«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей





Название«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей
страница1/4
Дата публикации06.08.2013
Размер0.66 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4
Департамент культуры

администрации Краснодарского края

Краевой научно-методический центр по подготовке

и повышению квалификации кадров культуры и искусств
Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Краснодарского края

«КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»

СБОРНИК УРОКОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ

специальностей

071501 «Народное художественное творчество»

071801 «Социально-культурная деятельность»

071901 «Библиотековедение»

ст. Северская, 2011 г.

УДК 37 (075.32)

ББК 74.57

С23

АВТОРЫ:

Беликова Н.П., Карабутова С.Н., Шамраева Ю.Н., Шеврыгина И.А., Щеднова И.В.


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Ведерников В.П. – кандидат исторических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ

Лантух Л.С. – преподаватель педагогики ГБОУ СПО КК «Краснодарский краевой колледж культуры»

Подписано в печать Объём: 3,8 п.л. Тираж 200 экз.

Развитие познавательного интереса студентов как фактор формирования профессиональной компетентности.

Щеднова И. В. – преподаватель театральных дисциплин

В настоящее время педагоги колледжа культуры, как и все педагогическое сообщество, задумываются над вопросом: как развить положительное отношение к процессу обучения?

Известно, что для развития у студентов познавательного интереса к учению необходимо совершенствование методики обучения в следующих направлениях:

  • при рассмотрении каждой новой темы, каждого раздела показывать значение изучаемых вопросов для жизни, их роль в науке, культуре, искусстве;

  • реализовывать проблемный подход в обучении;

  • дифференцировать обучение, учитывать склонности и способности студентов, имеющийся у них запас знаний и умений, а так же уровень познавательного интереса;

  • шире применять учебные фильмы (постановки театрализованных представлений, праздников, спектакли) для раскрытия сущности явлений и процессов, для выдвижения учебных проблем, а также для расширения кругозора студентов и их профессиональной ориентации;

  • усиливать внимание к формированию у студентов умения самостоятельно приобретать знания из различных источников, к воспитанию у них стремления овладевать профессией.

Интерес к обучению профессии – один из доминирующих мотивов учения.

Познавательный интерес, прежде всего, определяется содержанием изучаемого материала. Студенту интересно учиться тогда, когда он узнаёт для себя новое, ранее неизвестное. Поддержание и развитие познавательного интереса у студентов во многом зависит от общей обстановки ведения занятий, общей обстановки учения в целом. Очень важно, чтобы на всех уроках царил дух оптимизма, доброжелательности и бодрое настроение студентов и их преподавателей. В плохом настроении учиться и трудно и неинтересно, материал усваивается тяжело, быстро забывается, студент легко отвлекается от дела.

Интерес всегда связан с новым, с новизной. Новый учебный год, новый предмет, новый раздел учебного материала, новый способ работы, новое наглядное пособие, новый видеоматериал. Опытные педагоги как можно чаще сталкивают студентов с новым, неожиданным, раскрывают новизну, всегда создают атмосферу ожидания нового, ещё более интересного. Говоря о новом, следует подчеркнуть те огромные возможности для развития интереса к учению, которые имеет перспектива широкого внедрения передовых компьютерных технологий.

Важным средством возбуждения, поддержания и развития познавательного интереса студентов является использование «эффекта удивления», создание необычной ситуации. Опытные преподаватели обычно используют такие приёмы при создании исходных проблемных ситуаций.

Особое место в решении проблемы познавательного интереса принадлежит такому педагогическому средству как занимательность. Занимательный материал не только привлекает внимание, но и активизирует внутреннюю познавательную деятельность студентов. Работа с ним требует достаточно прочных знаний, обязательно сочетается с вопросами: «Как?», «Почему?», «Что будет, если…». Однако, в любом случае, занимательность не имеет ничего общего с развлекательностью, с желанием упростить предмет.

Интересно учить – это не только учить интересному. Педагогическое мастерство, искусство преподавателя в том, чтобы любое содержание предмета подать живо, убедительно, воздействуя при этом не только на умы, но и на чувства студентов. Путь к развитию интереса – только через чувство, через эмоции. Интерес и эмоции студентов имеют двойную связь. Эмоциональные проявления являются верными признаками, показателями познавательного интереса. И наоборот, отсутствие эмоций свидетельствует об отсутствии интереса.

Эмоции студентов, благоприятная эмоциональная обстановка их деятельности способствует возникновению интереса, обеспечивают эффективное протекание познавательного процесса.

Существует тесная взаимосвязь познавательного интереса и активности студентов в процессе обучения. С одной стороны интерес к учению является внутренней причиной, пробуждением к активной познавательной деятельности студентов, с другой – интересно учиться только в условиях активной познавательной деятельности.

Вместе с тем далеко не всегда интерес может и должен всецело предопределять движение студентов к познанию, к овладению знаниями и умениями. Учение с увлечением – это вовсе не учение с развлечением. Учение – это тяжёлый умственный труд, требующий большого упорства и настойчивости.

В настоящее время качественно меняется характер взаимодействия преподавателя и студента. Студент становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог – его организатором. Происходит переход от обучения фактическим знаниям к осмыслению событий, обретению навыков и умелому применению в жизни того, что накоплено при обучении. Ставится задача перехода от массового обучения к индивидуальному подходу, развитию творческих способностей будущих специалистов, совершенствованию навыков самостоятельной работы, которые заложат основы для становления профессиональной компетентности.

Выполнение этих задач невозможно без применения современных обучающих технологий. Причем, использовать их необходимо не только при обучении специальным дисциплинам и дисциплинам специализации, но и при изучении общеобразовательных предметов. Именно при получении и закреплении знаний общего образования и складываются те навыки, которые в дальнейшем обеспечат успешное усвоение предметов специальности и специализации и как следствие формирование профессиональной компетентности выпускника.

В основу современных форм и методов активного обучения положен деятельностный подход, который предполагает максимально возможное включение обучаемых в различные виды самостоятельной познавательной деятельности через систему знаний с помощью специально создаваемых средств обучения. При этом увеличивается доля самостоятельной познавательной деятельности трех уровней: с элементами репродуктивного характера, с элементами самоконтроля, с элементами творчества. Функцией преподавателя становится управление процессом познания. Проводя анализ методов активного обучения, необходимо учитывать множество трактовок и классификаций, связанных с пониманием этой проблемы. Ряд авторов выделяет следующие методы:

1. Неимитационные – используемые в рамках традиционных форм учебной деятельности (проблемные лекции. Дискуссии, практические занятия, олимпиады, научно-практические конференции, исследовательская работа, семинары и групповые консультации, курсовое и дипломное проектирование).

2. Имитационные – их применение связано с использованием новых форм обучения, а именно:

А. Игровых (игровое проектирование, разыгрывание ролей, деловая игра).

Б. Неигровых (анализ конкретных ситуаций, решение творческих задач, действие по инструкции, имитационные упражнения).

Указанные методики стимулируют мышление, облегчают запоминание, учат выделять главное, возбуждают интерес к изучаемому предмету, вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний. Это способствует более глубокому и осмысленному усвоению материала, приобретению умений и навыков, закладывают тот самый фундамент, на котором будет строиться дальнейший профессиональный рост студента выпускника как компетентного специалиста.

Принцип активности опирается на психологическую идею о том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% – из того, что видит, 70% –из того, что проговаривает, 90% – из того, что делает сам. Выработка навыков самостоятельной работы должна стать одной из важнейших целей при преподавании общеобразовательных предметов. Ибо одним из важнейших факторов, в наибольшей степени определяющих продуктивность учебного процесса, является умение учиться. Для претворения в жизнь этого принципа необходимо решить следующие задачи:

  • Научить студентов ясно видеть цели и задачи предстоящей работы – это необходимое условие сознательной деятельности.

  • Научить разделять содержание учебного материала на логически завершенные части (модули, шаги) и последовательно их рассматривать.

  • Научить находить главное и второстепенное в изучаемом материале, выделять и усваивать главное.

  • Подтверждать научные знания практическими примерами, а наблюдаемым жизненным фактам давать научные объяснения.

  • Всесторонне анализировать проблему, творчески подходить к ее самостоятельному решению, не ждать готовых решений.

  • Делать самостоятельные выводы и самому подводить итоги.

Студент, который с первого курса овладел этими умениями и навыками, будет значительно продуктивнее работать на дисциплинах специальности и специализации и выйдет действительно компетентным специалистом. Считаю, что применение современных обучающих технологий необходимо.

В настоящем сборнике объединены попытки педагогов колледжа как общеобразовательных, так и общепрофессиональных и специальных дисциплин в развитии у студентов познавательного интереса через активные методы обучения.

Урок – КВН по предмету «Сценарное мастерство и основы драматургии» в рамках специальности 071501 Народное художественное творчество

Тема урока: «От замысла к воплощению»
Автор – Щеднова И.В., преподаватель

театральных дисциплин

Цель:

В занимательной форме повторить и обобщить пройденный материал по темам: «Тезаурус сценарно-педагогических понятий и терминов», «История становления сценарной культуры», «Архитектоника сценария», «Композиционная закономерность построения сценария», «Замысел сценария эстрадного номера», «Выразительные средства замысла эстрадного номера»

Задачи:

Научить работать в команде, создавая сценарий, используя такой прием как «Мозговой штурм».

Развить эстетический вкус в создании сценариев эстрадных номеров.

Воспитать сценарную культуру и культуру общения в командной работе.

Оборудование: музыкальное сопровождение, эпиграф, карточки с заданиями, выставка творческих работ студентов по теме «Сочиняю сказку!», сценарии театрализованных представлений, праздников, таблички, доска, мел.

Группа заранее делится на две команды, которые выбирают капитана, эмблему, девиз, форму и выполняют домашнее задание – реализуют сценарий эстрадного номера.
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.

Й. Хейзинга
Ход урока

1. Организационный момент. Объявление о начале игры, сообщаются условия игры, регламент, правила. Представление команд, жюри, зрителей.

2. Звучит музыка. КВН начинается.

1. Разминка. Конкурс «Найди правильную дорогу». Каждая команда получает карточку, где в одном столбике расположены термины и понятия, а во втором формулировки этих терминов и понятий. Необходимо с помощью стрелок соединить термин из одного столбика и его формулировку из другого.

1. сценическое задание

А. драматургический метод конфликтной организации сценарного материала

2. монтаж

Б. любые элементы театрализованных представлений и праздников, подвергающих зрителя чувственному и психологическому воздействию

3. смысловой каркас сценария

В. смысловое задание, которое необходимо спланировать для сценической реализации сверхзадачи

позиция автора, развернутая в систему взглядов

4. сюжетная композиция

Г. блоки – эпизоды – Е.С. И.

5. единицы сценической информации

Д. результат анализа «фактов жизни» и «фактов искусства», зафиксированный в форме сценических заданий, моделирующих зрительские реакции аудитории и её понимание

6. эпизод сценария

Е.драматургическое посторенние , основанное на смысловой

7. блок сценария

Ж. Внутренне (по смыслу) и драматургически законченная часть сценария, в которой е.с.и. сюжетно и тематически связаны

8. сюжетосложение

З. совокупность эпизодов, объединенных одним сценическим заданием, художественно раскрывающих один из аспектов авторской концепции

9. меры членения сценария

И. обучающий метод драматургической расстановки «фактов жизни» и «фактов искусства» в порядке, соответствующем ходу художественного исследования

10. «факты жизни»

К. реальные факты события, происшедшие в жизни

11. «факты искусства»

Л. все жанровое разнообразие произведений искусства

12. тема

М. теоретический или практический вопрос, требующий сценического разрешения

13. проблема

Н. точка зрения, с которой автор рассматривает проблему

14. ракурс

О. круг жизненных явлений, которые должны быть художественно исследованы в сценарии

15. сверхзадача

П. позиция автора, развернутая в систему взглядов

16. авторская концепция

Р. Художественное утверждение авторской позиции посредством драматургической организации доказательств

Этот конкурс оценивается по количеству правильных ответов. Каждый ответ – 1 балл. Слово жюри.

2. Экскурс в прошлое. «Из трех один». Каждой команде по очереди задается вопрос из истории становления сценарной культуры и предлагается три варианта ответа. Необходимо выбрать единственно правильный ответ. Каждый правильный ответ – 1 балл.

История становления сценарной культуры.

  1. Как одна из форм досуга массовые празднества родились:


а) в Древней Элладе;

б) в Древнем Риме;

в) в Древней Руси.

2. Этот театр стал создавать первые «сценарии», на основе которых разыгрывались импровизационные действия. Что это за театр:

а) Театр Древней Греции;

б) Шекспировский театр «Глобус»;

в) Театр комедии дель арте.

3. История сохранила описание придворных праздников со сложными постановочными решениями и замыслами, где режиссером – постановщиком, художником и конструктором был великий Леонардо да Винчи. О каких представлениях идет речь?:

а) о мистериях;

б) о комедии дель арте;

в) о представлениях времен Французской революции (1789 – 1794);

г) о Дионисиях.

4. Кто первым употребляет слово «режиссер»:

а) Аристотель;

б) Лессинг;

в) Гете;

г) Шекспир.

5. В каком из театров главного режиссера – постановщика называли «руководителем игр»:

а) Театр Древней Греции;

б) Театр комедии дель арте (эпоха возрождения);

в) Театр Древнего Рима;

г) Средневековый театр мистериальных представлений;

д) Шекспировский театр «Глобус»;

е) Театр Французской Революции;

ж) Театр Германии;

з) МХТ;

и) Агиттеатр.

6. Для какого театра характерно коллективное творчество актеров, создающих спектакль путем импровизации движения, жеста и реплик на основе канвы, где за основу взят драматический сюжет:

а) театр Вс. Мейерхольда;

б) театр Б.Брехта;

в) театр комедии дель арте;

г) средневековые мистериальные представления.

7. Что такое ТРАМ:

а) Театр развитого мировоззрения;

б) театр рабочей молодежи;

в) театр рабочей милиции.

8. Как называли ТРАМовцы свои постановки:

а) карнавалы пропаганды;

б) «жизнь как она есть»;

в) театрализованные доклады.

9. В своем трактате «Малый органон» он утверждал, что новый театр должен быть театром нового времени и века науки. Современный театр, развлекая зрителя, должен не забыть главнейшей задачи – раскрывая перед народом сущность общественных отношений, будить политическую активность зрителя. Кто он?

а) Брехт;

б) Маяковский;

в) Мейерхольд.

10. По своей структуре «Мистерия – буфф» Владимира Маяковского более всего схожа с :

а) ревю;

б) эстрадным обозрением;

в) мюзик холлом.

(1.а; 2.в; 3.а; 4.в; 5.г; 6.в; 7.б; 8.в; 9.а; 10.б.)

3. Составь логический рассказ. На доске вычерчивается таблица 6*6 и предлагается зрителям назвать шесть красивых слов из шести букв каждое. Задача команд составить в течение одной минуты логически связный интересный текст.

Максимальная оценка 5баллов

4. Игра со зрителем. «На несколько ходов вперед». В этой игре педагог выступает в роли ведущего и первым называет цифру от одного до десяти. Один из зрителей должен назвать следующую цифру, но она не должна превышать предыдущую более чем на десять. Побеждает тот, кто называет цифру 100.

5. «Цветные ассоциации». Зрителями задаются командам по одному цвету. Чем больше у команды рождается ассоциаций, тем выше её оценка. Пока команды готовят ответ можно поиграть со зрителями в эту же игру, но с другим цветом.

6. «Задачи на ассоциации»

Облачность+ диспетчер+самолет=

Весна+росток+вода=

Учебники+ студент+ бессонная ночь=

Лишения+голод+сырость=

Шоссе+хирург+скальпель=

Юноша+девушка+кольцо=

7. Придумать рифмы к словам: снег, соловей, отвага, компас, перо, ёж, корма, сирень, фонарь, воображение, рой, мечта, ветер, гром, небо, куст.

8. Сочинить стихотворные строки, в которых были такие слова: выпускной бал, диплом, радость, колледж, друзья, праздник, музыка.

9. Замысел. Что такое замысел?

- это художественно-образное оформление педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пластической разрешенности.

А может быть стоит вспомнить, что же говорил о замысле К.Паустовский? кому – тог из зрительного зала дают прочитать карточку со словами Паустовского о замысле в своей «Золотой розе».

Карточка. «Замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния. Почти тотчас вслед за молнией на землю обрушивается ливень.

Замысел так же как молния, возникает в сознании, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которая требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотичный мир рождает молнию – замысел!».

Тенденция развития сценарной культуры предполагает её переход на качественно новый уровень, который характеризуется следующими показателями. Во-первых, распространение в массовом масштабе социально необходимых научных и гуманитарных знаний, соответствующих современной социокультурной ситуации. Во-вторых, овладение элементарными знаниями и навыками сценарной культуры, необходимыми постановщикам театрализованных представлений и праздников для того, чтобы их позиция в динамических социокультурных процессах несла в себе конструктивные начала. В – третьих, приобретение квалификации и профессионализма. В – четвертых, адекватная художественно – эстетическая подготовка, помогающая специалисту оперировать образами, обеспечивающая развитие его эмоциональных и формообразующих навыков. В – пятых, овладение психолого- педагогическими знаниями.

Урок – путешествие по предмету «Социально-культурная деятельность» в рамках специальности 071302 Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей icon«уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей
Сборник статей преподавателей Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники №7 Под ред к т н зам директора по учебно-методической...
«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей iconГаоу спо рт «Елабужский колледж культуры и искусств» «Утверждаю»...
Целью создания фос является установление соответствия уровня подготовки студентов требованиям Федерального государственного образовательного...
«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей iconУправление культуры Приморского края Краевое государственное образовательное...
Краевой конкурс «Музыкальный эрудит» проводится Краевым государственным образовательным автономным учреждением среднего профессионального...
«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей iconОб учебной и производственной практике студентов гбоу спо ао «Амурский...
Гбоу спо ао «Амурский областной колледж искусств и культуры» (далее – колледж), осваивающих основные профессиональные образовательные...
«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей iconМетодика уроков физической культуры в первом классе
Кроме того, в нее входят 2 урока физической культуры в неде­лю, 1-2 занятия кружка физической культуры, а по воскрес­ным дням загородные...
«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей iconОтчёт о проведении «Уроков культуры речи» в гбоу №628 «Александринская...
Диспут «Язык и речь»: в чём заключается культура русской речи, слушание, понимание текстов разных типов, стилей, жанров
«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей iconУтверждаю Председатель приемной комиссии Директор кгбоу спо «Красноярский...
Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение...
«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей iconПрограмма проведения Дней науки «Катановские чтения 2014»
Научно-практическая конференция преподавателей музыкального колледжа «Проблемы профессиональной подготовки специалистов для сферы...
«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей iconФормирование нравственной компетентности будущих педагогов физической...
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный...
«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей iconСреднее специальное учебное заведение «Минусинский педагогический...
Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном...
«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей iconОсновная профессиональная образовательная программа среднего профессионального...
Директор департамента культуры директора гоу спо костромской области «Костромской областной колледж культуры»
«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей iconТематическое планирование уроков физической культуры 5 класс
Маоу онохинская сош. Андриянова Ю. В. – учитель физической культуры, 1 квалификационная категория
«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей iconИнформация о проведении «Уроков культуры речи»
Размещена ли на сайте оу информация и фотоотчет о проведении «Уроков культуры речи» (да/нет)
«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей iconКраснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей iconЛитература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М.,...
Проблема средневекового культурного синтеза. Роль христианства, культуры варваров и античного наследия в формировании средневековой...
«краснодарский краевой колледж культуры» сборник уроков преподавателей колледжа культуры специальностей icon1. Предмет культурологии. Закономерности развития культуры
Место культурологии в системе гуманитарного знания. Обыденное и тео­ретическое понимание культуры. Понятие культуры: от эмпирического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск