Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности





Скачать 271.73 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Дата публикации17.10.2013
Размер271.73 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Методика преподавания ритмики»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности

070113 «Теория музыки»

специализации 070113 «Теория музыки»

(среднее профессиональное образование)


Содержание:



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УМК по методике преподавания ритмики составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности 070113 «Теория музыки» (повышенный уровень среднего профессионального образования).

Развитие системы вариативного образования в стране, активизация инновационных процессов в сфере музыкально-эстетического воспитания определили заметный интерес к предмету "Ритмика". Наряду с включением ритмики в учебные планы детских воспитательных и образовательных учреждений и разработкой программ данной дисциплины, приемы музыкального движения широко используются в новых методиках и педагогических технологиях, ориентированных на комплексное развитие личности. Таким образом, обозначилась потребность в подготовке специалистов этого профиля.

В 1997г. в учебные планы соответственно Государственным стан­дартам музыкального образования была введена дополнительная квалификация "Преподаватель ритмики" для студентов теоретического отделения, появились новые предметы «Ритмика», «Методика преподавания ритмики», возникла необходимость их программного обеспечения.

Целью УМК «Методика преподавания ритмики» является овладение закономерностями педагогического процесса, его прие­мами, методами, принципами.

Задачи дисциплины:

  1. изучить методические принципы преподавания предмета

  2. научить будущего преподавателя пользоваться существующими пособиями

  3. самостоятельно уметь использовать необходимый музыкальный материал при составлении упражнений на уроке

  4. дать исторический обзор

Данный УМК по методике преподавания ритмики обобщает многолетние традиции, сложившиеся в отечественной системе музыкального образования, а также рассматривает цели, задачи, содержание, методы, организационные формы музыкально-ритмических занятий более широко, с учетом современных тенденций развития ритмики в России и опыта Западно­европейских стран.

Одним из новых моментов является отражение автором воз­можности координации ритмики не только с сольфеджио и танцем, но и с му­зыкальной литературой и слушанием музыки на основе изучения музыкальных выразительных средств через движения. Таким образом развиваются межпредметные связи.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

Получить обширные знания об истории ритмики и современных тенденциях ее развития, об организации учебно-воспитательного процесса, формах, методах, приемах обучения и воспитания.

Освоить специфические принципы ритмики, т.е. содержание предмета.

Развить умения и навыки, необходимые для практической деятельности преподавателя ритмики.
Предполагаемый курс рассматривает вопросы преподавания ритмики в ДМШ и ДШИ на подготовительном отделении.

Приобретенные знания и навыки могут быть использованы будущими преподавателями при работе в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, ДМШ и ДШИ, различных музыкально-эстетических центрах и т.п. Это значительно расширит для выпускников музыкальных учебных заведений среднего звена круг профессионального приложения их творческих возможностей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Теория

Прак­тика













1

Введение. Ритмика как предмет, цели и за­дачи. Связь ритмики с другими предметами музыкально-теоретического цикла

2

2




2

История развития системы музыкально - ритмического воспитания

2

2




3

Обзор учебно-методической литературы. Ритмические упражнения Т. Боровик

8

4

4

4

Знакомство с программами по ритмике для подготовительных отделений ДМШ, ДШИ

2

2




5

Чувство музыкального ритма. Его природа и особенности развития.

2

2




6

Содержание и методика занятий по ритмики в подготовительном классе ДМШ

6

2

4

7

Планирование уроков ритмики (составление рабочих планов на урок ритмики

4

2

2

8

Роль личности преподавателя ритмики

2

2




9

Музыкально-ритмический репертуар. Роль концертмейстера

2

2




10

Воспитание восприятия характера музы­кального произведения

2

2




11

Элементы музыкальной выразительности и воспроизведение их в движении

4

2

2

12

Ритмический рисунок. Формы работы над метроритмом

4

2

2

13

Строение музыкального произведения (Му­зыкальная форма)

4

2

2

14

Основные формы занятий на уроках ритми­ки. Упражнения с музыкально- теоретическими заданиями

6

2

4

15

Сюжетно-образные упражнения и музы­кальные игры. Музыкально-двигательная импровизация. Музыкально-ритмические игры

2

2




16

Танцы и танцевальные элементы. Театраль­но-ритмические композиции

2

2




17

Общеразвивающие (гимнастические) уп­ражнения с предметами и без. Гимнастиче­ские комплексы

2

2




18

Элементарное музицирование на уроках ритмики. Игра на детских музыкальных инструментах

2

2




19

Развитие детского творчества; шумовой оркестр

2




2

20

Система ритмического воспита­ния

Э.Ж. Далькроза

2

2




21

Система музыкального воспита­ния

К. Орфа

2

2




22

Защита методических разработок урока рит­мики

2




2

23

Тестирование по всему курсу

2




2


ИТОГО: 72 часа
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ДОПОЛНЕНИЕ К УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНУ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РИТМИКИ



Специальность

Количество часов по семестрам




1

семестр

2

семестр

3

семестр

4

семестр

5

семестр

6

семестр

Итого




Теория музыки







11

11

11




22


Содержание учебной дисциплины
Тема №1. Введение.

Определение понятия методики, ее задачи, связь с педагогической прак­тикой. Функции педагога. Ритмика как предмет, цели и задачи. Связь ритмики с другими предметами музыкально-теоретического цикла. Ритмика как система развития музыкальных способностей через движения. Связь с другими предметами (сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки, хореография, гимнастика и др.)

Роль ритмики в музыкально-эстетическом развитии детей на начальном этапе.

Цели и задачи предмета:

Развитие общей музыкальности у детей

Воспитание чувства ритма и музыкально-ритмической памяти

Развитие музыкально-выразительных представлений и творческой активности

Закрепление знаний по теории музыки, освоение музыкальной грамоты

Воспитание художественного вкуса, музыкальной культуры

Общее физическое развитие
Тема № 2: История развития системы музыкально-ритмического воспитания

Эмиль-Жак-Далькроз (1865-1950) как создатель музыкально-ритмического воспитания. Институт ритма в Хеллерау (под Дрезденом). Работа Далькроза: "Ритм, его воспитательное значение для жизни и искусства". Ритмика в России: школа Н.Г. Александровой. Различные музыкально- ритмические направления: ритмика в музыкальных и общеобразовательных школах, детских садах и т.д.
Тема № 3: Обзор учебно-методической литературы. Ритмические упражнения Т. Боровик

Андреева М, Конорова Е. Первые шаги в музыке, Бекина С. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 3-5лет, 5-6лет, 6-7лет, Луговская М. Ритмические упражнения, игры, пляски Ритмодекламации, изображение ритмического рисунка различными движениями, голосом и пр.
Тема № 4: Знакомство с программами по ритмике для подготовительных отделений ДМШ, ДШИ.

Сольфеджио. Ритмика. Методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп ДМШ и ДШИ (сост. Бырченко Т. Крутикова Е, Франио Е.) М - 1988
Тема № 5: Чувство музыкального ритма. Его природа и особенности развития

Музыка как временной вид искусства. Понятие "музыкального ритма".

Единство ритма и метра, понятие метроритма. Связь ритма и темпа.

Ритмичный слух в системе музыкальных способностей человека.

Ритм и моторика. Эмоциональная природа музыкально-ритмического

чувства.

Ритмический слух и его связь с другими музыкальными способностями: (ладовое чувство, слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство).
Тема №6: Обзор учебно-методической литературы. Знакомство с новыми методическими пособиями. См. раздел "Литература".
Тема № 7: Содержание и методика занятий по ритмике в подготовительном классе ДМШ и ДШИ

Формы работы на занятиях ритмики: упражнения с музыкально- теоретическими заданиями, музыкально-ритмические игры, танцы, гимнасти­ческие упражнения, упражнения с предметами, сюжетно-двигательная импровизация.

Комплексный принцип построения занятий. Концентрический метод обучения на уроках ритмики.

Основные виды музыкально - ритмических движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.). Программные требования к учащимся (см. программу по ритмике для ДМШ).
Тема № 8: Планирование уроков ритмики

Необходимость в четком планировании уроков. Составление календарных и поурочных планов.

Типы уроков: текущий, контрольный, открытый; их возможные формы построения.

Психологическая основа построения урока (частая смена форм работы в связи со спецификой возраста 5-8лет). Структура урока:

Вводная часть. Разминка

Основная часть. Новый материал. Упражнения с музыкально-теоретическими заданиями.

Заключительная часть. Игры, танцы, упражнения с предметами.

Примерный план урока ритмики и его анализ.
Тема № 9: Воспитание восприятия характера музыкального произведения. Музыкально-ритмический репертуар

Основной закон ритмики - движение в характере музыки. Создание му­зыкально-художественного образа на уроках ритмики. Развитие активности музыкального восприятия. Методы развития музыкального восприятия:

Слуховой (качественное исполнение музыки)

Двигательный

а) двигательно-зрительный (показ движений педагогом)

б) двигательно-практический (выражение переживания музыки в движении)

в) вербальный (воспитание навыков словесного выражения ощущения и понимания музыки)

Проблема музыкально-ритмического репертуара; критерии отбора: Доступность содержания, яркость образов ;соответствие музыки эмоциональному развитию детей; Разнообразие тематики и жанров ;танцевальный (преимущественно) характер музыки
Тема № 10: Элементы музыкальной выразительности и воспроизве­дения их в движении. Темп. Метр
Тема №11: Ритмический рисунок. Формы работы над метроритмом

Ритм - организация музыкальных звуков по их длительности.

2 направления в работе:

а) интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмических рисунков, пульсации, ощущение сильных и слабых долей;

б) сознательное усвоение метроритма на основе изучения музыкальной грамоты.

Связь метроритма с моторикой.

Последовательное изучение длительностей, соответствующие им паузы. Некоторые приемы работы:

      1. Прохлопывание ритмического рисунка.

      2. Ритможесты.

      3. Выделение сильных долей хлопками.

Ритмическое "эхо".

      1. Ритмический рисунок, исполненный по фразам.

      2. Импровизация ритма.

      3. Исполнение ритмического рисунка руками, сильные доли топать ногой.

      4. Ритмические каноны.

8. Использование инструментов «шумового» оркестра (ритмическая партитура).

9. Различные речевые упражнения.

1 Усвоение приемов дирижирования.
Тема№ 12: Динамика. Штрихи. Регистры

Динамика - сила звучания музыки (громкость). Отражение динамических оттенков через различную амплитуду движения. Контрастная динамика — f - р. Специальные упражнения для работы над динамикой:

Отражать в движении определенную силу звучания музыки (например, громко топать (f) или тихо на цыпочках (р)).

Изменить силу движений в соответствии с внезапным изменением динамических оттенков.

Отражать в движении постепенное усиление или ослабление силы звучания (крещендо, диминуэндо) Штрихи , способы звукоизвлечения и связи звуков.

3 типа штрихов: легато, стаккато, нон легато.

Отражение штрихов через определенные движения (плавные, отрывистые и ДР-)

Регистр - определенная высота звучания музыки.

3 основных регистра: высокий, средний, низкий. Их связь с типичными образами (птицы, медведь и др.)

Лад — система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых звуков,

главный звук лада - тоника.

Образная характеристика_мажора и минора.
Тема №13: Строение музыкальною произведения (музыкальная форма) Структура музыкального произведения в связи с развитием и сменой му­зыкальных образов.

1. Выделение крупных частей.

2. Выделение фраз, мотивов. Понятия "вступления", "контраста".

Порядок изучения форм:

Куплетная (запев-припев), 2-х частная. Трехчастная (ABA), понятие реприза.

  1. Музыкальная фраза. Специальные упражнения:

  2. Отмечать начало каждой фразы хлопком в ладони. Изображение фраз дугообразным движением руки.

  3. Поочередное прохлопывание ритма каждой фразы. Другие музыкальные формы - рондо, вариации. Музыкальные сказки на основе данных форм.


Тема № 14: Основные формы занятий на уроках ритмики. Упражнения с музыкально-теоретическим заданием. Музыкально-ритмические игры.

Цель упражнений с музыкально-теоретическим заданием:

Усвоение какого-либо теоретического понятия.

Осознанное отражение в движении различных элементов музыкальной речи (характер; определение размера и дирижирование, отражение в движении музыкальной формы). Развитие слухо-двигательной координации - исполнение шагами долей и прохлопывание руками ритмического рисунка.

Исполнение ритмического рисунка с одновременным дирижированием. Музыкальная игра.

Характеристика игровой деятельности как основы всех заданий в подго­-товительном классе. (Специфика детского восприятия, сюжетные (ролевые) и несюжетные игры. Игры с "водящим" или без "водящих").

Тема №15: Сюжетно-образные упражнения, музыкальные игры. Му­зыкально-двигательная импровизация Воспитание творческих навыков на уроках ритмики.

Сюжетно-образные упражнения как подражание миру природы (изображение зверей, птиц, деревьев).

Музыкально-двигательная импровизация и ее формы: пластические этюды на воображение (умение самостоятельно создать в движении определенный художественный образ под музыку) Исполнение роли в игре.

Придумывание различных гимнастических упражнений.
Тема №16: Танцы и танцевальные элементы, театрально-ритмические композиции

Особенности танца на ритмике. Предварительное разучивание отдельных движений, их отработка в парах. Перечень необходимых танцевальных движений: Русский хороводный шаг

Притопы Боковой галоп Шаг польки Шаг вальса

Элементы русской народной пляски

Точность в показе движений педагогом или лучшей парой. Момент по­вторения и закрепление танцев..
Тема №17: Общеразвивающие (гимнастические) упражнения с предметами и без. Связь ритмики и гимнастики, их общие цели - развитие координации, отдельных мышц, пластичности, выработка осанки. Комплексы гимнастических упражнений, включающие в работу основные группы мышц (верхнего плечевого пояса, брюшного пресса, мышцы рук, ног и т.д.) Качественное выполнение движений под музыку. Упражнения с предметами (мячи, ленты, флажки, скакалки).

Тема №18: Элементарное музицирование на уроках ритмики. Игра на детских музыкальных инструментах

Применение "шумовых" и др. детских инструментов на уроках ритмики. Игра в оркестре и ее цели:

Приобретение навыка активного музицирования

Воспитание чувства ансамбля

Развитие внимания, памяти, внутреннего и тембрового слуха

Развитие чувства метроритма, ощущение формы.

Предлагаемый набор инструментов: бубны, деревянные ложки, погремушки (маракасы), треугольник, барабаны, дудочки, трещотка, металлофон, ксилофон, колокольчики и т.д._Основная форма работы: ритмическое сопровождение исполняемой педагогом пьесы, т.е. ритмическая партитура.
Тема № 19: Детский шумовой оркестр. Анализ методического пособия С.Бублей. «Детский оркестр»
Тема № 20: Подготовка и проведение детских праздников. Написание сценариев. Драматургические особенности с учетом детской психологии.
Тема № 21: "Система ритмического воспитания Э.Ж. Далькроза»
Тема № 22: "Система музыкального воспитания К. Орфа»
Тема №23: Тестирование.
Основные формы самостоятельной работы студентов составляют:


  • Закрепление материала урока по конспекту- с использованием учебно- методических пособий.

  • Изучение и конспектирование литературы.

  • Посещение занятий по ритмике (пассивная педагогическая практика).

  • Подготовка к семинарским занятиям.

  • Выполнение разработки урока по ритмике с использованием собственных упражнений и композиций.



Требования к основным знаниям, умениям и навыкам
В результате изучения данного курса студента должны:

  • Получить обширные знания по истории ритмики и современных тенденциях ее развития, об организации учебно-воспитательного процесса: формах, методах, приемах обучения и воспитания.

  • Освоить специфические принципы ритмики, т.е. содержание предмета.

  • Развить умения и навыки, необходимые для практической деятельности преподавания ритмики.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Для оценки полноты и прочности знаний учащихся, их умения применять полученные знания на практике осуществляются следующие формы контроля:

Текущий (предполагает семинарские занятия, доклады по отдельным те­мам, тесты).

Итоговый (дифференцированный зачет по окончании всего курса обучения и защита разработок урока по ритмике).

Зачет включает в себя:

Теоретическую часть: ответы на вопросы по материалам лекций с ис­пользованием методической литературы.

Практическую часть: подготовку и проведение урока по ритмике с груп­пой.

Итоговая отметка по предмету учитывает как результат зачета, так и текущие отметки.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета.

Критерии оценок определяются спецификой учебного предмета, видом контроля.

Студент должен знать и понимать содержание учебного материала, удерживать его в памяти, уметь применять знания на практике.

При оценке ответов также учитываются объем знаний и степень понимания материала, умение отобрать главное и спланировать ответ, использование дополнительного материала, самостоятельность мышления и т.п.

Существует три уровня оценочности учащихся:

  1. Уровень понимания: учащийся понимает учебный материал, умеет обосновать ответ, воспроизводит материал в преобразованном виде. На вопросы дает точные ответы. Выставляется оценка «Отлично».

  2. Уровень запоминания: учащийся пересказывает материал, дает определения и формулирует основные положения, дает дословное воспроизведение текста. Выставляется оценка «Хорошо».

3 Уровень распознования, различения: учащийся дает отрывочное воспроизведение текста, на вопросы отвечает односложно, неполно. Выставляется оценка «Удовлетворительно».

Примерные вопросы к экзамену


  1. Ритмика как предмет, цели и задачи.

  2. История развития ритмики. Э. Жак - Далькроз.

  3. Чувство музыкального ритма, связь с его моторикой.

  4. Формы работы на уроках ритмики.

  5. Особенности музыкально-ритмического репертуара.

  6. Специальные упражнения для работы над темпом и динамикой.

  7. Формы работы над метроритмом.

  8. Порядок работы над музыкальными формами, виды упражнений.

  9. Роль игровой деятельности на уроках ритмики.

  10. Общеразвивающие упражнения и их характеристика.




Примерные билеты к экзамену

Билет №1

Ритмика в системе музыкально-эстетического воспитания. Цели и задачи. Методы. История развития ритмики в России и за рубежом

Составление развернутого плана урока ритмики на тему «Метроритм»

Билет №1
Содержание и методика занятий по ритмике в п/г классе ДМШ

Составление развернутого плана урока ритмики на тему «Характер музыки»

Билет №1
Планирование уроков по ритмике

Речевые упражнения Т.Боровик.

Билет №1
Воспитание восприятия характера музыкального произведенья. Роль элементов музыкальной выразительности в создании музыкального образа

Составление развернутого плана урока ритмики на тему «Музыкальная форма»

Билет №1
Формы работа над метроритмом

Составление развернутого плана урока ритмики на тему «Музыкальный образ»

Билет №1
Музыкальная форма, виды заданий и упражнений

Составление развернутого плана урока ритмики на тему «Пластическая импровизация»

Билет №1
Роль музыкально-ритмических игр и импровизаций на уроках ритмики

Составление развернутого плана урока ритмики на тему «Музыкально-теоретические задания»

Билет №1
Изучение танцев и танцевальных элементов

Составление развернутого плана урока ритмики на тему «Метроритм»

Билет №1
Общеразвивающие упражнения с предметами и без

Составление развернутого плана урока ритмики на тему «Изучение танцев»

Билет №1
Игра на детских музыкальных инструментах

Составление развернутого плана урока ритмики на тему «Характер музыки»
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК УРОКА РИТМИКИ

  1. Характер и содержание музыки.

  2. Строение музыкальных произведений.

  3. Средства музыкальной выразительности и отражение их в движении.

  4. Сюжетно-образные упражнения и музыкальные игры.

  5. Формы работы над метроритмом.

  6. Основные формы занятий на уроках ритмики.


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ТЕСТЫ




п/п

Вопросы

Варианты ответов

Правиль-ный ответ

1

Одной из основных задач предмета ритмика является

А. Развитие теоретических знаний у детей

Б

Б. Развитие творческой активности и чувства ритма

В. Воспитание физической выносливости и укрепление мышц

2

Главный метод, применяемый на уроках ритмики

А. Эвристический

В

Б. Метод показа

В. Концентрический

3

С какой темы удобнее всего начинать занятия по ритмике

А. Метроритм

А

Б. Строение музыкального произведения

В. Образные упражнения и ритмы

4

Основными движениями на уроках ритмики являются

А. Прыжки, бег

В

Б. Танцевальные движения

В. Ходьба, бег

5

Одним из методических приемов при изучении темы «Метроритм» является

А. Выполнение по памяти ходьбы после временного прекращения музыки

В

Б. Изображение фраз дугообразными движениями

В. Упражнение «Музыкальное эхо»

6

Ознакомление с темой «Строение музыкального произведения» следует начинать

А. С понятия «Период»

Б

Б. С 3-х частной формы

В. С определения на слух количества фраз

7

Обще развивающие упражнения на уроках ритмики, как правило, даются

А. В начале занятия

А

Б. В конце занятия

В. Не имеет значения

8

Освоение приемов дирижирования на уроках ритмики с учащимися подготовительного класса происходит

А. В I четверти

В

Б. Во II четверти

В. В III четверти

9

Развитие у детей творческой активности, фантазии и воображения, большей частью, происходит во время

А. Изучения танцевальных движений

Б

Б. Игр и образных упражнений

В. Пения песенок

10

Выберите из 3-х предложений самый оптимальный план урока ритмики

А. Марш - Упражнения с ритмическим заданием – Танец – Игра - Марш

А

Б. Гимнастические упражнения – Игра – Танец – Дирижирование - Марш

В. Марш - Пение песенок - Упражнение с предметами – Игра - Гимнастические упражнения


Библиографический список


  1. Андреева, М. Первые шаги в музыке / М. Андреева, Е. Конорова. – Москва, 2004.

  2. Асафьев, Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. Асафьев. – Москва,1999.

  3. Бекина, С. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 3-5лет, 5-6лет, 6-7лет / С. Бекина. – Москва,1996.

  4. Бекина, С. Играем и танцуем / С. Бекина, Э. Соболева. – Москва,1994.

  5. Бублей, С. «Детский оркестр» / С. Бублей. – Ленинград, 1997.

  6. Бырченко, Т. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике / Т. Бырченко, Е. Франио. – Москва, 1991.

  7. Дубянская, Е. Нашим детям / Е. Дубянская. – Москва, 1997. – (Методическое пособие для детей дошкольного возраста).

  8. Зимина, А. Музыкальные игры и этюды в детском саду / А. Зимина. – Москва, 2005.

  9. Конорова, Е. Методическое пособие по ритмике / Е. Конорова. – Москва, 1990.

  10. Кулагина, И. Художественное движение / И. Кулагина. – Москва, 1999.

  11. Лифшиц, И. Методическое пособие по ритмике для 1 класса / И. Лифшиц, Е. Франио. – Москва, 1985.

  12. Луговская, М. Ритмические упражнения, игры, пляски / М. Луговская. – Москва, 2004.

  13. Метлов, П. Музыка – детям : методическое пособие для детей дошкольного возраста / П. Метлов. – Москва, 2003.

  14. Назайкинский, Е. О психологии музыкального восприятия / Е. Назайкинский. – Москва, 1998.

  15. Сольфеджио. Ритмика : методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп ДМШ и ДШИ / сост. Т. Бырченко, Е. Крутикова, Е. Франио). – Москва,1998.

  16. Теплов, Б. Психология музыкальных способностей / Б.Теплов. - Москва,1985.

  17. Франио, Г. Ритмика : методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ) / Г. Франио. – Москва, 1989.

  18. Франио, Г. Роль ритмики в эстетическом воспитание детей / Г. Франио. – Москва, 1989.

  19. Чибрикова, А. Ритмика : методическое пособие) / А. Чибрикова. – Москва, 2002.

  20. Яновская, В. Ритмика / В. Яновская. – Москва, 1997.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит», специализация...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история. Подготовлен...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Медведева М. Б. Цвирко С. Э. Международные валютно-кредитные отношения: Учебно-методический комплекс. Учебное издание для студентов,...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология»
Л. В. Переладова. Гидроэкология подземных вод: учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Гидрология»
Л. В. Переладова. Речной сток и гидрологические расчеты: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Гидрология»
Л. В. Переладова. Гидрогеология: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности «Гидрология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»). – Б.: Бфэк, кафедра кредитных...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»). – Б.: Бфэк, кафедра кредитных...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс по Юриспруденции
...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconКультура речевой коммуникации учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconОрганизация секретарского обслуживания учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов багсу, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск