Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| Истории, философии
и культурологии
| Замолоцких Е.Г.
| К.и.н. Никифоров Ю.А.
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № от 2013
|
Учебно-методический комплекс
по модулю «ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ИСКУССТВА» М1.Б1
Направление 073400 "Вокальное искусство"
Магистерская программа "Вокальное искусство (академическое и эстрадное)" Квалификация: магистр Составители:
ИВАННИКОВ С.И., к.философ.н., доцент;
АНТОНОВА Т.В., ст. преподаватель Москва 2013 г.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
|
| "Утверждаю"
|
| Зав.кафедрой
|
| истории, философии, культурологии
Д.и.н., профессор
Никифоров Ю.А.
|
|
|
| ___________________
|
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № от 2013
|
|
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по модулю «ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ИСКУССТВА» М1.Б1
Направление 073400 "Вокальное искусство"
Магистерская программа "Вокальное искусство (академическое и эстрадное)" Квалификация: магистр
Составители:
ИВАННИКОВ С.И., к.философ.н., доцент;
АНТОНОВА Т.В., ст. преподаватель
Москва 2013 г.
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Основной целью курса «Философия науки и искусства» является подробное ознакомление студентов с эволюцией философских учений о науке и искусстве, связанных с изменением самопонимания этих форм культуры в процессе их исторического становления, с основными теоретическими аспектами проблемы, а также формирование у студентов первичных навыков, направленных на интерпретацию современных эстетических и научных явлений и возможности парадигмального моделирования процессов становления этих форм культуры в будущем. Для студентов художественных специальностей философия науки и искусства должна стать одним из важнейших структурных элементов профессионального мировоззрения студента.
Метод изучения философии науки и искусства – комплементарный, соединяющий проблемы спецификации философского знания о науке и искусстве в его исторической парадигматике с тем, что из этого культурного наследия релевантно современным исследовательским задачам.
Специфической особенностью курса является возможность по-новому организовать знания по истории и теории науки и искусства и курсов по истории философии и истории художественной культуры, сделав акцент на проблематике данной философской дисциплины.
По проблематике и содержанию представленная образовательная дисциплина выстраивается авторами опорой на классическую основу философского знания и современные результаты философского анализа, а также с учетом образовательных стандартов и требований ФГОС Цель: формирование у студентов знаний и представлений о важнейших содержательных направления и формах философии науки и искусства. Задачи:
представить основной круг проблем и категориальный аппарат философии науки и искусства в их становлении и развитии;
показать основные теоретические взаимосвязи, существующие между различными сферами современной культуры, выявить общие стилистические черты,свойственныеразным формам современной культуры;
познакомить студентов с содержанием ведущих концепций философии науки и искусства;
сформировать навыки самостоятельного осмысления мировоззренческих проблем современной культуры;
актуализировать осознание собственной вовлеченности каждого в систему «мир-человек» и значимость философской рефлексии для решения вопросов мировоззренческого характера и выработки базовых жизненных стратегий;
помочь студентам овладеть базовыми понятиями философии науки и искусства;
познакомить с основными источниками знания в сфере «философия науки и искусства», стимулировать выработку у студентов навыков самостоятельной работы.
Освоение курса философии науки и искусства должно содействовать формированию у студентов соответствующих компетенций – предметного, операционального и метапредметного характера. По итогам изучения курса «Философия культуры» студент должен уметь:
определять значение терминов, содержание категорий, их соотнесенность с другими терминами и категориями;
по ключевым понятиям определять суть учения, принадлежность его автору, направлению, эпохе;
конструктивно-критически оценивать взгляды, выявлять теоретически ценные идеи и подходы в каждом учении, оценивать возможности различных методов познания, присущих различным теоретически-методологическим подходам,
применять принципы, законы и категории философии науки и искусства
к анализу социальных и культурных процессов и событий,
к анализу профессиональных педагогических ситуаций и/или решению специальных (предметных) проблем,
к процедурам самопознания и выработки ценностных ориентиров собственной жизненной (в том числе профессиональной) активности.
− формулировать и аргументировать смысловые и аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности,
− определять смысл своей общественной и профессиональной деятельности в параметрах функционирования и развития основных сфер жизни общества,
владеть:
способностью непредвзятой, многомерной оценки различных стилистических и теоретических течений, школ, направлений;
навыками работы с источниками, навыками классификации, систематизации и обобщения информации; способностью использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии в качестве средства добывания, обработки и систематизации информации;
методами системного и сравнительного анализа;
способностью логично формулировать и аргументированно отстаивать собственный взгляд на изучаемые проблемы, приемами ведения дискуссии, полемики, диалога;
способностью к мотивированной организации собственной познавательной деятельности, приемами организации самостоятельной работы и навыками работы в команде,
навыками самообразования, способностью повышать квалификацию в течение всей жизни
способностью активно участвовать в художественно-культурной и интеллектуальной сферах жизни общества, принимать участие в создании художественно-образовательной среды
Время изучения: курс 2 семестр 4 Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Философия, культурология, этика. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Методология исследовательской деятельности, История философии, Философия культуры, Эстетика. Групповая принадлежность ОМ: общекультурный. Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий Модуль направлен на формирование следующих общекультурных компетенций: 1.1.1.Владеет культурой научного мышления На базе приобретённых знаний и умений, воспитания личностных качеств студент должен проявлять способность и готовность:
- к развитию и совершенствованиюсвой интеллектуального и общекультурного уровня (ОК-1);
- к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-профессионального профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
- свободно пользоваться русским языком как средством делового и культурного общения (ОК-3);
- использовать на практике знания и навыки в организации и осуществлении исследовательских и проектных работ (ОК-4);
- свободно анализировать исходные данные для формирования самостоятельных суждений по соответствующим социальным, научным, этическим и эстетическим проблемам (ОК-7);
- аргументированно отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области музыкального искусства и культуры, науки и педагогики; представлять и оформлять результаты выполненной работы (ОК-9); Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
выработать у студента факультета вокального искусства способность оценивать под углом зрения философского анализа познавательные и практические проблемы, присущие сфере культуры, относящиеся к его профессиональной компетенции. Формы освоения ОМ:
традиционные (лекции, семинары, контрольные работы и т.д.) и активные формы (проблемные лекции, дискуссионные группы, круглый стол);
новые (инновационные) формы с использованием информационных технологий/ технических средств (мультимедийные лекции, презентационные семинары);
семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
самостоятельная работа студентов, в которую входит самостоятельное освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних заданий, подготовка к рубежному (текущему) и итоговому контролю и т.п. Формы освоения ОМ:
традиционные (лекции, семинары, контрольные работы и т.д.) и активные формы (проблемные лекции, дискуссионные группы, круглый стол);
новые (инновационные) формы с использованием информационных технологий/ технических средств (мультимедийные лекции, презентационные семинары);
семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
самостоятельная работа студентов, в которую входит самостоятельное освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних заданий, подготовка к рубежному (текущему) и итоговому контролю и т.п. Формы контрольных и учебных заданий:
1 уровень сложности:тесты с закрытой формой задания; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности;
2 уровень сложности:реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; структурирование проблемы;
3 уровень сложности:эссе, проект. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 %
Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Раздел
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
| 1.1.1. ОК1 – 4, ОК7, ОК9
| Введение. Философия искусства и философия науки как теоретические философские дисциплины.
| Конспекты, презентации
|
Задания
2 и 3 уровня сложности:
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь, написание конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, оценка степени участия в семинарских занятиях
| 1.1.1. ОК1 – 4, ОК7, ОК9
| Тема 1. Понимание сущности искусства и науки в эпоху античности.
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, оценка степени участия в семинарских занятиях
| 1.1.1. ОК1 – 4, ОК7, ОК9
| Тема 2. Искусство и наука в эпоху европейского Средневековья.
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, оценка степени участия в семинарских занятиях
| 1.1.1. ОК1 – 4, ОК7, ОК9
| Тема3. Понимание сущности искусства и науки культурой Возрождения
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, оценка степени участия в семинарских занятиях
| 1.1.1. ОК1 – 4, ОК7, ОК9
| Тема4.
Наука и искусство в XVIIвеке.
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, оценка степени участия в семинарских занятиях
| 1.1.1. ОК1 – 4, ОК7, ОК9
| Тема 5. Наука и искусство в XVIIIвеке.
| Конспекты, презентации
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, оценка степени участия в семинарских занятиях
| 1.1.1. ОК1 – 4, ОК7, ОК9
| Тема 6.Наука и искусство в XIXвеке.
| Конспекты, презентации
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, оценка степени участия в семинарских занятиях
| 1.1.1. ОК1 – 4, ОК7, ОК9
| Тема 7. Основные проблемы философии науки и философии искусства ХХ века
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, оценка степени участия в семинарских занятиях
|
Объем модуля и виды учебной работы (очная форма обучения)
Набор 2012 г.
Факультет / Направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор.
| Самост. работа
| Факультет КИМИ
Вокальное искусство
| Философия науки и искусства
| Лекции
| 16
| 20
| 4-й
| Практические/семинарские
| 8
| 28
| 4-й
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Экзамен
|
|
36
|
4-й
| Общий объем часов по дисциплине: 108
| 24
| 84
|
|
Содержание модуля
2.1. Разделы модуля и виды учебной работы очной формы обучения
Факультет / Направление
| Название
модуля
|
Тематический план
| Кол-во часов
| лекции
| практические
| самост.
работа
| Факультет КИМИ
Вокальное искусство
| Философия науки и искусства
| Введение. Философия искусства и философия науки как теоретические философские дисциплины
гической проблематики в рамках истории философии
| 2
| 1
| 6
| Понимание сущности искусства и науки в эпоху античности.
| 2
| 1
| 6
| Искусство и наука в эпоху европейского Средневековья.
| 2
| 1
| 6
| Понимание сущности искусства и науки культурой Возрождения
| 2
| 1
| 6
| Наука и искусство в XVIIвеке
| 2
| 1
| 6
| Наука и искусство в XVIIIвеке
| 2
| 1
| 6
| Наука и искусство в XIXвеке
| 2
| 1
| 6
| Основные проблемы философии науки и философии искусства ХХ века
| 2
| 1
| 6
| экзамен
|
|
| 36
| Итого
| 16
| 8
| 84
|
3.2. Содержание разделов модуля
Введение. Лекция 1. Философия искусства и философия науки как теоретические философские дисциплины. Цели и задачи философии искусства и философии науки. Основные этапы становления. Причины возникновения философии науки и философии искусства как теоретических дисциплин. Связь данных направлений исследований с другими социально-теоретическими дисциплинами в XIX веке и в современности. Место философии науки и философии искусства в системах современного философского и современного социально-гуманитарного типов знания. Основные методологические принципы, присущие теоретическому осмыслению сущности феноменов культуры на современном этапе её становления. Основные этапы становления философии искусства и философии науки.
Категории «эстетическое» и «эстетика». Основные этапы становления теоретической эстетики. Классический и постклассический типы теоретической эстетики: общее и различное. Основной курс.
|