Скачать 421.11 Kb.
|
На правах рукописи ДЕРЕВИЦКАЯ аННА ВЛАДИМИРОВНА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ГУМАННООРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 13.00.08 – теория и методика профессионального образования автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Челябинск 2013 Работа выполнена на кафедре педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Назарова Ольга Леонидовна Официальные оппоненты: Найн Александр Альбертович доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», заведующий кафедрой связи с общественностью, профессор Ячменёва Валерия Владимировна кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», доцент кафедры «Дизайна и конструирования изделий лёгкой промышленности», технологический факультет Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» Защита состоится 20 сентября 2013 года в 12-00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.005.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в конференц-зале Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры». Текст автореферата размещен на сайте ВАК Минобрнауки РФ: www.vak.ed.gov.ruи на официальном сайте университета: www.uralgufk.ru 16 августа 2013 г. Автореферат разослан 16 августа 2013 года
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Актуальность проблемы и темы исследования. Интенсивная модернизация системы образования в России имеет первостепенное значение в целом для развития страны. Анализируя этапы реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, отметим, что применительно к системе среднего профессионального образования реализация первого этапа в период с 2011 по 2013 годы заключается в активном внедрении в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС СПО). Реализация ФГОС СПО должна привести в соответствие требованиям развивающегося рынка труда качество подготовки квалифицированных рабочих, техников и технологов. Концептуальной основой стандартов нового поколения является переход современного образования на гуманистическую парадигму культурологического типа, при котором перспективным становится вектор движения от образования когнитивного или узкопрагматичного к квалификационному образованию и от него – к компетентностному. Стандарты нового поколения не ограничивают преподавателей в выборе элементов содержания образования, но устанавливают общие и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника по окончании освоения основной профессиональной образовательной программы и, впоследствии, будут обусловливать его деятельность как профессионала. Одним из основных направлений при подготовке рабочих кадров для сферы сервиса (технолог-конструктор, модельер-художник) в современных условиях является подготовка творческой личности, которая при постановке и решении технологических и художественных задач, разработке и выполнении художественных моделей (объектов), «художественного образа» позитивно воздействует на потребителя, партнера, конкурента приёмами и средствами художественного проектного творчества – дизайна. Художественное проектирование в образовательном процессе представляет возможности для активного вовлечения студентов в учебную деятельность, способствует мобилизации их творческих сил, создаёт условия для формирования и развития самостоятельных исследовательских навыков, помогает профессиональному становлению. Востребованность профессиональной деятельности выпускника среднего профессионального образования непосредственно зависит от сформированности его профессиональных и личностных качеств. Целенаправленное развитие художественно-проектной компетенции повышает не только конкурентоспособность выпускника, но и открывает перед ним широкие возможности для проявления индивидуальности, творческого потенциала, художественных и проектных способностей в сфере сервисных услуг, активизируя стремление к профессиональному росту и самореализации. Степень научной разработанности проблемы исследования. Потребность в компетентных специалистах ориентирует содержание профессионального образования на достижение стандартов международного уровня, непрерывность образования в течение всей жизни человека, переход от узкодисциплинарного обучения к междисциплинарному, обеспечение гибкости и мобильности профессионального образования с позиции освоения необходимых компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменение рынка труда и соответствовать требованиям работодателя (В. П. Фалько, В. А. Федоров). Проведенный анализ психолого-педагогических исследований дал возможность выделить несколько направлений исследования изучаемой проблемы:
Анализ литературных источников по изучаемой проблеме показал, что большинство исследований было обусловлена профилем специализации – подготовкой дизайнеров начального и среднего профессионального образования (Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская), высшего образования (А. Д. Григорьев, И. С. Каримова, В. С. Кузнецов), педагогов в области дизайна (В. П. Климов, В. П. Фалько и В. А. Федоров) и технологии (Е. В. Ильяшева, Н. Д. Куланина, Л. А. Терешкова), в общеобразовательной системе подготовки (Г. Г. Курьерова, Н. В. Матяш). При этом внедрение художественного проектирования в образовательный процесс студентов колледжа творческих специальностей сферы услуг до сих пор не являлось предметом целенаправленного педагогического исследования. На основании вышеизложенного сформулирован ряд противоречий между:
Необходимость разрешения сформулированных противоречий позволила определить проблему исследования: каковы содержание, педагогические средства и педагогические условия развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа творческих специальностей в сфере сервисных услуг в условиях гуманноориентированного образования. Ведущая идея исследования заключается в создании интегративно-развивающей среды, компенсирующей недостатки, выделенные в сформулированных противоречиях. Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость, недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования». В исследовании введено ограничение: развитие художественно-проектной компетенции студентов колледжа рассмотрено на примере специальностей среднего профессионального образования 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» и 100116 «Парикмахерское искусство». Цель исследования − теоретически обосновать и экспериментально проверить структурно-содержательную модель развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования. Объект исследования: гуманноориентированное среднее профессиональное образование. Предмет исследования: процесс развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа. В основу исследования положена следующая гипотеза. Процесс развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа станет более эффективным, если:
В соответствии с проблемой, поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
Методологической основой исследования являются:
Опытно-экспериментальная база исследования. Основной базой исследования являлась кафедра педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» и Многопрофильный колледж – структурное подразделение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова». Дополнительной базой выступало Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Омской области «Омский колледж торговли, экономики и сервиса». В эксперименте на разных этапах приняли участие 103 студента и 18 преподавателей. В результате решения поставленных задач и избранной методологической основы определялась этапность теоретико-экспериментального исследования. Исследование проводилось в течение 2008-2013 гг. Первый – поисково-подготовительный этап (2008-2009 гг.) включал анализ состояния проблемы развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа. Изучалась психолого-педагогическая, философская, социологическая литература и диссертационные исследования по проблеме. Разрабатывался понятийный аппарат, рабочая гипотеза, конкретизировались цели и задачи исследования, а также пути их решения. Уточнялись виды профессиональных компетенций будущих специалистов в сфере сервисных услуг; определялись критерии и показатели, выделялись уровни их развития. Разрабатывалась структурно-содержательная модель развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа, и выявлялся комплекс педагогических условий ее эффективного функционирования. Проводился констатирующий эксперимент. Основными методами на данном этапе являлись: анализ нормативных документов, изучение литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, метод анализа документов, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседа. Второй – опытно-экспериментальный этап (2010-2011 гг.) охватывал поиск новых концептуальных подходов к исследуемой проблеме; проверку компонентов структурно-содержательной модели развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа. На этом этапе эксперимента применялись следующие методы: формирующий эксперимент, системный анализ; моделирование профессиональной подготовки специалиста; педагогическое наблюдение за образовательной деятельностью обучающихся, изучение и анализ продуктов деятельности студентов (опросные методы, анкетирование, метод экспертных оценок и самооценок, метод «Потрфолио»), статистические методы оценки результатов. |