Скачать 0.56 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДС.В.3.2 Здоровьесберегающие технологии физической культуры Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «Физическая культура» со специализацией 003313 «Спортивно-оздоровительный туризм» Заочная форма обучения Утверждено на заседании кафедры ФКиС Факультета ЕФКиБЖД (протокол №10 от 24.04.2008 г.) Зав. кафедрой ____________ О.Г.Киевская ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДС.В.3 Здоровьесберегающие технологии физической культуры Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «Физическая культура» со специализацией 003313 «Спортивно-оздоровительный туризм» Утверждено на заседании кафедры Теории и методики физического воспитания и спорта Факультета ФКиБЖД (протокол №___от «__»_______2008 г.) Зав. кафедрой ____________ Чайников С.А. Структура учебно-методического комплекса дисциплины РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины 1.1. Автор-программы: Алябьева Нина Владимировна, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования. 1.2. Рецензенты: Тучкова Т.В., кандидат философских наук, доцент кафедры социальной педагогики (МГТУ) Синкевич И.А., канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой психологии (МГПУ) 1.3. Пояснительная записка Здоровье человека является важнейшей ценностью, без которой невозможна полноценная жизнь и профессиональное становление. Уровень здоровья зависит от социальных, биологических, психологических, экологических факторов, а также от образованности, культуры и образа жизни человека. Социальные явления, происходящие в нашей стране, несут в себе сильный заряд взрывоопасности, которая провоцируется политической и экономической нестабильностью, аномальной экологией, криминализацией общества. Снижение степени доступности услуг в основных отраслях социальной сферы ( в том числе в физической культуре и спорту, туризме) таит в себе серьезные «дальние» угрозы. С ноября 1991 года смертность в России превысила рождаемость. Коэффициент смертности по сравнению с 1992 г. вырос на 25-30 %, причем лишь 5 – 6% - результат естественного старения. В 1992-1998гг. произошел существенный рост инвалидов и лиц с более тяжелой группой инвалидности (4- 6% от общей численности населения). В 2002г. доля инвалидов уже более 12% среди всего населения. Наблюдается общее снижение человеческих ресурсов, происходящее на фоне ухудшения качества питания, роста алкоголизма, деградации личности, разрушения института семьи, возрастания детской смертности, роста проституции и др. Все эти данные указывают на реальную угрозу вырождения нации и острую необходимость решения проблемы здоровья населения. Курс «ЗСТ ФК» изучает способы сохранения и укрепления здоровья в современных социально-экономических условиях. Являясь составной частью общей культурной и профессиональной подготовки студента, свои образовательные функции он осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе, включающем базовые знания о здоровье, патологическом процессе, наиболее распространенных заболеваниях и оказания коррекционной помощи. Содержание учебно-методического комплекса дисциплины определяется требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника педагогического вуза по циклу «Общие гуманитарные и научные дисциплины», утвержденному Государственным комитетом РФ по высшему образованию и науки. Результатом образования по завершении обучения валеологии должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому, продуктивному стилю жизни, приобретения личного опыта творческого использования ее средств и методов, достижение установленного уровня готовности к профессиональной деятельности. Цель курса «Здоровьесберегающие технологии физической культуры» - научить студентов формировать хорошее здоровье у человека с первых дней его жизни, не только сохранить то, что дано природой, но и развить и приумножить его. И чтобы принципы ЗОЖ, как необходимое условие здоровья, усвоил и освоил каждый. Достижение цели предусматривает решение следующих задач: - Сформировать у студентов потребности в укреплении и сохранении своего здоровья. - Развить положительную мотивацию здорового образа жизни (ЗОЖ). - Познакомить студентов с организационными формами валеологической службы в образовательных учреждениях. - Дать представление о содержании и структуре здоровьесбережения населения. – Сформировать умения: выбирать доступные и оптимальные методики для поддержания активности и высокой работоспособности; обеспечивать и развивать сенсорные способности; определять умственную и физическую работоспособность детей и воспитателей и владеть методами ее восстановления; анализировать образовательный процесс с валеологической позиции; использовать отечественный и зарубежный опыт разработки программ здоровья, индивидуальных для каждого ребенка, для группы и ДОУ. В лекционном курсе рассматриваются основные понятия и аспекты ЗСТ ФК, теоретические вопросы формирования, сохранения и укрепления здоровья человека. Практические занятия организуются для более глубокого изучения некоторых тем курса, обучения студентов грамотному анализу проведения занятий с детьми разных возрастов. В процессе практических занятий студенты совершенствуют свое умение отбирать доступные по содержанию и средствам оздоровительные методики. Студенты выполняют творческие задания по написанию рефератов, докладов, обследованию физической работоспособности и двигательной активности детей. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Прослушав курс, студенты должны знать:
Владеть: 1. Системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья; 2. Приобретенным опытом оздоровления для достижения жизненных и профессиональных целей. 3. Методикой изученных оздоровительных систем и уметь их реализовывать на практике. Уметь:
При подготовке учебно-методического комплекса использовались материалы Программы общепрофессиональных дисциплин по специальности 040700 «Валеология».- М.: Изд-во Флинта; Наука, 1999. 1.4. Извлечение из ГОС ВПО (региональный компонент)
1.6. Содержание дисциплины 1.6.1. ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ Студентов 5 курса ФК и БЖД очного обучения
Студентов 4 курса ФК и БЖД заочного обучения
Студентов 5 курса ФК заочного обучения
1.6.2 Содержание разделов дисциплины 1 раздел. Основные аспекты здоровьесбережения
Проблемы здоровьесбережения в соотношении к бытию, смыслу жизни. Соотношения духовного и телесного, понимания счастья, разумного и неразумного. Связь человека с миром и окружающей его природой, стремление к самосовершенствованию и самосохранению.
Характеристика некоторых представлений и подходов к поиску способов продления жизни. Основные сведения о максимальных границах продолжительности жизни человека и факторах, обусловливающих его долголетие. Психофизические и социально-психологические аспекты Здоровьесбережения. Негативное влияние на организм человека таких факторов риска, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Влияние НТР на характер и структуру производства, самовосприятие мира человеком, средства передвижения, общения и информации, образ жизни и быт человека, его здоровье. Определение терминов «гипокинез» и «гиподинамия». Влияние малоподвижного образа жизни на сердечно-сосудистую и гуморальную системы, нервно-психические процессы, здоровье и долголетие человека, физическое развитие детей дошкольного возраста. 2 раздел. Компоненты психофизического здоровья 2.1. Культура общения и самовоспитание личности Здоровье человека во многом определяется его психическим состоянием. При этом культура общения людей занимает особое место. Умение управлять своим поведением, эмоциями в различных жизненных ситуациях способствует созданию уравновешенного, спокойного состояния как внутри себя, так и у окружающих нас людей. В сущности это одно из проявлений деятельной стороны образования, культуры и интеллигентности человека.
Организм человека, равно как и любого животного, постоянно находится под воздействием раздражителей внешней и внутренней среды. Они в определенной степени изменяют обычное течение психофизических процессов, однако в норме любой живой организм легко приспосабливается к этим воздействиям, оставаясь здоровым. Саморегуляция организма человека может осуществляться посредством не только заложенных природой генетических механизмов и условных рефлексов, но и безусловных, формируемых самим человеком.
Аутогенная тренировка, как один из способов психической саморегуляции, основанная на самовнушении, помогает выработать и повысить защитные силы организма в борьбе с болезнями и усталостью, укрепить волю, нервную систему, эмоциональную устойчивость. Человек становится наименее подвержен стрессам, существенно изменяя значимость фактора, травмирующего психику. 2.4. Методика медитации Практика свидетельствует о медитации как об эффективной аутопсихотехнике, то есть способе воздействия человека на свою психику через управление вниманием. Не только на Востоке, но и на Западе медитация успешно применяется для профилактики СС заболеваний, кровяного давления. С помощью ее методов можно избавиться от нервно-психических расстройств, навязчивых состояний, тревожности, депрессии и повышенной агрессивности, улучшить концентрацию внимания. В основе упражнений медитации лежит концентрация внимания на каком-либо объекте. Это может быть наблюдения за собственным дыханием, рассматривание каких-либо предметов, изображений, рисунков, движения, многократное повторение вслух и про себя слов или звукосочетаний. 3 раздел. Гигиенические и естественные факторы природы в структуре здоровьесбережения
Здоровье человека во многом зависит от того, насколько он правильно и рационально организует свой труд и отдых. Регулярность и чередование отдельных моментов режима способствует выработке определенного ритма в деятельности организма. Благодаря образованию цепочки отдельных рефлексов, каждая предыдущая деятельность становится условным раздражителем для последующей деятельности и подготовкой к ней. При правильном режиме вырабатывается рефлекс на время. Систематизация повседневной жизни во времени является одним из важнейших требований режима.
Многолетний практический и научный опыт накопил множество разных представлений и взглядов на вопросы рационального и правильного питания. Неискушенному человеку довольно трудно сориентироваться в бескрайнем море информации, посвященной этой проблеме, разобраться порой в противоречивых мнениях. Значительно облегчить это положение может систематизация материала в следующие теории: традиционного ( смешанного) питания: раздельного питания; вегетарианства: сыроедения.
Сущность теории очищения и различные подходы к данной проблеме. Голодание как один из методов очищения организма (научные взгляды и противоречия). Массаж, его влияние на состояние здоровья человека. Виды массажа. Техника приемов массажа и их направленность. Массаж отдельных частей тела. Гигиенические требования и противопоказания к его применению. Самомассаж. Сущность точечного массажа, его влияние на определенные функции и состояние организма. Местонахождение жизненно важных точек. Противопоказания. Техника точечного массажа. Закаливание, его влияние на состояние здоровья человека. Основные физиологические механизмы терморегуляции в условиях различных температурных режимов. Закаливание холодом (последовательность, методика, гигиенические требования). Закаливание теплом (парная, сауна). Методика, гигиенические требования, противопоказания. Раздел 4. Здоровьесберегающие технологии ФК
Влияние физических упражнений на физическую и интеллектуальную работоспособность, опорно-двигательный аппарат, центральную нервную систему, функции кровообращения, обмен веществ и др. Роль физических упражнений в повышении устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов. Физиологическая характеристика разных оздоровительных занятий физическими упражнениями в режиме дня дошкольника. Формы оздоровительной ФК.
Дыхание как биологический процесс. Значимость дыхания и взаимосвязи газообмена и энергообмена. Характеристика процесса дыхания. Определение понятия «ЖЕЛ». Методика дыхательных гимнастик. Восточная гимнастика йогов как нетрадиционное, профилактическое и терапевтическое средство. Основные сведения о гимнастике йогов. Противопоказания. Правила и гигиена занятий. Разминка, асаны (позы) и их назначение. Комплексы асан, укрепляющие здоровье. Оздоровительная гимнастика у-шу. История возникновения и сущность гимнастики у-щу, влияние ее на психофизические свойства человека. Методика оздоровительных занятий, гигиенические требования, специфика дыхательных упражнений. Дыхательная гимнастика Норбекова, Р. Блаво и др. методики. 4.3. Программы физического и валеологического развития детей Специфика и содержание оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Учет сензитивных и половых особенностей детей; индивидуально-дифференцированный подход; учет состояния здоровья и подготовленности. Эколого-валеологическая работа с детьми и ее практикоориентированный характер. Этика взаимоотношений человека и природы. Основы туристической деятельности. Оздоровительные игры на природе. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов: Практическое занятие № 1 |
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08; Сд. Ф. 08 Биомеханика... Знание основ данной дисциплины является необходимым для студентов, обучающихся по специальности 050720 «Физическая культура» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 3, Сд. Ф. 3 Психология... Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура» | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Менеджмент физической... Автор программы: Берникова О. В., ст преподаватель кафедры технологии и сервиса мггу | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд.... Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 09, Сд. Ф. 9 Спортивная... ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения... Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 (19) (21) Основы... Автор программы: Михейкина И. Н., ст преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный язык... Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н | Учебно-методический комплекс по дисциплине теория и методика физической... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 033100 Физическая культура (от... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Ф. 02 Физическая культура)... Основная образовательная программа подготовки специалиста по университетским специальностям | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины история физической культуры... Протокол согласования учебной программы с другими дисциплинами направления и профиля на 2010/ 11 учебный год | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... |