Скачать 1.83 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ГСЭ.В.3.1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» Утверждено на заседании кафедры социальной педагогики и социальной работы социально – гуманитарного факультета (протокол № 8 от 17 марта 2008г.) Зав. кафедрой ________ В.Р.Рыбкин РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.2. Рецензенты: к.п.н., доцент, Игнатович И.И., МГПУ; к.п.н., доцент Зубрицкая Е.М., МГИ. 1.3 Пояснительная записка: Развитие и совершенствование социальной работы в России является одной из фундаментальных проблем современной науки и практики. В настоящее время создаются ее базовые концепции, идет осмысление ее положения и воздействия на общество в его кризисных условиях. В связи с этим особое значение имеет изучение состояния и определение перспектив развития важнейшего института общества, каким является семья. Семья, ее интересы, нужды должны быть в центре социальной работы, а семейная политика – приоритетной в социальной политике государства. Только такой подход позволит ослабить негативные последствия реформирования общества, а социальную политику сделает более эффективной, отвечающей полностью нуждам и потребностям российских семей. Учитывая это, в последнее десятилетие усилился интерес отечественной науки к изучению семьи. Глубокое изучение проблем современной семьи, психологии и педагогики семейных отношений обеспечит специалисту по социальной работе и социальному педагогу формирование конкретных профессиональных умений и навыков на основе современных исследований и социальных технологий. Это позволит оказать необходимую помощь семье и ее членам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях и в целом совершенствовать работу по социальному обслуживанию семьи. В мировой теории и практике социальной работы, социальной защиты семьи, семейный социум рассматривается как приоритетная сфера социальной политики. Отсюда значимость и место «семьеведения» в системе профессиональной подготовки будущих социальных работников и педагогов. Семьеведение – учение о жизнедеятельности семьи в различных циклах ее развития и на различных уровнях ее организации. Семьеведение как учение носит теоретико-прикладной характер и осуществляется на междисциплинарной основе с использованием различных отраслей человеческого знания. Цель курса «семьеведение» - ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы, современные брачно-семейные отношения, государственную семейную политику, практику социальной работы с семьей. Задачи курса: - углубить и систематизировать знания студентов о социальных факторах, обусловливающих общее и особенное в жизнедеятельности семьи и ее членов, социального обслуживания семьи и детей; - ознакомить с методами изучения семейных взаимоотношений и технологиями социально-педагогической деятельности с различными типами семей; - обучить современным технологиям внедрения основных направлений государственной семейной политики, принципам социальной работы с семьей и детьми. В ходе изучения курса студенты овладевают следующими знаниями: - о методологических основах семьеведения; принципах семьеведения; о социально-экономических проблемах семьи и системе ее социальной защиты; о проблемах материнства и детства; основных направлений социального обслуживания семей с детьми; о механизмах реализации государственной семейной политики; знаниями федеральных и региональных целевых программ в отношении семьи и детей; зарубежного опыта работы с семьей; - основных подходов к классификации и типологии семьи с точки зрения различных наук (демографии, социологии, психологии, педагогики); основ психологического здоровья семьи: причин супружеских конфликтов, их профилактики и поведения в конфликтной ситуации; - оптимальных условий благоприятных взаимоотношений родителей и детей, принципов успешного воспитания детей; методов изучения семьи и технологий работы с семьями различного типа. В ходе изучения курса студенты овладевают следующими умениями: - работать с нормативно-правовыми документами и научной литературой; - грамотно аргументировать собственное суждение о семье и процессах, происходящих в ней; подбирать и применять оптимальные методы изучения семьи и родительско-детских отношений; верно диагностировать проблемы семьи, подбирать соответствующие формы и способы оказания помощи членам семьи. Предлагаемый курс и программа по «семьеведению» являются попыткой научного осмысления социальных проблем семьи, исходя из новой общественной ситуации в России. Программа составлена в соответствии с программой курса «Семьеведение» и методическими рекомендациями по его изучению, требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рассчитана на 135 часов: аудиторных 54 часа, из них – 32 часа лекций и 22 часа семинарских занятий. По итогам курса — экзамен. Предлагаемый курс лекций включает три раздела. Первый раздел состоит из пяти лекций, в которых рассматриваются: предмет и принципы семьеведения, брака, семья, основные функции семьи, демографические аспекты и состояние развития семьи, типы семей, социально-экономическое положение семей, духовная культура и быт семьи. Второй раздел состоит также из пяти лекций, в которых рассматриваются: вопросы влияния семьи на формирование и развитие личности ребенка, основные функции семьи, принципы и стратегии семейного воспитания, методы изучения семей с разной структурой, направления и технологии социальной работы с семьями разного типа. Третий раздел - это три лекции, в которых рассматриваются основные направления и приоритеты отечественной государственной семейной политики в современных условиях, основы социальной защиты семьи, материнства и детства, а также рассматривается зарубежный опыт социальной защиты семьи. В конце каждой лекции приводятся контрольные вопросы, ответы на которые помогут усвоить материал, а также литература, изучение которой углубит знания студентов по каждой из 13 лекций. При разработке программы были использованы материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, учебные программы по семьеведению (Дивициной Н.Ф., Е.М. Зуйковой, Н.В. Кузнецовой, С.А. Масленниковой, В.С. Торохтий, Б.Ю. Шапиро, Л.Т. Шинелевой, Т.И. Шульга, С.С. Щекиной и др.) по специальности «040101 – социальная работа». 1.4. Извлечение из ГОС ВПО № 83 мжд /СП от 10.03. 2000 г. Специальность - социальная работа. Квалификация: специалист. СД.01 Семьеведение (общее количество часов - 135). Предмет и функции семьеведения. Понятие семьеведения. Семья и брак. Семья и быт. Основные типы семьи. Основные направления и технологии социальной работы с семьей. Социально-экономические, духовно-культурные, духовные и т. п. основания современной семьи. Нормативно-правовая база функционирования семьи, социальной защиты семьи, материнства и детства. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом. 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
1.6.2 Содержание разделов дисциплины Раздел 1.Семьеведение как учение о жизнедеятельности и проблемах семьи Тема 1. Роль и место курса «Семьеведение» в системе подготовки специалистов. Понятие, предмет и функции «Семьеведения» Понятие «Семьеведение» (фамилистика – от лат. Familia – семья) как отрасль знаний, как учение о жизнедеятельности и проблемах семьи, ее роли в обществе и семейной политике. Методологическая база «Семьеведения» и ее место в системе общественных наук. «Семьеведение» как учебная дисциплина: цели, задачи, основные принципы, объект и предмет. Предмет и функции «Семьеведения». Естественные, междисциплинарные разработки, теория и методология научных исследований по проблемам семьи в России и за рубежом, основные направления и содержание. История развития общественной мысли о семье. Место и значение семьеведения в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе. Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака Определение и сущность понятий «семья», «брак» в современной науке и праве. Происхождение семьи и брака. Этапы развития семейно-брачных отношений. Динамика брачности и разводимости, кризисные периоды и факторы «риска» в браке. Альтернативные формы брака. Правовое регулирование брачно-семейных отношений. Общественные науки о семье. Эволюция религиозных взглядов на семью. Исторические перемены в функционировании института семьи, изменение индивидуальных стратегий семейной жизни. Модели семьи. Социальный статус семейного образа жизни, принятие государственных мер по его повышению. Современное состояние семьи. Семья и быт. Кризис семьи. Основные типы семьи. Семьи нуклеарные, простые, сложные. Внебрачные и альтернативные семьи: материнские и неполные, не опирающиеся на брачный союз. Их структура и статистика. Группа семей категории социального риска. Проблемы дестабилизации семьи и причины их возникновения: кризисное состояние общества, урбанизация, юношеский шовинизм, маскулинность и феминность, нарушение форм нравственности. Основные направления укрепления семейных отношений: эффективная реализация норм Семейного кодекса РФ, этика семейных отношений, выполнение родительских функций, подготовка к браку и семейной жизни, активная социальная работа по укреплению брачно-семейных отношений. |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08; Сд. Ф. 08 Биомеханика... Знание основ данной дисциплины является необходимым для студентов, обучающихся по специальности 050720 «Физическая культура» | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 3, Сд. Ф. 3 Психология... Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный язык... Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 09, Сд. Ф. 9 Спортивная... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. В 2 Здоровьесберегающие... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Ф. 02 Физическая культура)... Основная образовательная программа подготовки специалиста по университетским специальностям | Учебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая... Сапрыкин В. П., к п н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы мгпу | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд.... Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Волонтерские движения... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 (19) (21) Основы... Автор программы: Михейкина И. Н., ст преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 гсэ. В 1 Геополитика... Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 «основы предпринимательской деятельности» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Геополитика основная... Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин |