Скачать 246.8 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет» Кафедра спортивных игр Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения физической культуре» для специальности – 050720.65 «физическая культура» Утвержден на заседании Совета факультета физической культуры и БЖ « 18 » октября_______ 2007 г. Протокол № __2___ Воронеж - 2007 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет» Кафедра спортивных игр Программа учебной дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре» для специальности – 050720.65 «физическая культура» Составитель: к.п.н., проф. А.Н. Плешаков Воронеж - 2007 Выписка из госстандарта по дисциплине ОПД.Ф. 04 Теория и методика обучения физической культуре Цель, содержание и формы организации учебного процесса. Методы их реализации. Технологии преподавания. Специфика физического воспитания и особенности преподавания предмета «физическая культура» в образовательных учреждениях. Общие и частные методики. Способы построения уроков физической культуры. Виды деятельности. Способы оценивания результатов обучения. Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном уровнях. Предпрофильная подготовка. Современные основы преподавания физической культуры и организация спортивно-оздоровительной работы. I. Пояснительная записка Цель дисциплины: - формирование профессиональных навыков и умений, необходимых будущим педагогам по физической культуре, тренерам для успешного решения основных задач физического воспитания в различных образовательных учреждёниях и спортивных организациях. Задачи дисциплины: - формирование теоретических знаний; формирование двигательных умений и навыков в процессе изучения техники спортивных игр, развитие физических качеств средствами спортивных игр; - формирование способности обучать и правильно строить процесс обучения, исходя из конкретных условий (на основе практического моделирования профессионально-педагогической деятельности); - формирование способности к аналитической деятельности, коррекции ошибок и неточностей в процессе выполнения отдельных частей (технических элементов) игровых упражнений; - формирование умений и навыков тренерской деятельности в различных видах спортивных игр; формирование умений и навыков тестирования физической подготовленности занимающихся с использованием игровых упражнений. Дисциплина ориентирует студентов на учебно-воспитательную, физкультурно-спортивную и оздоровительно-рекреативную виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: в области учебно-воспитательной деятельности: - осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой; - планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; - использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения; - использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; - применение современных средств оценивания результатов обучения; в области физкультурно-спортивной деятельности: - организация и проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий; в области оздоровительно-рекреативной деятельности: - укрепление и сохранение здоровья школьника, рациональная организация учебного процесса; - организация внеурочной деятельности. Студент, изучивший дисциплину, должен знать: - классификацию и основные понятия теории и методики спортивных игр; - место и значение спортивных игр в системе физического воспитания; - методику оздоровительных физкультурно-спортивных занятий игровой направленности с различными возрастными группами населения; - технику спортивных игр (волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис, бадминтон); - теорию и методику обучения спортивным играм; - типичные ошибки при обучении технике игры, средства и методы их исправления; - средства спортивной игры для развития физических качеств; - основы спортивной тренировки в спортивных играх; - контрольные упражнения (тесты) для учета и оценки уровня развития физических качеств; - правила соревнований по спортивным играм; - правила поведения и меры безопасности при выполнении физических упражнений на занятиях по спортивным играм; уметь: - демонстрировать технику игры (в целом и по частям), а также специальные подводящие и подготовительные упражнения; - составлять планы-конспекты занятий по обучению технике игры и начальной физической подготовки; - обучать занимающихся технике игры; - выявлять ошибки в технике выполнения упражнений и их исправлять; - проводить подготовительную часть занятия, фрагмент основной части занятия и занятие по спортивным играм в целом (на учебной группе); - развивать физические качества занимающихся средствами игры; - анализировать и оценивать технику владения занимающимися видами спортивных игр; - проводить педагогический анализ отдельных частей урока (подготовительной, основной, заключительной) и урока в целом; - осуществлять тестирование физической подготовленностью занимающихся средствами игры; - составлять «Положение о соревнованиях» по спортивным играм; - выполнять обязанности судей в различных судейских должностях; владеть навыками: - показа (демонстрации) и объяснения техники игры, ее отдельных элементов и специальных упражнений; - обучения различных категорий людей двигательным действиям и развития физических качеств в процессе занятий спортивными играми; - визуального контроля за техникой выполнения игровых упражнений; - общения, воспитательной работы, техникой речи (профессиональным языком) в процессе занятий спортивными играми; - рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе занятий спортивными играми; - формирования здорового стиля жизни на основе потребности в физической активности и регулярном применении игровых упражнений с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых; - судейства соревнований по спортивным играм. ОПД.Ф. 04 Теория и методика обучения физической культуре – спортивные игры
ОПД.Ф. 04 Теория и методика обучения физической культуре – спортивные игры заочное обучение
II. Тематический план
III. Содержание учебной дисциплины дневное отделение 3 курс 1. Введение в курс спортивных игр Предмет и задачи курса спортивных игр на факультетах физической культуры. Сущность и характеристика спортивных игр. Возникновение игры, понятие об игре. Нормативные требования по спортивным играм. 2. История возникновения и развития игры в баскетбол Возникновение игры в баскетбол. Развитие игры в баскетбол в России и СССР. Этапы развития игры. Достижение российских и советских баскетболистов на международной арене. 3. Основы техники игры в баскетбол Понятие о технике игры. Значение техники игры. Классификация техники игры в баскетбол. Техника игры в баскетбол в нападении. Техника игры в баскетбол в защите. 4. Основы тактики игры в баскетбол Понятия о тактике игры. Значение тактических подготовки. Тактика игры в нападении. Тактика игры в защите. 5. История возникновения и развития игры в волейбол Возникновение игры в волейбол. Развитие игры в волейбол в России и СССР. Достижение российских и советских баскетболистов на международной арене. 6. Основы техники игры в волейбол Понятие о техники игры в волейбол. Значение технической подготовки. Классификация техники игры. Техника игры в волейбол в нападении. Техника игры в волейбол в защите. Системы игры. 7. Основы тактики игры в волейбол Понятие о тактической подготовки. Значение тактической подготовки. Тактика игры в нападении. Тактика игры в защите. дневное отделение 4 курс 1. История возникновения и развития игры в ручной мяч Возникновение игры. Развитие игры в России и СССР. Достижение российских и советских гандболистов на международной арене. 2. История возникновения и развития игры в футбол Возникновение игры в футбол. Развитие игры в России и СССР. Достижение российских и советских футболистов на международной арене. 3. Основы обучения и тренировки в спортивных играх Физическая подготовка и ее значение. Тактическая подготовка и ее значение. Техническая подготовка и ее значение. Морально-волевая и психологическая подготовка. Организационно-методическая и судейская подготовка 4. Методика обучения и тренировки детей и подростков в спортивных играх Задачи и направления учебно-тренировочной работы с детьми и подростками в спортивных играх. Характеристика основных возрастных групп детей и подростков в спортивных играх. Особенности обучения и тренировки детей и подростков в спортивных играх. 5. Планирование, организация, проведений соревнований по спортивным играм Планирование соревнований в спортивных играх. Организация соревнований по спортивным играм. Системы розыгрыша спортивных игр. Положения о соревнованиях по спортивным играм. Роль и обязанности судьи как руководителя и воспитателя. 6. Планирование, организация и учет учебно-тренировочной работы по спортивным играм Организация занятий по спортивным играм в школах и коллективах физической культуры. Планирование учебно-тренировочного процесса по спортивным играм в школе. Основные документы планирования. Учет учебно-тренировочной работы по спортивным играм. Виды учета и формы учета. IV. Список литературы Основная:
Дополнительная:
V. Вопросы к экзамену
VI. темы рефератов
VII. Темы курсовых работ
IX. Методические рекомендации по изучению дисциплины Основной направленностью дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре – спортивные игры» является освоение технологии профессиональной деятельности педагога по физической культуре. Значение изучения данной дисциплины заключается в том, что она дает студентам знания о месте и значении в системе физического воспитания, технике, методике обучения и основам методики тренировки, формирует у студентов профессионально-педагогические умения и навыки, необходимые для самостоятельной работы. Данная дисциплина изучается на 3 и 4 курсе в форме лекционные и семинарских занятий, самостоятельной работы студентов и ориентирована на поэтапное формирование у будущих педагогов профессионально-педагогических знаний, умений и навыков. Лабораторные работы проводятся - по подгруппам. В процессе формирования и закрепления знаний, профессионально-педагогических умений по теории и методике обучения физической культуре, профессионального методического мышления следует широко использовать активные методы обучения:
Учет успеваемости осуществляется в форме экзамена в сроки, предусмотренные учебным планом. Экзамен ставится на основе текущих оценок по мере проработки отдельных разделов программы. |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд.... Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»... | Учебно-методический комплекс по дисциплине теория и методика физической... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 033100 Физическая культура (от... | ||
Теория и методика обучения физической культуре Программа учебной... В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08; Сд. Ф. 08 Биомеханика... Знание основ данной дисциплины является необходимым для студентов, обучающихся по специальности 050720 «Физическая культура» | ||
Теория и методика физической культуры и спорта Программа учебной... Расширение представления о баскетболе как способе эффективного средства физического воспитания | Программа педагогической практики для студентов факультета физической... Программа составлена на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальностей... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» ... | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 02 Теория и методика... Целевая аудитория: студенты II курса ффкиС, обучающиеся по специальности «Физическая культура», 3 и 4 семестр | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 02 Теория и методика... Целевая аудитория: студенты II курса ффкиС, обучающиеся по специальности «Физическая культура», 3 и 4 семестр | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 3, Сд. Ф. 3 Психология... Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и методология... Учебно-методический комплекс разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Подвижные игры» для специальности... Значение подвижных игр в физическом воспитании детей. Организация и методика проведения подвижных игр. Подвижные игры в школьном... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент в физической культуре... Умкд пересмотрен и одобрен на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания «10» сентября 2012 г., протокол №1 | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» Конева Н. А., Волохов Е. Н; Малеев Д. О. Лыжный спорт. Учебно методический комплекс для студентов Института физической культуры направление... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа Содержание: умк по дисциплине дпп. Р. 3 Особенности работы с детьми в специальных медицинских группах для студентов очной формы обучения... | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. В 2 Здоровьесберегающие... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |