Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика»





Скачать 331.2 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика»
страница1/2
Дата публикации03.03.2015
Размер331.2 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Журналистика > Учебно-методический комплекс
  1   2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л. М./

__________ _____________ 2011 г.


ОПЕРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 031300.62 «Журналистика»

профиль подготовки «Телевизионная журналистика», «Печать»

очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ____________________/Ниязова Г. М./

«_____» ____________ 2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства от 24.02.2011 г., протокол № 6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ____________________ /Топоркова Т.А./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук, от 21.04.2011 г., протокол № 1

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Тумакова Е. В./

«______»_____________201__ г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/ Федорова С.А../

«______»_____________201__ г.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра журналистского мастерства


Ниязова Г.М.
ОПЕРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 031300.62 «Журналистика»

профиль подготовки «Телевизионная журналистика»

очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011

Ниязова Г. М. «Операторское мастерство»

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031300.62 «Журналистика» профиль подготовки «Телевизионная журналистика» очной формы обучения. Тюмень, 2011, 14 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Операторское мастерство [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой журналистского мастерства. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой ТОПОРКОВА Т.А., к.ф.н., доцент



© Тюменский государственный университет, 2011

© Ниязова Г.М., 2011.



  1. Пояснительная записка

    1. Цель преподавания дисциплины

Основные цели курса «Операторское мастерство» состоят в следующем: изучение основных тенденций операторского ремесла, в частности, внутрикадровой, ракурсной работы оператора .

Задачи изучения дисциплины

- изучение истории возникновения телевизионной съемки;

  • знакомство с основными законами и понятиями операторского искусства ;

  • раскрытие законов взаимодействия оператора и сценариста;

  • ролевая характеристика творческой группы в создании телепрограммы;

- определение операторской позиции при создании телепроизведения;

    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к профессиональному циклу Б.3 (базовой общепрофессиональной части).

Необходимые входные знания, касающиеся процессов получения, переработки, хранения и распространения информации, студенты получают из дисциплины «Основы журналистской деятельности». Преподавание курса «Операторское мастерство» сопрягается также с сопутствующими дисциплинами «Телевизионная режиссура», «Новости на ТВ», на базе которых обучающиеся получают представление о различных нормах профессиональной деятельности в области операторской работы. Знания и навыки, полученные в результате изучения курса «Операторское мастерство», углубляются и конкретизируются в ходе освоения последующих дисциплин: «Нелинейный монтаж», «Ведение ТВпрограмм» и во время прохождения студентами учебной и производственных практик.
    1. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ПК-4 (понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций); ПК-8 (знание общих и отличительных черт разл.СМИ,ихтипов и видов,базовых признаков); ПК-15(понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных хар-ках аудитории совр. Российских СМИ, знание основ. методов ее изучения) ПК-23 (знание принципов работы с источниками информации и методов ее сбора, селекции, проверки и анализа, а также методов прецензионной журналистики); ПК 28 (осведомленность о наиболее распространенных форматах телепрограмм, ориентация в современной жанровой и стилевой специфике).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Ориентироваться в современной системе источников информации, представлять возможности информационных технологий. Владеть навыками использования различных программных средств и работы в Интернете, работы с данными и использовать Интернет - ресурсы.

Знать структуру существующих источников информации, возможности архивов, электронных каталогов и баз данных, методы поиска информации, уметь работать в сети.

Знать современную технику и новейшие технологии, используемые в печати, телевидении, радиовещании, интернет-СМИ, мобильных медиа,

Уметь использовать в профессиональной деятельности цифровые и IT–технологии, цифровую технику, пользоваться основными операционными системами, программным обеспечением, необходимым для создания и обработки текстов, визуальной, аудио- и аудиовизуальной информации, цифровыми устройствами ввода текстовой, графической, аудио- и аудиовизуальной информации, системами передачи и обмена информации, уметь использовать в профессиональной работе мобильную связь.

  1. Структура и трудоемкость дисциплины

    Дисциплина исполняется во 2 семестре. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.



  2. Тематический план

    Таблица 1.





Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме, в час

Итого количество баллов

Лекции*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5


6

7

8

9




Модуль 1






















1.

Телевидение как аудиовизуальный способ создания ТВ продукции

1,2


2


2


10


14


0.8


0-10

2

  1. Знакомство с профессией телеоператора. Как научиться понимать сложный и неповторимый разговор оператора (телевизионный сленг).



3,4


2


2



10


14



0.8



0-10




Всего




4

4

20

28

1.6

0-20







Модуль 2





















1.

Телевизионные выразительные средства. Что такое перспектива, кадр и «баланс по белому».


5,6


2


2


9


13


0.8


0-13

2.


Масштаб изображения, как одно из основных оружий в совместной работе корреспондент – оператор.


7 8



2




2




9



13



0.8




0-13



3.

Оператор как звено телевизионной съемочной группы, как творческая единица.


9

10


2


2


9


13


0.8



0-13




Всего




6

6

27

39

2.4

0-39




Модуль 3






















1.

Телевидение как вид техноискусства

11

12


2


2


9


13


0.8


0-13

2

Свет. Условия съемки при различном освещении: павильон и на пленэр.


13 14


2


2


10


14


0.8


0-14

3.

Назначение сценария. Как придумать предполагаемый видеоряд.


15 16



2




2




10



14



0.8



0-14






Всего




6

6

29

41

2.4

0-41




Итого (часов, баллов):




16

16

76

108

6.4

0 – 100




Из них в интерактивной форме:




3,2


3.2








6.4





Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

Анализ ТВ-программ

контрольная работа

тест

реферат

эссе

комплексные ситуационные задания

электронные практикум






Модуль 1

1.

0-1

0-3

0-3

0-2

0-1
















0–10

2.

0-1

0-3

0-3

0-2

0-1
















0-10


Всего

0-2

0-6

0-6

0-4

0-2
















0-20

Модуль 2

1.

0-1

0-3

0-3

0-2







0-5










0-14

2.

0-1

-

-

-




0-8




0-5







0-14

3.

0-1

0-3

0-3



















0-3

0-10

Всего

0-3

0-6

0-6

0-2




0-8

0-5

0-5




0-3

0-38

Модуль 3


































1.

0-1

0-3

0-3

0-2















0-3

12



2.

0-1

0-3

0-3

0-2
















0-3

12

3.

0-1

-

-

-




0-8










0-9

18

Всего

0-3

0-6

0-6

0-4




0-8







0-9

0-6

42

Итого

0-8

0-18

0-18

0-10




0-16

0-5

0-7

0-9

0-9

0 – 100



    Таблица 3.

    Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.1



Телевидение как аудиовизуальный способ создания ТВ продукции

Подготовка творческих презентаций,подборка примеров из ТВ-программ на предложенную тему.

Составление конспектов

1, 2

10

0-10

1.2

  1. Знакомство с профессией телеоператора. Как научиться понимать сложный и неповторимый разговор оператора (телевизионный сленг).



Подготовка творческих интерактивных презентаций,подборка примеров из ТВпрограмм

Составление конспектов, оформление презентаций

3, 4

10

0-10




Всего по модулю 1:










28

0-20

Модуль 2
















2.1

Телевизионные выразительные средства. Что такое перспектива, кадр и «баланс по белому».

Работа над рефератом, запоминание терминов из глоссария

Составление конспектов

5, 6

10

0-13

2.2

Масштаб изображения, как одно из основных оружий в совместной работе корреспондент – оператор

Подборка примеров из ТВ-программ на предложенную тему.

Анализ материалов соответствующейтематики, повтор материала из предыдущих разделов для написания контрольной работы

7, 8

9

0-13



2.3

Оператор как звено телевизионной съемочной группы, как творческая единица.

Просмотр и анализ работы местных ТВ каналов на задан.тему


Составление конспектов

9, 10

9

0-13




Всего по модулю 2:










28

0-39

Модуль 3
















3.1

Телевидение как вид техноискусства


Просматривание и анализ работы местных телеканалов на заданную тему

Составление конспектов

11, 12

9

0-13

3.2

Свет. Условия съемки при различном освещении: павильон и на пленэр

Составление конспектов

Просмотр и анализ специфики работы

Телеканала «НТВ»

13, 14

10

0-14

3.3

Назначение сценария. Как придумать предполагаемый видеоряд.

Просмотр и анализ программы с телеведущим

Ознакомление с сдеятельностью

Ведущих ттелестудии

«Евразион»

15, 16

9

0-14




Всего по модулю 3:

28

0-41




ИТОГО:

76

0-100




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

3.1

3.2

3.3

1.

«Новости ТВ»,

+

-

+

+

-

+

-

+

-

2.

«Телевизионная режиссура»

+

-

-

-

-

-

+

-

+

3.

«Ведение ТВ программ»

-

-

+

+

-

-

-

-

+



5. Содержание дисциплины

Содержание программы дисциплины «Операторское мастерство» приведено в соответствие с целью и задачами курса. Теоретический курс, включает 16 лекций и 16 лабораторных занятий распределенных по 3 модулям и 8 темам.

Модуль 1 включает 2 темы

Тема 1. Телевидение как аудиовизуальный способ создания художественной публицистики.

Социальные потребности и технические возможности – необходимая предпосылка появления телевизионных каналов, программ, рубрик. Социально-исторические предпосылки развития отечественного ТВ 60-х, 70-х, 80-х, 90-х годов ХХ столетия и начала ХХ1 века.

  1. Тема 1. Знакомство с профессией телеоператор. Как научиться понимать сложный и неповторимый разговор оператора (телевизионный сленг)

Модели организации и технические возможности телевидения. Освоение операторской техники. Телевидение как передовая технология в распространении потоков информации. Электронные версии различных всех видов СМИ.

Модуль 2 включает 3 темы

Тема 3. Телевизионные выразительные средства. Что такое перспектива, кадр и «баланс по белому».

Кадр как основная ячейка экранного произведения. Роль кадра в монтажной фразе, в изображении и в тексте. Законы композиции. Композиционное построение кадра. Крупность плана. Психологическое воздействие на зрителя (ракурс, движение камеры, эффект глубины пространства). Панорама как имитация взгляда человека. Сюжет как экранная миниатюра. Технологические этапы подготовки телепрограммы от сценарной заявки до эфира.

Тема 4. Масштаб изображения как одно из основных оружий в совместной работе корреспондент – оператор.

Раскрытие содержания события во взаимосвязи кадра, факта, зрительных образов и слова. Адресат телевизионного выступления – объект воздействия творческой группы.

Тема 5. Оператор как звено телевизионной съемочной группы, как творческая единица. Хороший фильм делает человек, а не техника. Роли и обязанности съемочной группы: автора, режиссера, оператора, звукорежиссера, осветителя, ассистента, монтажера.

Модуль 3 включает 3 тем

Тема 6. Телевидение как вид техноискусства (технотворчества).

Этапы технического развития отечественного телевидения и эволюция творческих профессий: 50-60-е годы ХХ века – период набора сил (черно-белое ТВ).70-е годы – период утверждения своего «я», своего пути в экранном творчестве. Синхронные съемки, цветное изображение. 80-90 годы, начало ХХ1 века – уверенное движение по пути развитого телеэкранного производства: портативная видеоаппаратура, аналоговое и цифровое телевидение, линейный и цифровой монтаж. Развитие съемочной аппаратуры.

Тема 7. Свет. Условия съемки при различном освещении: павильон и пленэр.

Операторские приемы при создании телевизионного произведения. Работа со светом _ искусственным (постановочным) и естественным.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Кислова Л. С. Современная российская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031300....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Кислова Л. С. Современная российская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031300....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика». Профиль подготовки «Печать»,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства 24. 03. 2011, протокол №6 Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300 «Журналистика»
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300 «Журналистика»
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры истории и теории журналистики, от 22. 03. 2011 г., протокол № Соответствует требованиям к содержанию,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры истории и теории журналистики, от 22. 03. 2011 г., протокол № Соответствует требованиям к содержанию,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика» iconРабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика»
«Журналистика» профили подготовки «Телевизионная журналистика», «Печать» очной формы обучения
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика» iconПрограмма дисциплины «история рекламы» для направления 031300. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031300. 62 «Журналистика»...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика» iconПрограмма дисциплины Физическая культура для направления 031300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика» iconРабочая программа психология (включая основы социальной психологии)...
Рабочая программа составлена на основании фгос впо направления 031300 «Журналистика»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство...
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика» iconРабочая программа социология направление подготовки 031300 «Журналистика»
Рабочая программа составлена на основании фгос впо направления 031300 «Журналистика»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика» iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 42. 03. 02 «Журналистика» профилей «Печать», «Телевизионная...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск