Скачать 177.5 Kb.
|
Учебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения Смоленской академии физической культуры, спорта и туризма по курсу «ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ и СПОРТА»Курс – 1 Семестр - 1 Форма контроля - экзамен К.Н. Ефременков В.Ф.Лазарев СМОЛЕНСК 2009 г.
Изучение курса «История физической культуры и спорта» возложено на кафедру гуманитарных и социально- экономических дисциплин. Освоение программы происходит на первом курсе в первом семестре. На изучение курса ИФКиС учебной частью отводится 110 часов. Аудиторные занятия составляют 10 часов. Из них 6 часов - лекции (на установочной сессии) - 1-й семестр и 4 часа - групповые занятия (1-й семестр.) На самостоятельную работу студентов отводится 100 часов. На зимней сессии (1-й семестр) проводятся семинарские занятия- 4 часа на группу, индивидуальные и групповые консультации. Студент должен подготовить реферат по избранной тематике. Форма контроля - экзамен.
Программа дисциплины «История физической культуры и спорта» составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению 521900 «Физическая культура», специальности 022300 «Физическая культура и спорт». История физической культуры и спорта (ИФКиС) относится к числу гуманитарных теоретико-педагогических дисциплин. Она составляет важный раздел спортивной науки. Ее предметом является изучение общих закономерностей возникновения и развития физической культуры и спорта в жизни человеческого общества. История изучает средства, формы и методы, идеи и теории в области физической культуры и спорта. Она рассматривает физическую культуру и спорт как органическую часть всей человеческой культуры, воспитания, образования и оздоровления людей, подготовки их к трудовой и военной деятельности. История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших времен до наших дней в условиях различных цивилизаций.
Цель предмета ИФКиС - вооружить студентов историческими занятиями, которые смогут использовать в педагогической практике своей будущей специальности. Воспитание историей - важный метод углубления умственной, нравственной и эстетической подготовки будущего педагога, тренера и организатора в области физической культуры и спорта. ИФК и спорта имеет большое воспитательное и образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:
В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в институте, истории ФК и спорта отводится важное место. Она принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше познать свою профессию, повышать педагогическую культуру непосредственно подготавливает к практической деятельности. История ФК и С - наука, которая, исследуя и изучая прошлое, помогает познать настоящее и в известной степени выявить тенденцию будущего развития. Она представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. История ФК и С – основа гуманитарного образования в спортивной науке. Таким образом, курс истории ФК призван не только удовлетворять знания и интересы студентов к минувшему в области ФК и С, но и помогать им лучше разбираться в современности, использовать все то положительное, что было создано в истории, теории и практике физической культуры и спорта предшествующими поколениями. 2.2. Требования к уровню освоения содержания курса. В соответствии с учебным планом СГАФКСТ студенты 1 курса в процессе изучения курса истории ФКиС слушают лекции, посещают семинарские занятия, групповые и индивидуальные консультации, принимают участие в научном студенческом кружке, выступают на занятиях с докладами. Планы семинарских занятий, а также тематика рефератов и литература к ним указаны в соответствующих разделах данной программы. В конце программы приводятся краткие методические рекомендации к изучению истории ФКиС, учебные задания и вопросы для самоконтроля. В процессе самостоятельной работы студенты, кроме изучения рекомендуемой литературы могут использовать и такие формы, как работу с материалами по истории ФКиС в методических и учебных кабинетах кафедр СГАФКСТ, ознакомление с наглядными пособиями по курсу истории, посещение музеев и выставок, просмотр кинофильмов на спортивную тематику, выполнение рефератов по заданию кафедры и т.п. Проверка самостоятельной работы студентов осуществляется в форме консультаций и собеседований, контроля за выполнением учебных заданий, конспектов, рефератов, а также проведения коллоквиумов, олимпиад, деловых игр, спортивных викторин и т.п. До начала экзаменационной сессии студент должен получить положительную оценку по реферату. Дифференцированную оценку студент получает во время зимней сессии на экзамене. 2.4. Содержание дисциплины по видам занятий. Курс истории ФКиС состоит из трех разделов:
Внутренняя периодизация каждого из этих разделов рассматривается в рамках общественно-экономических формаций и соответствует принятой в отечественной науке. Темы и краткое содержание Тема № 1. Введение.
Тема № 2. Физическая культура и спорт в Древнем мире.
Тема № 3. Физическая культура и спорт в средние века.
Тема № 4. Физическая культура и спорт в новое время.
Тема №5 Физическая культура и спорт в зарубежных странах в Новейшее время (после второй Мировой войны).
Тема № 6. Физическая культура и спорт на территории нашей страны с древнейших времен до Октябрьской революции.
Тема № 7. Физическая культура и спорт в Советский период.
Тема № 8. Возникновение и первоначальное развитие международного спортивного движения до второй Мировой войны.
Тема № 9. Международное спортивное движение после второй Мировой войны.
Олимпийская клятва, олимпийский огонь, олимпийские награды и т. д., их характеристика и значение.
При изучении курса ИФКиС студент должнен написать реферат по выбранной им самим из предложенной в «Примерной тематике» рефератов. Примерная тематика рефератов.
5. Возникновение и развитие буржуазных феодальных систем физического воспитания в Новое время. 6. Скаутское движение. Его роль, формы и содержание. 7. Становление и развитие ФК и С в бывших социалистических странах в период 1949-1990г.г. Участие спортсменов этих стран в Олимпийских играх. 8. Развитие ФК и С в странах освободившихся от колониальной зависимости (страны Азии, Африки и Латинской Америки). Участие спортсменов этих стран в Олимпийских играх и региональных соревнованиях. 9. Возникновение и развитие предпринимательского и профессионального спорта в капиталистических странах. 10. ФК и С в США после второй Мировой войны. 11. ФК и С в нашей стране с древних времен до 1917года. 12. Участие спортсменов дореволюционной России в Олимпийских играх и русских Олимпиадах. 13. Учение П.Ф.Лесгафта о физическом воспитании и его педагогическая деятельность. 14. ФК и С в нашей стране в первые годы Советской власти. 15. ФК и С на службе обороны Родины в годы Великой Отечественной войны. 16. Итоги дебюта спортсменов нашей страны на летних Олимпийских играх в Хельсинки (1952г) зимних Олимпийских играх в Кортина д Ампеццо (1956г.) 17. Летние и зимние Спартакиады народов СССР и их роль в дальнейшем развитии ФК и С в стране. 18. Игры ХХII Олимпиады в Москве (подготовка, организация, итоги). 19. Анализ достижений наших спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх (1952 – 2006 гг.) 20. Олимпийский проект “СпАрт”: проблема синтеза спорта и искусства. Устав Спартианского движения. 21. Анализ выступлений спортсменов нашей страны на последних летних и зимних Олимпийских играх. 22. Образование и деятельность Международного Олимпийского комитета (МОК). 23. Основное содержание Олимпийской Хартии. 24. Основные итоги развития Олимпийского движения за 114 лет своего существования.
Требования к написанию рефератов. - реферат должен иметь план и подразделы в тексте; - реферат должен заканчиваться выводами (заключение); - в конце реферата указывается список литературы и источников (10-15); - цитаты должны иметь список на источник; - реферат должен быть сдан и защищен до экзамена. Контрольные вопросы для подготовки к экзамену по курсу «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» 1. Предмет и задачи курса « История физической культуры и спорта». 2. Физическая культура в первобытном обществе. 3. Древнегреческие Олимпийские игры и их значение в культурной жизни Древней Греции. 4. Возникновение и развитие рабовладельческой системы физического воспитания в Афинах и в Спарте. 5. Особенности развития физической культуры в странах Древнего Востока. 6. Физическая культура и спорт в Древнем Риме. 7. Военно-физическое воспитание феодалов Западной Европы в средние века. 8. Физические упражнения и игры крестьян и горожан зарубежных стран в средние века. 9. Вопросы физического воспитания в трудах и деятельности гуманистов (Витторино да Фельтре, Рабле, И. Меркулиалис, Епифаний Славинецкий, Ян Амос Коменский). 10. Ранние социалисты-утописты Томас Мор, Томазо Кампанелло о физическом воспитании.
12. Возникновение и развитие национальной буржуазной системы физического воспитания в Германии в Новое время. 13. Возникновение шведской системы гимнастики и ее сущность (в период Нового времени). 14. Возникновение национальной буржуазной системы физического воспитания во Франции (гимнастика Амороса). 15. Возникновение и развитие сокольского движения в Чехии во второй период Нового времени. 16. Возникновения скаутизма. Его политическая роль, формы и содержание. 17. Развитие научных основ физического воспитания во втором периоде Нового времени и система гимнастики Ж.Демени, Ж.Эбера, Нильса Бука. 18. Развитие международного рабочего спортивного движения в период между I и I мировыми войнами (деятельность ЛСИ и КСИ). 19. Милитаризация и фашизация физического воспитания в Германии между I и II мировыми войнами. 20. Становление и развитие физической культуры и спорта в бывших социалистических странах в период 1946-1990гг. (Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Польша, Румыния, Чехословакия.) Участие спортсменов этих стран в Олимпийских играх. 21. Развитие ФК и С в странах, освободившихся от колониальной зависимости (страны Азии, Африки, Латинской Америки). Участие спортсменов этих стран в Олимпийских играх. 22. Возникновение и развитие предпринимательского и профессионального спорта капиталистических странах. 23. Физическая культура и спорт в США после II Мировой войны.
1. Физическая культура и спорт в нашей стране с древнейших времен до ХVIII. 2. Создание основ русской национальной системы военно-физической подготовки (Н.А.Румянцев, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, М.И.Кутузов). 3. Значение трудов выдающихся педагогов, анатомов, физиологов, врачей дореволюционной России для развития науки о физвоспитании. 4. Участие спортсменов дореволюционной России в международных Олимпийских играх и русских Олимпиадах. 5. Учение П.Ф.Лесгафта о физическом воспитании и его педагогическая деятельность. 6. Развитие физической культуры и спорта в первые годы Советской власти. Всесоюзная Спартакиада 1928 года и ее значение для развития спорта в СССР. 7. Деятельность Всевобуча по развитию ФК и С и военно-физической подготовки допризывников (1918-1920гг.). 8. Введение физкультурного комплекса «ГТО СССР», Единой Всесоюзной классификации в 30-х годах и их значение для развития физической культуры и спорта в СССР.
10.Физическая культура и спорт на службе обороны Родины в годы Великой Отечественной войны. 11.Восстановление народного хозяйства и массовой физической и спортивной работы в послевоенные годы(1945-1957г.г.) 12.Итоги дебюта спортсменов нашей страны на летних Олимпийских играх в Хельсинки (1952) и зимних Олимпийских играх в Кортина д´ Ампеццо (1956). 13. Летние Спартакиады народов СССР и их роль дальнейшем развитии ФК и С в стране. 14. Зимние Спартакиады народов СССР и их роль в дальнейшем развитии физической культуры и спорта в стране. 15. Международные связи советских спортивных организаций после второй мировой войны (1946-1990г.г.) 16. Игры ХХ II Олимпиады в Москве (подготовка, организация, итоги). 17. Анализ достижений наших спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх (1952-2006 гг.). 18. Олимпийский проект «СпАрт»: проблема синтеза спорта и искусства; устав спартианского движения. 19. Анализ выступлений спортсменов нашей страны на последних летних и зимних Олимпийских играх. III. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ.
4.Перечень основной и дополнительной литературы. Основная литература
Дополнительная литература
|
Рабочая учебная программа Форма контроля: 1 курс, второй семестр – зачет; 2 курс, третий семестр – экзамен | Рабочая учебная программа Форма контроля: 1 курс, второй семестр – зачет; 2 курс, третий семестр – экзамен | ||
Технологии физкультурно-спортивной деятельности смоленск 2009 Итоговая форма контроля – 3, 5 курсы дифференцированный зачет; 4, 6 курсы экзамен | Мировая экономика экзамен 1 курс, Вечернее отделение Форма контроля учебного процесса студентов Института внешнеэкономических связей во 2 семестре 20010/11 уч г | ||
Программа педагогической практики по специальности «050403. 65 Культурология»... Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 33 с | Пояснительная записка Дисциплина «Правовое обеспечение сервиса и туризма» Изучение дисциплины включает лекции, семинарские занятия, контрольные работы в качестве промежуточного контроля, форма итогового... | ||
Самостоятельная работа: 120 час. Итоговый контроль: 8 семестр зачет,... Цель дисциплины – изложить научные и организационно-правовые основы криптографии и информационной безопасности | Курс (прием 2009 г.) Антикризисное управление экзамен Управление... Рынок ценных бумаг зачет Стратегический менеджмент – экзамен, защита курсовой работы Инновационный менеджмент – экзамен, защита курсовой... | ||
Ч. Формы текущего контроля: Тесты и контрольные вопросы, рефераты... России через призму общецивилизационной эволюции. Курс истории призван сыграть важную роль в повышении историко-культурного уровня... | Памятка для студентов (7 семестр) направления подготовки 140400 «Электроэнергетика... Форма промежуточной аттестации – экзамен. Изучаемый материал разбит на 9 тем, объединенных в три модуля | ||
Памятка для студентов (7 семестр) направления подготовки 140400 «Электроэнергетика... Форма промежуточной аттестации – экзамен. Изучаемый материал разбит на 17 тем, объединенных в два модуля | Экзамен 4 курс, 7 семестр С целью определения степени профессиональной компетенции вам предлагается выполнить тест по теории и методике обучения иностранному... | ||
7 семестр Форма контроля — зачет Наличие файла письменных работ (2 резюме, 1 эссе + тест ielts (чтение, аудирование, говорение) | Экономическая социология экзамен Иностранный язык Форма контроля учебного процесса студентов Института внешнеэкономических связей в 1 семестре 20010/11 уч г | ||
Программа дисциплины «Римское право» по специальности 030501 Юриспруденция... Умк разработан старшим преподавателем кафедры Государственно-правовых дисциплин Дроздовым Иваном Александровичем | Рабочая программа Дисциплина «Экономика труда» входит в базовую часть профессионального цикла (б б. 12), изучается в 4 семестре, форма итогового контроля... |