Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта»





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта»
страница1/7
Дата публикации01.07.2015
Размер0.83 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
i:\040212 умк отправка\мои умкд\история жд_умкд1.jpeg


Автор - составитель:


Людмила Павловна Гордеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история»




(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по всем специальностям.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» включает в себя:

  • Рабочую учебную программу дисциплины.

  • Методические указания для студентов.

  • Методические рекомендации (материалы) для преподавателя.

  • Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов.


i:\040212 умк отправка\мои умкд\умкд по истории ж.д\img109.jpg

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»
Преподавание дисциплины «История железнодорожного транспорта» направлено на расширение знаний студентов об истории мирового и российского железнодорожного транспорта, его технических средств, изучение отечественного опыта, патриотических, трудовых, научно-технических традиций поколений российских железнодорожников, воспитание профессиональной гордости специалиста железнодорожного транспорта.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- историю создания и развития железных дорог за рубежом и в России, изменение их роли в различные исторические периоды;

- реформирование железнодорожного транспорта в современной России и за рубежом;

- развитие технических средств железнодорожного транспорта, основные тенденции технического прогресса в ХIX-XXI вв.;

- вклад выдающихся отечественных ученых и инженеров, руководителей МПС, поколений железнодорожников в техническое, социальное развитие железнодорожной отрасли России;

- историю местных железных дорог – филиалов ОАО «РЖД»; МИИТа, РОАТ и других транспортных учебных заведений.
2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Основной учебный материал содержится в цикле лекций, в которых даются систематизированные основы научных знаний по дисциплине, концентрируется внимание студентов на важных событиях истории железнодорожного транспорта.

Курс рассчитан на самостоятельное изучение учебного материала студентами, для этого в «Рабочей программе» «Истории железнодорожного транспорта» для студентов всех специальностей дан список рекомендованной литературы, также предусмотрено посещения музеев железных дорог, где находятся филиалы Московского государственного университета путей сообщения, музея РОАТ, встречи с ветеранами, специалистами железных дорог, выпускниками университета.

При изучении всего курса студентам рекомендуется исходить из следующих общих методических принципов:

- взаимосвязь железнодорожного транспорта с уровнем социально-экономического развития стран и регионов в разные исторические периоды; взаимодействие железных дорог с другими видами транспорта и конкуренция между ними;

- системность железнодорожного транспорта как его родовой признак и взаимозависимость всех подсистем;
- противоречия между подсистемами железнодорожного транспорта как движущая сила технического и социально-экономического развития отрасли.

Кроме указанной в программе литературы, рекомендуется обращаться к литературе по инженерным дисциплинам, социально-гуманитарного и экономического циклов, а также к электронному учебнику «История железнодорожного транспорта».

Важной частью самостоятельной работы студентов по истории железнодорожного транспорта является подготовка к семинарским занятиям.

Семинар — активная форма занятий, где обсуждаются основные вопросы курса, проверяются, углубляются и закрепляются знания студентов. Темы семинаров отражают содержание дисциплины «История железнодорожного транспорта» (см. «Рабочую программу, тематический план и планы семинарских занятий» для студентов II и IV курсов заочной формы обучения и студентов 1 курса очной формы обучения. – М., РОАТ, 2010. Вопросы семинаров освещаются в лекционном курсе, прорабатываются студентами в ходе изучения учебных пособий и другой литературы.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо ознакомиться с планом семинара, темами рефератов, методическими указаниями, изучить материалы лекций, рекомендуемую литературу. Целесообразно подготовить

конспект по вопросам плана со схемами ответов, необходимыми фактическими данными. Здесь же следует зафиксировать возникшие вопросы, которые нужно задать на семинарах. Желательно использование местного материала по истории железных дорог и их подразделений.

При подготовке реферата целесообразно использовать методические указания, советы преподавателя и рекомендуемую литературу к данному реферату.
СЕМИНАР №1
ТЕМА: «Основные этапы развития мирового железнодорожного транспорта»
Вопросы:

1. Зарождение железнодорожного транспорта, этап начального развития железных дорог (1825–1860 гг.)

2. Бурное развитие железнодорожного транспорта

во II половине XIX в. — начале XX в. (1860–1914 гг.). 3.Развитие железных дорог мира как основного вида сухопутного транспорта между мировыми войнами.

4.Особенности работы железных дорог в 1950–1970-е гг.

5.Мировой железнодорожный транспорт в современный период (1980-е гг. — настоящее время)

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Исторические и технические предпосылки создания железнодорожного транспорта.

2. Вклад Дж. Стефенсона в создание железнодорожного транспорта.

3.Эволюция паровозов, создание и совершенствование тепловозов и электровозов — основных видов локомотивов второй половины XX века.

4. История создания и развития грузовых и пассажирских вагонов.

5. Железнодорожный путь в XIX–XX веках.

6. Создание и развитие высокоскоростного транспорта.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Первый вопрос: «Зарождение железнодорожного транспорта, этап начального развития железных дорог (1825–1860 гг.)»
Рекомендуется начать с изучения исторических и технических предпосылок создания железнодорожного транспорта, его основных элементов — колесо, рельсовая колея, паровая машина. Рассмотрите историю строительства первых железных дорог в мире, в том числе в России, хронологию железнодорожного строительства в мире. При этом следует подчеркнуть, что к концу этого этапа к железнодорожное строительство распространилось на все континенты и Россия была в числе первых стран, освоивших этот новый прогрессивный вид транспорта.

Обратите внимание на то, что в этот период были созданы основные технические средства железнодорожных дорог. Паровоз быстро стал надежным локомотивом и можно сказать символом научно-технического прогресса в те годы. Изменения проходили в строительстве грузовых вагонов (двухосное, четырехосноые), пассажирских вагонов («английского» и «американского» типов). Были созданы такие системы, как паровой тормоз, винтовая сцепка, семафор и система блокировки Тейера, использовался телеграф Морзе.

Постепенно сформировалась конструкция пути. Широко распространялась «стефенсоновская» ширина колеи 1435 мм. Развитие получило строительство мостов, виадуков, тоннелей.


Второй вопрос: «Бурное развитие железнодорожного транспорта во II половине XIX–XX в. (1860–1914 гг.)».
При рассмотрении этого вопроса рекомендуется ознакомиться с бурным ростом строительства железных дорог и формированием мировой сети железнодорожного транспорта. Наиболее интенсивно строительство железнодорожное строительство в мире велось в период с 1880 по 1890 гг. Надо подчеркнуть, что важной вехой в их строительстве стал 1910 год, когда протяженность железных дорог в мире превысила 1 млн.км.

Затем надо рассказать о решении проблемы провозной способности: создание мощных паровозов, изобретение электровозов (В.Сименс), тепловозов (Р.Дизель). Необходимо отметить, изменения в строительстве вагонов, в т.ч. пульмановских пассажирских вагонов. В совершенствовании технических средств железнодорожного транспорта следует запомнить изобретение пневматического тормоза, автосцепки, сортировочных горок, электрического перевода стрелок, автоблокировки, радиосвязи. Так к началу первой мировой войны в мире в основном сложилась сеть железных дорог, и железнодорожный транспорт стал основным видом сухопутного транспорта мира.
Третий вопрос: «Развитие железных дорог в мире как основного вида сухопутного транспорта между мировыми войнами»
При изучении этого вопроса следует иметь в виду, что 1920-е – 30-е года были периодом устойчивой работы железных дорог при слабой конкуренции со стороны других видов сухопутного транспорта. Покажите, как интенсивно развивался и совершенствовался железнодорожный транспорт на этом этапе. Ознакомьтесь с развитием паровозов, вагонов. Тормоза были разделены на грузовые и пассажирские, широко внедрялась автосцепка, все большее распространение получили средства автоматики и радиосвязи.

В период между мировыми войнами во многих странах проходила электрификация железных дорог, перевод их на тепловозную тягу.

Железнодорожный транспорт стал основным видом сухопутного транспорта, осуществлял основной объем грузовых и пассажирских перевозок.
Четвертый вопрос: «Особенности работы мирового железнодорожного транспорта в1950-е–1970-е годы»
Начиная рассмотрение этого вопроса, следует отметить, что состояние железнодорожного транспорта в начале данного этапа характеризуется глубоким кризисом. Раскройте причины оттока от железных дорог пассажиров и грузов, а также пути решения проблемы сокращения эксплуатационных расходов. Обратите внимание на переход железных дорог от паровозной тяги на электрическую и тепловозную, увеличение веса поездов, формирование многогруппных поездов для сокращения маневровой работы на грузовых и промежуточных станциях.

Следует отметить, что в 1956 году железные дороги США практически полностью перешли на тепловозную тягу. В Европе в это время основным направлением была электрификация. Достижением железных дорог в этот период явилось массовое внедрение контейнерных перевозок, значительное увеличение доли специализированных вагонов. Среди других направлений совершенствования железнодорожного транспорта было внедрение вычислительной техники, систем механизации и автоматизации. Важно

уяснить, что все это позволило железным дорогам к 1980-м годам ликвидировать падение объема грузовых перевозок. В пассажирских перевозках началось внедрение высокоскоростного железнодорожного транспорта (Япония, 1964 г.).
Пятый вопрос: «Современный этап развития железнодорожного транспорта (1980 г. – до настоящего времени)»
Изучая данные вопросы, необходимо знать о том, что этот этап характеризуется стабилизацией объемов перевозок на железных дорогах и некоторым подъемом. Ознакомьтесь с реформированием железных дорог, выясните цели и основное содержание реформ железнодорожного транспорта в США («американская модель») и в Европе («европейская модель»), проводимых в 90-е годы.

Приведите примеры работы по внедрению высоких технологий, использованию достижений научно-технического прогресса в совершенствовании технических средств. Обратите внимание на организацию высокоскоростного пассажирского движения со скоростями примерно 300 км/ч, комплексную технологию доставки грузов, высокий уровень автоматизации ряда процессов и управления, сооружения и развития трансконтинентальных и межконтинентальных магистралей. Надо

отметить, что важнейшим условием успешной работы железнодорожного транспорта является его способность использовать новейшие достижения научно-технического прогресса, будь то лазерная техника или спутниковая связь, компьютерные системы и принципиально новые материалы.


СЕМИНАР № 2

ТЕМА: «Роль Российского государства в развитии железнодорожного транспорта во II половине XIX века»
Вопросы:
1. Борьба в 30–40-х годах XIX века по проблемам железнодорожного строительства в России.

2. Эпоха крупномасштабного строительства — эпоха «железнодорожной лихорадки».

3. Становление железнодорожного транспорта как основного вида транспорта в России.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Вклад П.П.Мельникова, отечественных ученых и инженеров в развитие железнодорожного транспорта России.

2. Роль Главного общества Российских железных дорог в развитии системы железнодорожного сообщения.

3. Государственное руководство железнодорожным делом в России.

4. Представители русского железнодорожного бизнеса, акционерные общества, комитеты на железнодорожном транспорте.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Первый вопрос: «Борьба в 30-40-е гг. Х1Х века по проблемам железнодорожного строительства»
При изучении этого вопроса надо отметить, что идея необходимости железных дорог для России не сразу была поддержана высшими государственными чиновниками и населением. Ведомство путей сообщения России, рассматривая вопрос о возможности строительства железных дорог общего назначения в 1826 г., сочло строительство нецелесообразным по причине экономической невыгодности и больших затрат на содержание железных дорог в русском климате, особенно в зимних условиях.

В 30–40-х гг. XIX века развернулась борьба по проблемам строительства железных дорог, с самого начала она приобрела не только социальный, но и политический характер. Против создания нового вида транспорта выступали

представители реакционных кругов, судовладельцы (нанимали до 400 тыс. бурлаков), извозовладельцы (в стране с 60-миллионным населением в 1835 г. было более 3 миллионов ямщиков). Среди противников железных дорог были государственные деятели — министр финансов граф Канкрин, главноуправляющий путями сообщения граф К.Ф. Толь, ведущий советник по делам транспорта М. Дестрем, доказывающий невозможность и ненужность построения железных дорог в России.

За развитие железнодорожного транспорта выступали ученые Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения (М.С. Волков, Н.О. Крафт, П.П. Мельников), отдельные государственные

деятели (Н.С. Мордвинов), часть торгово-промышленных и банковских кругов, передовая русская общественность. Они доказывали на публичных

слушаниях, в печати, что без создания железных дорог — более совершенных, чем водяные и гужевые пути, невозможно успешное развитие промышленности, торговли, всего хозяйства. Прогрессивную точку зрения поддержал император Николай I. В апреле 1836 г. Николай I подписал указ о

строительстве Царскосельской железной дороги.

Обратите внимание на решительный поворот в железнодорожной политике, который произошел в 1842 г. Николай I, ознакомившись с донесением вернувшихся из Америки инженеров П.П. Мельникова и Н.О. Крафта, принял решение о постройке рельсового пути от Санкт-Петербурга до Москвы за счет государственного казначейства. Тогда же Николай I своим указом учредил Департамент железных дорог в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий.

Изучите историю строительства, значение Царскосельской (1837 г.) и

Санкт-Петербурго-Московской (1851г.) железных дорог. Опыт строительства железнодорожной магистрали использовался при формировании сети железных дорог в России.
Второй вопрос: «Эпоха крупномасштабного строительства — эпоха «железнодорожной лихорадки»
Изучение вопроса рекомендуем начать с анализа причин отставания России от развитых государств мира в железнодорожном строительстве к середине XIX века (протяженность железных дорог составляла немногим более 1000 км, это 1,5% мировой железнодорожной сети), изменения железнодорожной политики государства с конца 1850-х годов.

При Александре II в целях развития экономики и укрепления обороноспособности страны началось динамичное развитие железнодорожного транспорта в России, создавалась система государственного участия в организации работы железных дорог. В1857 г. Александр II подписал указ о создании сети железных дорог.

Обратите внимание на проводимую в России в это время политику привлечения иностранного и частного капитала к строительству железных

дорог: расширение сети производилось в основном (89%) на частнопредпринимательской основе. Правительство заключило концессию на

сооружение железных дорог в 4 тысяч км.

Для реализации планов по строительству сети создано Главное общество Российских железных дорог с участием русского, французского, английского, немецкого банковского капитала. Ознакомьтесь с деятельностью Главного общества Российских железных дорог, бывшего десятилетия крупным строителем рельсовых путей в России, его ролью в

развитии системы железнодорожного сообщения.

В1866–1868 гг. правительство выдало концессии на строительство 26 линий. Для финансирования частного железнодорожного строительства в 1867 г. был создан специальный Железнодорожный фонд, который способствовал развитию железнодорожного предпринимательства.

Данные меры привели к подъему железнодорожного строительства, с1867 г. страна переживала настоящий железнодорожный бум. В результате в 1868–1872 гг. ежегодный прирост русской железнодорожной сети составлял более 2 тыс.км; было построен 9,6 тыс.км железнодорожных линий . В стране

действовало 53 железнодорожных акционерных обществ. Ознакомьтесь с деятельностью представителей русского железнодорожного бизнеса (С.С. Поляков, П.И. Губонин, В.А. Кокарев, И.С. Блиох, барон Л.А. Кроненнберг, П.Г. фон Дервис, К.Ф. фон Мекк).

Построенные в 1860–1870-х годах железнодорожные линии соединили Москву с крупными городами европейской России и Поволжья (Ростов, Варшава, Нижний Новгород, Ярославль), а также привели к портам Балтийского и Черного морей.

Обратите внимание на вопросы взаимоотношений государства, являвшегося собственником казенных железных дорог, и компаний-владельцев частных дорог, создания центрального и местного управления железными дорогами. В1865 г. было образовано Министерство путей сообщения (первым министром стал профессор П.П. Мельников). Задачами министерства было осуществление плана строительства сети железных дорог за счет средств государственного казначейства, а также создание отечественного паровозо и вагоностроения, рельсопрокатного производства. Подъем железнодорожного строительства способствовал развитию русского

транспортного машиностроения, несмотря на усиленный ввоз подвижного

состава рельсов и другого оборудования из-за границы.

Вопросы регулирования эксплуатации железных дорог были сосредоточены в руках главного инспектора частных железных дорог и инспектора эксплуатации правительственных железных дорог. В структуре МПС были организованы Управление казенных железных дорог (1880 г.).

В1870-80-х годах строительство новых железнодорожных линий велось преимущественно за счет государства и сместилось из центра европейской России к ее окраинам — в Предуралье, за Урал, в Среднюю Азию (линия Красноводск-Самарканд).

Рекомендуем изучить местный материал по истории дорог и их подразделений.

На 90-е годы в России приходится промышленный подъем и вместе

с тем второй подъем нового железнодорожного строительства. За 1890–1900 годы было построено свыше 21 тысяч верст новых железнодорожных путей. Протяжение железнодорожной сети, составлявшее в1889 году 29,4 тыс. км выросло в1900 году до 50,7 тыс. км, т.е. на 60%. Крупнейшей железнодорожной стройкой была Трансcибирская магистраль — величайшая в мире по протяжению железная дорога. Был построен также ряд железных дорог в

Поволжье, в черноземных губерниях, на Севере, в Закавказье.

В 90-х годах быстро развивается промышленность, дающая железным дорогам необходимое оборудование. В1900 году число паровозов увеличилось до 12, 6 тыс., товарных вагонов — до 290 тыс. и пассажирских вагонов — до 16,4 тыс.
Третий вопрос: «Становление железнодорожного транспорта как основного вида транспорта в России»
Необходимо отметить, железные дороги к нач. ХХ века являлись важнейшим видом транспорта в России. Они конкурировали с речным транспортом, служившим в свое время основным средством сообщения на далекие расстояния. Сухопутных хороших дорог было мало, в основном грунтовые, становившиеся непроезжими весной и осенью.
Надо подчеркнуть, что в этих условиях особенно большое значение имел железнодорожный транспорт, который принадлежал к числу относительно развитых отраслей хозяйства России начала ХХ века. Россия вышла на второе место в мире по протяженности железных дорог. Создано собственное паровозо и вагоностроение, которое уже к концу XIX века полностью покрывало потребности железнодорожного транспорта в подвижном составе. Рельсы также получались целиком с отечественных металлургических заводов. В связи с постройкой Транссибирской магистрали были созданы новые рельсопрокатные заводы для поставки рельсов.

Железнодорожный транспорт являлся одной из основных сфер деятельности технической мысли. Такие инженеры и ученые как Бородин, Петров, Нольтейн, Раевский, Щукин, продвинули вперед паровозную науку, разрабатывая вопросы теплотехники, динамики, конструкции отдельных узлов паровозов, создавая ряд русских типов паровозов, которые превосходили многие западноевропейские по своей мощности и конструктивным качествам.

Русские товарные вагоны в техническом отношении тоже находились на высоком уровне. По конструкции пассажирских вагонов на тележках и по

удобству русские железные дороги, безусловно, стояли на первом месте в Европе.

Немало достижений русской техники имелось и в других отраслях железнодорожного транспорта. Россия дала талантливых строителей мостов: Журавский, Белелюбский, Проскуряков и ряд других. Русская школа в мостостроении дала ряд удачных решений сооружений больших мостовых переходов через крупные реки, осуществленные с экономией средств и металла.

Необходимо подчеркнуть, что с 80-х годов XIX века усилилась роль государства в развитии железнодорожного транспорта России. Проводилась политика огосударствления железных дорог: во-первых, новые дороги строились за счет государства, во-вторых, частные дороги выкупались правительством, с1881 по1900 г. было выкуплено 37 частных дорог, в том числе дороги Главного общества Российских железных дорог. К 1912 г. около 70% сети магистральных дорог находились в руках казны.

Усиливалось централизованное управление железнодорожным транспортом. В1885 г. императором Александром III был утвержден Устав российских железных дорог, который регламентировал деятельность и ответственность железнодорожной администрации. Кардинально изменились

принципы управления железными дорогами в период деятельности С.Ю. Витте (министр путей сообщения, министр финансов).

С конца 80-х годов XIX века руководство железнодорожным делом в России осуществлялось тремя ведомствами: Министерством путей сообщения, Министерством финансов и Государственным контролем. В МПС было сосредоточено все административное управление казенными железными дорогами, в его ведении находились технико-эксплуатационная

и хозяйственные стороны железнодорожного дела. В1892 году в МПС создали Инженерный совет, который ведал вопросами разработки технических условий строительства железных дорог, проектов, смет и т.д.

Министерство финансов решало главные экономические вопросы: тарифы на перевозки и сметы строительства новых железных дорог. Государственный контроль осуществлял финансовый надзор. Такое положение снижало роль МПС в управлении железнодорожным транспортом.

Обратите внимание на социальное положение железнодорожников в обществе, престиж железнодорожников в России.
СЕМИНАР № 3
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта»
Людмила Павловна Гордеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «техническое обслуживание...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Техническое обслуживание железнодорожного пути» составлен в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История»
Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconРеферат на тему: «История железнодорожного транспорта»
Однажды мы с папой искали что-то в интернете и наткнулись на информацию о прогулках на паровозе. И у меня возникли вопросы: «Кто...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки»
И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconФедеральное агентство железнодорожного транспорта уфимский техникум железнодорожного транспорта
Филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconФедеральное агентство железнодорожного транспорта уфимский техникум железнодорожного транспорта
Филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине история входит...
Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 190631Техническое обслуживание и ремонт...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине история входит...
Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 190631Техническое обслуживание и ремонт...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
Эксплуатация железных дорог (специализация "№4 Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта")
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconФедеральное агентство железнодорожного транспорта уфимский техникум железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconРабочая программа дисциплины «История техники» для специальности
«Магистральный транспорт», «Грузовая и коммерческая работа», «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта», «Транспортный бизнес...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история и методология...
Учебно-методический комплекс разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск