аппарат и методы профессиональных педагогических исследований.

Предмет профессиональной педагогики. Связи профессиональной педагогики с другими науками. Основные категории профессиональной педагогики: профессиональное образование, профессиональное обучение, профессиональное развитие человека. Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность как проблемы профессиональной педагогики. Принципы, подходы и методы исследования в профессиональной педагогике. Профессионально значимые компетенции, их взаимосвязь и динамика их формирования. Методологическая рефлексия в научной работе. Наука и научный поиск.

Раздел 2. Нормативно-правовая база профессионального образования.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Федеральный Закон об образовании (2012 г.). Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования. ФГОС ВПО третьего поколения по направлению «международные отношения» (бакалавриат). Структура и компоненты ФГОС.

Раздел 3. Инновационные процессы в развитии профессионального образования.

Гуманизация, гуманитаризация и демократизация профессионального образования. Подготовка специалистов в системе многоуровневневого профессионального образования. Непрерывное образование. Организационные формы профессионального образования: очная, вечерняя, заочная, экстернат, дистанционное обучение и т.п. Регионализации профессионального образования в вузах международного профиля.

Раздел 4. Последипломное образование

Формы дополнительного последипломного профессионального образования: переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов в институтах повышения квалификации, институтах дополнительной профессиональной подготовки, школах бизнеса, курсах и т.п. Внутрифирменное обучение кадров. Профессиональная переподготовка незанятого населения, учебные центры служб занятости.

Раздел 5. Учебно-воспитательный процесс в учреждениях высшего профессионального образования.

Цель и содержание обучения в вузе. Традиционные и инновационные методы и технологии обучения, их соотношение в образовательном процессе. Факторы, обуславливающие выбор преподавателем методов обучения. Средства и формы обучения. Диагностика и контроль обучения. Вариативность и инновации в обучении. Особенности организации воспитательного процесса в учреждениях высшего профессионального образования. Профессиональная адаптация студентов. Преемственность в профессиональной подготовке и профессиональном воспитании молодежи. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза.

Раздел 6. Профессиональное образование за рубежом.

Основные тенденции развития высшего профессионального образования за рубежом. Основные характеристики системы профессионального образования в стране изучаемого языка (Великобритании, США, Франции, Германии). Университет как общемировая модель учреждения системы высшего профессионального образования. Зарубежные модели непрерывного профессионального образования.

Раздел 7. История профессионального образования.

Профессиональное образование в Средние века. Влияние христианства на развитие педагогики в Западной Европе и на Руси. Средневековые университеты как учреждения высшего профессионального образования. Школы учения книжного и училища в Киевской Руси и Новгородской республике. Подготовка переводчиков и толмачей в Московском государстве в XVII веке. Развитие профессионального образования в Российской империи. Система языковой подготовки специалистов для внешнеполитического ведомства. Профессиональное образование в СССР. Профессиональная подготовка дипломатов в СССР. Современная система профессионального образования.
Раздел 7. Рекомендуемая литература.

Учебники и учебные пособия:

  1. Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. Методика преподавания в высшей школе. – М.: Издательство «Юрайт», 2013.

  2. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М. : Издательский центр «Академия», 2009.

  3. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования : учебник / А.Н. Джуринский. – М.: Владос, 2010.

  4. Дорога к академическому совершенству. Становление исследовательских университетов мирового класса / Под ред. Дж. Альтбаха, Д. Салми. – М.: ВЕСЬ МИР, 2012.

  5. Каптерев А.И. Информатизация социокультурного пространства. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

  6. Кларк, Б.Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе/ Б.Р. Кларк ; пер. с анг. А.Смирнова. – М.: Изд. дом ВШЭ, 2011.

  7. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования : учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  8. Краевский В.В., Е.В. Бережнова. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие; 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  9. Краевский В.В. Общие основы педагогики : учеб. пособие / В.В. Краевский ; 4-е изд. - М. : Издательский центр «Академия», 2010.

  10. Крившенко Л.П. и др. Педагогика: учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2013.

  11. Крысько В.Г. Психология и педагогика : учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2013.

  12. Культура толерантности и опыт дипломатии для решения современных управленческих проблем. Учебное пособие / Ашин Г.К., Волкова Г.И., Глаголев В.С. и др. / Под редакцией И.Г. Тюлина. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет), 2004.

  13. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

  14. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

  15. Попков В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  16. Темницкий А.Л. Социологические исследования толерантности студентов МГИМО. – М.: МГИМО-Университет, 2005.

  17. Трайнёв В.А., Трайнёв И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии : Учебное пособие. – М.: Издательско-зторговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.

Журналы:

  1. Вестник МГИМО.

  2. Вестник МГУ. Серия ХХ, Педагогика.

  3. Вопросы образования.

  4. Высшее образование в России.

  5. Педагогика.

Интернет-источники:

  1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (от 09 октября 1998 г.) / режим доступа: http://5legko.com/ru/dokumenty-yunesko/

  2. Воевода Е.В. Изучение иностранных языков на Руси / Среднее профессиональное образование. – 2008. - № 2. С. 73-75 / режим доступа: http://elibrary.ru/download/52305276.pdf

  3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь / режим доступа: http://slovo.yaxy.ru/87.html

  4. Национальная педагогическая энциклопедия / режим доступа: http://didacts.ru/

  5. Российская педагогическая энциклопедия / режим доступа: http://www.otrok.ru/teach/enc/index.html

  6. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации / режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158429

II. Предполагаемые экзаменационные вопросы

  1. Предмет профессиональной педагогики. Связь профессиональной педагогики с другими науками.

  2. Понятие об исследовательских подходах. Системный подход. Личностно-деятельностный подход. Компетентностный подход. Синергетический подход. Комплексный подход.

  3. Методы педагогических исследований. Специфика исследований в области профессиональной подготовки специалистов-международников.

  4. Структура профессионального образования в России.

  5. Общее понятие и структура педагогической системы в профессиональном образовании (цели и содержание образования; методы, средства, организационные формы обучения и воспитания; педагоги; обучаемые).

  6. Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе.

  7. Профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональная адаптация учащейся молодежи в сфере подготовки специалистов-международников.

  8. Преемственность в профессиональной подготовке и профессиональном воспитании студентов-международников.

  9. Саморазвитие личности студентов университета.

  10. Развитие идеи непрерывного профессионального образования как создание условий для свободного продвижения человека в профессиональном образовательном пространстве.

  11. Регионализация профессиональной подготовки специалистов-международников в России.

  12. Институциональные формы дополнительного последипломного профессионального образования.

  13. Социокультурные изменения в современном обществе как основа, определяющая содержание обучения.

  14. Колледж и университет как общемировые модели профессиональных образовательных учреждений.

  15. Зарубежные модели непрерывного профессионального образования: пожизненное образование, перманентное образование, непрекращающееся образование.

  16. Подготовка переводчиков в Киевской Руси и Новгородской республике.

  17. Профессиональная языковая подготовка специалистов-международников в контексте межкультурной коммуникации.

  18. Формирование толерантности студентов-международников.

  19. Профессиональная подготовка студентов-международников с позиций компетентностного подхода.

  20. Роль изучения иностранных языков в профессиональной подготовке специалистов международного профиля.


III. Предполагаемые темы рефератов

  1. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров по направлению «Международные отношения» в соответствии с ФГОС ВПО (03).

  2. Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность как проблемы профессиональной подготовки специалистов-международников.

  3. Профессионально значимые компетенции, взаимосвязь и динамика их формирования в профессиональной подготовке специалистов-международников.

  4. Формирование профессиональной идентичности студентов-международников с позиций аксиологического и компетентностного подходов.

  5. Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность как социально-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов-международников.

  6. Роль иностранных языков в подготовке сотрудников внешнеполитического ведомства: цель, форма, содержание, методы.

  7. Сущность, цель и содержание профессиональной языковой подготовки специалистов-международников.

  8. Развитие толерантности педагога в поликультурном пространстве российского вуза.

  9. Профессиональная подготовка преподавателя вуза непедагогической специальности.

  10. Современные требования к специалисту, работающему в полиэтнической среде.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования» iconПри поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование...
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Теория и методика профессионального...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования» iconПрограмма вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44....
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Национального исследовательского университета...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине...
Направленность (профиль) программы аспирантуры Теория и методика профессионального образования
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования» iconПояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города москвы
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)»
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика»
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру Московского университета им. С. Ю. Витте по...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Образование и педагогические науки», по профилю «Теория и методика обучения и воспитания» разработана профессорско-преподавательским...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру дисциплина «нейрохирургия»...
Программа составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки...
Реферат должен иметь сквозную нумерацию. Приложения не входят в объем вступительного реферата, но нумеруется по порядку. В тексте...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки Программа «Теория и методика профессионального образования» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск