Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура»
страница1/13
Дата публикации04.05.2015
Размер1.83 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ГСЭ.В.3.1 Семьеведение

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура»


Утверждено на заседании кафедры

социальной педагогики и социальной работы

социально – гуманитарного факультета

(протокол № 8 от 17 марта 2008г.)

Зав. кафедрой ________ В.Р.Рыбкин

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. . Автор составитель программы: Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы.

1.2. Рецензенты:

к.п.н., доцент, Игнатович И.И., МГПУ; к.п.н.,

доцент Зубрицкая Е.М., МГИ.

1.3 Пояснительная записка:

Развитие и совершенствование социальной работы в России является одной из фундаментальных проблем современной науки и практики. В настоящее время создаются ее базовые концепции, идет осмысление ее положения и воздействия на общество в его кризисных условиях. В связи с этим особое значение имеет изучение состояния и определение перспектив развития важнейшего института общества, каким является семья.

Семья, ее интересы, нужды должны быть в центре социальной работы, а семейная политика – приоритетной в социальной политике государства. Только такой подход позволит ослабить негативные последствия реформирования общества, а социальную политику сделает более эффективной, отвечающей полностью нуждам и потребностям российских семей.

Учитывая это, в последнее десятилетие усилился интерес отечественной науки к изучению семьи. Глубокое изучение проблем современной семьи, психологии и педагогики семейных отношений обеспечит специалисту по социальной работе и социальному педагогу формирование конкретных профессиональных умений и навыков на основе современных исследований и социальных технологий. Это позволит оказать необходимую помощь семье и ее членам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях и в целом совершенствовать работу по социальному обслуживанию семьи.

В мировой теории и практике социальной работы, социальной защиты семьи, семейный социум рассматривается как приоритетная сфера социальной политики. Отсюда значимость и место «семьеведения» в системе профессиональной подготовки будущих социальных работников и педагогов.

Семьеведение – учение о жизнедеятельности семьи в различных циклах ее развития и на различных уровнях ее организации.

Семьеведение как учение носит теоретико-прикладной характер и осуществляется на междисциплинарной основе с использованием различных отраслей человеческого знания.

Цель курса «семьеведение» - ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы, современные брачно-семейные отношения, государственную семейную политику, практику социальной работы с семьей.

Задачи курса:

- углубить и систематизировать знания студентов о социальных факторах, обусловливающих общее и особенное в жизнедеятельности семьи и ее членов, социального обслуживания семьи и детей;

- ознакомить с методами изучения семейных взаимоотношений и технологиями социально-педагогической деятельности с различными типами семей;

- обучить современным технологиям внедрения основных направлений государственной семейной политики, принципам социальной работы с семьей и детьми.

В ходе изучения курса студенты овладевают следующими знаниями:

- о методологических основах семьеведения; принципах семьеведения; о социально-экономических проблемах семьи и системе ее социальной защиты; о проблемах материнства и детства; основных направлений социального обслуживания семей с детьми; о механизмах реализации государственной семейной политики; знаниями федеральных и региональных целевых программ в отношении семьи и детей; зарубежного опыта работы с семьей;

- основных подходов к классификации и типологии семьи с точки зрения различных наук (демографии, социологии, психологии, педагогики); основ психологического здоровья семьи: причин супружеских конфликтов, их профилактики и поведения в конфликтной ситуации;

- оптимальных условий благоприятных взаимоотношений родителей и детей, принципов успешного воспитания детей; методов изучения семьи и технологий работы с семьями различного типа.

В ходе изучения курса студенты овладевают следующими умениями:

- работать с нормативно-правовыми документами и научной литературой;

- грамотно аргументировать собственное суждение о семье и процессах, происходящих в ней; подбирать и применять оптимальные методы изучения семьи и родительско-детских отношений; верно диагностировать проблемы семьи, подбирать соответствующие формы и способы оказания помощи членам семьи.

Предлагаемый курс и программа по «семьеведению» являются попыткой научного осмысления социальных проблем семьи, исходя из новой общественной ситуации в России.

Программа составлена в соответствии с программой курса «Семьеведение» и методическими рекомендациями по его изучению, требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рассчитана на 135 часов: аудиторных 54 часа, из них – 32 часа лекций и 22 часа семинарских занятий. По итогам курса — экзамен.

Предлагаемый курс лекций включает три раздела.

Первый раздел состоит из пяти лекций, в которых рассматриваются: предмет и принципы семьеведения, брака, семья, основные функции семьи, демографические аспекты и состояние развития семьи, типы семей, социально-экономическое положение семей, духовная культура и быт семьи.

Второй раздел состоит также из пяти лекций, в которых рассматриваются: вопросы влияния семьи на формирование и развитие личности ребенка, основные функции семьи, принципы и стратегии семейного воспитания, методы изучения семей с разной структурой, направления и технологии социальной работы с семьями разного типа.

Третий раздел - это три лекции, в которых рассматриваются основные направления и приоритеты отечественной государственной семейной политики в современных условиях, основы социальной защиты семьи, материнства и детства, а также рассматривается зарубежный опыт социальной защиты семьи.

В конце каждой лекции приводятся контрольные вопросы, ответы на которые помогут усвоить материал, а также литература, изучение которой углубит знания студентов по каждой из 13 лекций.

При разработке программы были использованы материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, учебные программы по семьеведению (Дивициной Н.Ф., Е.М. Зуйковой, Н.В. Кузнецовой, С.А. Масленниковой, В.С. Торохтий, Б.Ю. Шапиро, Л.Т. Шинелевой, Т.И. Шульга, С.С. Щекиной и др.) по специальности «040101 – социальная работа».
1.4. Извлечение из ГОС ВПО № 83 мжд /СП от 10.03. 2000 г. Специальность - социальная работа. Квалификация: специалист.

СД.01 Семьеведение (общее количество часов - 135).

Предмет и функции семьеведения. Понятие семьеведения. Семья и брак. Семья и быт. Основные типы семьи. Основные направления и технологии социальной работы с семьей. Социально-экономические, духовно-культурные, духовные и т. п. основания современной семьи. Нормативно-правовая база функционирования семьи, социальной защиты семьи, материнства и детства.

Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы




Шифр и наименование специальности

курс

семестр

трудоемкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

Виды итогового контроля (форма отчетности)

1.

050720 физическая культура

3

6

75

36

20

16

-

39

зачет


1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)




п/п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Всего аудитор.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР

Раздел 1.Семьеведение как учение о жизнедеятельности и проблемах семьи.

1

Тема 1. Роль и место курса «Семьеведение» в системе подготовки специалистов. Понятие, предмет и функции «Семьеведения».

2

2







3

2

Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака.

2

2







3

3

Тема 3. Демографические аспекты состояния и развития семьи.

2

2







3

4

Тема 4. Социально-экономическое положение современной семьи.

2

2







3

5

Тема 5. Духовно-культурные основания современной семьи.

2

2







3

Раздел 2. Основные направления и технологии социальной работы с семьей.

6

Тема 6. Основные функции семьи в

изменяющемся мире.

4

2

2




3

7

Тема 7. Семья как социальный институт и субъект воспитания общества.

4

2

2




3

8

Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система.

4

2

2




3

9

Тема 9. Диагностика семейного благополучия

4

2

2




3

10

Тема 10. Формирование психолого-педагогической культуры родителей.

4

2

2




3

Раздел 3. Основные направления и приоритеты государственной семейной политики в современных условиях.

11

Тема 11. Нормативно-правовая база функционирования семьи.

2




2




3

12

Тема 12. Социальная защита семьи, материнства и детства.

2




2




3

13

Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом.

2




2




3




Всего:

36

20

16




39



1.6.2 Содержание разделов дисциплины

Раздел 1.Семьеведение как учение о жизнедеятельности и проблемах семьи

Тема 1. Роль и место курса «Семьеведение» в системе подготовки специалистов. Понятие, предмет и функции «Семьеведения»
Понятие «Семьеведение» (фамилистика – от лат. Familia – семья) как отрасль знаний, как учение о жизнедеятельности и проблемах семьи, ее роли в обществе и семейной политике.

Методологическая база «Семьеведения» и ее место в системе общественных наук.

«Семьеведение» как учебная дисциплина: цели, задачи, основные принципы, объект и предмет. Предмет и функции «Семьеведения».

Естественные, междисциплинарные разработки, теория и методология научных исследований по проблемам семьи в России и за рубежом, основные направления и содержание.

История развития общественной мысли о семье. Место и значение семьеведения в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе.
Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака
Определение и сущность понятий «семья», «брак» в современной науке и праве. Происхождение семьи и брака. Этапы развития семейно-брачных отношений. Динамика брачности и разводимости, кризисные периоды и факторы «риска» в браке. Альтернативные формы брака. Правовое регулирование брачно-семейных отношений.

Общественные науки о семье. Эволюция религиозных взглядов на семью. Исторические перемены в функционировании института семьи, изменение индивидуальных стратегий семейной жизни. Модели семьи. Социальный статус семейного образа жизни, принятие государственных мер по его повышению.

Современное состояние семьи. Семья и быт. Кризис семьи. Основные типы семьи. Семьи нуклеарные, простые, сложные. Внебрачные и альтернативные семьи: материнские и неполные, не опирающиеся на брачный союз. Их структура и статистика. Группа семей категории социального риска. Проблемы дестабилизации семьи и причины их возникновения: кризисное состояние общества, урбанизация, юношеский шовинизм, маскулинность и феминность, нарушение форм нравственности.

Основные направления укрепления семейных отношений: эффективная реализация норм Семейного кодекса РФ, этика семейных отношений, выполнение родительских функций, подготовка к браку и семейной жизни, активная социальная работа по укреплению брачно-семейных отношений.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 08; Сд. Ф. 08 Биомеханика...
Знание основ данной дисциплины является необходимым для студентов, обучающихся по специальности 050720 «Физическая культура»
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 3, Сд. Ф. 3 Психология...
Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура»
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный язык...
Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 09, Сд. Ф. 9 Спортивная...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. В 2 Здоровьесберегающие...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Ф. 02 Физическая культура)...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по университетским специальностям
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» iconУчебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая...
Сапрыкин В. П., к п н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы мгпу
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд....
Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»...
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Волонтерские движения...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 (19) (21) Основы...
Автор программы: Михейкина И. Н., ст преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 гсэ. В 1 Геополитика...
Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 «основы предпринимательской деятельности»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Геополитика основная...
Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск