Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 экология





Скачать 378.93 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 экология
страница1/2
Дата публикации11.06.2015
Размер378.93 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ГСЭ.В.1.1 ЭТНОЭКОЛОГИЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

020801 ЭКОЛОГИЯ

Утверждено на заседании

кафедры географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 8 от 18.03.2008 г.)

Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев/

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: к.п.н., старший преподаватель кафедры географии и экологии Александрова Е.Ю.
1.2 Рецензенты:

- к.б.н., доцент каф. географии и экологии Лештаев А.А.,

- зав. эколого-биологическим отделом ГОУ ДОД МОЦ ДОД и Ю Чарыгина Л.А.

1.3 Пояснительная записка:

Изучение взаимоотношений человека и природы сквозь призму культуры становится все более и более актуальным. Зафиксированные в традиционной культуре принципы отношения к окружающей среде, природопользования, взаимоотношений внутри общества могут помочь выявить причины появления экологических проблем, а также найти способы их решения. Понимание взаимоотношений различных этносов с окружающей средой необходимо для всех стран.

Этноэкология - это наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающим миром и представления о нем в рамках традиционной культуры, а также влияние культурных установок на современные взаимоотношения с природой и окружающим миром в целом.

В качестве направления в природоохранной деятельности этноэкология выявляет и пропагандирует традиции неразрушающего природопользования; выявляет культурно обусловленные причины природоразрушающего поведения человека и возможные методы коррекции.

В качестве направления в педагогике этноэкология использует сбор и изучение информации о традиционной культуре для воспитания эко-ориентированного типа личности; изучает и использует опыт этнопедагогики.

В ходе изучения дисциплины предполагается изучение теоретических предпосылок для этноэкологических исследований, практического опыта организации и ведения этноэкологических исследований.

Этноэкологические исследования основаны на комплексном междисциплинарном изучении локальных групп населения, при котором разные стороны их жизни анализируются как составные элементы всей системы жизнеобеспечения этноса и одновременно как своеобразные реакции на изменения природных и социокультурных условий существования.

Исследования такого характера, использование данных этноэкологии в образовательном процессе становятся все более популярными в современном меняющемся мире.

В то же время, предлагаемый курс по выбору «Этноэкология» отличается междисциплинарностью и относительной новизной.

Целью курса «Этноэкология» является ознакомление студентов с рядом аспектов экологии человеческих сообществ - историко-эволюционных, географических, этнографических, медико-биологических, социально-психологических.

Основные задачи. Курс по выбору, предназначенный для формирования эрудиции студентов в области этноэкологии человека. Ставится задача ознакомления: с основными экологическими факторами, обусловившими становление человека как биологического вида; историческими аспектами взаимоотношения человеческих сообществ с окружающей природной средой; особенностями современной городской среды обитания человека, ее природной и социальной компонентами; с этнической структурой человеческих сообществ как формой существования и вида Homo sapiens.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Предмет предназначен для студентов 4 курса специальности "Экология", изучивших основы общей экологии и экологии популяций. В отличие от сугубо гуманитарных (обществоведческих) дисциплин, в нем рассматриваются естественнонаучные аспекты жизни социальных общностей, становления и эволюции человека как вида.

Требование к уровню освоения содержания курса. По окончании курса у студентов должно сложиться представление о человеческих сообществах как части природы - с одной стороны, и как об их активной преобразующей функции по отношению к природной среде - с другой.

Студенты должны усвоить знания о природных факторах, влияющих на жизнедеятельность людей (в историческом аспекте и в настоящее время), и об истории становления современных экологических проблем под влиянием жизнедеятельности человеческих сообществ.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности, содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов: 22 часа

Этноэкология является курсом по выбору, в стандарте (ГОС ВПО) по специальности отсутствует.

Основные дидактические единицы дисциплины: этноэкология как научная дисциплина, взаимосвязь природы и общества, этноэкологическая образовательно-воспитательная среда, современные этноэкологические исследования, этноэкологическая символика и топонимика.

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудо-ёмкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

020801

Экология

IV

I

60

22

10

12

-

24

зачет

(7 семестр)


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела,

темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Понятие об этноэкологии как науке. Природа и общество

6

2

4

-

4

2.

Отечественная этноэкология: история возникновения

2

2

-

-

6

3.


Место этноэкологии в образовательно-воспитательном процессе. Современность традиционной культуры

2

2

-

-

6

4.

Этноэкологические исследования на практике

6

2

4

-

4

5.

Устойчивые символы, образы и сюжеты в народном искусстве. Этноэкологическая топонимика

6

2

4

-

4




Всего

22

10

12

-

24


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.




п/п


Наименование раздела дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной работы.

Кол-во

часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.


Понятие об этноэкологии как науке. Природа и общество

Вопросы для самостоятельного изучения:

Российская специфика отношения к природе и экологическим проблемам

Рефераты: не предусмотрены

Контрольные работы: не предусмотрены

4

Опрос на занятии

2.

Отечественная этноэкология: история возникновения

Вопросы для самостоятельного изучения:

Основные предпосылки зарождения этноэкологии в России

Рефераты: не предусмотрены

Контрольные работы: не предусмотрены

6

Опрос на занятии

3.

Место этноэкологии в образовательно-воспитательном процессе. Современность традиционной культуры

Вопросы для самостоятельного изучения:

Парадокс, разрушающий традиционную культуру

Этноэкология: пропаганда, просвещение или педагогика?

Рефераты: не предусмотрены

Контрольные работы: не предусмотрены

6

Опрос на занятии


4.

Этноэкологические исследования на практике

Вопросы для самостоятельного изучения:

Методики сбора этноэкологического материала

Рефераты: не предусмотрены

Контрольные работы: не предусмотрены

4

Опрос на занятии


5.

Устойчивые символы, образы и сюжеты в народном искусстве. Этноэкологическая топонимика

Вопросы для самостоятельного изучения:

Этнокультурная информация в топонимах

Рефераты: не предусмотрены

Контрольные работы: не предусмотрены

4

Проверочная работа на практическом занятии



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)
РАЗДЕЛ 1. Понятие об этноэкологии как науке. Природа и общество

(ЛК – 2, ПР – 4)

План:

  1. Этноэкология как раздел социальной экологии. Экология личности, экология культуры, экология народонаселения.

  2. Предмет и задачи этноэкологии. Связь этнологии и экологии.

  3. Направления в природоохранной деятельности.

  4. Методы и принципы этноэкологии.

  5. Классификация историко-культурных общностей. Этнос, его место и значение в системе историко-культурных общностей.

  6. Социальные и мировоззренческие аспекты бытия человека и этнических общностей, их отношения с природной средой и т.д.

  7. Специфика культуры России. Отношение к природе у русского народа.

  8. Понятие об этноэкосистеме и интерэкосистеме. Х. Ватанабе (1950-60 е гг.).


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Связь этноэкологии с другими науками

  2. Отличительные особенности экосистемы и этноэкосистемы

  3. Специфика российской культуры


Практическое занятие 1.

Современные проблемы этноэкологии. Этноэкология как раздел социальной экологии. Предмет и задачи этноэкологии. Связь с другими науками. Методы и принципы.
Практическое занятие 2.

Специфика культуры России. Отношение к природе у русского народа. Традиции и обычаи. Ритуалы. Жертвоприношения. Языческие божества. Идеализация и поклонение природе в древности.
Литература

  1. Крупник И.И. Арктическая этноэкология: Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. М., 1989.

  2. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истории. М., 1981. С. 246, 254.

  3. Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983. C. 108.

  4. Реймерс Н.Ф., Яблоков А. В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М., 1982. С. 96.

  5. Давыдов Л. Д. // Проблемы взаимодействия общества и природы: Тезисы I Всесоюзной конференции. М., 1978. С. 38.

  6. Арутюнов С.А., Маркарян Э.С., Мкртумян Ю.И. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса // Советская этнография, № 2. 1983. С. 24-25.

  7. Гарковенко Р.В. О фундаментальном характере проблемы отношений общества с природой // Проблемы развития современной науки. Новосибирск, 1978. С. 213.

  8. Олдак П.Г. Сохранение окружающей среды: Задача развития биосоциальных исследований // Проблемы развития современной науки. Новосибирск, 1978. С. 228.

  9. Ахмезер А. С., Ильин П. М. // Проблемы взаимодействия общества и природы: Тезисы I Всесоюзной конференции. М., 1978. С. 8.


РАЗДЕЛ 2. Отечественная этноэкология: история возникновения (ЛК – 2)

План:

  1. Значение этноэкологических знаний в деятельности человечества и его сообществ.

  2. Роль этноэкологических знаний в мировоззренческой, идеологической, политической, экономической, социальной, культурной и других сферах.

  3. Историко-культурные описания русского народа касательно природы

  4. Устные предания русского народа

  5. Раннепервобытное время и проблемы этноэкологии и природопользования. Огнепользование и природопользование древних

  6. Априорные этноэкологические модели


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Влияние древних людей на природу

  2. Основные персоналии отечественной этноэкологии


Литература

  1. Крупник И.И. Арктическая этноэкология: Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. М., 1989.

  2. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истории. М., 1981. С. 246, 254.

  3. Кабо В.Р. Природа и первобытное сознание // Природа, № 8. 1981. C. 87.

  4. Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983. C. 108.

  5. Гарковенко Р.В. О фундаментальном характере проблемы отношений общества с природой // Проблемы развития современной науки. Новосибирск, 1978. С. 213.

  6. Алимурзаев Г. Н. Особенности первобытного производства и его связи с окружающей средой // Общество и природа: Исторические этапы и формы взаимодействия. М., 1981. С. 163.

  7. Кабо В.Р. История первобытного общества и этнография // Охотники, собиратели, рыболовы: Проблемы социально-экономических отношений в доземледельческом обществе. Л., 1972. С. 57-58.

  8. Бунак В. В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980. С. 145.

  9. Гладилин В. Н. Роль народонаселения в процессе взаимодействия природы и общества в каменном веке // Первобытный человек и природная среда в плейстоцене и голоцене: Материалы Всесоюзного симпозиума. Ч. I. М., 1974. С. 77.

  10. Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1979. С. 64.

  11. Файнберг Л. А. У истоков социогенеза: От стада обезьян к общине древних людей. М., 1980. С. 88.

  12. Природа и древний человек: Основные этапы развития природы, палеолитического человека и его культуры на территории СССР в плейстоцене. М., 1981. С. 186; Природа и развитие первобытного общества на территории Европейской части СССР: К VIII конгрессу INQUA – Париж, 1969. М., 1969. С. 93, 106-107.


РАЗДЕЛ 3. Место этноэкологии в образовательно-воспитательном процессе. Современность традиционной культуры (ЛК – 2)
План:

  1. Этноэкологическое образовательное пространство

  2. Современность традиционной культуры

  3. Современное и "архаичное" традиционное экологическое сознание

  4. Причины необходимости изучения традиционной культуры

  5. Парадоксы, разрушающие традиционную культуру

  6. Этноэкология: пропаганда, просвещение или педагогика?


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Этноэкология: пропаганда, просвещение или педагогика?


Литература
1. Крупник И.И. Арктическая этноэкология: Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. М., 1989.

2. Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983. C. 108.

3. Давыдов Л. Д. // Проблемы взаимодействия общества и природы: Тезисы I Всесоюзной конференции. М., 1978. С. 38.

4. Арутюнов С.А., Маркарян Э.С., Мкртумян Ю.И. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса // Советская этнография, № 2. 1983. С. 24-25.

5. Гарковенко Р.В. О фундаментальном характере проблемы отношений общества с природой // Проблемы развития современной науки. Новосибирск, 1978. С. 213.

6. Олдак П.Г. Сохранение окружающей среды: Задача развития биосоциальных исследований // Проблемы развития современной науки. Новосибирск, 1978. С. 228.

7. Ахмезер А. С., Ильин П. М. // Проблемы взаимодействия общества и природы: Тезисы I Всесоюзной конференции. М., 1978. С. 8.

8. Бунак В. В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980. С. 145.

9. Смит Р. Л. Наш дом планета Земля: Полемические очерки об экологии человека. М., 1982. С. 101-102.
РАЗДЕЛ 4. Этноэкологические исследования на практике

(ЛК – 2, ПР – 4)

План:

  1. Методики сбора этноэкологического материала

  2. Наиболее типичные проблемы, ошибки и заблуждения, возникающие при работе с этноэкологической тематикой

  3. Учебно-исследовательская деятельности по этноэкологии в школе

  4. О Всероссийском конкурсе "Моя малая родина: природа, культура, этнос"

  5. Изучение традиционно-культурного значения растений и животных на Кольском севере


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Понятие о методологии, методике и методах

  2. О Всероссийском конкурсе "Моя малая родина: природа, культура, этнос"

  3. Организация этно-экологической тропы в условиях Севера


Практическое занятие 3.

Учебно-исследовательская деятельности по этноэкологии в школе. Организация этно-экологической тропы в условиях Севера
Практическое занятие 4.

Программа летнего выездного областного детского учебно- исследовательского этноэкологического лагеря-экспедиции
Литература

1. Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983. C. 108.

2. Реймерс Н.Ф., Яблоков А. В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М., 1982. С. 96.

3. Давыдов Л. Д. // Проблемы взаимодействия общества и природы: Тезисы I Всесоюзной конференции. М., 1978. С. 38.

4. Гарковенко Р.В. О фундаментальном характере проблемы отношений общества с природой // Проблемы развития современной науки. Новосибирск, 1978. С. 213.

5. Олдак П.Г. Сохранение окружающей среды: Задача развития биосоциальных исследований // Проблемы развития современной науки. Новосибирск, 1978. С. 228.

6. Ахмезер А. С., Ильин П. М. // Проблемы взаимодействия общества и природы: Тезисы I Всесоюзной конференции. М., 1978. С. 8.

РАЗДЕЛ 5. Устойчивые символы, образы и сюжеты в народном искусстве. Этноэкологическая топонимика (ЛК – 2, ПР – 4)

План:

  1. Устойчивые символы, образы и сюжеты в народном искусстве

  2. Топонимика в этноэкологических исследованиях

  3. Этнокультурная информация в топонимах


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Понятие о символике и топонимике

  2. Особенности народного искусства в России


Литература

1. Крупник И.И. Арктическая этноэкология: Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. М., 1989.

2. Козлов В.И. Этническая экология и история аборигенного населения Америки // ЭАИЭ – Экология американских индейцев и эскимосов: Проблемы индеанистики. М., 1988. С. 33.

3. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истории. М., 1981. С. 246, 254.

4. Реймерс Н.Ф., Яблоков А. В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М., 1982. С. 96.

5. Арутюнов С.А., Маркарян Э.С., Мкртумян Ю.И. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса // Советская этнография, № 2. 1983. С. 24-25.

6. Кабо В.Р. История первобытного общества и этнография // Охотники, собиратели, рыболовы: Проблемы социально-экономических отношений в доземледельческом обществе. Л., 1972. С. 57-58.

7. Бунак В. В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980. С. 145.

8. Смит Р. Л. Наш дом планета Земля: Полемические очерки об экологии человека. М., 1982. С. 101-102.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература учебные издания:

учебники и учебные пособия
Основная литература


  1. Константинова С.С. Этноэкология: конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 171 с.

  2. Этническая экология: теория и практика. - М.: Наука, 1991. - 374 с.

  3. Этноэкология. Сборник материалов, 2005. Под редакцией О. Захаровой. - М.: ГОУВПО МГУЛ. - 140 с.

  4. Крупник И.И. Арктическая этноэкология: Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. М., 1989.

  5. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 560 с.

  6. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истории. М., 1981.

  7. Реймерс Н.Ф., Яблоков А. В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М., 1982.

  8. Бунак В. В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980.

  9. Смит Р. Л. Наш дом планета Земля: Полемические очерки об экологии человека. М., 1982.

  10. Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1979.

  11. Файнберг Л. А. У истоков социогенеза: От стада обезьян к общине древних людей. М., 1980.


Дополнительная литература


  1. Кабо В.Р. Природа и первобытное сознание // Природа, № 8. 1981.

  2. Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983.

  3. Козлов В.И. Этническая экология и история аборигенного населения Америки // ЭАИЭ – Экология американских индейцев и эскимосов: Проблемы индеанистики. М., 1988.

  4. Гарковенко Р.В. О фундаментальном характере проблемы отношений общества с природой // Проблемы развития современной науки. Новосибирск, 1978.

  5. Алимурзаев Г. Н. Особенности первобытного производства и его связи с окружающей средой // Общество и природа: Исторические этапы и формы взаимодействия. М., 1981.

  6. Олдак П.Г. Сохранение окружающей среды: Задача развития биосоциальных исследований // Проблемы развития современной науки. Новосибирск, 1978.

  7. Давыдов Л. Д. // Проблемы взаимодействия общества и природы: Тезисы I Всесоюзной конференции. М., 1978.

  8. Арутюнов С.А., Маркарян Э.С., Мкртумян Ю.И. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса // Советская этнография, № 2. 1983.

  9. Ахмезер А. С., Ильин П. М. // Проблемы взаимодействия общества и природы: Тезисы I Всесоюзной конференции. М., 1978.

  10. Кабо В.Р. История первобытного общества и этнография // Охотники, собиратели, рыболовы: Проблемы социально-экономических отношений в доземледельческом обществе. Л., 1972.

  11. Природа и древний человек: Основные этапы развития природы, палеолитического человека и его культуры на территории СССР в плейстоцене. М., 1981. С. 186; Природа и развитие первобытного общества на территории Европейской части СССР: К VIII конгрессу INQUA – Париж, 1969. М., 1969.

  12. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества. Поведенческие аспекты эволюции человека. - М.: Наука, 1993. - 255 с.

  13. Гладилин В. Н. Роль народонаселения в процессе взаимодействия природы и общества в каменном веке // Первобытный человек и природная среда в плейстоцене и голоцене: Материалы Всесоюзного симпозиума. Ч. I. М., 1974.

  14. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. - М.: Издат. отдел УНЦ ДО МГУ, Прогресс-Традиция, АБФ, 1999. - 640 с. (Введение, часть I).

  15. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М.: Мысль, 1989. - 764 с. (переиздание - М.: Мысль, 1993. - 781 с.).

  16. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 495 с. (переиздания - М.: ТОО "Мишель и K°", 1993. - 498 с.; М.: Ди-Дик, 1997. - 639 с.).

  17. Клауснитцер Б. Экология городской фауны. - М.: Мир, 1990. - 248 с.

  18. Коган Л.Б. Быть горожанами. - М.: Мысль, 1990. - 207 с.

  19. Новиков Ю.В., Зарубин Г.П. Гигиена города. - М.: Медицина, 1986. - 272 с.

  20. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России / Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К. и др. - Новосибирск, 1996. - 76 с.

  21. Александрова Е.А., Троицкая Н.И. Природоохранные идеи и традиции народов Прибайкалья // Волна (Иркутск). - 2003. - № 1-2. - С. 12-22.

  22. Галданова Г.Р. Доламаистские верования у бурят. - Новосибирск: Наука, 1987. - 115 с.

  23. Патрушева Г.М. Шорцы сегодня: современные этнические процессы. - Новосибирск, 1996. - 233 с.

  24. Садовой А.Н. Территориальная община Горного Алтая и Шории (конец XIX - начало XX вв.). - Кемерово, 1992. - 198 с.

  25. Шер Я.А. Происхождение искусства: одна из возможных гипотез (К постановке вопроса) // Вестник древней истории. - 1997, № 1. - С. 3-14.


К вопросам этнологии и этнографии:


  1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989. - 247 с.

  2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев В.С., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М.: Наука, 1984. - 256 с.

  3. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. - М.: Наука, 1981. - 391 с.

  4. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л.: Изд-во Ленинградск. ун-та, 1984. - 160 с.

  5. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. Этнология. Народы России: история и современное положение. М.: ЦИНО общества "Знание" России, 1997. - 320 с.

  6. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М.: Русский мир, 1997. - 532 с.

  7. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. - М.: Высш. школа, 1978. - 352 с.

  8. Томилов Н.А. Проблемы этнической истории. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1993. - 222 с.

  9. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. - М.: Гардарики, 1988. - 400 с.

  10. Этнография: Учебник / Под. ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. - М.: Высш. школа, 1982. - 320 с.

  11. Этнология: Учебник / Под. ред. Г.Е. Маркова и В.В. Пименова. М.: Наука, 1994. 384 с.

  12. Этнология в США и Канаде. - М.: Наука, 1989. - 328 с.



1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9.1 Перечень используемых технических средств

не предусмотрено
1.9.2 Перечень используемых пособий


  1. Плакаты

  2. Географические карты

  3. Таблицы


1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения

нет


1.10 Примерные зачетные тестовые задания


  1. Дайте определение этноэкологии, укажите ее предмет и задачи.

  2. Какой раздел социальной экологии занимается сохранением и восстановлением различных элементов культурной среды, созданной человечеством на протяжении его истории (памятников архитектуры, парков, музеев и др.): этноэкология, экология культуры, экология народонаселения, урбоэкология?

  3. Какие этноэкологические методы и принципы вам известны?

  4. Кто ввел в науку понятие интерэкосистема?

  5. Выберите из предложенного списка априорные этноэкологические модели: модель «Зеленой революции», «Гармоничная» модель, «Активно-разрушительная» модель, «Агролесомелиоративная» модель.

  6. Опишите основные характеристики «оборонческой» модели.


1.11 Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Этноэкология как наука. Предмет и задачи.

  2. Основные принципы и методы этноэкологии.

  3. Проблемы современной этноэкологии.

  4. Связь экологии и этнологии. Направления в природоохранной деятельности.

  5. Классификация историко-культурных общностей. Этнос, его место и значение в системе историко-культурных общностей.

  6. Социальные и мировоззренческие аспекты бытия человека и этнических общностей, их отношения с природной средой.

  7. Специфика культуры России. Отношение к природе у русского народа.

  8. Понятие об этноэкосистеме и интерэкосистеме (Х. Ватанабе)

  9. Значение этноэкологических знаний в деятельности человечества и его сообществ.

  10. Роль этноэкологических знаний в мировоззренческой, идеологической, политической, экономической, социальной, культурной и других сферах.

  11. Историко-культурные описания русского народа касательно природы

  12. Устные предания русского народа

  13. Раннепервобытное время и проблемы этноэкологии и природопользования. Огнепользование и природопользование древних

  14. Априорные этноэкологические модели

  15. Этноэкологическое образовательное пространство

  16. Современность традиционной культуры

  17. Современное и "архаичное" традиционное экологическое сознание

  18. Причины необходимости изучения традиционной культуры

  19. Парадоксы, разрушающие традиционную культуру

  20. Методики сбора этноэкологического материала

  21. Наиболее типичные проблемы, ошибки и заблуждения, возникающие при работе с этноэкологической тематикой

  22. Учебно-исследовательская деятельности по этноэкологии в школе

  23. Устойчивые символы, образы и сюжеты в народном искусстве

  24. Топонимика в этноэкологических исследованиях



    1. Комплект экзаменационных билетов

нет (экзамен не предусмотрен)
1.13 Примерная тематика рефератов

Не предусмотрены
1.14 Примерная тематика курсовых работ

Курсовые работы не предусмотрены
1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ

Дипломные работы не предусмотрены
1.16 Методики исследования

Не предусмотрены
1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине

Не применяется
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
Методические указания по изучению дисциплины

Возможно расширенное изучение данной дисциплины по схеме:
Разделы курса

А. Экологические факторы, обеспечившие происхождение и эволюцию человека как биологического вида.

Б. Этносы как форма существования вида Homo sapiens. Этногенез.

В. Экология городских сообществ (урбаэкология). Экологические и социальные факторы в городской среде обитания. Медицинские аспекты урбаэкологии.

Г. Особенности растительного и животного мира городских экосистем.
Темы и краткое содержание

1. Человек как часть природы. Дискуссия о применимости биологических закономерностей к человеческим (социальным) сообществам. Взаимосвязь экологии и социологии, экологии и психологии.

2. Человеческие сообщества древности. Первобытнообщинное общество. Факторы, определявшие становление социальной организации. Ведущий фактор эволюции человека - борьба за существование или взаимопомощь? Взаимоотношения человеческих сообществ древности с природной средой. Вопрос о роли сознательного труда. Переход от приспособительного отношения к среде к отношению преобразовательному (конструктивному).

3. Понятие о нации, народности, этногенезе. Факторы этногенеза. Взаимосвязь географического ландшафта и процесса становления наций. Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва. Характерные особенности наций горных, приморских, степных, таёжных районов.

4. Структура сообществ и образ жизни малых народностей. Эвенки, эвены, шорцы и другие малые народности Сибири. Взаимоотношения малых народностей с традиционной средой их обитания.

5. Роль природно-географического и ресурсного факторов в истории человечества. Понятие о геополитике. Борьба за природные ресурсы в современном мире. Евразийство и атлантизм как две противоположные геополитические доктрины. Геополитические перспективы мира. Реально ли "устойчивое развитие"?

6. Экология большого города. Особенности среды обитания в городах. Урбанизированные экосистемы. Процесс урбанизации: сущность, положительные и отрицательные стороны. Роль городской среды в экономическом и культурном развитии общества. Возрастание разнообразия социальной организации в городах. Проблемы, порождённые городом: загрязнение среды обитания и его виды, психологический "груз". Перспективы деурбанизации. Экология в теории современного градостроительства. Перспективные планы развития городов.

7. Биологические предпосылки социальных отношений людей. Психология отношений в коллективах. Насколько возможна параллель между коллективами людей и сообществами животных? Социальная структура коллектива, доминирование и подчинение. Целенаправленная деятельность - специфическая особенность человеческих коллективов. Конфликты, их разрушительное и созидательное значение.

8. Медицинские аспекты экологии человеческих сообществ. Основы эпидемиологии. Природные и синантропные очаги заболеваний. Специфические инфекционные заболевания человека. Эпидемии и пандемии. Карантинные мероприятия. Здоровье населения как показатель качества жизни. Паразитарные заболевания человека: возбудители, пути их передачи, жизненные циклы. Санитарно-гигиеническое просвещение. Паразитологическая ситуация в Байкальском регионе.

9. Особенности растительного и животного мира городских экосистем. Снижение биоразнообразия и формирование специфических урбанизированных сообществ. Явление синантропизации животных. Основные группы синантропных организмов. Синантропные членистоногие и позвоночные. Положительные и отрицательные стороны синантропизации. Фауна человеческого жилья.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 гсэ. В 1 Геополитика...
Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 «основы предпринимательской деятельности»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 экология iconУчебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая...
Сапрыкин В. П., к п н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы мгпу
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура»
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Геополитика основная...
Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Ф. 02 Физическая культура)...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по университетским специальностям
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. Социальное здоровье...
Писарев А. А., заместитель начальника управления по делам молодежи Мурманской области
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 020801 экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск