Скачать 0.6 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ: Зам.директора по научной работе и инновациям _____________В.Н. Кризский «___»_______________ 20___г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Обязательной дисциплины(ОД.А.01) «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) Направление подготовки Аспирантура Программа одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Протокол№1 от 27.08.2013г. Заведующий кафедрой – доктор философских наук, профессор Шергенг Н. А. Разработчик программы старший .преподаватель Корягин А.Н. Стерлитамак 2013 СОДЕРЖАНИЕ
Настоящая Рабочая программа обязательной дисциплины «История и философия науки» - модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе ППО, в том числе Федерального закона РФ от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образовании в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России №1365 от 16.03.2011 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 №ИБ-733/12. «История и философия науки. Педагогические науки» является обязательной дисциплиной в подготовке специалиста – педагога высшей квалификации. Данная дисциплина логически, содержательно и методологически взаимосвязана, прежде всего, с такими дисциплинами (модулями) основной образовательной программы, как «Философия», «Культурология», «Концепции современного естествознания» . Естественно, данная дисциплина непосредственно связана со специальными основными и вспомогательными педагогическими и психологическими дисциплинами, которые изучались аспирантами на студенческой скамье и которые составляли предметный блок подготовки специалиста педагога и преподавателя педагогических дисциплин. Согласно положению подготовка к сдаче кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» включает в себя три вида работы: написание реферата по истории специальной дисциплины по которой специализируется аспирант, изучение вопросов по истории этой дисциплины, изучение вопросов по философии науки и по философским проблемам своей специальной дисциплины и сдачу по ним экзамена.
Целью изучения дисциплины «История и философия науки» в рамках подготовки специалиста-педагога высшей квалификации является углубление знаний по философии и теоретическим основам науки, освоение категориального аппарата принципов и методов философского анализа науки, овладение философско-мировоззренческой, методологической и научно-теоретической культурой, современными знаниями по истории науки, ее парадигмальными основаниями, знанием ее возможностей и границ. Задачи изучения дисциплины состоят в том, чтобы: - иметь ясное представление об основных этапах становления науки, вообще, и педагогики, в частности, с позиции современной методологии; - знать дисциплинарное разнообразие науки, ее структурные компоненты, функции, языковые особенности, институциональные характеристики; - четко ориентироваться в современном состоянии науки и педагогического знания; - уметь проводить анализ общенаучных и педагогических проблем с точки зрения требований синергетического видения мира, принципа глобального эволюционизма и гуманистической направленности; - владеть методологией и методикой построения картины мира и ее использования для онтологического обоснования общенаучного и педагогического знания; - разбираться в философских вопросах педагогики, связанных с определением ее предмета, структуры, методов и особенностей педагогического познания. Результаты освоения дисциплины Аспирант или соискатель должен: - знать:
- уметь:
- демонстрировать; - навыки философского и методологического анализа педагогического знания; - способность к философскому дискурсу в обсуждении отдельных педагогических проблем; - необходимый уровень философской культуры в решении педагогических вопросов; - интерес к философским обобщениям в сфере педагогического знания. 3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Изучение курса «История и философия науки. Педагогические науки» предполагает проведения лекционных и семинарских занятий .а также СРС. При проведении лекционных и семинарских занятий мы планируем использовать инновационные и интерактивные методы, в частности, компьютерное программирование, элементы проблемного обучения, коллективную мыслительную деятельность, творческие задания, деловые игры. На проведение занятий в интерактивной форме отводится 20% учебного времени. В качестве интерактивно проводимых занятий планируется семинар – практикум и семинар – конференция. Кроме этого с аспирантами будут проводиться собеседования по вопросам истории исторического знания и по вопросам экзамена кандидатского минимума. Важной составляющей комплекс образовательных технологий подготовки аспирантов по вопросам философии педагогического знания являются их выступления с изложением отдельных вопросов в качестве лектора – преподавателя. Еще одним из технологических средств качественного освоения программы кандидатского экзамена по «Истории и философии науки. Педагогические науки» выступает практика использования сообщений с обзорами изученных источников, которые делают сами аспиранты для своих товарищей с целью облегчения изучения необходимой литературы. Деловая игра Тема: «Исторические типы науки» Способ проведения занятия: метод малых групп. Цель занятия: выработать у аспирантов четкое понимание сущности классического и неклассического типов естествознания, основанное на знании соответствующего типа научной рациональности, научной парадигмы и конкретного научно-исследовательского материала, сформировать у аспирантов навыки самостоятельного анализа, свободного, ясного и грамотного изложения учебного материала, формулирования вопросов по теме, возникших по ходу занятий, и ответов на них. I. Подготовка к занятию и домашнее задание. а) Деление группы на три подгруппы, называемых условно «классики», «модернисты» и аналитики»1. б) Формулирование задания для «классиков». Задача – показать, как складывалась классическая, наука, в частности, назвать идеи, теории, открытия, преобразования, методы, которые стали содержательным фундаментом классической науки, выявить и дать характеристику основных черт классической научной рациональности и классической научной парадигмы и определить их научный потенциал в плане стимулирования развития науки. Контрольные вопросы для «классиков»:
в) Формулирование задания для «модернистов». Задача – установить, какие научные факты противоречили действующей научной парадигме, какие экспериментальные данные, данные наблюдения и научные теории не могли быть «вписанными» в нее, т. е. не получали действенного, адекватного объяснения и понимания, выявить и сформулировать новые философско-мировоззренческие идеи, ставшие основой неклассического типа научной рациональности, и определить основные положения, на которых зиждется неклассическая научная парадигма. Контрольные вопросы для «модернистов»:
г) Формулирование задания для «аналитиков». Задача – внимательно отслеживая выступления представителей «классиков» и «модернистов», дать аргументированную оценку того, насколько полно и адекватно каждая из двух групп представила свой тип естествознания, и провести сравнительный анализ классической и неклассической науки по следующим пунктам:
II. Проведение занятия. а) Вводное слово преподавателя. б) Выступление представителей группы «классиков». в) Аналитические выступления «аналитиков». г) Краткое подведение итогов преподавателем и формулирование задания по обсуждению неклассического научного естествознания. д) Выступление представителей группы «модернистов». е) Аналитические выступления «аналитиков». Краткое подведение итогов обсуждения вопроса и постановка задачи для «аналитиков». ж) Выступление «аналитиков». III. Заключение преподавателя по подготовке и проведению занятия, оценка знаний студентов и выводы относительно достигнутых результатов. 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература
8.2 Дополнительная литература
8.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
6. Материально – техническое обеспечение дисциплины Стерлитамакский филиал БашГУ, кафедра гуманитарных дисциплин располагают материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно- техническим нормам и обеспечивающей все виды теоретической и практической подготовки аспирантов, предусмотренным учебным планом по изучению курса «История и философия науки. Педагогические науки». 7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Как было уже отмечено, курс «История и философия науки. Педагогические науки» включает в себя три части – 1) историю науки, по которой они специализируются в аспирантуре, которую аспиранты (соискатели) изучают в основном самостоятельно и по которой они пишут рефераты, 2) философию науки, которая изучается организованным образом в рамках специальных занятий, темы и вопросы которой и составляют в основном содержание кандидатского экзамена и 3) философские проблемы педагогической науки, являющейся тоже предметом организованного изучения и вопросы которой тоже входят в содержание экзамена кандидатского минимума. Первая часть курса – история науки – представлена примерной тематикой рефератов и контрольных вопросов по истории педагогической науки. Вторая и третья части курса «История философия науки. Педагогические науки» представлена учебной программой и планами семинарских занятий по философии науки и философским проблемам педагогического знания. Изучение тем и вопросов, предусмотренных программой, осуществляется на занятиях, проводимых кафедрой гуманитарных дисциплин в объеме 54 часов аудиторных занятий (44 часа лекций и 10 часов семинаров). Результаты освоения программных положений аспиранты (соискатели) демонстрируют на кандидатском экзамене по истории и философии науки специальной комиссии, утверждаемой приказом ректора, в которую входят ведущие специалисты (как правило, доктора наук и профессора) как в области философии, так и отдельных наук. Для активации работы аспирантов (соискателей) по изучению философии науки программой подготовки к сдаче экзамена запланированы семинарские занятия по общим вопросам философии науки и по философским проблемам специальных наук. На семинары выносятся те вопросы, в которых каждый сдающий кандидатский экзамен должен хорошо разбираться. Они во многом совпадают с экзаменационными вопросами. Задача преподавателя прежде всего заключается в том, чтобы организовать работу аспирантов и направить ее на эффективную подготовку к сдаче кандидатского экзамена во всех ее составляющих компонентах. Преподаватель должен оказать помощь аспирантам и в освоении теоретических вопросов, составляющих содержание экзамена, и в выборе темы реферата, в определении его содержания и требований к его оформлению , и в подборе литературы, и в работе с нею. Важным моментом в работе преподавателя является осуществление постоянного контроля работы аспирантов, чтобы они не откладывали в «долгий ящик» то, что нужно сделать к определенному сроку. 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ АСПИРАНТОВ Каждый аспирант должен отдавать себе отчет в том, ему предстоит выполнить весьма трудное дело: подготовиться и успешно сдать экзамен кандидатского минимума по «Истории и философии науки». Для этого необходимо написать реферат (тему реферата по истории педагогической науки можно сформулировать самостоятельно или выбрать ее в предлагаемом списке тем), изучить вопросы по истории своей специальной дисциплины (список вопросов также предлагается) и продемонстрировать свои знания на собеседовании, освоить вопросы по философии науки и философским проблемам педагогического знания, что требует изучения соответствующей литературы, систематической подготовки к семинарам, и обязательное посещение лекционных занятий, проводимых каждую неделю. Программа кандидатского экзамена по «Философии науки для педагогов» |
Учебно-методический комплекс обязательной дисциплины(ОД. А. 01) «история и философия науки» Материально-техническое обеспечение дисциплины Методические рекомендации для преподавателя | Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки» И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История науки (математики,... «История математики». Программа-минимум соответствующей части кандидатского экзамена«История и философия науки». 32 | Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки... Министерства образования и науки рф, касающимися данной дисциплины, и учебными планами рассматриваемых специальностей в фгоу впо... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины(ОД. А. 01) «история и философия науки» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки» Учебные материалы для подготовки кандидатского экзамена по истории и философии науки | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки ... | Учебно-методический комплекс дисциплины «философия» Для студентов: квалификация юрист Философия : учебно-методический комплекс / авт. А. Л. Анисин. – Тюмень : тф апу, 2010. – 132 с | ||
Я. С. Ядгаров история и философия науки История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по... | Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история... Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной... | Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии», часть 5 Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с | Учебно-методический комплекс дисциплины «философия» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |