Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа





Скачать 399.93 Kb.
НазваниеФормирование здравоведческой культуры студентов колледжа
страница1/3
Дата публикации09.09.2014
Размер399.93 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи
Бадмацыренов Соел Баирбиликтович


ФОРМИРОВАНИЕ здравоведческой культуры студентов колледжа

Специальность 13.00.08 Теория и методика профессионального образования (Педагогические науки)
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Чита – 2012

Работа выполнена в научно-образовательном центре

«Забайкальская школа концептуальной экологии»

ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»


Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор




Эрдынеева Клавдия Гомбожаповна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой психологии и педагогики

Игнатова Валентина Владимировна

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»




кандидат педагогических наук, заместитель директора по научной, инновационной и методической работе Насонова Анна Андреевна

ГОУ СПО «Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова»

Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»


Защита состоится «__» мая 2012 г. на заседании объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.069.01 при ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского» по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129.
С диссертацией можно ознакомиться в Интеллектуальном ресурсном центре ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129.
Автореферат размещен на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского»: http// www.zabspu.ru/ ru «__» апреля 2012 года.
Автореферат размещен на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ http//www.referat_vak@obnadzor.gov.ru «__» апреля 2012 года.
Автореферат разослан __ апреля 2012 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор




Д. Ц. Дугарова


I. Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В условиях внедрения национальных стандартов в систему СПО повышенный интерес вызывает состояние здоровья студентов. Снижение уровня здоровья обучающихся наблюдается на всех ступенях образовательной подготовки (Никандров Н.Д.). Согласно статистическим данным, за последние 5 лет произошел рост общей и первичной заболеваемости у студентов (А.А. Баранов, С.А. Вострикова, В.Р. Кучма, Л.С. Намазова-Баранова, Н.И. Пенкина и др.). Интеграционные процессы в мировой системе образования обусловили рост интенсивности когнитивных и эмоциональных перегрузок субъектов учения.

Нерегулируемый информационный поток вызывает у молодых людей синдром информационного изнурения. Вместе с тем, наблюдается дефицит информации в прогнозировании профессионального будущего. В настоящее время имеет место изменение социально-экономической среды, увеличение неконтролируемых радиоактивных отходов в космосе, усиление мутагенной опасности при отсутствии реальной институциональной, корпоративной, межличностной социальной поддержки. Приходится констатировать, что обучение протекает на фоне социального и природно-экологического давления. H.A. Агаджанян справедливо указывает на зависимость физиологических особенностей жизнедеятельности организма человека и его культуральных черт, представляющих единый континуум, от многовекового проживания в привычной среде обитания. Поэтому изучение состояния здоровья у студентов как представителей различных эколого-климатических условий представляет интерес в планировании индивидуальной траектории развития, так как их образ жизни определяет состояние здоровья в будущем. Несмотря на то, что потенциал индивидуального развития бесконечен, нельзя не отметить, что умственный труд студентов оказывает влияние на изменения функциональные состояния (П.А. Байгужин, Ю.Г. Камскова, Р.Э. Попова, Д.З. Шибкова, К.Г. Эрдынеева). Забайкальский край характеризуется экстремальными природно-климатическими условиями, расчлененностью рельефа, высокой сейсмичностью, повышенным естественным радиационным фоном. По сумме интегральных показателей, отражающих финансовую, экономическую, социальную устойчивость Забайкальский край относится к группе умеренного спада. За последние 10 лет обнаружено повышение распространенности функциональных отклонений и хронических болезней среди обучающихся Забайкальского края, при этом преобладают отклонения со стороны эндокринной, костно-мышечной систем, социально-психологической и психосоматической адаптации. Следует иметь в виду, что подтверждена зависимость адаптивных сдвигов от длительности проживания, возраста, и что немаловажно, от национальных особенностей (О.В.Визгалов, A.A. Желтиков, А.Е. Северин, А.Г. Соколов, А.П. Лимаренко, В.М. Чимаров).

Воспитание здоровой нации должно стать значимым направлением государственной образовательной политики, поскольку от этого зависит сохранение и укрепление генофонда, повышение нравственных, физических, психических, соматических возможностей человека. Согласно ФГОС третьего поколения значимым компонентом профессиональной компетентности являются не только профессиональные, но и ключевые (общие, универсальные) компетенции, формируемые на всех этапах образовательного процесса. Культура рассматривается как компонент регионального развития, компетенции, а компетентность составляет содержание культуры. Отсутствие здравоведческой культуры искажает внутреннюю картину здоровья, под которой понимается целостность восприятия себя в отношении интеллектуальных описаний здоровья, комплекса эмоциональных переживаний, ощущений и поведенческих реакций (В.Е. Каган, В.А. Ананьев, И.И. Мамайчук, В.А. Ананьев). Актуальность исследования обусловлена признанием ценностно-парадигмального характера здоровья молодежи. Результаты исследования по Забайкальскому краю за период с 2006 по 2011 гг. свидетельствуют о преобладании у большинства студентов колледжа низкого уровня сформированности здравоведческой компетентности (86,3%); об отсутствии у них ценностной ориентации на ее приобретение и совершенствование (72,4%), о несформированности субъектной позиции по отношению к состоянию здоровья (68,8%); об отсутствии понимания социальной значимости здоровья, его нравственной составляющей (82,4%). Пионерами оздоравливающей или лечебной педагогики признаны Г. Песталлоци, Джованни Боско, Джон Томас Барнардо, К.А. Гельвеций, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, А.В.Гитман, В.Е.Гурин, Е.А.Дегтерев, А.А.Дубровский, Ю.Н.Синицын и другие. Серьезное внимание проблеме здоровья уделяли К.Д. Ушинский, JI.C. Выготский, В.А. Сухомлинский, П.П. Блонский, Н.Н. Пирогов и др. В трудах В.И. Байденко, Е.О. Дубровской, А.В. Баранникова, А.Г. Бермуса, А.М. Новикова, Н.И. Очеретиной отражены вопросы формирования ключевых компетенций в среднем профессиональном образовании. Формирование компетентного профессионала освещается в исследованиях В.А. Болотова, Э.Ф. Зеера, В.В. Серикова, С.Б. Серяковой, Ю.Г. Татура, И.Д. Фрумина, В.Д. Шадрикова, Б. Оскарсона, А. Шелтона, С. Шо, Дж. Равенна и др. Изучением реализации здоровьесберегающих технологий осуществления образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования на основе православных традиций, средствами модульного обучения занимались М.Е. Коржова, Т.С. Малова.

Следует отметить, что в представленных научных изысканиях рассматривались либо общие проблемы профессиональной культуры и профессиональной компетентности, либо их отдельные компоненты: физической, экологической, личностной, социальной, коммуникативной и других компетенций, культуры здорового образа жизни, культуры здоровья.

Анализ научно-педагогической литературы и обобщение опыта деятельности учреждений среднего профессионального образовании (СПО) показали, что дисциплинам, не являющимся профильными, в вопросах подготовки профессиональных кадров, в том числе в технических средних специальных учебных заведениях (ССУЗ - колледжах и техникумах), внимания уделяется явно недостаточно. Комплексных исследований, включающих разработку нового содержания, методов, форм обучения и оценивания образовательных достижений, адекватных целям современного профессионального образования, направленных на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста среднего звена в процессе обучения общеобразовательным предметам естественнонаучного цикла специально не проводилось.

В настоящее время традиционная система общеобразовательной естественнонаучной подготовки (биохимии, биологии, физиологии, анатомии и др.), ориентированная на формирование предметных знаний и умений, а не на разностороннее развитие личности, занимает прочное положение в образовательной практике. Анализ научных исследований и практика показали, что формирование здравоведческой культуры студентов в системе среднего профессионального образования нуждается в серьезном переосмыслении, в иных подходах, коренных структурно-функциональных изменениях.

Анализ состояния здравоведческой культуры студентов колледжа показал, что в настоящее время не обеспечивается на должном уровне ее формирование на основе рефлексивного подхода, следовательно, возникает противоречие между:

- очевидным несоответствием запросов современного общества к культурному уровню будущих специалистов, с одной стороны, и недостаточным уровнем здравоведческой культуры молодежи, с другой;

- требованиями к уровню профессиональной подготовки и развитию культуры студентов колледжа, в том числе к формированию их здравоведческой культуры, и недостаточной разработанностью технологий, обеспечивающих ее формирование на основе рефлексивного подхода.

С учетом выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: методическая система формирования здравоведческой культуры студентов колледжа.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа».

Объект исследования – процесс формирования здравоведческой культуры студентов.

Предмет исследования - содержание, методы и формы методической системы формирования здравоведческой культуры студентов колледжа.

Цель исследования - разработать содержание, методы и формы системной методической работы, обеспечивающей формирование здравоведческой культуры студентов колледжа.

Данная цель потребовала решения следующих задач:

  1. Определить концептуальные, содержательные, организационные, критериальные основы методической системы формирования здравоведческой культуры студентов колледжа; уточнить понятийный аппарат; рассмотреть различные подходы к классификации здоровьесберегающих технологий.

  2. Обосновать рефлексивный и компетентностный подходы к содержанию и организации методической работы со студентами колледжа.

  3. Разработать и теоретически обосновать методическую систему формирования здравоведческой культуры студентов колледжа, определить степень ее эффективности.

  4. Разработать модель формирования здравоведческой культуры студентов колледжа, определить уровни ее сформированности, создать систему диагностики.

  5. Разработать рекомендации по реализации методической системы формирования здравоведческой культуры студентов в систему среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования. Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа будет осуществляться эффективно, если:

- содержание методической системы формирования здравоведческой культуры определяется с учетом рефлексивного и компетентностного подходов к личностно профессиональному развитию студентов колледжа;

- здравоведческая компетентность будет рассматриваться в качестве обязательной составной части методической системы;

- методическая работа со студентами осуществляется с учетом региональных особенностей;

  • осуществляется коррекционно-диагностическое сопровождение процесса формирования здравоведческой культуры у студентов колледжа.

Методологической основой исследования явились философские и психолого-педагогические концепции развития личности (Л.С. Выготский, Т.К. Клименко, А.В. Петровский, К. Роджерс, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.); культурологический (К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, О. С. Газман, Э.В. Гирусов, Л.Н. Коган, В.В.Лезина, В.М. Мижуев, А.В. Рогова и др.); рефлексивного подхода в образовательном процессе (Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, М.Н. Ахметова, В.В. Давыдов, О.С. Газман, Ю.В. Громыко, Э.Н. Гусинский, В.А. Караковский, А.В. Карпова, С.Д. Неверкович, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, И.Н.Семенов, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, А.А. Тюков, Г.П. Щедровицкий, И.С. Якиманская и др.).

Теоретическую основу исследования составляют концепции аксиологического подхода в образовании (Н.Д. Никандров, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, Н.С. Розов, Г.И. Чижакова др.); педагогической и философской антропологии (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, Г.Ц. Молонов, Н.И. Пирогов, В.С. Самсонов и др.), концепции компетентностного подхода в образовании (В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Л.А. Бордонская, В.И. Ваганова, Н.А.Гришанова, Д.Ц. Дугарова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская, Э.Э. Сыманюк, А.В. Хуторской, Л.В. Черепанова и др.); теории системного подхода к изучению педагогических явлений (Ю.К. Бабанский, В.П. Ковалев, Б.Т. Лихачев, Ю.П. Сокольников, М.Ю. Швецов и др.); идеи представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (Ю.П. Азаров, Е.В. Андриенко, Ш.А. Амонашвили, С.А. Арефьева, В.А. Комелина, А.С. Макаренко, А. Маслоу, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, К.Г. Эрдынеева и др.); принципы: природосообразности воспитания, историзма и объективной оценки событий, которые предполагают изучение любого события или процесса в конкретных исторических условиях и связях; теории: содержания здоровья (Н.М. Амосов, В.П. Горлачев, Н.Ж. Дагбаева, В.П. Казначеев, А.А. Насонова и др.); здорового образа жизни (Н.П. Абаскалова, А.В. Алексеев, А.А. Баранов, И.В. Бестужев-Лада, В.Р. Кучма, Г.С. Никифоров и др.); потребности и мотивации в здоровьесбережении (В.К. Бальсевич, В.Е. Гурин, С.Г. Сериков, и др.); здоровьесберегающих технологий в системе образования (О.А. Ахвердова, В.Ф. Базарный, Н.К. Смирнов, Т.В. Сущенко и др.); идея взаимосвязи социального и биологического, интеллектуальной и физической работоспособности (В.А. Ананьев, В.И. Вернадский, В.И. Медведев). - педагогика здоровья (Н.П. Абаскалова, Т.Ф. Акбашев, Э.Н. Вайнер, Э.М. Казин, В.В. Колбанов, С.В. Попов, В.А. Пузынин, Л.Г. Татарникова и др.);

- валеологизация педагогического процесса (Н.П. Абаскалова, Г.Л. Апанасенко, В.И. Белов, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, А.А. Дубровский, Л.А. Калинкин, Е.В. Кушнеренко, И.В. Муравов, Л.Г. Татарникова и др.);

- научные положения, раскрывающие парадигму здравотворчества, концепция здорового образа жизни (Л.И. Алешина, Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Н.И. Виноградова, Ю.П. Лисицин, К.Г. Эрдынеева и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретические - анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, метод моделирования;

- эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, беседа;

- методы математической обработки данных: количественный и качественный анализ данных исследования, методы первичной количественной обработки (средняя арифметическая, проценты, стены) и методы вторичной обработки (метод t – критерия Стьюдента для зависимых и независимых выборок) данных исследования. При проведении статистического анализа использовались программы Excel 5.0, Statistika 6.0 и SPSS 19.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа iconФормирование нравственной компетентности будущих педагогов физической...
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный...
Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа iconГаоу спо рт «Елабужский колледж культуры и искусств» «Утверждаю»...
Целью создания фос является установление соответствия уровня подготовки студентов требованиям Федерального государственного образовательного...
Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа icon«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей...
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа iconМетодические рекомендации по анализу и самоанализу урока (для студентов)...
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов педагогического колледжа
Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 031401. 65 «Культурология»
Цель курса – ознакомление студентов с историей развития молодежных субкультур и движений, формирование у обучающихся как теоретических...
Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа iconПлан работы студенческого научного общества отделения физической...
Цель: создание педагогических условий для формирования общих компетенций студентов педагогического колледжа
Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа iconФормирование компетентности профессионального самосовершенствования...
Защита состоится 27 мая 2010 г в 14. 30 час на заседании диссертационного совета д 212. 027. 02 в Волгоградском государственном педагогиче­ском...
Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников Салаватского индустриального колледжа
Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников Салаватского индустриального колледжа
Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа iconСодержание практики студентов 5 курса
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов педагогического колледжа
Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уфимского торгово–экономического колледжа далеко не пустой звук. Благотворительная деятельность студентов нашего колледжа уже стала...
Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
...
Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа iconРабочая программа по изобразительному искусству 2а класс
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания,...
Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование речевой культуры учащихся через формирование знаний алгоритма характеристики и формирование умения определять...
Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа iconФормирование правильного пищевого поведения, воспитание культуры...
Формирование правильного питания, воспитание культуры питания в школе осуществляется на учебных занятиях и во внеклассной воспитательной...
Формирование здравоведческой культуры студентов колледжа iconПояснительная записка цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура»
«Физическая культура» является формирование физической культуры студентов и способности направленного использования разнообразных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск