Учебно-методический комплекс





НазваниеУчебно-методический комплекс
страница1/5
Дата публикации19.03.2015
Размер0.5 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ
КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Учебно-методический комплекс

для специальности:

020900 “Искусствоведение

Москва 2002

Составитель: ст. преподаватель кафедры ВИИ С.А. Зинченко


Программа обсуждена на заседании кафедры

Всеобщей истории искусств 14.09.2000

Российский государственный гуманитарный университет, 2002
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс “Искусство Древнего Востока” является общепрофессиональным предметом и предназначен для I курса студентов, обучающихся по специальности № 020900 “искусствоведение”.

Искусство стран Древнего Востока является с одной стороны органической частью искусства Древнего мира, с другой, безусловно, обладает собственным своеобразным видением художественного образа. Искусство по-особому раскрывает проблемы пластической, живописной и архитектурной формы, исходя ценностных ориентаций, специфически присущих древневосточным цивилизациям.

Предмет курса: рассмотрение памятников скульптуры, архитектуры, вазописи и живописи и выявление специфики формально-образного языка в обозначенных этно-культурных рамках Хронологические рамки курса охватывают период от рубежа IV-III тыс. до н.э. до сер. V в. н.э.

Образовательные задачи – 1) дать общее представление об историческом развитии искусства в обозначенных временных рамках; 2) раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры; 3) указать на значение и роль древневосточного искусства в мировой истории искусств.

Цель курса: формирование у студентов целостного представления об искусстве Древнего Востока, о стилистических особенностях в его эволюции, об общих и специфически локальных чертах искусства, присущих древневосточным цивилизациям

Задача курса “Искусство Древнего Востока”: 1) выявить художественные особенности основных видов древневосточного искусства; 2) рассмотреть определенные культурные взаимовлияния между различными цивилизациями и их отражение этих процессов на развитие искусства; 3) дать понимание специфики художественной кульутры каждой древневосточной цивилизации.

Первый раздел данного курса посвящен искусству древних цивилизаций на территории Месопотамии и соседних стран, второй - искусству Древнего Египта, в третьем разделе излучается специфика искусства Древнего Ирана.

Определенная новизна данного курса заключается в представлении поэтапного развития древневосточного искусства во взаимосвязи с общим историко-культурным процессом, т.е. курс ориентируется на получении в ходе его изучения комплексного представления об искусстве древневосточного мира, что позволяет существенно расширить сферу практического профессионального применения данного учебного предмета. Курс “Искусство Древнего Востока” органично связан с курсами по общей истории, истории религии и т.п. и, безусловно, предполагает опору на материалы этих курсов в изучении данного периода в истории искусства.

Ознакомившись с материалом курса “Искусство Древнего мира” студент должен иметь представление:

 о многообразии художетсвенно-образных систем ближневосточного искусства

 об искусстве как части культурного развития стран древневосточного мира

Студент должен знать:

 периодизацию древневосточного искусства

 различие стилистических признаков в памятниках искусства в рамках каждой из изучаемых цивилизаций

 основные понятия и категории, характерные для искусства Древнего Востока

 основные произведения древневосточного искусства (в тексте выделены курсивом)

 основные труды по истории искусства Древнего Востока После изучения данного курса студент должен уметь:

 понимать специфику художественно-образной структуры древневосточного искусства

 анализировать памятники Древнего Востока с точки зрения проблем древневосточной культуры

 атрибутировать произведения искусства.

 уметь ориентироваться и работать основными трудами по искусству Древнего Востока.

Основными методами изучения дисциплины является сочетание лекционного курса с практическими семинарскими занятиями.

Курс рассчитан на 22 часов лекций и 12 часов семинаров для дневного отделения; 14 лекций и 6 семинаров для вечернего отделения; 14 лекций для заочного отделения.


РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ КУРСА
РАЗДЕЛ I. ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕСОПОТАМИИ И СОСЕДНИХ СТРАН.

Регион постоянного переплетения племен, вторжений кочевников и в связи с этим более открытый тип культуры (по сравнению с Египтом). Многообразие видов художественной формы, привнесенных различными этносами. Но не заимствование, а переработка художественных образцов как характерная черта искусства Месопотамии. Разрозненность территорий, что дает менее каноничный вариант искусства.

Погребальный культ менее развит, главным в Месопотамии становится понятие добронравной жизни, где первая добродетель - послушание.

Важность восприятия Вселенной как организованного целого (как организованное общество, как государство) и Творца как бога, избранного собранием богов. В силу этого беспомощность перед угрозой хаоса, отсутствие в человеческом сознании момента постоянства как важные черты культурного сознания (проблема божественной благосклонности). Отражение этих моментов в художественной практике (поклонение и служение божеству как главная тема храмового искусства).

ТЕМА1. Искусство ранних государств Двуречья в III тыс. до н.э. Время Шумера, Аккада и позднешумерского периода.

Сеть мелких городов-государств с шумерским населением. Появление письменности. Появление глиптики (период орнаментализма формы в искусстве печатей).

Додинастический период (IV - начало пер. половины III тыс. до н.э.).

Важность подпериода Убайд (см. тему 4 из раздела I) как времени начала выработки новой системы изобразительности в скульптуре и керамике.

Подпериод Урук (сер. IV - koh.iv тыс. до н.э.). Выработка в рельефе характерных для Месопотамии художественных черт (четкая регистровость, пропорциональное выделение главного, рассказ-повествование, читаемый снизу вверх) как поиск формы, композиции нового стиля.

Сложение принципа изображения человека на плосткости. Скульптура как глубокий рельеф (часть стены). Использование комбинированной техники (инкрустация). Выразительность за счет скупых средств: акцент на глазах, на взгляде (как показ божественной Мудрости).

Основные памятники: культовый сосуд богини Инанны из Урука, женская голова из Урука (Инанна?), печати.

Подпериод Джембет-Наср (кон-IV - сер. пер. половины III тыс. до н.э.).

Рельеф ("Камень Блау" или "Стелла охоты из Урука") приобретает большую связь с конкретикой, начинает проявляться развитие композиции во времени и в постранстве.

Раннединастический период (2750 - 2340(?) 2310 (?).Возрастание количества храмовой скульптуры. Общие черты раннединастической скульптуры: отказ от правильной передачи пропорций, гипертрофия отдельных черт лица (глаза, уши), при определенной функциональной выразительности всего художественного образа в целом. Важность позы, взгляда. Начало усиление момента символичности, переход к схематизму, уход в сторону условности.

Основные памятники: статуэтки богов и адорантов их храма Аб-У в Телль-Ахмаре, статуэтка Эбихила из храма Иштар в Мари и т.п.

Завершение цикла сложения шумерского рельефа в Раннединастический период: развернутая в пространстве и во времени строка летописи как отображение представления о поддержании городом-государством и его правителем упорядоченного Космоса и его сил. Особенности раннединастического рельефа: последовательность изобразительного повествования о событии, выделение главного персонажа размером (больший акцент на правителя как героя, а не как воплощение Бога), условно-декоративная, плоскостная передача этнически характерных фигур (фигура-символ).

Основные памятники: стелла Эанатума (т. наз. "Стелла коршунов"), Урский штандарт.

Предметы из Урских гробниц (Голова Быка на детонаре арфы, фигурка козы, шлем Мескаламдуга, Урский штандарт) как примеры косвенного представления об особенностях сложения живописных форм в шумерском искусстве. Преимущественное использование ярких цветовых пятен (комбинации цветов естественных камней и перламутра)

Искусство Аккадского периода (нач. 24 – нач. 22 вв. до н.э). Появление на территориии Месопотамии другого этноса - восточносемитских племен аккадцев. Запись "Эпоса о Гильгамеше" как нового источника художественных образов. Впервые возникает объединеннная страна и создается общегосударственный пантеон. Время открытия возможностей человеческой личности. Введение понятия богоподобности и установление прижизненного культа во время правления Нарам-Су эна.

Появление новых черт в скульптуре: отсутствие символической жесткости в подаче образа; индивидуальные черты в рамках типажа, передающие обобщенно , но точно аккадское представление о герое-победителе; впечатление жизнеподобия, умение правильно передавать пропорции (Голова Саргона Аккадского).

Новые черты в аккадском рельефе как стремление к более точному и более непосредственному изображению мира (по сравнению с шумерским рельефом):

расположение композиционных мотивов снизу вверх, но не по регистрам (свобода и гармоничность композиции); повышенная динамика формы; высокий объемный рельеф; живописность за счет контраста светотени. Стелла Нарам-Суэна.

Высокий уровень глиптики: замена орнаментальное™ изобразительностью, появление фольклорно-эпических тем.

Позднешумерский период (послеакккадское время и время III династии Ура). Сер. 22 - кон. 21-нач.20 вв.до н.э.

Вновь время независимых династий. III династия Ура как попытка создать консолидированное государство.

Скульптура позднешумерского периода как подлинно момументальные памятники (достигают размера человечесвого роста). Взаимосвязь формальных черт аккадской и шумерской пластики как попытка создать новый образ. Аккадское влияние сказывается и на содержании как стремление передать интерес к отдельной личности.

Основные памятники: статуя Гудеа, правителя Лагаша, статуя правителя Лагаша, статуи адаронтов.

Искусство III династии Ура как выработка в официальном придворном позднешумерском искусстве жесткой консервации художественной формы (теократический канон). Однообразие форм, их стееотипность, сухая моделировка образа, отсутствие динамики при технической виртуозности.

Архитектура Месопотамии в III тыс. до н.э. Сложение к кон. IV - нач. III тыс. до н.э. типа поселения, характерного для Двуречья: храм в центре города-государства. Храм, доминирующий над городом, как образ Мира. Ведущая роль крепостного зодчества и его значение в сложении архитектурных форм месопотамского региона.

Раннешумерский храм на высокой платформе со святилищем прямоугольной (иногда овальной формы) и открытым внутренним двором как отличительная черта древнейших месопотамских городов (г.Ур). Главный элемент архитектурного декора: членение наружных и внутренних стен узкими прямоугольными нишами. Возможно применение росписи (хр. в Телль-Укайре). Широкое распространение сводчатых конструкций (ложные своды, клинчатые своды, купол на квадратном основании, тромпы). Своеобразие местных строительных материалов (дефицит дерева и высокопрочных каменных пород, использование глины, кирпича-сырца) и их недолговечность.

"Красное здание" в Уруке (кон. IV тыс. до н.э.) как возможный вариант общественной постройки (особености архитектурной конструкции и декора).

Появление к кон. III тыс. до н.э. храма на нескольких платформах (зиккурата) и постепенное его превращение в типичное сооружение месопотамской культовой архитектуры. Зиккурат Ур-Намму и его художественно-образное решение как основа для храмового зодчества последующего времени на территории Месопотамии и соседних стран: наличие лестниц ведущих к центральному святилищу, открытый внутренний дворик в храмике, раскраска сырцовых храмовых террас, членение наружных объемов выступами и нишами.

Основные памятники: храм Ур-Намму в Уре (кон. III тыс. до н.э.), храм в Чога-Замбиле в Эламе (сер.Птыс. до н.э.), храм в Борсиппе, близ г.Вавилона (сер. I тыс. до н.э.)."Дворец А" в Кише (пер. пол. III тыс. до н.э.) как один из ранних примеров дворцов.

Объединение храмов и дворцов в единые комплексы в результате стирания граней между культовой и светской властью.

Градостроительство как стихийная жилая застройка вокруг дворцово-храмовых комплексов.

Особенности архитектуры для региона Месопотамии: простые кубические объемы; редкое применение отдельно стоящей опоры; вертикальное членение плосткости стены, создающее строгий линейный ритм.

ТЕМА 2. Развитие искусства во II тыс. до н.э.

II тыс. до н.э. проходит под знаком все более тесных связей и взаимовлияний в культуре (к концу III - нач. II тыс. до н.э. культура Ближнего Востоа начинает выходить их рамок территориальной замкнутости). Выделение трех больших территориально-культурных зон: зона эламо-вавилонской культуры (преобладание традиций, созданных шумеро-вавилонской цивилизацией); зона хетто-хурритской культуры (различные варианты соединения сильных местных традиций и заимствованных); зона сиро-финикийско-палестинских культур (эклектичность, мозаичность художественного образа). Искусство хетто-хурритского и сиро-финикийско-палестинского регионов как варианты взаимодействия и выработки из различных художественных образцов своего собственного стиля, что станет важным для последующего периода сложения единых "имперских" стилей.

Старовавилонский период (20-17 вв. до н.э.). Ориентация официального вавилонского искусства на канон III дин. Ура. Художественная форма как уже сложившийся знак. Потеря искусстной работы времен III династии Ура, теперь ремесленный характер изобразительной деятельности.

Основные памятники: стелла царя Хаммурапи, голова царя Хаммурапи из Суз.

Средневавилонский пеиод (касситская Вавилония) 16-11 в. до н.э.

Традиции вавилонской культуры лучше просматриваются на соседних территориях:государства Элам и Мари (Средний Евфрат). Элам как вариант соединения черт предыдущего периода (старовавилонское время) и своеобразных эламских (декоративность, большая живость в передаче индивидуального). Голова эламского царя из Хамадана.

Мари - более тесная связь с Двуречьем, формальные решения в духе позднешумерского искусства. Иератические образы с суммарными пластическими чертами.

Основные памятники: форма для ритуального печенья из Мари, статуя богини Иштар из Мари.

Росписи дворца Зимри-лима в Мари как единственно сохранившейся вариант живописи на территории Месопотамии. Сочетание статичности сцен и образов с гармонией в выборе цветовой гаммы.

Искусство хеттских царств и государства Митанни. Переход политического приоритета в Малой Азии и Северной Месопотамии во второй четверти II тыс. до н.э. к двум политическим союзам хеттов и хурритов.

Существенный вклад хеттов и хурритов в мировое искусство: использование скульптуры как органичной части архитектурного ансамбля.

Изобразительное искусство хетто-хурритского ареала. Рельеф хеттов: монолитность, неотъемлемость от плосткости камня (уподобление рельефа качествам естественного камня, эстетике естественной природы), профильная постановка глаза.

Скульптура хеттов: подчеркнутая статичность образа, массивность, тяжесть пропорций, форма, состаящая из простейших фигур. Сознательная непработаннсоть формы в рельефе и круглой скульптуре как важное образное решение (зависимость от глыбы камня как связь с древним хеттским культом камня). Особенности искусства хеттов: минимум влияние египетских, шумеро-вавилонских традиций, большая свобода от канонов.

Основные памятники: рельефы открытого святилища в Язылы-Кая (около г. Богазкёй), каменные рельефы с ворот г.Хатусса, статуя сидящего на троне бога из Каркемиша.

Черты изобразительного искусства хурритов: большая легкость в построении формы, декоративность за счет использования инкрустации из цветных камней, гладкой полированной поверхности, изящность геральдически замкнутых композиций и орнаментальных вставок.

Глиптика как вид искусства, где наиболее характерно проявились особенности хурритского искусства (мир ярких, причудливых образов, отсуствие повествовательности, роль текста исполняет орнамент).

Основные памятники: статуя Идри-Ми, правителя Алалаха, скульптруные столбы из дворца-храма царя Капары в Телль-Халафе

Архитектура хетто - хурритского ареала. Влияние на сложение архитектурных форм египетской и шумеро-вавилонской культур.

Хеттская архитектура: использование крупномасштабных строительных материалов (циклопическая кладка, чередование слоев камня и глины); включение в архитектуру естественного камня, ортостатов (подчинение скульптуры архитектуре), плоской крыши;

отсутствие симметрии в плане и в общей структуре здания. Храм I в Богазкёе.

"Димту" - многоярусная башня-жилище для большесемейной общины в хурритской архитектуре.

Понятие о типе "бит-хилани" в хетто-хуритской архитектуре. Его эволюция в дворцовом комплексе в Алалахе (Тель-Атчана) и в типах хеттских дворцов новохеттского времени. Строительство храмов на соседних территориях в последующее время по образцу "бит-хилани": дворец Никмепы в Алалахе (15 в. до н.э.); дворец в Телль-Халафе (9 в. до н.э.), храм Соломона в Израильском царстве.

Искусство цивилизаций на территории Сирии, Финикии и Палестины. Регион раннего развития торговли. Район богатых городов, смешения северохурритских, хеттских, египетских, месопотамских влияний. Огромное влияние купеческой культуры (рынок как

обмен не только материальный, но и духовный). Большая роль работы на заказ. Постоянный экспорт и импорт различных художественных образцов и как следствие выделение понятия утилитарности художественных предметов.

Финикия - каждый художественный образ как собственное мозаичное построение из заимствованных образцов. Финикийское искусство - особый органически смешанный стиль. Работа с различными и разнообразными техническими приемами. Регион прекрасной резьбы по кости. Нарушение законов логики внутреннего содержания, но смесь разнородных элементов как ощущение подлинной декоративности.

Основные памятники: саркофаг царя Ахирама из Библа, пластина из Угарита с изображением богини, кормящей козлов, головы из слоновой кости из Угарита.

Искусство Древней Ассирии во второй половине II тыс. до н.э. Сложение в 13-14 вв. до н.э. специфических черт: свободное и правильное расположение фигур на плосткости, замена изображения божества его символом, своеобразная повествовательность. Изначальный эклектичный характер искусства. Искусство абсолютного мастерства и совершенных трафаретов. Алтарь Тукульти-Нинурты (13 в. до .н.э.) как сочетание шумерско-аккадских образцов в решении образа правителя и основных формальных черт ассирийского рельефа. Применение очень низкого рельефа, утонченно графичного при авторитете линии и ясности композиции.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека...
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск