Скачать 497.49 Kb.
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по всем специальностям. Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» включает в себя:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Преподавание дисциплины "История железнодорожного транспорта" направлено на расширение знаний студентов об истории развития мирового и российского железнодорожного транспорта, его технических средств, изучение отечественного опыта, патриотических, трудовых, научно-технических традиций поколений российских железнодорожников, воспитание профессиональной гордости специалиста железнодорожного транспорта. В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Основной учебный материал содержится в цикле лекций. Курс рассчитан на самостоятельное изучение учебного материала студентами, для этого дан список необходимой литературы. При изучении всего курса студентам рекомендуется исходить из следующих общих методических принципов:
Кроме указанной в программе литературы, рекомендуется обращаться к литературе по инженерным дисциплинам, социально-гуманитарного и экономического циклов, а также к электронному учебнику «История железнодорожного транспорта». ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Заочное отделение (20 ч.)
Дневное отделение (90 ч.) Лекции (56 ч.) 1. Исторические и технические предпосылки создания железнодорожного транспорта – 2ч. 2. Строительство первых железных дорог мира, выход железнодорожного транспорта на все континенты мира (1825 – 1860 гг.). – 2ч. 3. Развитие железнодорожного транспорта во II половине XIX-XX вв. – 4 ч. 4. Мировой железнодорожный транспорт в современный период (1980 – нач. 2000-х. гг.). – 4 ч. 5. Железные дороги Европы, Америки, Азии. Прошлое и настоящее. – 2 ч. 6. История создания и развития локомотивов (паровозы, электровозы, тепловозы). – 4 ч. 7. Создание и совершенствование пассажирских и грузовых вагонов. – 2ч. 8. Железнодорожный путь в XIX-XX веках. – 2 ч. 9. Возникновение и основные этапы развития железнодорожных станций. – 2 ч. 10. Управление движением поездов, развитие сигнализации и связи. – 2ч. 11. Начальный период строительства и эксплуатации железных дорог в России. Магистраль С.Петербург – Москва. – 2ч. 12. Железнодорожный транспорт России во II половине XIX века. – 2ч. 13. Железные дороги России на рубеже XIX – XX вв.. Строительство Транссибирской магистрали. – 4ч. 14. Отечественный железнодорожный транспорт в 1920-е – 1930-е гг., роль железных дорог в социально-экономическом развитии страны. – 4ч. 15. Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). – 2ч. 16. Послевоенная реконструкция, развитие железнодорожного транспорта в СССР в 1950-е – 1980-е гг. – 2ч. 17. Российские железные дороги в 1990-е годы. – 2ч. 18. Структурные реформы железнодорожного транспорта России (конец 1990-х – начало 2000-х гг.). ОАО «Российские железные дороги». – 2ч. 19. История уставов железных дорог России. – 4ч. 20. История подготовки инженеров путей сообщения в вузах России. – 2ч. 21. Подготовка специалистов среднего звена и массовых профессий для железнодорожного транспорта. – 2ч. 22. РГОТУПС: история и современное развитие. – 2ч. Семинары (20 ч.) 1.Основные этапы развития мирового железнодорожного транспорта. – 4ч. 2.Роль Российского государства в развитии железнодорожного транспорта во II половине XIX века. – 4ч. 3.Отечественный железнодорожный транспорт в советский период. – 4ч. 4.История развития технических средств железнодорожного транспорта. – 4ч. 5.Современные проблемы развития железнодорожного транспорта России. – 4ч. Практические занятия (14 ч.) 1.Просмотр и обсуждение видеофильмов по истории железнодорожного транспорта. – 6ч. 2.Посещение подразделений местных железных дорог – филиалов ОАО «РЖД» (депо, сортировочные станции и т.п.). – 4ч. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Программа разработана в соответствии с целевыми установками и государственными требованиями квалификационной подготовки инженера для студентов по специальностям, указанным на титуле. Составители: канд.пед.наук, доцент Л.П.Гордеева, ст.преподаватель В.Д. Гордеев Под редакцией - канд.ист.наук, доцент Ю.А.Топчий Тема I. История зарождения железнодорожного транспорта Исторические и экономические предпосылки возникновения железных дорог. Развитие промышленности в конце ХУШ -начале XIX вв. Технические предпосылки создания железнодорожного транспорта: колесо с ребордой (Джессоп), металлические рельсы (Р.Рейнольдс), паровой двигатель (Дж.Уатт). Создание первого паровоза (Р.Тревитик, 1803 г.). Вклад Дж.Стефенсона в создание железнодорожного транспорта. Строительство первой железнодорожной линии Стоктон-Дарлингтон (1825 г.). Этап начального развития железных дорог (1825-1860 гг.). История строительства первых железных дорог в мире, их распространения на все континенты. Создание технических средств железнодорожного транспорта. Тема 2. Развитие железных дорог мира во второй половине ХIХ-ХХ вв. Основные тенденции железнодорожного строительства. Изменение роли железных дорог в различные исторические периоды. Основные этапы развития мирового железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт в военное время. Международные железнодорожные организации (Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (МАЖК), Международный союз железных дорог (МСЖД), Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и др.) Транспортные органы Организации Объединенных Наций. Новое направление в развитии современного железнодорожного транспорта - высокоскоростные железные дороги. Строительство трансконтинентальных и межконтинентальных магистралей. Реформирование железных дорог мира в конце XX в. Тема 3. Развитие технических средств железнодорожного транспорта в Х1Х-ХХ вв. Локомотивы. Эволюция паровозов, увеличение энергетической мощности паровозов. Основные типы грузовых паровозов (трехосные, 0-3-0, "Микадо", серий "ФД", "С", сочлененные типа "Маллет" и др.). Создание двигателя внутреннего сгорания (дизель), развитие тепловозов, газотурбовозы. Электрификация железных дорог, электровозы, электропоезда. Локомотивное хозяйство. Вагоны. Развитие пассажирских вагонов. Грузовое вагоностроение: повышение грузоподъемности, приспособление конструкций вагонов к перевозкам различных видов грузов. Развитие железнодорожных тормозов: ручное торможение, механические, автоматические тормоза. Сцепные приборы: от ручной винтовой стяжки - к автосцепке. Железнодорожный путь в ХIХ-ХХ вв. Выбор ширины железнодорожной рельсовой колеи в разных странах. Рельсы и шпалы. Стрелочный перевод. Искусственные сооружения: железнодорожные мосты, тоннели, переправы. Станции железных дорог. Этапы развития сортировочных и грузовых станций. Вокзалы, вокзальные комплексы. Управление движением. Развитие сигнализации, централизации, блокировки. Средства железнодорожной связи: радиотелефонная, спутниковая связь. Обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте. Основные направления и организация научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательские центры железных дорог мира. Испытательные центры. Перспективная стратегия развития железнодорожного транспорта. Тема 4. История развития железнодорожного транспорта России и Советского Союза Борьба в 30-40-х годах XIX века по проблемам железнодорожного строительства в России. Начальный период строительства и эксплуатации железных дорог в России. Проектирование и сооружение первой в стране железнодорожной магистрали Санкт-Петербург-Москва (1842-1851 гг.). Заслуги в строительстве этой дороги русских инженеров и ученых (П. П. Мельников, Н. О. Крафт, Д.И. Журавский и др.). Расширение строительства железных дорог после реформы 1861 г. в центре страны, на подходах к Уралу, Сибири, Средней Азии, строительство Закаспийской железной дороги. Эксплуатационная работа, развитие паровозостроения, русская школа паровозостроения (Н. П. Петров, А. П. Бородин, Н.Л.Щукин и др.). Железные дороги на рубеже Х1Х-ХХ вв. Изыскания, строительство, значение Великого Сибирского пути — Транссибирской магистрали. Деятельность по развитию железнодорожной сети С. Ю. Витте. Вклад в развитие железных дорог российских ученых и инженеров Н. А. Белелюбского, С. В. Кербедза, П. Ф. Николаи, Л. Д. Проскурякова и др., руководителей ведомства путей сообщения России. Участие железнодорожников в рабочем, демократическом движениях, революционной борьбе. Железнодорожный транспорт в годы первой мировой войны. Восстановление железнодорожного транспорта России после разрухи первой мировой и гражданской войн. Индустриальный рывок страны в 1930-е годы, строительство железных дорог, развитие и техническое переоснащение железнодорожного транспорта. Роль железных дорог в решении транспортного обеспечения народного хозяйства и укреплении обороноспособности страны. Вклад в развитие железнодорожных технических средств ученых М. В. Ломоносова, В. Н. Образцова, Е. О. Патона, Г. П. Передерия и др. Новаторы первых пятилеток. Железные дороги в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.). Осуществление перевозок воинских соединений, техники, боеприпасов, других военных грузов, эвакуации населения и крупных предприятий в восточные районы страны. Транспортное обеспечение крупнейших военных операций Красной Армии. Участие железнодорожников в военных действиях (бронепоезда, военно-санитарные поезда). Восстановление разрушенных железных дорог, железнодорожные войска, спецформирование НКПС. Подвиги железнодорожников на полях сражений и в тылу. Железнодорожный транспорт в послевоенный период. Развитие железнодорожной сети, строительство Байкало-Амурской магистрали. Техническое перевооружение транспорта, управление движением на основе автоматизированных систем и внедрения вычислительной техники в 60-80-е годы. Производственная и социальная жизнь железнодорожников. Актуальное значение уроков истории железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Тема 5. Современные проблемы развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации Развитие железнодорожного транспорта в условиях современных реформ. Роль и место железнодорожного транспорта в народнохозяйственном комплексе России. Развитие экономических реформ на железнодорожном транспорте, обеспечение стабильности отрасли. Железные дороги РФ как естественная монополия: проблемы и пути разрешения проблем. Социальные проблемы на железнодорожном транспорте. Взаимодействие железных дорог с субъектами РФ, проблемы сотрудничества российских железных дорог и железных дорог стран-членов СНГ, интеграция железных дорог России в общеевропейскую сеть. Внешнеэкономическая деятельность МПС РФ. Структурные реформы федерального железнодорожного транспорта (конец 1990-х – нач. 2000-х г.г.). Цели и задачи деятельности ОАО «Российские железные дороги». Практика осуществления реформы на современном этапе. Тема 6. История уставов железных дорог России Создание первого в России Устава железных дорог Н. О. Культицким, введение Устава в действие (1885 г). Правила технической эксплуатации железных дорог (1898 г.). Устав железных дорог РСФСР (1920 г.). Уставы железных дорог СССР (1935,1964 г.) - главные юридические документы на железнодорожной сети страны. Правила технической эксплуатации железных дорог РФ (1993 г.). Транспортный Устав железных дорог РФ (1998 г.). Федеральные законы в период реформирования железнодорожного транспорта: «О железнодорожном транспорте Российской Федерации»(2003г.), «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»(2003г.). Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (2000г.). |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» Людмила Павловна Гордеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «техническое обслуживание... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Техническое обслуживание железнодорожного пути» составлен в соответствии с требованиями... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Реферат на тему: «История железнодорожного транспорта» Однажды мы с папой искали что-то в интернете и наткнулись на информацию о прогулках на паровозе. И у меня возникли вопросы: «Кто... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки» И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче... | ||
Федеральное агентство железнодорожного транспорта уфимский техникум железнодорожного транспорта Филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Федеральное агентство железнодорожного транспорта уфимский техникум железнодорожного транспорта Филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине история входит... Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 190631Техническое обслуживание и ремонт... | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине история входит... Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 190631Техническое обслуживание и ремонт... | ||
Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной... Эксплуатация железных дорог (специализация "№4 Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта") | Федеральное агентство железнодорожного транспорта уфимский техникум железнодорожного транспорта Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права» ... | Рабочая программа дисциплины «История техники» для специальности «Магистральный транспорт», «Грузовая и коммерческая работа», «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта», «Транспортный бизнес... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и методология... Учебно-методический комплекс разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... |