Скачать 154.12 Kb.
|
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки Разработали: Арташкина Т.А. Идентификационный номер: УМКД.1(15) – 035400.68 – М 1.Б.1 - 2012 Контрольный экземпляр находится на кафедре культурологии и искусствоведения Лист стр. из МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШколА ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ и СПОРТА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)Философия и методология науки «История искусств» — 035400.68 «история искусств»Форма подготовки - очнаяШкола искусства, культуры и спорта Кафедра культурологии и искусствоведения курс _1__ семестр _1__ лекции 18__ (час.) практические занятия__18___час. практическое занятиеские занятия____час. лабораторные работы_______час. консультации всего часов аудиторной нагрузки__36___ (час.) самостоятельная работа _72_____ (час.) реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) зачет _______ семестр экзамен__1____семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ № 748 от 21.12. 2009 г. Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры_культурологии и искусствоведения_____«__21__» апреля 2012_г. Заведующая кафедрой Г.В. Алексеева_______________________ 2012__г. Составитель :__д. филос. н, профессор Арташкина Т.А.__________________________________ I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «___» _______ 2012 г. № ____ Заведующий кафедрой _______________________ ____________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация Данный учебный курс предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки «История искусств» (квалификация (степень) «Магистр»). Учебная дисциплина «Философия и методология науки» относится к базовой части Общенаучного цикла дисциплин. Обсуждаемые в данном учебном курсе проблемы развития науки призваны показать особенности развития науки в рамках современной техногенной цивилизации. Цели и задачи учебного курса Цель курса «Философия и методология науки» – показать магистранту панораму методологических принципов и подходов к научному исследованию. На всех этапах развития науки решающую роль играл метод, т.е. стратегия подходов, умозрительных принципов, пути построения каркаса, решетки научного знания с целью последующего выполнения его архитектуры и возведения самого здания науки. Кроме того, целями освоения дисциплины (модуля) «Философия и методология науки» являются формирование у магистрантов профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В частности, выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
В результате изучения данной базовой дисциплины магистрант должен:
I. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса Модуль 1. История и философия науки (10час.). Тема 1. Введение (2 час.) Наука как форма культуры. Специфические признаки науки. Исторический возраст науки. Версии ее появления. Тема 2.Многообразие форм знания (2 час.) Научное и обыденное знание. Научное и вненаучное знание как альтернативные формы знания. Формы и виды вненаучного знания. Социокультурные предпосылки появления вненаучного знания. Лженаука и причины ее появления и роста в обществе. Социальные последствия лженауки. Причины антисциентистских настроений в западной культуре в XX столетии. Рост антисциентистских настроений в российском обществе в конце XX века. Проблема формирования индивидуальной картины мира. Тема 3. Революции в процессе познания (2 час.) Историческая смена типов научной рациональности. Научные революции как перестройка оснований науки и универсалий культуры. Типология и механизмы научных революций. Особенности глобальных научных революций. Общая характеристика научно-технической революции. Отличие научно-технической революции от научной революции. Технологические, информационные, глобальные научные революции и их взаимосвязь с главными типами социальной организации общества. Тема 4. Две культуры в науке (2 час.) Объяснение, понимание и предсказание как основные функции науки. Понятие естественнонаучной и гуманитарной культуры. Научные деятели как представители обеих культур. Запаздывание гуманитарной картины мира. Тема 5. Наука в современном мире (2 час.) Техногенная цивилизация и ее социокультурные особенности. Общая характеристика пятой информационной революции. Вступление человечества в информационное общество. Основные характеристики экранной культуры. Основные характеристики информационной культуры. Изменение социального субъекта в информационном обществе. Основные направления изменения социальной роли науки в техногенной цивилизации. Модуль 2. Общие основы методологии науки (8 час.) Тема 1. Структура и динамика научного знания (2 час.) Общая структура научного знания. Роль гипотезы в современной науке. Проблема степени доверия к позиции того или другого автора. Значение данной проблемы для гуманитарного знания. Основные причины изменения научного знания. Дифференциация и интеграция научного знания – два основных подхода в накоплении научных знаний. Тема 2. Общая проблема классификации наук (2 час.) Особенности дифференциации научного знания в XX в. Основной механизм и направления интеграции научного знания. Особенности и общая характеристика процессов интеграции научного знания в конце XX века. Проблема классификации наук. Основные подходы к классификации научного знания. Тема 3. Общие основы методологии науки (2 час.) Метод и методология. Основная функция метода. Классификация методов научного исследования. Основные понятия современной методологии. Понятия «куматоид», «case studies», «абдукция». Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Функции философии в научном познании. Тема 4. Наука как социальный институт (2 час.) Общая характеристика науки как социального института. Научные сообщества и школы. Наука и образование. II. СТРУКТУРА И содержание практической части курса Занятие 1. Наука как форма культуры (2 час.)
Занятие 2. Многообразие форм знания (2 час.)
Занятие 3. Революции в процессе познания (2 час.)
Занятие 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры (2 час.)
Занятие 5. Изменение социального субъекта в информационном обществе (2 час.)
Занятие 6. Структура и динамика научного знания (2 час.)
Занятие 7. Общие основы методологии науки (2 час.)
Занятие 8. Научные сообщества и школы (2 час.)
Занятие 9. Глобальные проблемы современной науки (2 час.)
КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА Вопросы к экзамену
тематика рефератов 1. Основные особенности и характеристики истории науки
2. Общие основы философии и методологии науки
V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Фак. гос. управления; [В.Г. Борзенков]. Кн.1. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. – 263 с.
естествознания и техники им. С.И. Вавилова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 174 с.
Электронные источники
|
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки» И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче... | Учебно-методический комплекс дисциплины «философия» Для студентов: квалификация юрист Философия : учебно-методический комплекс / авт. А. Л. Анисин. – Тюмень : тф апу, 2010. – 132 с | ||
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «онтология и теория... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и методология... Учебно-методический комплекс разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс обязательной дисциплины(ОД. А. 01) «история и философия науки» Материально-техническое обеспечение дисциплины Методические рекомендации для преподавателя | Учебно-методический комплекс обязательной дисциплины(ОД. А. 01) «история и философия науки» Материально-техническое обеспечение дисциплины Методические рекомендации для преподавателя | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «философия» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки... Министерства образования и науки рф, касающимися данной дисциплины, и учебными планами рассматриваемых специальностей в фгоу впо... | Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология науки о пище»... Контрольный экземпляр находится на кафедре продуктов питания из растительного сырья и технологии живых систем | Учебно-методический комплекс по модулю «философия науки и искусства»... Для студентов художественных специальностей философия науки и искусства должна стать одним из важнейших структурных элементов профессионального... |