Скачать 0.64 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ канд. фил. наук, доцент А. П. Садило УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» для аспирантов всех специальностей лекций – 40 час. УМК утвержден на заседании кафедры истории и методики ее преподавания «___» ________________ 2009 г. Зав. кафедрой _____________ Н. Б. Акоева Славянск-на-Кубани 2009 г. Содержание
Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначена для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется следующим проблемам: - рассмотрению науки как социального института и системы знаний человека об окружающем его мире; - формированию науки как профессиональной деятельности; - исследованию философско-методических проблем гуманитарного контроля в современной науке и в использовании высоких технологий; - вниманию к проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира; - рассмотрению систем ценностей, на которые ориентируются ученые; Основная целевая направленность программы ориентирована на анализ определяющих мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития; При сдаче кандидатских экзаменов определяется следующий обязательный минимум требований к уровню знаний в области изучения истории и философии науки: - освоение категориально-понятийного аппарата и умение анализировать развитие идей, связанных с основными проблемами истории и философии науки; - понимание науки как специфической формы интеллектуальной деятельности, ее места и роль в историческом развитии культуры; - умение осмысливать научные проблемы не только в развитии естественнонаучного и социально-гуманитарного знания, но и философско-мировоззренческом контекстах; - понимание ценности науки, ее творческого потенциала для развития современного общества и стратегического мышления квалифицированного специалиста ; - выделение актуальных проблем современного научного познания и определение роли науки по отношению к этике, политике, религии. Данная программа представляет собой общую для всех научных специальностей базовую часть кандидатского экзамена по указанной дисциплине, введенного согласно решению коллегии ВАК и правительства РФ с 2005 года. Основным видом занятий определен лекционный курс в объеме 40 часов.
Экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссией был рекомендован базовый тематический план:
Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Логико-эпистемиологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в позитивистской философии науки. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.
Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Западная и восточная средневековая наука. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания. Предпосылки возникновение экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Д. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Методы научного познания и их классификация.
Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации.
Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Новые эстетические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В. И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
Различные подходы к определению социального института как науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Проблема государственного регулирования науки. 1. 4 Рекомендуемая основная литература
Учебники и учебные пособия:
При подготовки к кандидатскому экзамену необходимо иметь ввиду, что в экзаменационных билетах поставлены три вопроса. Первый по дисциплине «История и философия науки», второй - по общим философским проблемам конкретных социально-гуманитарных и естественных наук (истории, психологии, педагогике, физике, математике и т. д.), третий – реферат. Содержание первого вопроса предполагает специальную подготовку по общим проблемам истории и философии науки. Второй и третий вопросы дают возможность аспирантам и соискателям освоить обязательный для них второй компонент экзамена, куда входит знание общих философских проблем, выбранной специализации. Общие требования при написании реферата состоят в следующем: - выбор темы, которая предлагается в указанном списке; - составление плана (введение, две-три главы, заключение, литература); - представление печатного текста (объем 23-25стр.) за 20 дней до экзамена; - Текст реферата согласовывается с научным руководителем и рецензируется преподавателем, ведущим курс истории и философии науки. 2. 2 Вопросы кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки» И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче... | Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки... Министерства образования и науки рф, касающимися данной дисциплины, и учебными планами рассматриваемых специальностей в фгоу впо... | ||
Рефератам по дисциплине «История и философия науки» Мках подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» аспирант (соискатель) представляет реферат по... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История науки (математики,... «История математики». Программа-минимум соответствующей части кандидатского экзамена«История и философия науки». 32 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и методология... Учебно-методический комплекс разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» Людмила Павловна Гордеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» Людмила Павловна Гордеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история» | ||
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д.... | Реферата по истории науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине... Сдача кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» является важным этапом обучения по программам послевузовского... | ||
Изложение содержания рабочей программы од. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» ОД. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального... | Рабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины(ОД. А. 01) «история и философия науки» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный... | Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки» Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История экономических учений | Реферату по дисциплине «История и философия науки» Успешное выполнение реферата по курсу «История и философия науки» является необходимым условием для допуска к экзамену кандидатского... |