Скачать 494.47 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «История вокального исполнительства» Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 – Вокальное искусство 070104.01 – Пение академическое СодержаниеПояснительная записка……………………………………………………………………………..4 Цель и задачи дисциплины…………………………………………………………………………4 Учебно-тематический план………………………………………………………………………….6 Формы контроля……………………………………………………………………………………..7 Самостоятельная работа студента………………………………………………………………..…7 Содержание учебной дисциплины………………………………………………………………….7 Примерная тематика рефератов…………………………………………………………………….13 Вопросы к экзамену…………………………………………………………………………………28 Библиографический список……..………………………………………………………………….29 Пояснительная запискаУчебно-методический Комплекс по учебной дисциплине «История вокального исполнительства» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», специализации «Пение академическое», повышенного уровня, утверждённого Министерством образования в 2002 году. Среди дисциплин, входящих в учебно-методический комплекс профессиональной подготовки вокалиста, именно курс «История вокального исполнительства» занимает лидирующее место. Он служит целям профессионального образования и воспитания студентов. Изучая данный курс, молодой певец может глубже понять и освоить особенности становления и развития вокального искусства, получить необходимые знания, умения и навыки. Цель курса: раскрыть историю развития одного из древних, любимых и наиболее эмоционально воздействующих музыкальных искусств, имеющего самую широкую демократическую аудиторию и владеющего выразительными формами, доступными пониманию каждого. Это обстоятельство позволяет рассматривать историю и социальное функционирование вокального искусства как важнейшее явление не только музыкальной области, но и всей национальной культуры страны в целом. Вокальное искусство во всех его видах является зеркалом, отображающим и фокусирующим нравы, вкусы, идеи разных эпох. Оно вырабатывало и вырабатывает формы адекватные содержанию, то есть различные системы выразительных средств. Это явление формирует следующие задачи курса. Задачи:
Курс «История исполнительства» делится на 2 части: «История западноевропейского вокального искусства» и «История русского, советского и современного вокального искусства России конца XX – начала XXI века». Первая часть состоит из четырёх разделов (9 тем), посвященных итальянской, французской и немецкой национальным вокальным школам, а также современному западноевропейскому вокальному искусству. Вторая состоит из трех разделов (десяти тем) и посвящена истории русской национальной вокальной школы. В каждом разделе последовательно раскрываются основные этапы развития вокального исполнительства и педагогики западноевропейских и русской вокальных школ с начала их формирования до наших дней. Для лучшего усвоения курса и его живого восприятия педагог использует иллюстрированный материал в виде дисков, магнитофонных записей и видеокассет. Подбор музыкальных иллюстраций осуществляется таким образом, чтобы наиболее полно представить искусство наиболее ярких, характерных для той или иной эпохи исполнителей. Для выявления самобытных черт национальных исполнительских культур в западноевропейском искусстве одно и то же произведение слушается в исполнении певцов различных национальных школ. При прослушивании великих певцов прошлого, учитывается техническое несовершенство записей их голосов. В иллюстрациях русского искусства педагог показывает исполнение одного и того же произведения певцами разного времени, что позволяет выявить устойчивость исполнительских традиций и их эволюцию. Учитывая ограниченный объём часов, отведенный на чтение курса, педагог рассматривает этапы развития национальных вокальных школ в связи с эволюцией оперного жанра, наиболее активно определяющего развитие вокальной техники, исполнительской культуры и педагогики. Огромный и значимый пласт камерного вокального искусства следовало бы выделить в самостоятельный курс или изучать факультативно. Вследствие того, что оперный жанр и школа классического, академического пения стали развиваться в Италии, Франции и Германии раньше, чем в России, вначале рассматривается западноевропейское вокальное искусство, а затем русское. При изучении истории русского вокального исполнительства особое внимание следует уделить самобытности вокальной школы, а также выявить национальные корни современного вокального искусства республик Российской Федерации. Подготавливая лекции, педагог продумывает те акценты, которые открывают студентам гражданские, патриотические, и идейные, моральные, нравственные мотивы, сопутствовавшие важнейшим историческим событиям, проблемам развития и творческим намерениям деятелей вокальной культуры. Эта задача особенно важна в раскрытии содержания разделов истории русского вокального искусства. Ввиду объемности лекционного материала в планировании лекционных часов трудно соблюсти наиболее методически целесообразный принцип – одну лекцию посвящать одной теме, одному вопросу. Большой объем курса диктует уплотненную подачу материала, и в одной лекции излагается несколько значительных вопросов. Степень раскрытия материала ставится в прямую зависимость от соотношения выдвигаемого количества тем с установленным лекционным временем. В результате обучения студент должен:
Учебно-тематический план
Формы контроля В середине учебного года педагог проводит контрольный урок или зачет по всем пройденным темам в форме дискуссии, в которой принимают участие все студенты группы. Данная форма позволяет определить степень усвоения курса студентами и их эрудицию в вопросах вокального искусства. После прохождения всех разделов курса в соответствии с учебным планом проводится экзамен, на котором студент демонстрирует знания наиболее существенных исторических факторов и явлений исполнительства, или вокальной музыки и педагогики:
При выставлении оценки учитывается посещаемость студентом лекций, активность участия в практических занятиях и дискуссиях, уровень самостоятельной работы. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен... «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен... «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и требованиями... | ||
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История исполнительства... Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное... | Учебно-методический комплекс по предмету «История исполнительства... Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения... Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное... | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Эстрадное пение»... Одержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109. 02 «Эстрадное... | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Регионоведение»... «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное искусство эстрады»,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология составлен в соответствии... Разработан на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями... | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра»... Государственным стандартом среднего профессионального образования, требованиями к минимуму содержанию и уровню подготовки выпускника... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Изучение педагогического... Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Инструментальное исполнительство»,... | ||
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Мастерство актера»... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Программа учебной дисциплины «Невропатология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... |