Скачать 345.76 Kb.
|
МЕТОДИКА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОМ КЛАССЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ Двигательный режим ученика 1 класса. При построении двигательного режима ученика 1 класса основываются на следующих гигиенических требованиях: а) оптимальная продолжительность различных видов деятельности, их рациональное чередование и постоянная регулярность; б) достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; в) регулярное питание; г) гигиенически полноценный сон. Продолжительность отдельных видов деятельности и отдыха в общем режиме дня ученика 1 класса может быть следующей: занятия в школе - не более 3-4 часов; приготовление уроков дома - 1 час; внеклассные, внешкольные, свободные занятия, общественно полезный труд – 1-2 часа; утренняя гимнастика и закаливающие процедуры, туалет, прием пищи - 2,5 часа; пребывание на свежем воздухе - 3,5-4 часа; сон - не менее 12 часов. Двигательную деятельность в режиме дня для ученика 1 класса составляют: утренняя гимнастика с воздушными и водными закаливающими процедурами (7.10-7.30); прогулка по дороге в школу (7.50-8.20); физкультминутки на уроках, игры на переменах; прогулка по дороге из школы домой (12.30-13.00); послеобеденная прогулка с подвижными играми и развлечениями (14.30-16.00); вечерняя прогулка (17.30-19.00). Кроме того, в нее входят 2 урока физической культуры в неделю, 1-2 занятия кружка физической культуры, а по воскресным дням - загородные прогулки (походы). Режим учащихся первых классов в школах с продленным днем может быть построен таким образом, что время с 8.30 до 11.00 отводится на уроки арифметики, письма, чтения; с 11.50 до 13.00 - на приготовление домашних заданий по этим предметам; с 16.00 до 18.00 - на уроки физической культуры, труда, пения. При таком режиме дня время с 12.30 до 13.00, с 15.00 до 16.00 и с 18.00 до 18.30 может быть использовано для подвижных игр, занятий в кружках физической культуры и прогулок. Урок физической культуры проводится с 16.30 до 17.15 или с 17.20 до 18.05. В режиме дня учащихся школ-интернатов занятия физической культурой могут быть организованы в следующие часы: прогулка с играми и развлечениями - 15.00-16.00; внеклассные занятия (включая труд) - 17.00-19.00. Одежда и обувь ученика во время занятий физической культурой. Желательно, чтобы каждый ученик имел три комплекта одежды и обуви:
Гигиена после урока физической культуры. После урока физической культуры дети должны снять с себя спортивную форму, вымыться под душем и надеть обычную школьную одежду. Спортивную форму, полотенце, мыло и губку рекомендуется хранить в полиэтиленовом мешочке. С первого же дня пребывания детей в школе их надо приучать носить спортивную форму только на занятиях по физической культуре. ГИМНАСТИКА Построения и перестроения В 1 классе необходимо научить детей быстро строиться в колонну по одному и в одну шеренгу, равняться в затылок (в колонне) и по носкам (в шеренге), начинать движение и останавливаться по командам, размыкаться на вытянутые руки и выполнять простейшие перестроения. Построение в колонну по одному Колонна - это строй, в котором учащиеся стоят один за другим в затылок. Стоящий впереди называется направляющим, а последний в колонне - замыкающим. Расстояние между стоящими в колонне (в глубину) называется дистанцией. Обычно она равна одному шагу или вытянутой вперед руке. При передвижениях направляющий двигается по заданному направлению и остальные ученики следуют за ним. На первых уроках, чтобы построить детей в колонну, учитель ставит самого высокого ученика правым боком к длинной стене зала и подает распоряжение: «Встать в затылок один за другим, положить правую руку на плечо впереди стоящему ученику». После этого остальные ученики становятся по росту в затылок первому, соблюдая дистанцию в один шаг. Для проверки дистанции нужно положить правую руку на плечо впереди стоящего. Позже построение выполняется по команде: «Класс, в колонну по одному - становись!» Подав команду, учитель становится в положение «смирно» лицом в сторону движения, а ученики выстраиваются в затылок учителю. Построение в одну шеренгу. Шеренга - это строй, в котором учащиеся стоят вдоль одной линии, один возле другого, и обращены лицом в одну сторону. Сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом, называется фронтом, а противоположная сторона - тылом. Боковые оконечности строя называются флангами (справа - правый, слева - левый фланг). Учеников, стоящих на флангах, называют правофланговым и левофланговым. При поворотах строя названия флангов не меняются. Расстояние между учениками в шеренге называется интервалом. Обычно он равняется ширине ладони между локтями стоящих рядом учеников. Такой строй называется сомкнутым. В разомкнутом строю ученики располагаются друг от друга на один шаг или на больший интервал, указанный учителем. Вначале целесообразно научить класс построению в шеренгу, используя поворот колонны налево или направо. Желательно, чтобы ученики запомнили ориентиры, облегчающие нахождение своего места в строю на месте постоянного построения (по направлению досок пола, линий паркета, специально нанесенных краской или мелом линий на полу). В дальнейшем детей обучают быстро строиться по команде: «Класс, в одну шеренгу - становись!» Для подачи команды учитель становится в положение «смирно», лицом в сторону фронта построения. Ученики выстраиваются влево от учителя, соблюдая установленные интервалы. Носки обуви у всех должны быть на одной прямой линии. С началом построения учитель выходит из строя и следит за выстраиванием класса. Далее он подает команду «Разойдись!», по которой ученики расходятся по залу. На первых уроках задание повторяется несколько раз. В начале обучения построение проводится на одном и том же месте, затем в разных местах зала и без вспомогательных линий и предметов и, наконец, построение на скорость. В заключение учитель может провести игру-соревнование на скорость построения между отдельными группами учащихся. Перестроение в круг из шеренги взявшись за руки производится по команде: «Класс, в круг, взявшись за руки, - становись!» Перестроение можно выполнить двумя способами: а) все ученики берутся за руки, а учитель берет за руку правофлангового или левофлангового и двигается по кругу, соединяя фланги; б) учитель становится против ученика, стоящего посредине шеренги, на расстояние нескольких шагов, а ученики, стоящие на флангах, по его команде двигаются к нему, образуя круг. Размыкание на вытянутые вперед руки в колонне. По команде «На вытянутые руки разомкнись!» все учащиеся, за исключением направляющего, поднимают руки вперед и отходят назад на указанную дистанцию, после чего руки опускают. Вначале размыкание проводят в колоннах по 5-6 человек, следя за тем, чтобы дети не поворачивались назад. Размыкание на вытянутые в стороны руки в шеренге проводится по такой же команде. Но в этом случае все учащиеся, кроме правофланговых, начинают отодвигаться влево, поставив руки в стороны, пока не будет достигнут необходимый интервал. Вначале размыкание проводят в шеренгах по 5-7 человек, а затем в две и одну шеренгу. Для возвращения учащихся на свои места подается команда: «Класс, сомкнись!» Повороты на месте переступанием и прыжком. Вначале учитель знакомит школьников с расположением правой и левой сторон, затем показывает, как делать поворот переступанием. Команды такие: «Напра-во!», «Нале-во!». Поворот переступанием выполняется на два счета и обычно сопровождается подсчетом («раз-два»). Для выполнения поворота прыжком подается команда: «Прыжком напра-во (нале-во)!» Передвижение в колонне по одному. Для движения колонны вдоль границ зала или площадки подается команда: «Класс, нале-во (напра-во), в обход зала (площадки) шагом марш!» Учитель следит за тем, чтобы ученики соблюдали дистанцию и равнение, делали повороты на углах зала (площадки), не выходили из строя и не обгоняли друг друга. Перестроение в колонну по три (четыре) с построением отделений на заранее установленные места применяется для выполнения общеразвивающих упражнений, проведения эстафет и некоторых игр. Учитель вызывает из строя трех (четырех) учеников и ставит по одному на расстоянии, удобном для занятий. Потом вызывает следующих трех или четырех учеников, которые встают в затылок направляющим и т. д. Когда дети будут знать свои места в колонне, построение производится по команде: «Класс, в колонну по три (четыре) - становись!» Упражнения для формирования осанки Обучение правильной осанке рекомендуется начинать с упражнений у вертикальной плоскости, например у стены без плинтуса. Применяются следующие упражнения:
6. Стоя у стены, поднять правую, а затем левую ногу вперед, согнув в колене; захватить руками ногу и прижать ее к туловищу. Упражнение выполняется медленно. Навык правильной осанки, особенно держания головы, весьма эффективно закрепляется в процессе упражнений с удержанием на голове различных предметов: мешочков, наполненных песком, мелкой галькой, желудями (весом 150-200 г), деревянных кружков, кубиков и т. п. Такими упражнениями могут быть следующие:
Одновременно с упражнениями на осанку выполняются упражнения для укрепления мышц стопы. Упражнения следует выполнять без обуви (в носках). Основными упражнениями этого назначения являются: 1. Ходьба на носках. Необходимо требовать максимального подъема на носки и держания ног прямыми.
Акробатические упражнения Группировка — это положение тела, когда согнутые в коленях ноги, хватом на голени (стопы и колени слегка разведены) сильно притянуты руками к груди. Спина округлена, голова наклонена вперед, локти плотно прижаты к телу. Группировка выполняется в положениях сидя на полу, в приседе, лежа на полу. Перекат, Выполняя это упражнение, ученик в положении группировки перекатывается назад (вперед, вправо, влево), не переворачиваясь через голову. Перекаты применяются как подводящие упражнения и как прием самостраховки при падениях и изучаются в такой последовательности: 1. Из группировки сидя мягко перекатиться назад, коснуться пола лопатками, затылком и, не задерживаясь, перекатиться вперед. 2. Из упора присев сесть ближе к пяткам, принять плотную группировку, теряя равновесие, перекатиться назад до касания пола лопатками и затылком, а затем выполнить перекат вперед в исходное положение. Возвращение в упор присев достигается энергичным движением плеч и головы вперед, не нарушая положения группировки. Лазанье и перелезание Лазанье по гимнастической скамейке. Вначале учащихся знакомят со способами захвата руками за края скамейки (большой палец сверху, остальные снизу скамейки) и с положением тела в упоре стоя на коленях. По команде ученики садятся верхом на скамейку, захватывают ее край, затем, опираясь на прямые руки, поочередно ставят ноги на скамейку и принимают положение упора стоя на коленях. Упражнение повторяется 2-4 раза. Затем таким же образом изучается положение упора стоя на четвереньках. Передвижение по гимнастической скамейке в упоре на коленях и на четвереньках осуществляется следующим образом. Приняв положение упора, ученики начинают передвигаться, переставляя одновременно левую ногу и правую ногу, и наоборот. Другое, более сложное упражнение — лазанье на четвереньках по наклонной скамейке, установленной под углом до 20о, кверху и обратно. Обычно скамейка одним концом крепится за вторую рейку (снизу) гимнастической стенки. Лазанье по гимнастической стенке (вверх, вниз, влево, вправо). Сначала ученикам объясняют способ захвата рейки руками (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и правильную постановку стоп. Затем приступают к выполнению упражнений: лазанью вверх до определенной высоты и слезанию вниз, наступая на каждую рейку сначала обеими ногами и затем также поочередно перехватываясь руками за следующую рейку; лазанью с поочередным перехватом сначала руками, а затем ногами, вставая на рейку одной ногой. Ученикам объясняют, что при слезании вниз смотреть на нижнюю рейку нельзя. При первоначальном обучении высоту подъема ограничивают серединой стенки, запрещают спускаться вниз на одних руках или спрыгивать с гимнастической стенки. Лазанье по гимнастической стенке в сторону выполняется приставными шагами. Сначала изучают передвижение на небольшой высоте (вторая-третья рейка снизу) вправо, затем влево, потом - на большей высоте (шестая-седьмая рейка). Перелезание через препятствия. Из способов перелезания через препятствия (высотой до 80 см) в 1 классе изучается только перешагивание с опорой руками. Оно выполняется так. Стоя правым боком к снаряду, надо опереться на него и перенести на другую сторону сначала правую ногу, а затем левую. Упражнения на равновесие Обучение школьников этим упражнениям рекомендуется проводить в такой последовательности: 1. Ходьба по линии, начерченной на полу. Учащиеся разделяются на 6-7 колонн и двигаются по линии одновременно. 2. Ходьба по линии с перешагиванием через поперечные полосы шириной 20-30 см.
6. Ходьба по наклонной скамейке (высота 50 см) вверх и вниз. Ходьба и бег На первый взгляд, ходьба и бег являются довольно простыми видами движений. Однако одно дело просто идти, совсем другое дело — идти свободным широким шагом, с правильной осанкой; одно дело просто бежать, другое дело - бежать быстро. Неподготовленные учащиеся делают в беге и ходьбе много ошибок. Поэтому требуется большая и кропотливая работа учителя по формированию у учащихся первого класса навыков этих движений. Ходьба. Основная задача при обучении ходьбе в 1 классе - научить детей ходить в строю свободно и непринужденно с правильной осанкой. На уроках применяются следующие виды ходьбы: обычная, на носках с различными положениями рук, ритмическая ходьба. К правильной ходьбе предъявляются следующие требования: положение тела и движения рук и ног свободны и естественны; шагающая нога мягко и эластично ставится на пятку с последующим перекатом на носок, колено слегка сгибается, смягчая толчок. Толчковая нога, находящаяся сзади, выпрямляется до отказа. Туловище и голова держатся прямо, плечи отводятся назад. Движения рук и ног чередуются перекрестно. У первоклассников наиболее часто встречающимися недостатками при ходьбе являются отсутствие правильной осанки, шарканье ногами, раскачивание туловища, неравномерный темп ходьбы, неправильная постановка стоп (чрезмерно развернуты носки). Чтобы обучить детей правильной ходьбе, особенно тех, которые имеют недостатки в походке, необходимо внимательно подбирать методические приемы и настойчиво добиваться усвоения детьми необходимых навыков. Некоторые дети при упражнениях в ходьбе допускают грубую ошибку - одностороннее сочетание движений рук и ног при движении правой ноги вперед выносится правая рука, при движении левой ноги - левая рука. Это объясняется либо непониманием задания и излишним напряжением, либо недостаточной координацией. Не нужно спешить указывать детям на их недостатки, лучше предложить задание, отвлекающее их внимание от работы рук. Возможен, например, такой прием. В начале ходьбы «крадучись» учитель дает установку идти «тихо-тихо», чтобы не было слышно шагов, затем начинает медленно и тихо подсчитывать. Постепенно усиливая голос и ускоряя темп, учитель дает отрывистую и достаточно громкую команду для перехода на четкую ходьбу. Дети, передвигаясь «крадучись», забывают о руках. Работа рук и ног получается естественной, и при переходе на обычный шаг дети продолжают идти правильно. Кроме ходьбы широким свободным шагом, на уроках применяются в качестве общеразвивающих и специальных упражнений ходьба скрестными шагами, «крадучись», пригнувшись и т. д. Выполнение этих упражнений способствует устранению плоскостопия, создает у учащихся представление о различных положениях головы, туловища, ног и рук. Неравномерность ритма ходьбы, колебание туловища, беспорядочные движения рук устраняются по мере обучения и приобретения общего двигательного опыта. В 1 классе предусмотрено также обучение различным положениям рук при обычной ходьбе и при ходьбе на носках. Обучение ходьбе с различными положениями и движениями руками рекомендуется начинать после того, как дети изучат эти приемы стоя на месте. При этом целесообразно придерживаться такой последовательности:
Для успешного закрепления навыков в сохранении темпа ходьбы рекомендуется применять различные ритмические движения в такт шага: хлопки в ладоши, притоптывание и т.д. Бег. Обучение правильной технике бега и приобретение навыков в легком, непринужденном, но вместе с тем быстром беге - процесс довольно сложный, требующий применения разнообразных методических приемов, длительной и кропотливой работы над устранением ошибок. Наиболее распространенными ошибками являются раскачивание (боковые колебания) туловища, размахивания из стороны в сторону почти выпрямленными руками, неправильное положение головы и плеч, неполное разгибание ноги при отталкивании, бег на полусогнутых ногах, бег с постановкой ног на пятку или всю стопу, а нег на носок. Изучение техники бега в 1 классе лучше всего начинать с использования групповых перебежек. Для этого на площадке вдоль стартовой линии выстраивается группа (8-10 детей). Интервалы между учащимися - два шага. Для того чтобы научить детей бежать, не теряя прямого направления, от стартовой линии размечаются беговые дорожки шириной 1 м и длиной 10-15 м. Постепенно, от урока к уроку, их ширина уменьшается до 40—30 см. По команде учителя дети пробегают заданное расстояние в медленном или среднем темпе, а затем организованно следуют шагом в обход площадки снова к стартовой линии. Когда дети научатся бежать в прямом направлении, можно проводить такие упражнения, как перебегание с одной стороны площадки на другую, бег наперегонки всем классом и т. д. Для воспитания правильной осанки во время бега рекомендуется применять бег с палкой за спиной, удерживая палку в сгибах локтей или за плечами. Для снятия закрепощенности плечевого пояса, избежание судорожных, напряженных движений руками применяется бег с трубочками из бумаги или картона в руках: во время бега руки должны быть так расслаблены, чтобы трубочки не помялись. Для более эффективного усвоения упражнений в беге желательно проводить их под музыкальное сопровождение, в игровой форме, с индивидуальными и общими заданиями. Бег включают в урок в виде кратковременных и небольших по расстоянию перебежек в чередовании с ходьбой. Бег в течение длительного времени и на большое расстояние в начальных классах недопустим. Сочетание бега с ходьбой для учеников 1 класса ограничивается шестидесятиметровой дистанцией. Главная задача при обучении этому упражнению: воспитать у детей умение правильно, плавно, постепенно переходить с бега на обычную ходьбу. Кроме того, упражнение способствует быстрому разогреванию и подготовке организма учащихся к основной части урока. Упражнение рекомендуется начинать с медленной ходьбы, затем темп ходьбы постепенно учащается, подается команда перейти с ходьбы на медленный шаг. После 15-20 м бега, снова дается команда перейти на быстрый шаг с постепенным замедленней ходьбы до обычного темпа. Учитель ведет подсчет, чередуя его с хлопками. Внимание учащихся обращается на свободное дыхание через нос. После окончания бега с ходьбой необходимо проделать несколько упражнений на дыхание, приводящих организм в относительно спокойное состояние. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения... Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном... | Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре... Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | ||
Среднее специальное учебное заведение «Минусинский педагогический... Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном... | Тематическое планирование уроков физической культуры 5 класс Маоу онохинская сош. Андриянова Ю. В. – учитель физической культуры, 1 квалификационная категория | ||
Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15... Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4 | Темы рефератов методика овладения техникой бега на короткие и длинные... ... | ||
Курс 1 Семестр 1 Форма контроля экзамен К. Н. Ефременков В. Ф. Лазарев... Изучение курса «История физической культуры и спорта» возложено на кафедру гуманитарных и социально- экономических дисциплин. Освоение... | Урока физической культуры во 2 классе по теме «Комплексы физических упражнений» Автор: Романова Наталья Витальевна, учитель физической культуры мбоу "Гимназия №13" г. Ульяновск | ||
Физкультура в школе: уроки ориентации в пространстве Не так давно нашу редакцию заинтересовала тема современного ведения уроков физической культуры для школьников. Наш корреспондент... | Методика краткосрочного прогнозирования результатов и достижений... Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | ||
Эволюция системы российской науки в области физической культуры и... Всероссийский турнир по боксу класса «А» среди юниоров 1995- 1996 г р памяти полковника милиции А. Т. Каюмова | Теория и методика физического воспитания Учебник предназначен для студентов высших физкультурных учебных заведений, обучающихся по специальности 022300 «Физическая культура... | ||
Комплексная программа физической реабилитации спортсменов при миофасциальном болевом синдроме Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Направление подготовки и уровень образования Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального... | ||
Рабочая программа по физической культуре в 11 классе разработана... Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей,... | Конспект урока физической культуры в 4 классе «Легкая атлетика» Цель урока: освоение учащимися различных разделов программного материала на одном уроке физической культуры |