Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 073400. 62 Вокальное искусство





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 073400. 62 Вокальное искусство
страница1/9
Дата публикации17.03.2015
Размер1.09 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"

"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав. кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Никифоров Ю.А.

Ярыгин Д.В.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № от __________ 2013г.

Учебно-методический комплекс

по модулю

РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

для направления подготовки 073400.62 Вокальное искусство

профиль «Академическое пение»

(квалификация (степень «бакалавр»)
Кафедра: Истории, философии и культурологии

Составитель:

Купцова И.А.,доктор культ., проф.

Москва – 2013


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"









"Утверждаю"




Зав. кафедрой




Никифоров Ю.А.










___________________




Решение заседания кафедры




протокол № от __________ 2013г.

Кафедра: Истории, философии и культурологии

Программа дисциплины

РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

для направления подготовки 073400.62 Вокальное искусство

профиль «Академическое пение»

(квалификация (степень «бакалавр»)
Составитель:
Купцова И.А., доктор культ., проф.


Москва – 2013
Пояснительная записка

Представленный учебно-методический комплекс «История российской культуры и искусства» разработан в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения и является важной частью общеобразовательных дисциплин. Данный комплекс сочетается с такими курсами, как «Отечественная история», «История мировых религий», «История мировых культур и цивилизаций». Подобная преемственность изучаемых студентами дисциплин является одним из важных элементов комплексного гуманитарного образования и позитивным образом влияет на формирование профессиональных компетенций учащихся. Также данное сочетание связано с наличием тесных взаимодействий Руси/России на протяжении всей её многовековой истории с представителями различных цивилизаций, взаимодействиями в сфере художественной культуры, полиэтничностью российского государства.

Учебный курс разработан для студентов – юристов (направления: юриспруденция, государственное и муниципальное управление). Он заключает в себе важнейшие разделы дисциплины: теоретическую базу изучения отечественной культуры и искусства, ключевые моменты историко-культурного развития российской цивилизации от дохристианского периода до настоящего времени. Важное внимание уделено механизмам цивилизационных взаимодействий Руси/России с её соседями как в прошлом, так и в условиях современных глобальных взаимодействий, а также рассмотрению высших достижений отечественной художественной культуры.

Знание российской культуры и искусства расширяет кругозор человека, делает его образованным и интересным не только для окружающих, но и для самого себя. Изучение культуры вырабатывает нестандартный, творческий взгляд на реальность, делает более продуктивной деятельность в любой профессиональной сфере.

Исходя из специфики дисциплины, требующей наглядности, необходимо сочетать теоретический лекционный материал с иллюстративным, демонстрировать на занятиях репродукции, видеофильмы, мультимедийные программы, имеющиеся в фонде университета (их список приведён в конце программы), что позитивно отражается на восприятии и усвоении изучаемого материала. Также следует давать возможность учащимся самостоятельно готовить отдельные материалы курса в рамках самостоятельной работы и представлять её итоги в форме докладов, эссе, презентаций и пр. с обязательным обсуждением на семинарах.
Отбор и содержание учебного материала

Материал курса базируется на основе целостности, системности, комплексного подхода к изучению российской культуры и искусства как дисциплины культурологического цикла. Учебный материал построен на принципах историзма и научной объективности. Особое внимание направлено не только на полноценное знание учащимися фактологического материала дисциплины, но и на понимание специфики того или иного исторического периода, ценностно-мировоззренческих доминант, характерных для различных эпох. С данной точки зрения изучается и развитие отечественного искусства. Наиболее значительные произведения рассматриваются в контексте не только общечеловеческих (а по сути – современных) этических и эстетических критериев, но и доминант того времени, в которое они были созданы.

Раскрытие тем учебного материала осуществляется на примерах разных сфер деятельности: общественно-политических процессов, социальных отношений, хозяйственного развития, религиозных верований и пр. Также при изучении курса уделяется внимание достижению в областях науки и техники, сфере образования. Важным элементом является раскрытие аксиологических доминант, стереотипов массового сознания, характерных для различных исторических периодов и регионов России. Немало внимания в курсе уделено проблемам этно-национальных особенностей народов, населяющих Россию. Данное направление является одним из приоритетных в свете проблем современного развития и межкультурных связей.

Представленный курс, как дисциплина культурологического цикла, по своему характеру носит интегративный характер и опирается (в фактологической части) на комплекс знаний, получаемых учащимися в ходе освоения гуманитарных предметов. Курс не дублируют уже полученные студентами знания, а помогают воссоздать целостную картину развития российской культуры и искусства, представить место и роль российской культуры в мировом культурном пространстве.

Исходя из требований ФГОС по направлению подготовки и применением деятельностного подхода в обучении, реализация компетентностного и культурологического подходов предусматривают широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития универсальных и профессиональных компетенций студентов в области истории культуры и искусства. Для успешного освоения программы большая часть практических занятий следует проводить в интерактивной форме.

Основные цели и задачи курса
Цель настоящего курса состоит в рассмотрении основных этапов развития и наиболее значительных феноменов российской культуры и искусства, повышении уровня культурно-мировоззренческих компетенций студентов с данной сфере, а также формировании навыков применения полученных знаний в профессиональной деятельности и повседневной практике.

Данная цель достигается путём решения следующих задач:

- исследовать исторической динамики российской культуры и искусства;

- проанализировать наиболее выдающиеся достижения отечественной художественной культуры как в сфере духовно-нравственной ценности образов, так и с учётом доминировавших в рассматриваемые хронологические периоды аксиологических приоритетов;

- рассмотреть специфику межкультурных взаимодействий как Руси/России с ведущими мировыми цивилизациями, так и на этническом уровне внутри российского государства;

- сформировать навыки и умение самостоятельно оценивать достижения отечественной культуры и искусства на базе изучения конкретно-исторических форм ее проявления;

- сформировать интерес и уважение к истинным ценностям российской культуры и искусства;

- выработать у студентов умения использовать полученные в ходе курса знания в своей будущей профессиональной деятельности; развитие у студентов способностей анализировать и излагать материал данной дисциплины с научных позиций.
Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, выступление на практических занятиях, подготовка докладов и презентаций) и итогового (экзамен) контроля студенты обязаны:

Знать:

- тематику курса, важнейшие понятия, теоретические основы дисциплины;

- особенности истории культуры России, ее место в системе мировой культуры.

- культурные признаки, свойства поведения, духовные ценности, характерные для российской культуры на различных исторических этапах её развития;

- основные стили и направления в отечественной художественной культуре;

- наиболее значительные произведения искусства и их авторов;

- место и роль истории российской культуры и искусства в контексте дисциплин культурологического цикла.

Уметь:

- выделять в истории российской культуры важнейшие этапы развития;

- раскрыть влияние культурного наследия прошедших эпох на современное развитие России;

- оценивать достижения отечественных культуры и искусства на основе знания исторического контекста их создания;

- выражать и аргументировано обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к культурному наследию России и культурным процессам современности;

- самостоятельно разбираться в стилях и направлениях искусства;

- анализировать художественные произведения в контексте определённого исторического этапа развития российской культуры;

Владеть:

- методами и приёмами самостоятельной работы с литературой по специальности;

- навыками раскрытия духовно-нравственного смысла произведений искусства;

- приёмами культурологического анализа важнейших сфер и областей социокультурной практики, включая практику массовой культуры и информационно-коммуникативного взаимодействия.

- навыками практического использования полученных знаний по изученной дисциплине в профессиональной деятельности.
Объем в ЗЕ: 1 кредит
Время изучения: курс 2, семестр 3.
Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: История, История мировых религий, История мировых культур и цивилизаций.
Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ.

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ.
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

К.1. Знание основных этапов развития отечественной культуры и искусства и её важнейших характеристик.

К.2. Понимание специфики русской /российской культуры в социально-политической, экономической, повседневной, художественно-эстетической сферах деятельности.

К.3. Понимание смысловых и ценностно-мировоззренческих доминант, определяющих специфику, основные характеристики отечественной культуры и искусства.
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

Понимание специфики своей профессии в контексте отечественной культуры и искусства.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля).

Содержание модуля преимущественно распределено между лекционной и практической частями по принципу дополнения, когда практические занятия не дублируют лекции. Аудиторная работа предполагает следующее сочетание:

- традиционные формы обучения (лекции, семинары, доклады и т.д.);

- активные методы обучения (проблемные лекции, дискуссии, круглый стол);

- формы обучения с использованием технических средств / информационных технологий (мультимедийные лекции, видеоматериалы, презентации);

- самостоятельная работа студентов, включающая самостоятельное освоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, подготовку к семинарским занятиям, текущему / рубежному и итоговому формам контроля и т.п.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: устный и письменный опрос, тестовые задания (с однозначными и многозначными видами ответа, с установлением последовательности).

2 уровень сложности: конспектирование, аннотирование, реферирование, тезирование.

3 уровень сложности: историко-культурный анализ, доклад, презентация, эссе.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер


Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


К.1.




Тема 1. «Российская культура и искусство» - объект изучения и учебная дисциплина


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, конспектирование, тезиро-вание)





Рабочая тетрадь

Устный опрос, проверка рабочей тетради

К.2.





Задания 2 и 3 уровня сложности

(реферирование, доклад)

Рабочая тетрадь

Устный опрос, проверка рабочей тетради

К.3.







Рабочая тетрадь

Устный опрос, доклад


К.1.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 073400. 62 Вокальное искусство iconРабочая программа по дисциплине российская культура и искусство для...
...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 073400. 62 Вокальное искусство iconУчебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство...
...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 073400. 62 Вокальное искусство iconУчебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки
...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 073400. 62 Вокальное искусство iconУчебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки
...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 073400. 62 Вокальное искусство iconУчебно-методический комплекс по модулю «философия науки и искусства»...
Для студентов художественных специальностей философия науки и искусства должна стать одним из важнейших структурных элементов профессионального...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 073400. 62 Вокальное искусство iconРабочая программа по модулю история для направления подготовки 073400. 62 "Вокальное искусство"
Цель: сформировать у студентов целостное представление об основных движущих силах исторического развития, месте и роли России в истории...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 073400. 62 Вокальное искусство iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Регионоведение»...
«Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное искусство эстрады»,...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 073400. 62 Вокальное искусство iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ооп впо) (бакалавриата), реализуемая вузом по направлению...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 073400. 62 Вокальное искусство iconУчебно-методический Комплекс по учебной дисциплине «История вокального...
Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 073400. 62 Вокальное искусство iconУчебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании...
Настоящая работа представляет собой сборник материалов для составления опорных лекций для учителей по теме Театральное искусство...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 073400. 62 Вокальное искусство iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 073400. 62 Вокальное искусство iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Гигиена голоса»
Учебно-методический комплекс по курсу «Гигиена голоса» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 073400. 62 Вокальное искусство iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен...
«Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и требованиями...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 073400. 62 Вокальное искусство iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен...
«Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 073400. 62 Вокальное искусство iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов специальности 070201 Актерское искусство» и является...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 073400. 62 Вокальное искусство iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по специальности 070201 Актерское искусство» и является...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск