Скачать 150.21 Kb.
|
Федеральное агентство по физической культуре и спорту Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Учебно-методический комплекс «УТВЕРЖДАЮ»обсужден на заседании кафедры Проректор по учебной работе«___»______________200 г. ________________________ Завкафедрой Ефременков К.Н. «____»____________200 г. __________________________ Учебно-методический комплекс по дисциплине«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ» Учебно-методический комплекс разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 032100.68 «Физическая культура и спорт» (магистратура) Разработал: доцент Захаров М.А.: I-III разделы Доцент Боблак В.Е.: IV раздел 1. Место курса в профессиональной подготовке магистра по направлению 032100.68 «Физическая культура» Одним из приоритетных направлений современной науки является исследование процессов возникновения и развития такого сложнейшего явления в области полифункциональной деятельности, каким является культура. Сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования. Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве ее функций. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человекотворчества. Современная наука постулирует, что физическая культура является особой частью культуры и соотносит культуру как всеобщее, физическую культуру как особенное, спорт - единичное. Иными словами, решение частных, конкретных проблем теории и практики физической культуры требует культурологического подхода в тесной связи с философией, ее методологическими компонентами, реализуя требования Госстандарта по дисциплине ДНМ.02 «История и методология науки о физической культуре и спорте» основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 521900 «Физическая культура», в объеме 200 часов. 2. Рабочая учебная программа дисциплины «История и методология науки о физической культуре и спорте». Цель данной учебно-научной дисциплины - показать в историческом аспекте процесс возникновения и развития потребностей в физической культуре как атрибутивном виде культуры личности и общества, формирования ее компонентов и оформления ее структуры. Задачи учебно-научной дисциплины: - показать возникновение в общекультурных взглядах выдающихся деятелей различных эпох идей физического воспитания детей и внедрение его в учебные заведения в качестве учебного предмета; - показать возникновение на практике рекреативной деятельности с использованием средств физического воспитания (физических упражнений, естественных сил природы и т.п.);
- раскрыть процессы интеграции и дифференциации научных знаний в сфере физической культуры и современную структуру ее знаний; - ориентировать магистрантов (исследователей) на использование культурологических подходов в методологии исследования (при написании магистерских диссертаций и в процессе научно-учебной деятельности). 2.1. Содержание, разделы аудиторных занятий. I. Культура и физическая культура как предмет философского познания. 1. Философские подходы к определению сущности культуры и физической культуры. Соотношение понятий «культура» и «физическая культура», «спорт». 2. Функции, ценности культуры, физической культуры и спорта, их содержание и взаимосвязь. 3. Физическая культура и спорта как область естественнонаучного и гуманитарного познания, атрибуты культуры личности и общества. II. История науки о физической культуре и спорте.
III. Методология научного познания. Философия науки.
- Философия сознания. - Психика и сознание. Психолого-философские аспекты сознания. - Философия познания (гносеология). Проблема истины. 2. Философские идеи развития (диалектика). - Современные концепции развития. - Законы диалектики, их методологическое значение в научных исследованиях ФКиС. - Принципы диалектического метода, их учет и применение в научных исследованиях ФКиС. 3. Познание и практика. - Психолого-философский анализ процесса и форм познания. - Мышление и формальная логика. Индукция и дедукция. 4. Общенаучные методы эмпирического и теоретического уровней познания. - Научное знание как система. - Понятие метода и методологии, их структура и формы. - Общенаучные методы теоретического и эмпирического познания. Методы теоретического исследования: формализация, математизация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному. Общенаучные подходы: субстратный, структурный, функциональный, системный, алгоритмический, вероятностный, информационный. Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, классификация. 5. Формы научного познания. Философия науки. - Эмпирическая и теоретическая формы познания. Научная проблема. Гипотеза. Научный факт. Теория. - Идеалы и нормы науки. Современные модели науки (Поппер, Кун, Лакотос, Фейерабенд). 6. Что такое философия науки? IV. Физическая культура, спорт, методология их исследований.
Исходный материал эмпирического исследования (мнение, суждение, социальный факт, смысловой индикатор, явление и процесс). Количественные методы: анкетный опрос, интервью, анализ документов, наблюдение, социологический эксперимент. Качественные методы: социометрический опрос, метод фокус-группа, «кейс-стади» (исследование случая), исследования этнографического типа, восхождения к теории и др. Место социологических исследований спорта и их значение.
Основные этапы, программа социологического исследования. Методологическая часть программы. Социологическая анкета и ее характеристика, содержание и структура. Методика социологического метода, фокус-группового интервью, контент-анализа, социологического эксперимента, анкетного опроса. 3. Практикум по VI разделу. Методы социологии. Основы эмпирического социологического исследования. V. Практическое занятие: заслушивание, обсуждение докладов, рефератов.
3. Требования к уровню освоения программы и формы текущего и итогового контроля. 3.1. Организация работы магистрантов по данной научно-учебной дисциплине Учебный процесс осуществляется в форме аудиторных занятий (68 часов) и самостоятельной работы (132 часа). На лекциях излагаются узловые вопросы данной дисциплины в сравнительно небольшом объеме. Основные знания магистранты (исследователи) должны получить и осмыслить в процессе самостоятельной работы с литературными источниками, перечень которых дается на каждой лекции, их списки представлены в объемных требованиях и в учебной программе по предмету. Кроме того, магистрантам и аспирантам необходимо следить за изданием новых материалов по книжным обозрениям, библиографическим спискам в газетных и журнальных обзорах. Целесообразно покупать книги и журналы, поскольку они содержат самые свежие, оригинальные материалы, а также создавать свою личную библиотеку и картотеку со своими личными аннотациями и комментариями. Это очень поможет в подготовке к коллоквиумам, работе над магистерской диссертацией и в учебно-педагогической и научно-исследовательской деятельности. Очень важным разделом деятельности магистров является их участие в работе коллоквиумов по темам предмета. Совершенно необходимо подняться выше уровня участия студента в работе семинара по учебной дисциплине. Очень немногие из них способны подготовить доклад или фиксированное выступление по одному из вопросов семинара. Магистрант - взрослые человек, имеющий первое академическое звание «бакалавр», владеющий методами сбора, обработки, реферирования материала. На коллоквиум он должен идти не с целью пересказать содержание источников, а с целью реализовать свою личную потребность обсудить проблему, высказать свое сугубо личное мнение по ней, свое видение путей ее решения. Он не должен бояться, что в случае несовпадения его мнения с мнением профессора, он «пострадает». Напротив, самостоятельность мышления, наличие личной точки зрения, ее аргументации доставит удовольствие профессору, так как свидетельствует об эрудиции магистранта, его заинтересованности в предмете, умении сформулировать свою творческую позицию и аргументировать ее убедительно. Это будет свидетельствовать о наличии творческого потенциала у будущего ученого, интересного, творческого педагога. Все это вызывает чувство глубокого уважения у руководителя коллоквиума, поскольку способствует, прежде всего, совершенствованию содержания самой учебно-научной дисциплины. Контроль за успеваемостью магистрантов осуществляется в процессе оценивания их выступлений на коллоквиумах, качества докладов, активности участия в дискуссиях, степени аргументации своей точки зрения, широте эрудиции, глубине мыслей и суждений. Каждый магистрант должен считать своим долгом активное участие в дискуссии на коллоквиумах. Это будет способствовать накоплению полемического опыта, необходимого при защите диссертаций, в выступлениях на научных конференциях. 3.2. Формы итогового контроля Контроль исходного уровня: - учет посещаемости лекций, коллоквиумов; - содержание самостоятельной работы; - знание основных понятий; - экспресс контроль (опрос, тесты). Текущий контроль: - анализ ответов и выступлений; - заслушивание и обсуждение сообщений, докладов, рефератов. Заключительный контроль: - коллоквиум (итоговое занятия по учебным темам); - собеседование; - консультации; - оценка уровня знаний; - оценка самостоятельной работы; - оценка уровня написания и изложения докладов, рефератов. - экзамен. 4.1. Экзаменационные вопросы по курсу «История и методология науки о физической культуре» для магистрантов (V курс).
ЛИТЕРАТУРА: Учебные пособия; Кочергин А.Н., Егоров А.Г. Философия и методология науки. Смоленск, 1996 Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. М., 1995 Столяров В.И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта. М., 1984 Дополнительная литература: Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурных знаний) // Теория и практика физической культуры, 1991, №7 Быховская И.М. Ното зотайкоз: аксиология человеческого тела. М., 2000 Гончаров В.Д. Методология и процедура социального исследованияфизической культуры. Л., 1985 Егоров А.Г. Социокультурная трансформация знания. М., 1996 Егоров А.Г. Философское значение современного олимпизма // Теория и практика физической культуры, 2001, №7, с. 18-23 Матвеев Л.П. Общая теория спорта. М., 1997 Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М., 1970 Родиченко В.С. Олимпийская идея для России. М., 1998Столяров В.И. Основные формы и пути интеграции наук в процессе познания физической культуры и спорта // Философско-социологическая теория физической культуры и спорта. М., 1986 |
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки» И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент в физической культуре... Умкд пересмотрен и одобрен на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания «10» сентября 2012 г., протокол №1 | Учебно-методическое пособие «История и методология юридической науки» «История и методология юридической науки» разработчика Медведева Валентина Григорьевича, предназначенного для магистрантов, обучающихся... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения... Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине История и методология физики и производства Методические рекомендации по организации учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы магистрантов | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История и методология биологии» ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки ... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки» Учебные материалы для подготовки кандидатского экзамена по истории и философии науки | Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Инновационные технологии обучения физической культуре» / Сост.: А.... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права» ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки... Министерства образования и науки рф, касающимися данной дисциплины, и учебными планами рассматриваемых специальностей в фгоу впо... | Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |