Скачать 1.12 Mb.
|
ИВЭСЭП Филиал НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» в г. Дзержинске Нижегородской области Кафедра социально-гуманитарных дисциплинЛАТИНСКИЙ ЯЗЫКУчебно-методический комплекс по специальности и направлению подготовки: 030501.65 «Юриспруденция» ГСЭ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. ГСЭ.В.05. Дисциплины и курсы по выбору студента, установленные институтом 030900.62 «Юриспруденция Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Б.1.8. Вариативная часть. Дзержинск 2011 УДК 807.1(075.8) ББК 81.2Лат.(74.268.1) Л 68 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Латинский язык». Автор-составитель Лобанова И.Н. - Дзержинск: Филиал НОУ ВПО «Санкт- Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г.Дзержинске Нижегородской области. 2011. - 73 с. Печатается по решению кафедры социально-гуманитарных дисциплин филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г.Дзержинске Нижегородской области. Протокол № 7 от 07.06.2011г. Автор-составитель: Лобанова И.Н., к.п.н., доцент. Рецензенты: Молев Е.А., д.и.н., профессор (ННГУ им. Н.И.Лобачевского); Рацибурская Л.В., д.фил.н., профессор (ННГУ им. Н.И.Лобачевского). Учебно-методический комплекс содержит: учебно-тематические планы с блочно-модульной и рейтинговой системой организации образовательного процесса, рабочую программу, план семинарского занятия, темы для самостоятельного изучения, методические рекомендации по выполнению контрольных и творческих исследовательских работ, тестовый материал для проведения контроля качества обучения, глоссарий, вопросы для подготовки к зачету, список рекомендованной литературы. Ó Лобанова И.Н., 2011 Ó Филиал НОУ ВПО Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права в г.Дзержинске Нижегородской области, 2011 Содержание учебно-методического комплекса
11. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы 12. Вопросы к коллоквиуму 13. Тесты для рубежного контроля 14. Конкурсные творческие, исследовательские работы 15. Итоговый контроль (зачет) 16. Вопросы к зачету 17. Глоссарий (толковый словарь терминов и персоналий) 18. Словарь латинских юридических изречений и крылатых выражений 19. Международный студенческий гимн 20. Список рекомендуемой литературы Пояснительная записка «Латинский язык» во все времена его изучения являлся и является одной из самых основополагающих и значимых учебных дисциплин в общекультурной, гуманитарной подготовке всех категорий обучающихся, в том числе и в первую очередь, студентов высших учебных заведений, особенно юридических факультетов. Латинский язык - не профилирующий, а лишь вспомогательный учебный предмет, однако без его знания не может обойтись в своей практической деятельности ни один уважающий себя юрист, ибо латинский язык – это язык закона, государства и права, дипломатии, науки, католической церкви и великой римской литературы вплоть до Данте (1265 – 1321), многих шедевров мировой культуры. Юридическая наука дошла до нас записанная именно на латинском языке. Аксиоматично мнение о том, что римляне трижды покорили мир: мечом, языком и правом; они создали совершенное право, основанное на фундаменте частной собственности. Европа, а впоследствии и вся мировая практика приняли правовые принципы и правила римлян. Профессиональный успех юриста не представляется возможным без глубокого проникновения в мировое культурное пространство, одним из важнейших элементов которого по праву считается древнеримская культура, нашедшая непосредственное отражение в языке и правовой системе. Известный отечественный учёный Б.С. Гершунский в своей работе «Философия образования для XXI века» при описании критериев оценки разных уровней образованности представляет следующую шкалу: «грамотность – образованность - профессиональная компетентность – культура – менталитет». Современная образовательная парадигма ориентирована не столько на социализацию, сколько на культурную ориентацию личности, на формирование её общекультурной и профессиональной компетенции, которая абсолютно немыслима без латыни, отразившей накопленную римлянами общечеловеческую и правовую культуру. По словам В.И. Пастернака, «Латынь – это общий язык правоведов всего мира, их своеобразный естественный «эсперанто». Почти все понятийно-терминологические системы этимологически глубинно связаны с латинским языком. Латинское происхождение имеет и огромное количество всем известных русских слов, относящихся к нейтральному лексическому пласту. Знание этого древнего языка значительно облегчит усвоение современных языков романской группы – молдавского, румынского, португальского, испанского, итальянского, французского. Следовательно, «Латинский язык» как самостоятельная учебная дисциплина в системе предметов социально-гуманитарного и общепрофессионального циклов содержит чрезвычайно важный воспитательно-образовательный материал как понятийно-категориального, собственно юридического, так и культурологического характера, поэтому его значение трудно переоценить. Среди других учебных предметов ГСЭ и профессионального циклов «Латинский язык», бесспорно, выделяется возможностью выступать фундаментом дальнейшей профессионализации будущих юристов. Данный учебный курс располагает бесценным материалом для знакомства с уникальным лингвистическим феноменом; для самовоспитания, самоидентификации, самоактуализации и самовыражения личности посредством приобщения, прежде всего, к колоссальному идиоматическому богатству. Без знания латинского языка невозможно изучить подлинные источники римского права, понять международные латинские термины, сентенции, формулы и конкретные правовые ситуации с позиции как синхронии, так и диахронии; почувствовать глубину, выразительность и силу воздействия речей известных ораторов, юристов-практиков, прокуроров, адвокатов; непревзойдённую мудрость латинских крылатых выражений. При освоении учебного курса наиболее продуктивным и дидактически обоснованным (а отнюдь не излишним) следует считать переход от знания языковой системы русского языка, парадигматических и синтагматических связей и отношений единиц языка разных иерархически расположенных уровней; от тезауруса дисциплины «Русский язык и культура речи» к культурно-антропологическим, собственно лингвистическим и профессиональным описаниям и интерпретациям латинских текстов. Учебный план по направлению подготовки 030900.62 позволяет это сделать, так как изучению латинского языка (второй семестр первого курса) как раз непосредственно предшествует изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» (первый семестр первого курса). Поскольку знание латинского языка призвано формировать не только и не столько общепрофессиональную, но и общекультурную компетентность, в ходе образовательного процесса необходимо: - познакомиться с особенностями зарождения, функционирования и развития феномена латинского языка; - выработать представление о многообразии и сложности латинской грамматики (уметь выстраивать парадигмы существительных I-V склонений, прилагательных I-III cклонений; глаголов в настоящем, трёх прошедших временах, в будущем времени обоих залогов в изъявительном наклонении; различать такие языковые явления, как герундий и герундив, предлоги, наречия и т.д.; применять правила винительного и именительного с инфинитивом и творительного самостоятельного падежей; -знать фонетические законы, правила; нормы произношения и ударения, позволяющие бегло читать латинские тексты; - овладеть понятийно-терминологическим аппаратом курса; - научиться пополнять базовые понятия (грамматические формы и категории, речевые трансформации, содержательно-фактуальную и подтекстовую виды информации при переводе текстов) конкретным содержанием; - характеризовать лингвистические явления латинского происхождения в собственно юридической (научной, учебно-академической) и повседневной речи; - проводить различные виды анализа латинских текстов разных жанров (прежде всего юридической направленности); - оценить современный масштаб влияния латинского языка на речь различных стилистических пластов; - знать и применять на практике разнообразные техники перевода; - приобщиться к системе норм, традиций, обычаев, ценностей и ключевых универсальных культурных концептов, юридических терминов и понятий, имеющих латинские корни; - иметь представление о закономерностях и специфике эволюционного развития латинского языка через изучение древнеримских «картин мира» и моделей человека, выраженных в результате словесного творческого процесса; - стремиться к целенаправленному самостоятельному освоению латинских афоризмов с различной семантикой; - осознавать непосредственные межпредметные связи латинского языка с другими общепрофессиональными дисциплинами; - сформировать представление о латинском языке как о необходимой составной части общего процесса получения квалификации «Юрист». Предлагаемый учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета всех форм обучения, по которым осуществляется подготовка в филиале, и включает в себя необходимый и достаточный дидактический материал на широкой ориентировочной основе, обеспечивающий оптимальный способ освоения учебной дисциплины с учётом индивидуальных особенностей студентов, различий в уровне их обученности и обучаемости, по типу восприятия личности. Каждый студент может выбрать, опираясь на данные материалы, свой индивидуальный образовательный маршрут, в том числе и повышенного уровня. Лингвистическая подготовка имеет комплексный характер, кроме традиционных академических жанров занятий (лекций, практикумов, семинаров, лабораторных работ по разнообразным видам анализа и переводу текстов), она в обязательном порядке должна включать индивидуальную и самостоятельную работу, чтение специальной литературы, а также постоянный лингвокультурный тренинг. Практические занятия проводятся по важнейшим темам курса латинского языка с учётом профессиональной компоненты. Цель практических занятий заключается в проработке наиболее сложных и дискуссионных тем; приобретении умения самостоятельного, многоаспектного и аргументированного чтения, анализа и интерпретации латинских текстов, выражений; закреплении, систематизации и развитии полученных знаний; формировании устойчивых навыков учебного диалога; усилении познавательной мотивации; приобщении к богатейшему идиоматическому наследию латинского языка; установке чётких межпредметных связей на базе праязыковых особенностей, начиная с дисциплины «Римское право» и далее по последующим изучаемым предметам в соответствии с учебным планом. План учебного процесса Специальность 030501.65 «Юриспруденция» (заочная форма). По ГОС ВПО - ГСЭ.Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. ГСЭ.В. Дисциплины по выбору студента, установленные институтом. ГСЭ.В.05.
Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (заочная форма) По ФГОС ВПО – Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть. № Б.1.8.
Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (очная форма)
Учебно-тематический план Заочная форма обучения (направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»)
Заочная форма обучения (специальность 030501.65 «Юриспруденция»)
Учебно-тематический планОчная форма обучения (направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»)
|
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,... Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 –... | Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»... Уголовное право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция»... | ||
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,... Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /... | Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,... Актуальные проблемы уголовного права: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 − «Юриспруденция», по специальности:... | ||
Учебно-методический комплекс по специальности: 030501 «Юриспруденция» История криминалистики: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт сост. А. Б. Ефремов. – Киров:... | Учебно-методический комплекс по специальности: 030501 «Юриспруденция» Нотариат: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – Юриспруденция / авт сост. Т. Е. Ложкина. – Киров: филиал ноу впо... | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности: 030501 юриспруденция Согласовано Учебно-методический комплекс «Таможенное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 юриспруденция... Учебно-методический комплекс «Судебная экспертиза» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция»... Учебно-методический комплекс гражданское процессуальное право (гражданский процесс) составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция... Учебно-методический комплекс «Конституционное правосудие в Российской Федерации» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс правоохранительные органы Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 –... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция» Для направления Учебно-методический комплекс «Муниципальное право России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс для специальности 030501 Юриспруденция... Учебно-методический комплекс «Международное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс по опд. Р. 6 «Прокурорский надзор в рф» Направление подготовки Гоу впо волгу от 7 апреля 2010г., в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 21 «Семейное право» Направление подготовки Гоу впо волгу от 7 апреля 2009г., в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 "Юриспрудениця",... Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 "Юриспрудениця" |