Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 031300 Журналистика





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 031300 Журналистика
страница1/5
Дата публикации30.10.2014
Размер0.55 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"

"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав. кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Никифоров Ю.А.

Ярыгин Д.В.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № от __________ 2013г.

Учебно-методический комплекс

по модулю

РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

для направления подготовки 031300 Журналистика

(квалификация (степень «бакалавр»)
Кафедра: Истории, философии и культурологии

Составитель:

Смирнов А.Г. канд.культ.,доцент

Аванесова Г.А., доктор филос.н.

Москва – 2013


Пояснительная записка

Представленный учебно-методический комплекс «История российской культуры и искусства» разработан в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения и является важной частью общеобразовательных дисциплин. Данный комплекс сочетается с такими курсами, как «Отечественная история», «История мировых религий», «История мировых культур и цивилизаций». Подобная преемственность изучаемых студентами дисциплин является одним из важных элементов комплексного гуманитарного образования и позитивным образом влияет на формирование профессиональных компетенций учащихся. Также данное сочетание связано с наличием тесных взаимодействий Руси/России на протяжении всей её многовековой истории с представителями различных цивилизаций, взаимодействиями в сфере художественной культуры, полиэтничностью российского государства.

Учебный курс разработан для студентов – юристов (направления: юриспруденция, государственное и муниципальное управление). Он заключает в себе важнейшие разделы дисциплины: теоретическую базу изучения отечественной культуры и искусства, ключевые моменты историко-культурного развития российской цивилизации от дохристианского периода до настоящего времени. Важное внимание уделено механизмам цивилизационных взаимодействий Руси/России с её соседями как в прошлом, так и в условиях современных глобальных взаимодействий, а также рассмотрению высших достижений отечественной художественной культуры.

Знание российской культуры и искусства расширяет кругозор человека, делает его образованным и интересным не только для окружающих, но и для самого себя. Изучение культуры вырабатывает нестандартный, творческий взгляд на реальность, делает более продуктивной деятельность в любой профессиональной сфере.

Исходя из специфики дисциплины, требующей наглядности, необходимо сочетать теоретический лекционный материал с иллюстративным, демонстрировать на занятиях репродукции, видеофильмы, мультимедийные программы, имеющиеся в фонде университета (их список приведён в конце программы), что позитивно отражается на восприятии и усвоении изучаемого материала. Также следует давать возможность учащимся самостоятельно готовить отдельные материалы курса в рамках самостоятельной работы и представлять её итоги в форме докладов, эссе, презентаций и пр. с обязательным обсуждением на семинарах.
Отбор и содержание учебного материала

Материал курса базируется на основе целостности, системности, комплексного подхода к изучению российской культуры и искусства как дисциплины культурологического цикла. Учебный материал построен на принципах историзма и научной объективности. Особое внимание направлено не только на полноценное знание учащимися фактологического материала дисциплины, но и на понимание специфики того или иного исторического периода, ценностно-мировоззренческих доминант, характерных для различных эпох. С данной точки зрения изучается и развитие отечественного искусства. Наиболее значительные произведения рассматриваются в контексте не только общечеловеческих (а по сути – современных) этических и эстетических критериев, но и доминант того времени, в которое они были созданы.

Раскрытие тем учебного материала осуществляется на примерах разных сфер деятельности: общественно-политических процессов, социальных отношений, хозяйственного развития, религиозных верований и пр. Также при изучении курса уделяется внимание достижению в областях науки и техники, сфере образования. Важным элементом является раскрытие аксиологических доминант, стереотипов массового сознания, характерных для различных исторических периодов и регионов России. Немало внимания в курсе уделено проблемам этно-национальных особенностей народов, населяющих Россию. Данное направление является одним из приоритетных в свете проблем современного развития и межкультурных связей.

Представленный курс, как дисциплина культурологического цикла, по своему характеру носит интегративный характер и опирается (в фактологической части) на комплекс знаний, получаемых учащимися в ходе освоения гуманитарных предметов. Курс не дублируют уже полученные студентами знания, а помогают воссоздать целостную картину развития российской культуры и искусства, представить место и роль российской культуры в мировом культурном пространстве.

Исходя из требований ФГОС по направлению подготовки и применением деятельностного подхода в обучении, реализация компетентностного и культурологического подходов предусматривают широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития универсальных и профессиональных компетенций студентов в области истории культуры и искусства. Для успешного освоения программы большая часть практических занятий следует проводить в интерактивной форме.

Основные цели и задачи курса
Цель настоящего курса состоит в рассмотрении основных этапов развития и наиболее значительных феноменов российской культуры и искусства, повышении уровня культурно-мировоззренческих компетенций студентов с данной сфере, а также формировании навыков применения полученных знаний в профессиональной деятельности и повседневной практике.

Данная цель достигается путём решения следующих задач:

- исследовать исторической динамики российской культуры и искусства;

- проанализировать наиболее выдающиеся достижения отечественной художественной культуры как в сфере духовно-нравственной ценности образов, так и с учётом доминировавших в рассматриваемые хронологические периоды аксиологических приоритетов;

- рассмотреть специфику межкультурных взаимодействий как Руси/России с ведущими мировыми цивилизациями, так и на этническом уровне внутри российского государства;

- сформировать навыки и умение самостоятельно оценивать достижения отечественной культуры и искусства на базе изучения конкретно-исторических форм ее проявления;

- сформировать интерес и уважение к истинным ценностям российской культуры и искусства;

- выработать у студентов умения использовать полученные в ходе курса знания в своей будущей профессиональной деятельности; развитие у студентов способностей анализировать и излагать материал данной дисциплины с научных позиций.
Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, выступление на практических занятиях, подготовка докладов и презентаций) и итогового (экзамен) контроля студенты обязаны:

Знать:

- тематику курса, важнейшие понятия, теоретические основы дисциплины;

- особенности истории культуры России, ее место в системе мировой культуры.

- культурные признаки, свойства поведения, духовные ценности, характерные для российской культуры на различных исторических этапах её развития;

- основные стили и направления в отечественной художественной культуре;

- наиболее значительные произведения искусства и их авторов;

- место и роль истории российской культуры и искусства в контексте дисциплин культурологического цикла.

Уметь:

- выделять в истории российской культуры важнейшие этапы развития;

- раскрыть влияние культурного наследия прошедших эпох на современное развитие России;

- оценивать достижения отечественных культуры и искусства на основе знания исторического контекста их создания;

- выражать и аргументировано обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к культурному наследию России и культурным процессам современности;

- самостоятельно разбираться в стилях и направлениях искусства;

- анализировать художественные произведения в контексте определённого исторического этапа развития российской культуры;

Владеть:

- методами и приёмами самостоятельной работы с литературой по специальности;

- навыками раскрытия духовно-нравственного смысла произведений искусства;

- приёмами культурологического анализа важнейших сфер и областей социокультурной практики, включая практику массовой культуры и информационно-коммуникативного взаимодействия.

- навыками практического использования полученных знаний по изученной дисциплине в профессиональной деятельности.
Объем в ЗЕ: 1 кредит
Время изучения: курс 2, семестр 3.
Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: История, История мировых религий, История мировых культур и цивилизаций.
Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ.

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ.
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

К.1. Знание основных этапов развития отечественной культуры и искусства и её важнейших характеристик.

К.2. Понимание специфики русской /российской культуры в социально-политической, экономической, повседневной, художественно-эстетической сферах деятельности.

К.3. Понимание смысловых и ценностно-мировоззренческих доминант, определяющих специфику, основные характеристики отечественной культуры и искусства.
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

Понимание специфики своей профессии в контексте отечественной культуры и искусства.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля).

Содержание модуля преимущественно распределено между лекционной и практической частями по принципу дополнения, когда практические занятия не дублируют лекции. Аудиторная работа предполагает следующее сочетание:

- традиционные формы обучения (лекции, семинары, доклады и т.д.);

- активные методы обучения (проблемные лекции, дискуссии, круглый стол);

- формы обучения с использованием технических средств / информационных технологий (мультимедийные лекции, видеоматериалы, презентации);

- самостоятельная работа студентов, включающая самостоятельное освоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, подготовку к семинарским занятиям, текущему / рубежному и итоговому формам контроля и т.п.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: устный и письменный опрос, тестовые задания (с однозначными и многозначными видами ответа, с установлением последовательности).

2 уровень сложности: конспектирование, аннотирование, реферирование, тезирование.

3 уровень сложности: историко-культурный анализ, доклад, презентация, эссе.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер


Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


К.1.


Тема 1. «Российская культура и искусство» - объект изучения и учебная дисциплина


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, конспектирование, тезиро-вание)





Рабочая тетрадь

Устный опрос, проверка рабочей тетради

К.2.



Задания 2 и 3 уровня сложности

(реферирование, доклад)

Рабочая тетрадь

Устный опрос, проверка рабочей тетради

К.3.





Рабочая тетрадь

Устный опрос, доклад


К.1.



Тема 2.

Древнерусская культура и искусство



Конспекты, презента-ции, видео-фильмы, мультимедийные программы


Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, аннотирова-ние,)




Рабочая тетрадь

Тестирование, проверка рабочей тетради

К.2.


Задания 2 и 3 уровня сложности (историко-культурный анализ, доклад, презентация, реферирование)

Рабочая тетрадь

Устный опрос, реферат1, проверка рабочей тетради

К.3.





Рабочая тетрадь

Работа на семинаре, проверка рабочей тетради

К.1.


Тема 3.

Российская культура имперского периода – цивилизационное многообразие и синтез

Конспекты, презента-ции, видео-фильмы, мультимедийные программы

Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, конспектирование, реферирование)




Рабочая тетрадь

Работа на семинаре, проверка рабочей тетради

К.2.


Задания 2 и 3 уровня сложности (историко-культурный анализ, доклад, презентация, эссе)



Рабочая тетрадь

Письменный опрос, проверка рабочей тетради


К.3.






Рабочая тетрадь

Работа на семинаре, проверка рабочей тетради


К.1.


Тема 4.

ХХ век в истории российской культуры и искусства

Конспекты, презента-ции, видео-фильмы, мультимедийные программы



Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, конспектирование, тезирование)


Задания 2 и 3 уровня сложности


Рабочая тетрадь

Тестирование, проверка рабочей тетради

К.2.


Задания 2 и 3 уровня сложности (историко-культурный анализ, доклад, презентация)

Рабочая тетрадь

Письменный опрос, проверка рабочей тетради

К.3.





Рабочая тетрадь

Работа на семинаре, проверка рабочей тетради

К.1.



Тема 5. Взаимодействие культур и цивилизаций в ХХ – нач. ХХI вв.

Конспекты, презента-ции, видео-фильмы, мультимедийные программы

Задания 1 и 2 уровня сложности (тестирование, структурирование проблемы, конспектирование, рефери-рование)




Рабочая тетрадь

Тестирование, устный опрос, проверка рабочей тетради


К.2.



Задания 2 и 3 уровня сложности (историко-культурный анализ, доклад, эссе)


Рабочая тетрадь

Проверка реферата, рабочей тетради, письменный опрос

К.3.





Рабочая тетрадь

Проверка эссе, рабочей тетради

2. Объем модуля и виды учебной работы

Очная форма обучения Журналистика набор 2012

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Журналистика

Российская культура и искусство

Лекции

10

10

3

Практические/семинарские

8

8

3

Лабораторные

-




-

Консультации

+




3

Курсовые/рефераты

- / +




3

Контрольные работы

+




3

Итоговый контроль

Экзамен

+


36

3

Общий объем часов по дисциплине - 72

18

54





3. Содержание модуля / дисциплины

3.1. Разделы модуля / дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения


Пп

Nn

Наименование тем и разделов

Всего часов

Лекции

Пр.занятия/семинар

Самост. работа

1.

Раздел 1. «Российская культура и искусство» - объект изучения и учебная дисциплина
Тема 1. Введение в дисциплину «Российская культура и искусство»


2

2


1

1


-


1

1




Раздел 2. Древнерусская культура и искусство

10

2

2

6

2.

Тема 2.1. Русская языческая культура: история и современность
Тема 2.2. Культура и искусство Киевской Руси: освоение христианского мировоззрения

2,5


2,5

0,5


0,5


1


-

1


2

3.

Тема 2.3. Развитие русской культуры в условиях ее зависимости от монгольского империи


2,5

0,5


-

2

4

Тема 2.4. Укрепление русской культуры в условиях Московской Руси-России


2,5

0,5


1

1




Раздел 3. Российская культура имперского периода – цивилизационное многообразие и синтез

10

3

2

5

5.

Тема 3.1. Смысл и роль реформ Петра 1 в развитии российской культуры и искусства. Эпоха Просвещения в России


4

1

1

2

6.

Тема 3.2. Расцвет русской культуры и искусства: от века Золотого – к Серебряному веку


2

1

-

1

7.

Тема 3.3. Российская культура на рубеже 19-20 веков


4

1

1

2

8.

Раздел 4. ХХ век в истории российской культуры и искусства

14

4

4

6

9.

Тема 4.1 Культура советского периода – культура народов СССР


7

2

2

3




Тема 4.2. Культура русского зарубежья


2

1

-

1




Тема 4.3. Трансформация отечественной культуры и искусства в постсоветский период

5

1

2

2




экзамен










36




Всего часов: 72

72

10

8

54


3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименова-ние раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1

«Российская культура и искусство» - объект изучения и учебная дисциплина

Основные теоретические положения, цель и задачи курса «Российская культура и искусство».

Введение в дисциплину «Российская культура и искусство».

-

2

Древнерусская культура и искусство

Развитие культуры и искусства Руси от дохристианского периода до конца XVII века.

Русская языческая культура: история и современность. Культура и искусство Киевской Руси. Развитие русской культуры в условиях монгольского ига. Укрепление русской культуры в условиях Московской Руси-России


Религия восточных славян. Межкультурные контакты Руси в XIII – XV вв.

Русь в XV-XVII вв.

Художественная культура допетровской Руси.


3

Российская культура имперского периода – цивилизационное многообразие и синтез

Развитие Российской цивилизации в период XVIII – нач. ХХ вв.

Художественная культура имперской России.

Смысл и роль реформ Петра 1 в развитии российской культуры и искусства. Эпоха Просвещения в России. Расцвет русской культуры и искусства: от века Золотого – к Серебряному веку. Российская культура на рубеже 19-20 веков.

Личность в истории культуры России XVIIIв. Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов в культурном контексте и исторической памяти. Особенности развития российского искусства XVIII - нач. ХХ вв.

4

ХХ век в истории российской культуры и искусства

Отечественная культура ХХ века: этапы развития, достижения и издержки.

Культура советского периода – культура народов СССР. Культура русского зарубежья. Трансформация отечественной культуры и искусства в постсоветский период.

Художественная культура советского периода.

Неоднозначные следствия взаимодействий отечественной и западноевропейской цивилизаций на рубеже XX – XXI вв.



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 031300 Журналистика iconУчебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство...
...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 031300 Журналистика iconУчебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки
...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 031300 Журналистика iconУчебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки
...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 031300 Журналистика iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Кислова Л. С. Современная российская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031300....
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 031300 Журналистика iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Кислова Л. С. Современная российская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031300....
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 031300 Журналистика iconПрограмма дисциплины Физическая культура для направления 031300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 031300 Журналистика iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика». Профиль подготовки «Печать»,...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 031300 Журналистика iconПрограмма дисциплины «история рекламы» для направления 031300. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031300. 62 «Журналистика»...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 031300 Журналистика iconРабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика»
«Журналистика» профили подготовки «Телевизионная журналистика», «Печать» очной формы обучения
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 031300 Журналистика iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства от 24. 02. 2011 г., протокол № Соответствует требованиям к содержанию,...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 031300 Журналистика iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300 «Журналистика»
...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 031300 Журналистика iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300 «Журналистика»
...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 031300 Журналистика iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства 24. 03. 2011, протокол №6 Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 031300 Журналистика iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры истории и теории журналистики, от 22. 03. 2011 г., протокол № Соответствует требованиям к содержанию,...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 031300 Журналистика iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры истории и теории журналистики, от 22. 03. 2011 г., протокол № Соответствует требованиям к содержанию,...
Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство для направления подготовки 031300 Журналистика iconРабочая программа психология (включая основы социальной психологии)...
Рабочая программа составлена на основании фгос впо направления 031300 «Журналистика»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск