Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности)





Скачать 355.29 Kb.
НазваниеФормирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности)
страница1/4
Дата публикации07.04.2015
Размер355.29 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи

ГРЕНАДЕРОВА Светлана Викторовна

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА


(на материале проектной деятельности)
13.00.08 – теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук
Волгоград — 2010
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет».

Научный руководитель – чл.-кор. РАО, доктор педагогических наук,
профессор Сериков Владислав Владисла-

вович (ГОУ ВПО «Волгоградский

государственный педагогический

университет»).
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Петрунева Раиса Морадовна

(ГОУ ВПО «Волгоградский государствен-

ный технический университет»);
кандидат педагогических наук, доцент

Зотова Наталья Георгиевна

(ГОУ ВПО «Волгоградский государствен-

ный педагогический университет»).
Ведущая организация – ГОУ ВПО «Адыгейский государственный

университет».

Защита состоится 27 мая 2010 г. в 14.30 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.02 в Волгоградском государственном педагогиче­ском университете по адресу: 400131, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградского государственного педагогического университета.
Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгоградского государственного педагогического университета: http://www.vspu.ru 26 апреля 2010 г.
Автореферат разослан 26 апреля 2010 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета А.А. Глебов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Ориентация российского общества на широкомасштабные инновации во всех сферах жизни предполагает такого же рода процессы и на всех уровнях образования. При этом система среднего профессионального образования выполняет особую роль, поскольку призвана обеспечить рынок труда руководителями среднего звена, специалистами, непосредственно соприкасающимися с производственными линиями, организующими деятельность рабочих, реализацию стандартов качества продукции. Востребованность выпускников среднего профессио­нального образования и более короткие сроки их подготовки не должны снижать внимание к качеству их образования, готовности к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 г., Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 г., разработкой и утверждением стандартов третьего поколения профессионального образования, нарастанием инновационных процессов в образовании, подписанием Россией Болонской декларации и участием в единой европейской образовательной системе, цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В педагогических исследованиях последних десятилетий потребность в профессиональном самосовершенствовании как фактор становления и дальнейшего развития специалиста рассматривалась А.А. Деркачем,
Б.С. Гершунским, Э.Ф. Зеером, А.К. Макаровой, В.Н. Максимовой, Л.М. Митиной, А.М. Новиковым, В.А. Пятиным, В.В. Сериковым и др. Условия формирования готовности будущих специалистов к непрерывному профессиональному самосовершенствованию рассматривались исследователями в аспектах самообразовательной компетентности (И.Н. Преображенская, Е.Н. Фомина), становления индивидуального стиля и системы профессиональной деятельности (В.В. Анисимова, О.С. Гребенюк, Е.К. Черничкина), как направление постдипломного образования (В.Н. Воронцова, И.Г. Гришина), направление методической работы в учреждениях СПО (Л.В. Елагина, Е.А. Шевелев), в аспекте технологии поддержки профессионально-личностного саморазвития будущих специалистов (Д.М. Марочкина, И.А. Славина, Н.В. Чекалева, А.П. Тряпицына).

Для профессионального образования все более значимой становится ориентация на запросы работодателей. По их мнению, как показывают опросы, выпускники учреждений среднего профессионального образования должны обладать такими сформированными компетентностями, которые позволят будущим специалистам среднего звена оперативно проводить обновление и наладку производственных линий, а работающим в области сервиса – изучать и удовлетворять потребности клиентов. При этом кроме технологических выходят на первый план гуманитарные аспекты профессиональной деятельности выпускников (умения предвидеть, прогнозировать собственный личностный и профессиональный рост; субъектная позиция по отношению к своей жизни и др.). По мнению исследователей (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А. Шелтон), эти общекультурные компетенции входят в структуру целостных профессиональных компетентностей современных специалистов, значимых при выполнении любой деятельности. Особенно это важно для будущих специалистов творческих профессий – дизайнеров, конструкторов-модель­еров, художников-визажистов, на материале подготовки которых проводилось представляемое исследование. Их профессиональная компетентность в современных условиях выступает следствием профессионально-личност­ного саморазвития, целостной самоорганизации на этапах профессиональной подготовки в колледже.

Вместе с тем опросы 37 работодателей (ООО «Царицынская мануфактура», ЗАО «Гамма-сервис», Дом моды Поповой – ООО «Русская линия», Камышинское швейное предприятие – ООО «Иволга», ЧП «Мариоль» и др.) и анализ профессиональной деятельности 128 выпускников колледжей 2006–2009 гг. показывают, что у большинства специалистов (87%) не сформированы такие качества, как устойчивая профессиональная направленность, отношение к профессии как сфере своей самореализации, готовность оперативно реагировать на изменения в производственной сфере, способность к быстрой перестройке своих профессиональных качеств. Кроме того, выборочное обследование студентов Волгоградского технологического колледжа, Волгоградского колледжа бизнеса и Волгоградского колледжа ресторанного сервиса и торговли показывает, что свыше 28% из 450 студентов – будущих специалистов неадекватно оценивают собственный профессиональный потенциал, не могут выстроить и реализовать собст­венную систему профессиональной деятельности, выработать эффективный индивидуальный стиль. Более чем у 39% студентов отмечаются трудности в сфере самоорганизации, разрешении конфликтов в деловой и межличностной сферах, а также внутренних проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Лишь 53% респондентов полагают, что материальное положение человека, его успешность в профессии зависят, прежде всего, от него самого, от его профессионального саморазвития, умения общаться с коллегами, презентировать свои способности и идеи; соответственно 47% склонны оправдывать свои неудачи экономической ситуацией в стране, ошибками руководства, слабой технической оснащенностью рабочих мест и др.

Вместе с тем анализ опыта работы преподавателей вышеперечисленных учебных заведений по формированию профессиональных качеств будущего специалиста позволил выявить, что основные этапы процесса обучения были направлены на овладение знаниями, умениями, навыками профессиональной деятельности без акцента на ценностно-смысловую сферу обучаемых, на их личностное принятие данной среды как наиболее значимой для творческой самореализации. Такой подход в обучении специалистов, как нетрудно предположить, затрудняет овладение профессией, снижает качество подготовки специалистов, и в той или иной мере связан с неразработанностью единых подходов изучения механизмов, источников и факторов формирования профессиональной компетентности буду­щих специалистов, среди составляющих которой исследователи И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, А.А. Хуторской, Б.Д. Эльконин выделяют приоритетной компетентность профессионального самосовершенствования. Важно, чтобы уже на ступени становления специалиста в колледже студенты поняли смысл профессионального самосовершенствования как одной из компетенций, входящих в структуру современно понимаемой профессиональной компетентности специалиста. Вместе с тем компетенция профессионального самосовершенствования студента и особенности ее формирования в колледже не являлись предметом специального научного исследования.

Сложившиеся обстоятельства практики обусловили обращение к теоретическому осмыслению процесса формирования компетентности профессионального самосовершенствования будущего специалиста: задачи изучения процесса профессионально-личностного самосовершенствования современного специалиста отражены в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Деркача, А.К. Марковой и др.; исследования особенностей становления личности в юношеском возрасте проводили Р. Бернс, Л.И. Бо­жович, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон и др.; выявление механизма развития профессионально важных качеств специалиста и создание условий для достижения профессионального и личностного роста рассматривались Б.Г. Ананьевым, С.Б. Елкановым, Н.В. Кузьминой, Е.И. Сахарчук и др.; разработку продуктивных педагогических моделей и технологий подготовки современного специалиста осуществляли В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.М. Монахов и др. Кроме того, при обосновании средств формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию исследователи В.А. Болотов, О.С. Газман, В.В. Гузеев, Е.А. Крюкова, Е.С. Полат, Л.П. Разбегаева, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин обращались к проектной деятельности, рассматриваемой ими как познавательно-практическая деятельность, направленная на создание социально-ценного продукта, побуждающая к синтезу знаний из разных областей, накоплению опыта и в конечном счете развитию соответствующей компетентности.

Эти исследования ориентированы на выявление общих закономерно­стей, но вместе с тем на современном этапе в исследованиях, посвященных подготовке специалистов данного уровня, проблемы формирования компетенции специалиста в области самоорганизации, выявления и использования своего профессионально-творческого потенциала и, наконец, профессионального самосовершенствования специалиста как субъекта профессиональной деятельности до настоящего времени не получили долж­ного освещения: не выявлены сущность и специфика данной компетенции; не разработаны критерии для определения уровней её сформированности на различных этапах процесса формирования данной компетенции; не выявлены роль проектной деятельности, способы ее организации в учебной и вне учебной деятельности студентов колледжа как условия включения их в профессиональное саморазвитие.

В силу этого можно указать на противоречия между:

– возросшими требованиями к выпускнику среднего профессионального образования, его готовности к работе в условиях прогрессирующих производств, возрастающей конкуренцией между специалистами среднего звена и неразработанностью представлений о сущности профессионального самосовершенствования как одной из компетенций будущего специалиста, ориентированного на постоянное саморазвитие, обновление технологий деятельности, своей и руководимых им сотрудников;

– спецификой обучения в колледже, в содержании которого значительный объем отдан практико-ориентированным дисциплинам и недостаточно представлен гуманитарный компонент; более коротким сроком вхождения в профессию и соответственно недостаточностью времени для рефлексии своих возможностей; доминированием не фундаментального, как в вузе, а прикладного знания и необходимостью подготовки специалистов, ориентированных на внедрение инноваций и способных реализовать позицию субъекта своего профессионально-личностного роста;

– сензитивностью юношеского возраста к проектной деятельности и проектированию, самосовершенствованию и самопознанию, анализу своих чувств и самоценности своей личности и отсутствием теоретических основ применения проектной деятельности как способа интенсивной профессиональной самореализации, источника компетентностного опыта, средства актуализации сил самосовершенствования будущего специали­ста;

– необходимостью создания в процессе профессионального образования ситуаций, моделирующих условия, которые ставят студента перед необходимостью профессионального самосовершенствования, и недостаточной разработанностью типологии и форм организации проектной дея­тельности для данного контингента обучаемых.

Исходя из выделенных противоречий, определена проблема исследования, которая состоит в неразработанности процесса формирования компетентности профессионального самосовершенствования будущего специалиста в процессе его подготовки в колледже.

С учетом этого была выбрана тема исследования – «Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности)».

Объект исследования – формирование системы компетентностей у студентов колледжа.

Предмет исследования – процесс формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа в проектной деятельности.

Цель исследования – разработка теоретических основ и технологии формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа путем организации системы личностно-развивающих ситуаций в процессе проектной деятельности.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что эффективное формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа будет возможно, если:

– при постановке цели исследуемого процесса под данной компетентностью будет пониматься владение системой смыслов, ориентиров и приёмов профессионального самосовершенствования на основе знания тенденций развития будущей профессиональной сферы, среды общения с партнерами, клиентами и конкурентами, что проявляется в умениях оценивать свои творческие возможности, на основе самодиагностики корректировать представления об образе Я, накапливать опыт саморегуляции, создавать и реализовывать программы самообразования и самовоспитания;

– проектная деятельность будет обладать развивающими возможно­стями для формирования компетентности профессионального самосовершенствования у студентов колледжа при условии включения студентов в проектную деятельность, связанную с их профессией; моделирования ситуаций конкуренции проектов и продуктов творчества будущих специалистов, организации их взаимодействия при разработке и реализации профессиональных проектов с компетентными специалистами как носителями опыта профессионального самосовершенствования;

– будет реализована логика становления данной компетентности, предполагающая актуализацию потребности студента реализовать свои профессиональные и личностные качества в реальном проекте, включение его в разработку и апробацию собственного образа профессии и своего Я, обретение опыта применения знаний в условиях определения проектных целей и средств их достижения, внутрикомандного взаимодействия, реальной ориентировки в рыночной среде; переживание командной романтики и элементов игры, присущих возрасту ранней юности, в котором находится большинство студентов колледжа;

– включение студентов в проект будет стимулировать их рефлексивную и саморазвивающую активность благодаря состязательной атмосфере командной деятельности и возрастанию ответственной зависимости в отношениях между «рабочими группами» проекта. Планирование, реализация и оценка хода и результатов коллективной деятельности будут создавать условия для выявления и преодоления студентами недостатков в их профессиональной и личностной готовности к эффективной профессиональной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:

1. Определить сущностные характеристики профессионального самосовершенствования как одной из компетенций специалиста.

2. Выявить развивающие возможности проектной деятельности как средство формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа.

3. Разработать модель процесса формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа на основе проектной деятельности.

4. Выявить особенности организации процесса формирования компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа в проектной деятельности.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности) iconФормирование исследовательских умений в проектной деятельности студентов...
Е. В. Плащевая, В. А. Смирнов, Н. В. Нигей «формирование исследовательских умений в проектной деятельности студентов медицинской...
Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности) iconКонкурс докладов «Особенности подготовки школьников к разработке...
...
Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности) iconФормирование нравственной компетентности будущих педагогов физической...
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный...
Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности) iconРабочая программа Изобразительное искусство мбоу «Камскоустьинская...
Приказ мо РФ №1236 от 19. 05. 1998г.); национального регионального компонент (приказ Департамента образования, культуры и молодежной...
Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности) iconФормирование здравоведческой культуры студентов колледжа
Специальность 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования (Педагогические науки)
Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования
Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированное обучение как средство формирования профессиональной компетентности студентов колледжа
Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности) icon1 Выписка из учебного плана специальности
Целью учебной дисциплины является формирование у студентов основ профессиональной компетентности по проблемам психоконсультирования...
Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности) iconБ. 1Философия и методология научной и проектной деятельности
Овладение методами практической философии и методологии научной и проектной деятельности; общенаучными методами исследования; изучение...
Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности) iconРабочая программа по основам проектной деятельности 5 класс
Настоящая программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса «Основы проектной деятельности»
Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности) iconПроектная деятельность на уроках географии. 3-5
Наблюдается повышенный интерес к занятиям с применением икт в проектной деятельности. Внедряя в педагогическую практику технологию...
Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности) iconДоклад на методическом занятии заместителя директора по увр дмитриевогорской...
Совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение...
Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности) iconНаучно-исследовательская работа студентов колледжа
На сегодняшний день развитие научно–исследовательской деятельности в учреждениях среднего профессионального образования становится...
Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности) iconФормирование у студентов знания закономерностей литературного процесса;...
Теоретические знания и практические навыки, полученные в результате освоения дисциплины, могут применяться выпускниками в научно-исследовательской,...
Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности) iconУрока по теме: «Действия с информацией. Хранение информации»
Вашему вниманию представляется результат проектной деятельности по исследованию теоретических и методических основ построения образовательного...
Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности) iconАнализ воспитательной работы в гаоу спо рк «Индустриальный колледж» в 2013-2014 учебном год
«Программой воспитательной деятельности». Воспитательная работа направлена на формирование профессионально-личностных качеств и способностей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск