Скачать 0.78 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) Учебно - Методический комплекс Дисциплины ГСЭ В.1, ГСЭ.Р. 2 Мировая художественная культура Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 Экология со специализацией Экологическая экспертиза ________________________________________________________________________________ (код и наименование специальности) Утверждено на заседании кафедры Культурологии Факультета культуры и искусств (протокол № 1 от 03.09.2010 г.) Зав. кафедрой __________________________О.Н. Иванищева РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины 1.1. Автор программы: Т.А. Короткова, к.п.н., доцент кафедры Культурологии. 1.2. Рецензенты: Сапрыкин В.П., к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы МГПУ. Кириллова А.В.., канд.пед.наук, завуч гимназии № 10 1.3. Пояснительная записка Цель учебной дисциплины: дать представление о художественной культуре как части духовной культуры человечества, познакомить с выдающимися достижениями искусства в разных странах в различные исторические периоды. Задачи курса: - дать представление о развитии художественной культуры от первобытного общества до наших дней; - охарактеризовать значительные достижения в области культуры и искусства, деятельность выдающихся деятелей культуры и искусства; - охарактеризовать значительные культурные центры и цивилизации мира; - дать представление о направлениях и стилях. В ходе изучения курса студент должен знать: особенности культурного развития общества, основные достижения культурного развития и творчество лучших представителей культуры и искусства, историю культуры стран. В ходе изучения курса студент должен уметь оценивать достижения культуры, анализировать отдельные произведения искусства. Данный учебный курс тесно связан с такими дисциплинами как «История литературы», «История религии», «История искусства» и др. При составлении программы были использованы следующие учебные материалы: Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие. – М.: Академия, 1998. – 448 с.; Культурология. История мировой культуры / под. ред. проф. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 600 с.; Садохин, А.П. Мировая художественная культура: учеб.пособие / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевская. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 559 с. 1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов Региональный компонент 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина)
1.6. Содержание дисциплины 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Введение в художественную культуру. Искусство в системе культуры Понятие культуры и характеристика ее структуры. Понятие художественной культуры. Художественная культура личности и общества. Искусство как явление культуры. Роль искусства как самосознания культуры. Художник и своеобразие его творческой деятельности. Произведение искусства как система художественных образов и целостная индивидуальность. Проблема восприятия. Виды искусства, их взаимосвязь. Понятия "стиль", "жанр", "творческий метод", "художественный вкус". Тема 2. Изобразительное искусство в системе культуры Возникновение и развитие изобразительного искусства. Живопись, скульптура, графика как пространственные искусства. «Язык» изобразительного искусства (рисунок, колорит, пластика, фактура, символика цвета и др.). Общая характеристика разновидностей и жанров изобразительного искусства с использованием методов анализа произведений изобразительного искусства. Тема 3. Архитектура в системе культуры Архитектура - искусство организации пространства для жизни и деятельности людей. Здание как вариант формирования архитектурной среды. Понятие функции в архитектуре. Художественный язык в архитектуре. Взаимодействие архитектуры с другими видами искусства (живописью, скульптурой, музыкой, театром). Тема 4. Музыка в системе культуры Музыка как вид искусства и явление культуры. Античные концепции толкования музыки. Разновидности и жанры музыкального искусства. Изобразительное и выразительное в музыкальном образе. Выразительные средства музыкального языка. Функции музыки в культуре. Тема 5. Зрелищные искусства в системе культуры Синтетическая природа зрелищных искусств: поэзия, танец, музыка. Основные компоненты зрелищных искусств: драма, актер, сценографии. Литературная основа, режиссура, звуковая структура, визуальная образность, актерское мастерство. Спектакль как художественное целое. Характеры и их взаимодействие в спектакле. Маска, тип, герой. Тема 6. Искусство балета в системе культуры Балет как вид искусства. Русская балетная школа: истоки и особенности развития. Балетный спектакль 19 в. и его особенности. Образ в балете. Мариинский театр и творческие судьбы великих артистов балета. Тема 7. Художественная культура первобытного общества Синкретическая целостность культуры первобытного общества. Формирование мифологического сознания, его основные характеристики. Типы и разновидности «мифологических моделей мира» народов Востока и Запада. Генезис искусства и основные этапы развития изобразительной деятельности. Понятие традиционной культуры. Типы традиционных культур в современном мире. Тема 8. Искусство в культуре Древнего Востока Культура Древнего Египта. Мифология и религия, их связь с изобразительным искусством и архитектурой. Этапы развития архитектуры. Символический язык древнеегипетского искусства. Особенности жанрово-видовой системы искусств арабо-мусульманского мира. Принципы древнекитайской живописи. Музыка и театр. Влияние культурных традиций Китая на становление художественной культуры Японии и других стран Азии. Общие черты художественной культуры стран восточного мира. Тема 9. Художественная культура античности Генезис античной культуры и основные этапы ее развития. Греческая мифология. Сравнительный анализ греческой и римской мифологии. Античный космос и художественная картина мира. Образ человека. Скульптура и трагедия в Греции, архитектура и зрелищные искусства в Риме: искусство как самосознание культуры. "Телесность" космоса, античная философия как эстетика. Тема 10. Художественная культура западноевропейского средневековья Падение римской империи, роль феодализации и христианизации, возникновение городов. Хронология и периодизация средневековой культуры. Субкультуры: религиозная, светская, карнавальная, городская, рыцарская. Карнавал и площадной театр, повествовательный принцип в театре, формы и жанры. "Малые формы" в средневековом искусстве. Храм как образ мира. Литургия как синтез искусств. Замок, его структура, изменения во времени. Городской собор и гражданское строительство. Книгопечатание и его роль в развитии культуры. Утверждение новых ценностей, познавательная ориентация. Тема 11. Художественная культура Византии и Древней Руси Образование византийского государства, периодизация. Генезис византийской художественной культуры, ее философские основания: слово, свет, символ, образ, гностический смысл изображения, космогоническая символика храма. Сложение канона. Светская культура Византии. Христианство на Руси, взаимодействие языческой и христианской культур. Освоение византийского канона в живописи и архитектуре Древней Руси. Православная литургия. Русская литература, народная музыка. Тема 12. Западноевропейская культура эпохи Возрождения Эпоха Возрождения и ее периодизация. Переходный характер эпохи Возрождения. Город и его развитие. Естественнонаучное освоение мира. Мир как картина и роль индивида. Антропоцентризм художественной картины мира. Апофеоз красоты и культ художественного творчества в искусстве. Синтез искусств. Теоретические трактаты об искусстве. Тема 13. Художественная культура Нового времени. Барокко. Просвещение Формирование новой парадигмы культуры: естественнонаучный переворот (от Коперника до Ньютона) и становление гносеологической философской парадигмы (Декарт). Антиномизм барочной картины мира. Понятие "барокко" и барочного синтеза. Взаимодействие искусств. Основные направления развития культуры эпохи, различие поэтики и стилистики. Становление профессионального искусства. Просвещение, понятие и роль эпохи; рационализм и индивидуализация сознания. Просветительское мировоззрение и классицистский синтез искусств. Доминирующая роль театра. "Cовершенный человек" в искусстве Просвещения. Основные направления в искусстве: классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Становление и роль критики. Своеобразие русского Просвещения, его роль в развитии культуры страны. |
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 гсэ. В 1 Геополитика... Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 «основы предпринимательской деятельности» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Ф. 02 Физическая культура)... Основная образовательная программа подготовки специалиста по университетским специальностям | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Геополитика основная... Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная... Автор программы: к п н., старший преподаватель кафедры географии и экологии Александрова Е. Ю | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. Социальное здоровье... Писарев А. А., заместитель начальника управления по делам молодежи Мурманской области | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный язык... Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Волонтерские движения... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) Умк обсуждено и одобрено методической комиссией факультета педагогического образования | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 2 география религий... Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура... Курс по выбору «сша: общество и культура» читается студентам 3 курса специальности «История» в форме лекционных занятий и семинаров.... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 4 Культурология (Основы... Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 1 Основы культурологии... Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата | Учебно-методический комплекс по специальности и направлению подготовки: 030501. 65 «Юриспруденция» гсэ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины гсэ. В. 05. Дисциплины и курсы по выбору студента, установленные... |