Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы студентов аннотация учебно-методического комплекса дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки»





Скачать 114.49 Kb.
НазваниеРабочая программа материалы для организации самостоятельной работы студентов аннотация учебно-методического комплекса дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки»
Дата публикации01.04.2015
Размер114.49 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШколА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДВФУ



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


История лингвистической науки
031301.65 Теоретическая и прикладная лингвистика
Форма подготовки Очная

Школа региональных и международных исследований

Кафедра русского языка и литературы

курс 3 семестр 5

лекции 17 час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки 17 час.

самостоятельная работа 51 час.

реферативные работы предусмотрены

контрольные работы предусмотрены

экзамен 5 семестр
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 14 марта 2000 г. N 63 лг/дс ), образовательного стандарта ДВФУ

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры русского языка литературы «01» сентября 2011 г. протокол № 1

Заведующая (ий) кафедрой Крылова Г. М. 2011г.

Составитель (ли): к.ф.н., доцент Милянчук Н.С.
Содержание

Аннотация………………………………………………………………………………………..3

Рабочая программа ……………………………………………………………………………...4

Материалы для организации самостоятельной работы студентов …….…………………...12

Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины

Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки» разработан для студентов 4 курса специальности 031201.65 «Теория и методика преподавания и иностранных языков и культур» в соответствии с требованиями по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования.

Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (17 часов), самостоятельная работа студента (56 часа). Дисциплина реализуется на 4 курсе в 8 семестре.

Учебно-методический комплекс включает в себя:

  • аннотацию

  • рабочую учебную программу дисциплины;

  • материалы для организации самостоятельной работы студентов;


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШколА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДВФУ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


История лингвистической науки
031301.65 Теоретическая и прикладная лингвистика
Форма подготовки Очная

Школа региональных и международных исследований

Кафедра русского языка и литературы

курс 3 семестр 5

лекции 17 час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки 17 час.

самостоятельная работа 51 час.

реферативные работы предусмотрены

контрольные работы предусмотрены

экзамен 5 семестр
Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 14 марта 2000 г. N 63 лг/дс ), образовательного стандарта ДВФУ

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русского языка литературы «01» сентября 2011 г. протокол № 1

Заведующая (ий) кафедрой Крылова Г. М. 2011г.

Составитель (ли): к.ф.н., доцент Милянчук Н.С.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)


II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)

Пояснительная записка
Курс «История лингвистической науки» входит в цикл общетеоретической подготовки студентов-филологов, обучающихся по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». С одной стороны, в нём обобщаются и углубляются знания о языке, полученные студентами за предшествующие годы (в курсе «Введение в языкознание», при изучении родного и иностранных языков, а также древних языков), с другой стороны, курс «История лингвистической науки» предваряет завершающий этап лингвистической подготовки филологов – курс общего языкознания.

Главной целью курса «История языкознания» является рассмотрение процесса накопления и эволюции научного знания о языке, формирования современных представлений об этом объекте, демонстрация взаимосвязанности, преемственности лингвистических концепций различных эпох.

Основные задачи курса:

  1. Раскрыть содержание различных этапов развития языкознания, отдельных концепций, сформированных на каждом из этих этапов, определить роль каждой из них в процессе эволюции научного знания.

  2. Показать социально-культурные факторы и исторические предпосылки, обусловливающие возникновение той или иной концепции.

  3. Продемонстрировать взаимосвязанность и преемственность концепций различных эпох, тем самым проследить процесс постепенного формирования современного научного представления о языке.

  4. На примере истории лингвистики показать общие закономерности развития процесса научного познания, истории науки как таковой.

Курс «История лингвистической науки» связан не только с собственно лингвистическими, но и с общегуманитарными дисциплинами: философией, историей, логикой, социологией, психологией, а также с литературоведением.

По окончании курса студент должен:

  1. усвоить содержание лингвистических концепций различных исторических эпох;

  2. видеть связь между ними;

  3. определять место каждой из концепций в общем процессе истории науки о языке;

  4. уметь соотносить ту или иную научную теорию с культурно-историческим фоном, на котором она возникла;

  5. иметь цельное представление о последовательности этапов развития языкознания;

  6. иметь содержательное представление об основных методах лингвистического исследования, истории и предпосылках их формирования;

  7. получить сведения о жизни и деятельности языковедов, сыгравших ключевую роль в развитии науки о языке.



Содержание дисциплины
Лекции (17 часов)


              1. История языкознания как наука. Историографический метод. Основные этапы развития лингвистики (1 час).

              2. Древнейшие лингвистические традиции (общая характеристика). Языкознание Древней Индии (1 час).

              3. Языкознание Древней Греции и Древнего Рима (1 час).

              4. Европейское языкознание Средних веков и Эпохи Возрождения (общая характеристика) (1 час).

              5. Европейское языкознание ХIХ века (общая характеристика) (1 час).

              6. Возникновение сравнительно-исторического метода (2часа).

              7. Возникновение общего языкознания (лингвистическая концепция В. Гумбольдта) (1 час).

              8. Формирование концепции современного языкознания (идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ) (1 час).

              9. Формирование концепции современного языкознания (учение Ф. де Соссюра) (1час).

              10. Структурализм как ведущее лингвистическое направление ХХ века (общая характеристика) (1 час).

              11. Пражский структурализм (1 час).

              12. Датский структурализм (1 час).

              13. Американский структурализм (1 час).

              14. Российское языкознание ХХ века (1 час).

              15. Антропоцентрический подход в лингвистике (1 час).

              16. Итоговое тестирование (1 час).


Вопросы к экзамену


  1. История языкознания как наука. Историографический метод.

  2. Основные этапы и периоды истории языкознания.

  3. Древнейшие лингвистические традиции: языкознание Древней Индии.

  4. Древнейшие лингвистические традиции: языкознание Древней Греции.

  5. Древнейшие лингвистические традиции: языкознание Древнего Рима.

  6. Европейское языкознание Средних веков и Эпохи Возрождения (общая характеристика).

  7. Грамматика Пор-Рояль.

  8. Возникновение сравнительно-исторического направления в языкознании.

  9. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта.

  10. Европейское языкознание ХIХ века: основные направления.

  11. Лингвистическая концепция И.А. Бодуэна де Куртенэ (общая характеристика).

  12. Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра (общая характеристика).

  13. Структурализм как лингвистическое направление: общие принципы, этапы развития, основные течения.

  14. Основные положения Пражской лингвистической школы.

  15. Проблемы фонетики и фонологии в трудах представителей Пражского лингвистического кружка.

  16. Проблемы грамматики и в трудах представителей Пражского лингвистического кружка.

  17. Основные положения глоссематики.

  18. Дескриптивная лингвистика.

  19. Генеративная (порождающая) грамматика.

  20. Основные принципы и задачи универсализма.

  21. Типологическое языкознание.

  22. Русская лингвистическая традиция.

  23. Отечественное языкознание советского периода.

  24. Л.В. Щерба: жизнь и лингвистическая деятельность.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература


  1. Юдаева, О.В. Тесты по дисциплине "История языкознания"/ О. В. Юдаева. М.: Флинта: Наука, 2011.

  2. Даниленко, В.П. Общее языкознание и история языкознания: курс лекций: учебное пособие для лингвистических вузов и факультетов, а также филологических факультетов университетов / В. П. Даниленко. М.: Флинта: Наука, 2009.

  3. Амирова, Т.А. История языкознания: учебное пособие для вузов, реализующих лингвистические и филологические образоватеьные программы / Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественский; под ред. С.Ф. Гончаренко. М.: Академия, 2010. – 671 с.

Дополнительная литература

  1. Шулежкова, С.Г. История лингвистических учений: учебное пособие / С. Г. Шулежкова. М.: Флинта: Наука, 2007.

  2. Михалев, А.Б. Общее языкознание: история языкознания : путеводитель по лингвистике: конспект-справочник : учебное пособие для лингвистических вузов, филологических факультетов /А. Б. Михалев. М.: Флинта: Наука, 2007.

  3. Алпатов В.М. История лингвистических учений. Учебное пособие. М.: Языки русской культуры, 1998.

  4. Сусов И.П. История языкознания. М.: АСТ: Восток-Запад, 2006.

  5. Гируцкий А.А. Общее языкознание. М.: Высшая школа, 2001.

  6. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М.: Просвещение, 1979.

  7. Звегинцев В.А. История языкознания ХIХ и ХХ веков в очерках и извлечениях. М.: Учпедгиз. В 2-х частях, 1960. Или: Ч.1, 1964; Ч.2, 1965.

  8. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. - М.: Академия, 2005.

  9. Березин Ф.М. История лингвистических учений. – М.: Высшая школа, 1986.

  10. История лингвистических учений. Древний мир. – Л.: Наука, 1980.

Электронные фонды учебно-методической документации

  1. Драчева С.И. Общее языкознание (История языкознания. Теория языка.): учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031001 "Филология". - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. http://window.edu.ru/resource/433/72433

  2. Шарафутдинова Н.С. Теория и история лингвистической науки: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2006. - 284 с. http://window.edu.ru/resource/156/45156

  3. Дашкова М.Ф., Бунина Т.Д. История лингвистических учений: Учебное пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. http://window.edu.ru/resource/077/40077

  4. Осипова Э.Н. История языкознания: программа и руководство к самостоятельной работе студентов. - 2-е изд., испр. и доп. - Архангельск: ПГУ, 2003. http://window.edu.ru/resource/572/73572


Самостоятельная работа студентов по курсу «История языкознания»

  1. часов)

  1. Конспектирование научных трудов ведущих языковедов:

  1. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода // Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. – М.: Учпедгиз, 1960 или 1964. Ч. 1.

  2. Бодуэн де Куртене И.А. Некоторые общие замечания о языковедении и языке // Там же.

  3. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики (Извлечения) // Там же.

  4. Тезисы Пражского лингвистического кружка // Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. – М.: Учпедгиз, 1960 или 1965. Ч. 2.

  5. Ельмслев Л. Язык и речь // Там же.

  1. Подготовка рефератов на темы (по выбору).




  1. Арабское языкознание.

  2. Э.Сепир и его книга «Язык».

  3. Гипотеза языковой относительности Бенджамена Уорфа.

  4. Проблема языковых универсалий.

  5. Жизнь и деятельность Л.В.Щербы.

  6. Новое учение о языке Н.Я.Марра.

  7. Жизнь и деятельность Ф.Ф.Фортунатова.

Н.Хомский и его порождающая грамматика.

  1. Самостоятельное изучение тем «Русская лингвистическая традиция», «Жизнь и деятельность Л.В. Щербы», «Основные принципы и задачи универсализма», «Типологическое языкознание», «Ностратические языки и их классификации».

  2. Подготовка к промежуточным тестам.

  3. Подготовка к итоговому тестированию.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы студентов аннотация учебно-методического комплекса дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки» iconУчебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Физика» разработан для студентов 1,2 курса по специальности 240902. 65 «Пищевая биотехнология»...
Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы студентов аннотация учебно-методического комплекса дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки» iconУчебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Компьютерная графика» разработан для студентов 3 курса по специальности 240902. 65 «Пищевая...
Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы студентов аннотация учебно-методического комплекса дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки» iconУчебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Анатомия и биоресурсы пищевого сырья» разработан для студентов 4 курса по специальности...
Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы студентов аннотация учебно-методического комплекса дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки» iconУчебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Биотехнология комбинированных пищевых продуктов на основе молочного и микробиологического...
Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы студентов аннотация учебно-методического комплекса дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки» iconУчебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Материалы для организации самостоятельной работы студентов
Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы студентов аннотация учебно-методического комплекса дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки» iconРабочая программа учебной дисциплины (очная форма обучения) 5 Контрольно-измерительные...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы студентов аннотация учебно-методического комплекса дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки» iconУчебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа дисциплины...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания» разработан для студентов 3 курса...
Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы студентов аннотация учебно-методического комплекса дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы студентов аннотация учебно-методического комплекса дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки» iconУчебно-методический комплекс включает в себя учебную рабочую программу...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы студентов аннотация учебно-методического комплекса дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы студентов аннотация учебно-методического комплекса дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки» iconРабочая учебная программа дисциплины Конспекты лекций Материалы для...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы студентов аннотация учебно-методического комплекса дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки» iconАннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Информатика»...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы студентов аннотация учебно-методического комплекса дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 конспекты лекций 33...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы студентов аннотация учебно-методического комплекса дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки» iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры Электроники...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы студентов аннотация учебно-методического комплекса дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история отечественного государства...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Рабочая программа материалы для организации самостоятельной работы студентов аннотация учебно-методического комплекса дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины «История лингвистической науки» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск