Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе





Скачать 391.67 Kb.
НазваниеМоделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе
страница1/2
Дата публикации01.10.2014
Размер391.67 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2


На правах рукописи

ОВЧИННИКОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА

МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕВОЧЕК 8-9 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ СПОРТИВНОМ КЛАССЕ

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Улан-Удэ

2010

Работа выполнена на кафедре теории физической культуры государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Бурятский государственный университет»

Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор

Гаськов Алексей Владимирович

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Галимов Геннадий Яковлевич

кандидат педагогических наук, доцент

Пружинина Марина Викторовна


Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Читинский институт (филиал) Байкальского государственного университета экономики и права»

Защита состоится 22 апреля 2010 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д.212.022.02 при ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, www.bsu.ru.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5, ауд.1110.

Автореферат разослан 21 марта 2010 года

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент Т.Н.Суетина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность

Одним из важнейших направлений деятельности по преодолению негативной ситуации со всеми аспектами здоровья подрастающего поколения является включение детей и подростков в систематические, активные и регулярные физкультурно-спортивные занятия (Столяров В. И., 2009). Большинством ученых и специалистов-практиков признается неэффективность существующей системы физического воспитания школьников (Бальсевич В. К., 2005, Лубышева Л. И., 2006, Столяров В. И., Вишневский В. И., 2007 и др.). Такая ситуация актуализирует проблему модернизации физического воспитания, физкультурно-спортивной работы в школе не только с теоретической, но и с практической стороны.

Наибольшие перспективы в настоящее время имеют спортивно ориентированные формы физического воспитания, которые предполагают выбор ребенком вида спорта или других форм физической активности в противовес отбору детей для вида спорта (Бальсевич В. К., 1997, 1999, 2003, 2007; Бальсевич В. К., Лубышева Л. И., 2003, 2005). В процессе научных исследований обоснована эффективность методологической установки на повышение уровня физической подготовленности, комплексного развития физических качеств школьников, основанной на применении различных видов спортивной специализации, направленных на обучение базовым двигательным умениям и навыкам. Такой подход к физическому воспитанию положен в основу адекватно сбалансированного учебно-воспита-тельного и учебно-тренировочного процесса на уроках физкультуры в средних классах общеобразовательной школы (Бальсевич В. К., 2000, 2003; Лубышева Л. И., 2006; Прогонюк Л. Н., 2003; Фонарев Д. В., 2002; Чедов К. В., 2005 и др.). К настоящему времени опубликованы результаты исследований эффективности процесса физического воспитания младших школьников, основанного на использовании элементов дзюдо (Зуб И. В., 2005); традиционного каратэ (Кондратьев А. Н., 2006); настольного тенниса (Чуева И. А., 2006); туризма (Климанова Т. Г., 2007); волейбола (Романов Е. А. (2007); регби (Пылев А. А., 2007) и т. п.

Перспективным направлением в решении задачи оптимизации процесса физического совершенствования учащихся является создание в общеобразовательных школах специализированных классов с физкультурно-спортивным уклоном. Это создает организационные условия для реализации новых установок международных спортивных федераций, требующих широкого поиска практических и методических решений для подготовки высококвалифицированных спортсменов, фундамент высшего спортивного мастерства которых закладывается именно в группах начальной подготовки (Винер И. А., 2003, Цепелевич И. В., 2007). Отечественными специалистами отмечается повышенное значение физической подготовки спортсменок на начальном этапе тренировки, обусловленное тем, что именно в этот период закладывается база для дальнейшего роста функциональных возможностей и спортивно-технического мастерства (Аркаев Л. Я., Кузьмина Н. И, 2001; Береснева И. А., Ефимова К. А., Юшин А. Б., 2006; Вишнякова, С. В., 1999; Макарова, Е. Ю., 1998; Набатникова М. Я., 1982; Сучилин А. А., 1997; Филин В. П., Фомин Н. А.; 1980; Цепелевич И. В., 2007 и др.). Особое внимание к уровню развития двигательных способностей на этапе начальной подготовки обусловлено высокими требованиями к уровню физической подготовленности спортсменок, предъявляемыми к соревновательным композициям в художественной гимнастике.

По проблемам организации, определения содержания, оценки эффективности учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процесса учащихся спортивных классов общеобразовательной школы выполнен ряд экспериментальных исследований с участием учащихся средних и старших классов (Киселев В. А., 2000, Кофман Л. Б., 1998, Оправхата С. Е., 1998, Шамардина Г. Н., 1985 и др.). Однако обоснованных современных способов реализации этого направления в физическом воспитании младших школьников не обнаружено. Отсутствует целостная система планирования учебно-воспитательных и учебно-тренировочных занятий и контроля в избранных учащимися видах спорта (Баженова Г. Г., 2006).

Забайкальскими тренерами-преподавателями детских спортивных школ (ДЮСШ) по художественной гимнастике в настоящее время отмечается низкий исходный уровень физического развития и физической подготовленности юных спортсменок. В сложившейся ситуации количества учебных часов, отводимых согласно программно-нормативным документам ДЮСШ на повышение уровня общей физической подготовленности (ОФП) спортсменов в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах, явно недостаточно (Широбокова В. В, Пушкарева Ж. Ю., 2008). Существенное увеличение объема раздела ОФП учебной программы детской спортивной школы может быть достигнуто за счет использования тренировочных средств и упражнений художественной гимнастики на уроках физической культуры в специализированном спортивном классе. Положением о специализированных классах с физкультурно-спортивным уклоном предусматривается подобная возможность. Однако научного обоснования моделей учебно-воспитательного процесса и его взаимосвязи с учебно-тренировочным процессом учащихся спортивных классов на ступени начальной школы нами не обнаружено.

Анализ состояния изучаемой проблемы позволил выявить ряд противоречий между:

- необходимостью разработки и внедрения современной спортивно ориентированной модели физического воспитания для привлечения учащихся к физкультурно-спортивным занятиям и недостаточным научным и практическим обеспечением решения этой проблемы на этапе начального образования;

- высокими требованиями к общей и специальной подготовленности спортсменок, предъявляемыми к соревновательным композициям в художественной гимнастике, и фактическим уровнем физического развития и физической подготовленности юных забайкальских спортсменок;

- необходимостью совершенствования учебно-тренировочного процесса гимнасток 89 лет в условиях специализированного спортивного класса и отсутствием комплексного программно-методического обеспечения этого процесса.

Совокупность выявленных противоречий определила проблему нашего исследования, которая заключается в поиске путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 89 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе.

Актуальность и педагогическая значимость этой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования «Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8–9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе».

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по физической культуре у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

Предмет исследованияспортивно-оздоровительная направленность модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре с использованием рационального соотношения тренировочных средств общей и специальной физической подготовки девочек 89 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе.

Цель исследования: разработка и научное обоснование модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 89 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе, на основе рационального соотношения средств общей и специальной физической подготовки.

Задачи:

1. Изучить и теоретически обосновать необходимость использования средств общей и специальной физической подготовки в процессе уроков физической культуры у девочек, занимающихся художественной гимнастикой.

2. Разработать модель учебно-воспитательного процесса по физической культуре учениц специализированного спортивного класса с направленностью на повышение уровня общей и специальной физической подготовленности.

3. Обосновать с помощью педагогических и медико-биологических методов эффективность разработанной модели и определить ее влияние на повышение уровня физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностей организма девочек 89 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе.

Методы исследования

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; педагогическое тестирование; медико-биологические исследования; методы математико-статистической обработки.

Гипотеза. Нами предполагалось, что разработка и внедрение в специализированном спортивном классе у девочек 89 лет модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре, основанной на рациональном соотношении тренировочных средств художественной гимнастики, позволит повысить уровень физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностей организма юных спортсменок, окажет положительное влияние на динамику показателей спортивного мастерства и эффективность учебно-тренировочного процесса.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

общепедагогические принципы обучения и воспитания (Бондаревская Е. В., Кайнова Э. Б., Коджаспирова Г. М., Лихачев Д. С., Маленкова Л. И., Новикова Л. И., Подласый И. П., Сластенин В. А);

принципы и закономерности физического воспитания подрастающего поколения (Матвеев А. П., Матвеев Л. П., Кенеман А. В., Холодов Ж. К., Хухлаева Д. В.);

принципы спортивной тренировки (Курамшин Ю. Ф., Матвеев Л. П., Платонов В. Н.);

концепция конверсии избранных элементов технологий спортивной подготовки в системе физического воспитания (Бальсевич В. К., Лубышева Л. И.).

Научная новизна заключается в следующих положениях:

1. Разработана и теоретически обоснована современная модель учебно-воспитательного процесса по физической культуре, направленная на формирование у учащихся начальной школы интереса к двигательной деятельности на основе избранного вида спорта.

2. Определены ведущие двигательные способности девочек 89 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе, влияющие на результат соревновательной деятельности; экспериментально обосновано рациональное соотношении средств общей и специальной подготовки в учебно-тренировочном процессе гимнасток.

3. Обоснована эффективность модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре с использованием тренировочных средств общей и специальной физической подготовки избранного вида спорта и ее воздействие на уровень здоровья, физического развития, физической подготовленности и функциональные возможности девочек 89 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе.

Теоретическая значимость исследования: содержательно обобщен и систематизирован теоретический и эмпирический материал в рамках проблематики исследования, касающейся аспектов моделирования учебного процесса учащихся специализированных спортивных классов, выявлены средства и методы общей и специальной физической подготовки в художественной гимнастике, предложено оптимальное их соотношение, проведен теоретический анализ уровня физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностей организма и уровня здоровья девочек 89 лет.
Практическая значимость исследования:

1. Результаты работы положены в основу организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре для учащихся специализированного спортивного класса, направленного на формирование интереса к двигательной деятельности на основе избранного вида спорта, повышение уровня физической подготовленности и функционального состояния организма младших школьниц, специализирующихся в художественной гимнастике.

2. Внедрена в практику физического воспитания учащихся специализированного спортивного класса модульная рабочая программа по физической культуре у девочек 89 лет, основанная на применении тренировочных средств общей и специальной физической подготовки избранного вида спорта (художественная гимнастика).

Апробация: основные положения и результаты исследования были изложены, обсуждены и одобрены на заседаниях лаборатории «Моделирование содержания и медико-биологическое обоснование физической культуры и спорта», кафедры теоретических основ физического воспитания Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского и кафедры теории физической культуры Бурятского государственного университета; опубликованы в материалах региональных, всероссийских и международных научно-практических конференций. Издано учебно-методическое пособие «Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре учащихся специализированного спортивного класса со специализацией художественная гимнастика и дзюдо». Всего по теме исследования издано 10 печатных работ, две из которых вышли в изданиях, рекомендованных ВАК.

Организация исследования

Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе (сентябрь 2004 – май 2005 гг.) проводилось теоретическое изучение научно-методической литературы по проблеме исследования, выбор направления работы, определение гипотезы, конкретизация методов исследования, изучение практического опыта деятельности спортивных классов школ города Читы и Забайкальского края.

Второй этап исследования (сентябрь 2005 май 2007 гг.) включал два периода. В первом периоде в течение 2005/2006 учебного года на базе специализированного спортивного класса средней школы №26 г. Читы проводился предварительный эксперимент для определения содержания и уточнения методики проведения уроков физической культуры со спортивно-оздоровительной направленностью, выявления двигательных способностей, влияющих на результат соревновательной деятельности, а также подбор и апробация методов исследования. Во втором периоде (сентябрь 2006 – май 2007 гг.) был проведен основной педагогический эксперимент, в ходе которого определялась эффективность авторской модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре с направленным воздействием на повышение уровня физической подготовленности учащихся 2 класса.

Педагогический эксперимент проводился на базе СДЮШОР Забайкальского края. Под наблюдением находились практически здоровые школьницы 89 лет в количестве 29 человек. Экспериментальную группу составили 15 учениц специализированного спортивного класса общеобразовательной школы №26 г. Читы. Контрольная группа была представлена 14 девочками, занимающимися на отделении художественной гимнастики КСДЮШОР (тренер В. В. Широбокова). На этапе основного эксперимента в учебный процесс по физической культуре экспериментальной группы были внесены изменения с целью совершенствования содержания и организации учебно-воспитательного процесса.

На третьем этапе (июнь 2007 – август 2008 гг.) выполнялась обработка полученных данных, научно-литературное оформление диссертационной работы, обсуждение экспериментальных данных на научно-практических конференциях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Модель учебно-воспитательного процесса по физической культуре учениц специализированного спортивного класса с направленностью на повышение уровня общей и специальной физической подготовленности.

2. Рациональное соотношение тренировочных средств общей и специальной подготовки в специализированном классе по художественной гимнастике.

3. Медико-биологическое и педагогическое обоснование воздействия разработанной модели на динамику показателей физического развития и физической подготовленности девочек 89 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа представлена на 173 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка из 304 источников, из них 6 зарубежных авторов. Материал иллюстрирован 22 таблицами и 7 рисунками.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Предлагаемая модель учебно-воспитательного процесса по физической культуре для девочек, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе, предусматривает реализацию принципа тренировок как обязательного условия достижения цели физического воспитания. Методологическая установка на комплексное развитие физических качеств младших школьниц основана на использовании опережающего метода применения средств и методов общей и специальной подготовки избранного вида спорта. Содержание программного материала направлено на улучшение физического развития и физической подготовленности, функционального состояния учащихся с последующим обучением базовым двигательным умениям и навыкам согласно Примерной программе по физической культуре (2006). Данный подход к физкультурному образованию стал основой для построения сбалансированного учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

Планирование учебного материала по физической культуре у учащихся экспериментальной группы осуществлялось на основе примерной программы начального образования по физической культуре (2006) (ГОС 2004); у девочек контрольной группы на основе учебных программ (А. П. Матвеев, 2006 г., В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2004) в объеме двух академических часов в неделю (90 мин). Учебно-тренировочный процесс строился в соответствии с требованиями программы для учебно-тренировочных групп второго года обучения (УТГ-2) ДЮСШ и СДЮСШОР по художественной гимнастике (Белокопытова Ж.А. и др., 2002) в объеме 9 ч в неделю (6 тренировочных занятий по 90 мин).

В соответствии с рекомендациями программы на общую физическую подготовку (ОФП) в год планировалось 110 ч (32%), на специальную физическую подготовку – 90 ч (14,4% от общего объема часов соответственно). За счет использования на уроках физической культуры упражнений из раздела физической подготовки в художественной гимнастике экспериментальная модель учебно-воспитательного процесса по физической культуре дала возможность увеличить объем средств ОФП в экспериментальной группе до 40%, а средств СФП до 27%, что позволило рационально распределить время на решение задач учебно-тренировочного процесса. Такое распределение времени дало возможность варьирования плана учебно-тренировочных занятий гимнасток за счет использования в процессе физического воспитания средств общей физической подготовки избранного вида спорта для повышения уровня развития двигательных способностей учениц начальной школы с последующим обучением базовым двигательным действиям.

Исследование исходного уровня физического состояния организма девочек 89 лет (n=29), занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе (ЭГ) и КСДЮШОР (КГ), выявило, что существенных различий в среднегрупповых антропометрических и физиометрических показателях, показателях общей и специальной физической подготовленности, физической работоспособности и уровня здоровья младших школьниц в начале учебного года не обнаружено.

Результатом воздействия предложенной модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре учениц специализированного спортивного класса, направленной на повышение уровня физического состояния учащихся 2-х классов, стала положительная динамика показателей физического состояния девочек экспериментальной группы (рис. 1).



Рис. 1. Темпы прироста показателей внешнего дыхания гимнасток 89 лет, %

Установленные нами высокие темпы прироста показателей антропо- и физиометрических показателей (экскурсии грудной клетки, относительной жизненной емкости легких, пробы Штанге) девочек 89 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе (табл. 1), свидетельствуют об эффективности предлагаемых тренировочных средств и модели учебно-воспитательного процесса в экспериментальной группе.
Таблица 1

Динамика показателей физического развития девочек 8-9 лет в течение учебного года


Исследуемые

показатели

Начало эксперимента (сентябрь 2006)

Конец эксперимента (май 2007)

Темпы прироста, %

M

m

M

m

Длина тела, см

ЭГ

130,63

1,05

137,23

1,3

4,93

КГ

127,82

1,06

133,21

1,40

4,13

Масса тела, кг

ЭГ

25,6

0,77

27,24

0,8

6,21

КГ

24,7

0,89

26,33

0,61

6,39

Окружность грудной клетки в покое, см

ЭГ

60,23

0,53

59,73

0,61

-0,83

КГ

59,38

0,26

60,03

0,2

1,09

Экскурсия грудной клетки, см

ЭГ

4,35

0,33

5,8

0,35

28,57

КГ

5,32

0,29

5,66

0,32

6,19

Жизненная емкость

легких, мл

ЭГ

1613,33

73,59

1784,62

57,28

10,08

КГ

1722,23

65,99

1806,33

69,33

4,77

Жизненная емкость

легких отн., мл/ кг

ЭГ

59,28

2,23

71,45

1,97

18,62

КГ

62,73

1,89

68,66

1,46

9,03

Динамометрия кистевая, кг

ЭГ

10,25

0,13

10,47

0,37

2,12

КГ

10,89

0,33

11

0,44

1,01

Динамометрия кистевая отн., кг/кг массы тела

ЭГ

0,4

0,01

0,39

0,02

-2,53

КГ

0,44

0,02

0,42

0,33

-4,65

Проба Штанге

(время задержки

дыхания на вдохе), с

ЭГ

24,74

2,52

28,33

2,31

13,53

КГ

25,33

1,96

27,66

3,13

8,79



Одной из задач предварительного эксперимента было выявление взаимосвязи показателей физической подготовленности юных гимнасток и результатов квалификационных соревнований, а также определение влияния изменения уровня общей физической подготовленности на динамику показателей специальной физической подготовленности гимнасток-«художниц». При обработке экспериментальных данных нами использовался метод корреляционного анализа, в процессе которого были установлены связи между итоговой суммой баллов, набранных девочками 8 лет в квалификационных соревнованиях, и результатами тестов на динамическое равновесие и «мост» (r=0,51), с показателем тестов «быстрота переноса рук» (r=0,49), «прыжки на разметку» (r=0,45) и «выкрут прямых рук назад» (r=0,42). Оценка за выполнение упражнений без предмета имеет высокую корреляционную связь с общей суммой баллов (r=0,59), показателями тестов «прыжки на разметку» (r=0,67) и «мост» (r=0,55). Отрицательная корреляционная зависимость установлена между соревновательным результатом и росто-весовыми показателями: длиной (r=-0,51) и массой (r=-0,40) тела. Результат исполнения соревновательной композиции с мячом положительно коррелирует с данными теста «быстрота рук» (r=0,46) и показателем динамического равновесия (r=0,44). Отрицательно ассоциирована оценка за упражнение с мячом с длиной тела (r=-0,46), результатами тестов «метание в цель» (r=-0,46) и «наклон вперед со скамейки» (r=-0,40). Таким образом, нами были выявлены ведущие двигательные способности, влияющие на соревновательный результат девочек 89 лет, имеющих юношеские разряды: гибкость, способности к динамическому равновесию и дифференцированию мышечных усилий.

Корреляционный анализ результатов тестирования исходного уровня общей и специальной физической подготовленности позволил нам установить связь показателей общей и специальной гибкости в тестах ОФП и СФП, а также их связь с показателями собственно-силовых способностей и динамического равновесия. Общие скоростно-силовые способности взаимосвязаны с показателями специального статического равновесия, а также статической выносливости; показатель прыжковой выносливости с показателем статической выносливости; а показатели теста «равновесие на одной ноге с открытыми глазами» связаны с результатами тестирования специальных способностей – с показателями статической выносливости, статического равновесия, специальной гибкости. Выявленные взаимосвязи исследуемых показателей физической подготовленности и их связь с оценками, полученными юными спортсменками на квалификационных соревнованиях, были учтены при разработке модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре и планировании содержания уроков физической культуры у 89-летних девочек, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе.

Анализ межгрупповых различий в показателях физической подготовленности девочек контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента позволил сделать вывод о положительном влиянии предлагаемой модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре, предусматривающей целенаправленное использование тренировочных упражнений из художественной гимнастики на уроках физической культуры, на уровень развития физических качеств школьниц экспериментальной группы (табл. 2).

Таблица 2

Достоверность различий в показателях кондиционных и координационных

способностей девочек 8–9 лет в конце эксперимента (М±m)


Показатели

ЭГ(n=15)

КГ(n=14)

Достоверность различий

Кондиционные способности

Удержание в висе на согнутых руках (силовые способности), с

26,09±1,65

18,24±1,3

t=3,74;p<0,001

Прыжок в длину с места толчком двух ног с места (скоростно-силовые способности), см

134,23±1,63

128,7±1,49

t=2,50;p<0,05

Бег 6 мин (общая выносливость), м

1006,25±45,70

971,75±39,25

t=0,57;p>0,05

Наклон вперед стоя на гимнастической скамейке (гибкость), см

15,23±0,75

13,10±0,17

t=2,77;p<0,05

Челночный бег 3х10 м с высокого старта (координация, быстрота), с

9,07±0,14

9,50±0,13

t=2,25;p<0,05

Бег 30 м с высокого старта, с

6,32±0,25

7,01±0,03

t=2,76;p<0,05

Координационные способности

Прыжки на разметку (дифференцирование мышечных усилий), см

2,39±0,67

4,20±0,12

t= 2,66;p<0,05

Метание в цель (кинестетическое дифференцирование), очков

10,78±0,7

9,21±0,13

t= 2,21;p<0,05

"Фламинго" с открытыми глазами (статическое равновесие), с

47,83±1,52

42,90±1,2

t= 2,55;p<0,05

"Фламинго" с закрытыми глазами (статическое равновесие), с

8,93±1,89

11,02±2,7

t= 0,63;p>0,05

Бег к 5 мячам (ориентация в пространстве), с

10,44±0,26

12,32±0,8

t= 2,23;p>0,05


На рисунках 2 и 3 представлены межгрупповые различия в показателях двигательных способностей гимнасток, установленные нами по истечении годичного педагогического эксперимента, проведенного на базе специализированного спортивного класса.



Рис. 2. Различия в показателях кондиционных способностей гимнасток 89 лет

в конце эксперимента



Рис. 3. Различия в показателях координационных способностей гимнасток 89 лет
Достоверные межгрупповые различия были установлены в показателях силовых (p<0,001), скоростных, скоростно-силовых способностей и гибкости (p<0,05) девочек, занимающихся художественной гимнастикой, а также в показателях способности к дифференцированию мышечных усилий, кинестетическому дифференцированию и статическому равновесию (p<0,05). Положительная динамика была выявлена в показателях общей выносливости и ориентации в пространстве.

Кроме того, нами было установлено, что использование в учебно-воспитательном процессе по предмету «физическая культура» средств общей физической подготовки специализации «художественная гимнастика» не только способствовало повышению уровня физической подготовленности спортсменок, но и позволило более устойчиво формировать специальные двигательные умения и навыки.

Анализ достоверности межгрупповых различий показателей специальной физической подготовленности девочек 89 лет в конце эксперимента позволяет нам сделать вывод об эффективности используемых в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессе средств для повышения уровня развития специальных двигательных способностей девочек специализированного спортивного класса (табл. 3).
Таблица 3

Достоверность различий в показателях специальной физической подготовленности

девочек контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента (М±m)


Тесты

ЭГ

КГ

Достоверность различий

Равновесие на правой с закрытыми

глазами, с

5,83±1,09

3,01±0,17

p<0,05

Равновесие на левой с закрытыми

глазами, с

5,75±1,23

2,7±0,12

p<0,05



Поворот переступанием на узкой скамейке (10 см), баллов

4,99±0,01

3,87±0,2

p<0,001

Турлян 720°, баллов

3,36±0,18

2,71±0,17

p<0,05

Мост с захватом голени, баллов

1,82±0,50

0,97±0,27

p<0,05

Удержание в и.п. полная складка вперед, с

10,27±1,24

7,1±0,61

p<0,05

Отведение прямых рук назад, балл

1,99±0,09

1,63±0,37

p>0,05

Равновесие в шпагате с захватом, с

вперед на правой

3,64±1,03

1,0±0,1

p<0,05

вперед на левой

1,18±0,14

0,76±0,03

p<0,05

в сторону на правой

3,45±0,7

1,69±0,3

p<0,05

в сторону на левой

2,55±0,3

1,38±0,2

p<0,05

назад на правой

0,55±0,05

0,41±0,13

p>0,05

назад на левой

0,92±0,09

0,14±0,67

p>0,05

Шпагат

со скамейки, балл

правый

2,27±0,24

2,91±0,31

p>0,05

левый

1,64±0,28

1,66±0,09

p>0,05

прямой

1,91±0,34

2,04±0,07

p>0,05

"Двойные" прыжки со скакалкой за 1 мин, раз

3,18±0,15

1,57±0,31

p<0,05

Из И.П. - лежа - сед углом, раз за 10 с

7,82±0,48

5,96±0,13

p<0,05

Из и.п.лежа на животе – прогибание

за 10 с, раз

6,64±0,17

6,01±0,09

p<0,05


Модель учебно-воспитательного процесса по физической культуре, предусматривающая тренирующую направленность в развитии основных физических качеств с использованием средств избранного вида спортивной специализации (художественная гимнастика) с последующим обучением базовым видам двигательной деятельности младших школьников, оказала положительное воздействие не только на показатели физического развития и физической подготовленности юных спортсменок. Нами выявлены также достоверные различия в показателях физической работоспособности и уровня соматического здоровья девочек контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента (табл. 4).

Таблица 4

Динамика показателей физической работоспособности (PWC150) и уровня соматического здоровья девочек 8-9 лет в течение педагогического эксперимента, (М±m)


Исследуемые показатели

Группа

Этапы исследования

Темпы прироста,

%

Сентябрь 2006 г.

Май 2007 г.

Физическая работоспособность (PWC150),кгм/мин

ЭГ (n=15)

355,7±16,7

429,3±9,8

18,75

КГ (n=14)

353,2±15,2

398,6±10,2

12,08

Достоверность различий

t= 0,11; p>0,05

t= 2,17, p<0,05






Уровень соматического здоровья (по Г.Л. Апанасенко), балл

ЭГ (n=15)

5,21±0,66

9,14±0,69

54,77

КГ (n=14)

4,82±0,66

7, 55±0,96

44,14

Достоверность различий

t= 0,42; p>0,05

t= 3,03, p<0,05





Более высокие темпы прироста показателя PWC150 в экспериментальной группе (18,75% и 12,08% соответственно), а также достоверные различия данных о реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную нагрузку свидетельствуют о благоприятном воздействии предлагаемых средств на функциональное состояние организма участвующих в эксперименте девочек 89 лет, подтверждая эффективность предложенной модели учебно-воспитательного процесса в специализированном спортивном классе.

Различия в показателях уровня соматического здоровья, определяемого по экспресс-методике Г. Л. Апанасенко Р. Г. Науменко (1988) с учетом деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, особенностей физического развития и мышечной силы, были оценены нами в конце педагогического эксперимента как достоверные (p<0,05), при этом у девочек экспериментальной группы были зафиксированы более высокие темпы прироста данного показателя (рис. 4).


Рис. 4. Различия в показателях физической работоспособности и уровня соматического

здоровья гимнасток 89 лет в конце эксперимента
Достоверное повышение исследуемых показателей 89-летних девочек экспериментальной группы в течение учебного года позволяет констатировать, что предлагаемая модель учебно-воспитательного процесса по физической культуре в специализированном спортивном классе с применением группы средств избранного вида спортивной специализации способствовала улучшению показателей физического развития, общей и специальной физической подготовленности в течение учебного года, а также положительно повлияла на уровень физической работоспособности и соматического здоровья школьниц, занимающихся художественной гимнастикой.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе iconМетодика физической подготовки девочек 7-8 лет, занимающихся фитнес-аэробикой
...
Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе iconПрограмма повышения квалификации учителей изобразительного искусства...
Целью учебной программы является включение педагогов в решение следующих задач: изменение стереотипа мышления, связанного с недооценкой...
Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе iconГодовой план – график учебно–воспитательного процесса по физической культуре
Разработка модуля уроков русского языка по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов
Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе iconРабочая программа по физической культуре в 5 классе разработана на...
Учебно – методический комплект: Учебник Физическая культура. 5-7 классы: учебник для
Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе iconАнализ учебно-воспитательного процесса за 1 полугод
Цель анализа: проанализировать работу педагогического коллектива по ведению учебно-воспитательного процесса, нацеленного на повышения...
Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе iconРабочая программа по физической культуре в 6 классе разработана на...
Учебно – методический комплект: Учебник Физическая культура. 5-7 классы: учебник для общеобразовательных
Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе iconРабочая программа по физической культуре в 9 классе разработана на...
Учебно – методический комплект: Учебник Физическая культура. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных
Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе iconРабочая программа по физической культуре в 5 классе мбоу татарско-Кандызская сош
Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5–11 классов
Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 11 классе...
Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII...
Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 10 классе...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе iconМатериально-техническое обеспечение образовательного и воспитательного процесса
Для организации учебно-воспитательного процесса имеется 45 классных комнат, мастерские технического и обслуживающего труда, библиотека,...
Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе iconЦелях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса
В целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на 2012-2013 учебный год перед педагогическим коллективом была поставлена...
Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе iconПлан конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе...
План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол"
Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 8-11 классе...
Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного...
Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе iconРабочая программа по физической культуре в 11 классе разработана...
Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей,...
Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 10 (общеобразовательном)...
Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (2004г.)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск