Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство»





Скачать 105.51 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство»
Дата публикации12.09.2014
Размер105.51 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


СД. «Основы сценической речи»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности

070104 «Вокальное искусство»

специализации 070104.01 «Пение академическое»

(среднее профессиональное образование)
Содержание

Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе…………………………….
Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины……………………….
Формы отчётности (по семестрам)………………………………………………………….
Тематический план…………………………………………………..
Рабочая программа дисциплины……………………………
Темы семинарских занятий…………….

Темы рефератов (или других видов самостоятельной работы студентов)……………
Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля……...
Контрольные вопросы к экзамену (или требования к зачёту)…………………………..
Библиографический список……………………………………….………………………..

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы сценической речи» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070104 «Вокальное искусство» и является единой для всех форм обучения. На отделении специальности «Вокальное искусство» данная дисциплина относится к циклу специальных дисциплин.

Занятия по дисциплине «Основы сценической речи» для специальности «Вокальное искусство» строятся с учетом особенности будущей профессии студентов.

Курс «Основы сценической речи» тесно связан с профилирующими дисциплинами «Сольное пение», «Вокальный ансамбль» и другими, опережая и подготавливая учащихся к их изучению. Необходимо, чтобы с началом освоения курсов специальностей «Сольное пение», «Мастерство актера», учащийся овладел основными навыками дикции, орфоэпии, дыхания, голосоведения.

На вводных занятиях подчеркивается особая роль слова в русской вокальной школе. Объясняется близость задач сценической речи и вокального искусства. Освещаются вопросы гигиены голоса. В разделе «Техника речи» особое внимание уделяется темам «Дикция» и «Дыхание». Над орфоэпией работа идет с учетом специфики вокальной орфоэпии. В разделе «Работа над текстом» особое внимание уделяется литературному материалу, включающему пение. Темы «Логика речи», «Словесное действие» изучаются не только на чтецком материале, но и на основе разбора арий, романсов, песен.

Цель курса:

- формирование певца – носителя традиций русской вокальной школы.

Задачи курса:

- изучить основы техники сценической речи;

- сформировать знания о законах орфоэпии, речевой фонации;

- развить речевой слух;

- научить применять теоретические знания в области сценической речи в подготовке певческого номера;

- освоить основы словесного действия;

- приобрести навыки самостоятельной работы с текстом.

Студент, прошедший курс «Основы сценической речи» должен

знать:

- основы техники сценической речи

- законы орфоэпии, речевой фонации

уметь:

- применять их в своей профессии;

приобрести навыки техники речи и работы с музыкально-литературным произведением.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

групповые

занятия

индивид.

занятия

всего




Раздел I. Техника речи




1.1 Дикция


2 часа

5 часов


7 часов





1.2 Орфоэпия


2 часа


5 часов

7 часов





1.3 Дыхание и голос


2 часа


5 часов


7 часов





Итого по разделу

6 часов

15 часов

21 час






Раздел II. Работа над текстом







    1. Темпо-ритм




2 часа

5 часов

7 часов

    1. Логика речи




2 часа

5 часов

7 часов

    1. Словесное действие




2 часа

5 часов

7 часов

    1. Художественное чтение




2 часа

8 часов

10 часов

Итого по разделу


8 часов

23 часа

31 час

Всего по дисциплине







52 часа

Содержание учебной дисциплины.

Раздел I. Техника речи.

Введение: цели и задачи дисциплины «Основы сценической речи». Техника речи и ее значение, как базы речевой культуры.

Тема 1. Дикция:

- устройство и функции основных частей речевого аппарата,

- значение владения вокальным исполнителем своим речевым аппаратом,

- активизация частей речевого аппарата (артикуляция),

- упражнения для группы мышц челюсти, губ, языка,

- установка гласных звуков (И-Э-А-О-У-Ы),

- установка согласных звуков, деление их на группы по месту и способу образования,

- произношение сочетания согласных и гласных звуков

- упражнения на закрепление полученных навыков: работа со скороговорками.

Тема 2. Орфоэпия:

- понятие «орфоэпия», нормы литературного языка,

- речевые характерности – отклонение от норм,

- дикционные недостатки, «проглатывание» отдельных звуков,

- основные правила орфоэпии, ударение в слове,

- произношение безударных гласных,

- произношение согласных звуков,

- орфоэпический разбор текстов: работа с пословицами.

Тема 3. Дыхание и голос:

- понятие «дыхание в жизни» и «дыхание на сцене»,

- значение владения дыханием и голосом для вокального исполнителя,

- воспитание навыков правильного вдоха и выдоха,

- массаж и дыхательная гимнастика,

- смешанно-диафрагмальное дыхание,

- развитие носового дыхания,

- основные положения речевого аппарата,

- постановка речевого голоса,

- работа по нахождению и использованию резонаторов,

- развитие диапазона - звучание по голосовым регистрам,

- упражнения на развитие и закрепление полученных навыков.

Раздел II. Работа над текстом.

Тема 1. Темпо-ритм:

- понятие темпо-ритма,

- темпо-ритм скороговорок,

- изменение темпо-ритма с изменением предлагаемых обстоятельств.

Тема 2. Логика речи (теория и практика):

- значение логики речи как этапа работы над текстом, средства выявления авторской мысли.

В практической работе над художественным текстом необходимо: 1) определить главную мысль текста, 2) вскрыть событийный ряд, 3) определить отношение к событиям рассказчика и действующих лиц, 4) выявить, в результате оценки события, словесное действие, главное и второстепенные ударения.

- работа над стихотворным текстом: 1) рифма, способы рифмовки, 2) строфа (двустишье, четверостишья, оды, сонеты), 3) белый стих, 4) вольный стих, свободный стих, тонический стих, 5) пауза (конечная, цезура, фермата), 6) переносы (зашагивание), 7) ритм и смысл.

- практическая работа над стихотворным текстом на материале русской классической и европейской классической поэтической литературы.

Тема 3. Словесное действие:

- К.С.Станиславский о словесном действии.

- необходимость определения словесного действия глаголами: просить, отказать, приказать, намекнуть, обвинить, предупредить, побудить к действию и т.д.,

- зависимость словесного действия рассказчика и действующих лиц от задачи, сверхзадачи всей роли, всего произведения художественной литературы,

- работа над изменением словесного действия на материале скороговорок.

Тема 4. Художественное чтение, как итог работы учащихся над всеми разделами дисциплины «Основы сценической речи» (индивидуально):

- выбор материала,

- жанр произведения, стиль автора,

- образ рассказчика и образы действующих лиц,

- тема и идея,

- сквозное действие,

- логическая перспектива,

- сверхзадача исполнителя,

- средства выразительности (голос, характерность, темпо-ритм, жест, движение).

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля:

1 семестр – контрольный урок, на котором студенты должны продемонстрировать упражнения на дикцию, орфоэпию, дыхание и голос с использованием полученных навыков.

Внутри семестра проводится письменный экзамен (тест) на знание правил орфоэпии.

2 семестр - зачет.

На зачете каждый студент должен прочитать небольшой отрывок из художественного произведения с использованием полученных навыков по всем темам дисциплины «Основы сценической речи».

Внутри семестра проводится контрольный урок по теме «Логика речи», на котором педагог предоставляет каждому студенту небольшой отрывок из художественного произведения для логического анализа и разбора текста.

Библиографический список

  1. Винокур, Г.О. Русское сценическое произношение. – М : ЛКИ, 2007. – 88с.

  2. Савкова, З.В. Монолог на сцене: учебное пособие, 2009, 111с.

  3. Смирнова, М.В. Скороговорки в речевом тренинге. – СПб, 2009. – 105с.

  4. Сценическая речь: учебное пособие. – М. : Просвещение, 1976. – 335с.

  5. Теория и практика сценической речи: коллективная монография / отв.ред. В.Н.Галендеев – СПб. : СПбГАТИ, 2005. – 135с.

Дополнительная литература:

  1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т. (переиздание). – М., 1995.

  2. Агеенко, Ф.Л., Зарва, М.В. Словарь ударений русского языка (под редакцией Штудинера М.А.). – М., 2000.

  3. Зарва, М.В. Русское словесное ударение. – М., 2001.

  4. Орфоэпический словарь русского языка (под редакцией Аванесова Р.И.). – М., 1997.

  5. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. – СПб., 2000.

  6. Чарели, Э.М. Культура речи - Екатеринбург, 1990.

  7. Чарели, Э.М. Как работать над дикцией и голосом актеру. – Иркутск, 1969.

  8. Козлянинова, И.И., Чарели, Э.М. Тайны нашего голоса. – Екатеринбург, 1992.

  9. Чарели, Э.М. Учитесь говорить. – Екатеринбург, 1991.

  10. Аксенов, В.И. Искусство художественного слова. – М. : АН РСФСР, 1962.

  11. Калинина, Н.И. Логично мыслить – логично говорить. – М., 2003.

  12. Кнебель, М.О. Слово в творчестве актера. – М. : ВТО, 1970.

  13. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста. – М. : Просвещение, 1978.

  14. Оссовская, М.П. Русские диалекты (наречия и говоры). – М. : УМП, 2000.

  15. Оссовская, М.П. Московский говор. – М., 2003.

  16. Промптова, И. Диалектное и акцентное произношение, как выразительное речевое средство актера. – М. : ВТО, 1972.

  17. Савкова, З.В. Энергия живого слова. – СПб., 1991.

  18. Шварц, А.И. В лаборатории чтеца. – М. : Искусство, 1968.

  19. Эфрос, Н.М. Записки чтеца. – М. : Искусство, 1980.

  20. Станиславский, К.С. Работа актера над собой : собр. Сочинений. Том 3. – М. : Искусство, 1954.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
«Инструменты эстрадного оркестра», 070109. 02 «Эстрадное пение», 070109. 03 «Звукооператорское мастерство»), специальности 070104«Вокальное...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов специальности 070201 Актерское искусство» и является...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Гигиена голоса»
Учебно-методический комплекс по курсу «Гигиена голоса» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по специальности 070201 Актерское искусство» и является...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности:...
Новакаускене Елена Юрьевна – директор гук то «Учебно-методический центр художественного образования, развития и поддержки молодых...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство» iconУчебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство...
...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит», специализация...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история. Подготовлен...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Требования к содержанию дисциплины и уровню подготовки студентов по курсу «Методика обучения основам народно-сценического танца»
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Медведева М. Б. Цвирко С. Э. Международные валютно-кредитные отношения: Учебно-методический комплекс. Учебное издание для студентов,...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство» iconУчебно-методический Комплекс по учебной дисциплине «История вокального...
Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство» iconУчебно-методический комплекс
Курс “Искусство Древнего Востока” является общепрофессиональным предметом и предназначен для I курса студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070104 «Вокальное искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология»
Л. В. Переладова. Гидроэкология подземных вод: учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета, обучающихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск