Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 421.11 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации26.05.2014
Размер421.11 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи

ДЕРЕВИЦКАЯ аННА ВЛАДИМИРОВНА

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ГУМАННООРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования


автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Челябинск 2013

Работа выполнена на кафедре пепрямоугольник 100дагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального

образования «Уральский государственный университет физической

культуры»
Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Назарова Ольга Леонидовна
Официальные оппоненты:

Найн Александр Альбертович доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической

культуры», заведующий кафедрой связи с общественностью, профессор
Ячменёва Валерия Владимировна кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»,

доцент кафедры «Дизайна и конструирования изделий лёгкой промышленности», технологический факультет
Ведущая организация:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный

педагогический университет»
Защита состоится 20 сентября 2013 года в 12-00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.005.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в конференц-зале Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры».

Текст автореферата размещен на сайте ВАК Минобрнауки РФ: www.vak.ed.gov.ruи на официальном сайте университета: www.uralgufk.ru

16 августа 2013 г.

Автореферат разослан 16 августа 2013 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор





А. М. Кузмин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность проблемы и темы исследования.

Интенсивная модернизация системы образования в России имеет первостепенное значение в целом для развития страны. Анализируя этапы реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, отметим, что применительно к системе среднего профессионального образования реализация первого этапа в период с 2011 по 2013 годы заключается в активном внедрении в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС СПО). Реализация ФГОС СПО должна привести в соответствие требованиям развивающегося рынка труда качество подготовки квалифицированных рабочих, техников и технологов. Концептуальной основой стандартов нового поколения является переход современного образования на гуманистическую парадигму культурологического типа, при котором перспективным становится вектор движения от образования когнитивного или узкопрагматичного к квалификационному образованию и от него – к компетентностному.

Стандарты нового поколения не ограничивают преподавателей в выборе элементов содержания образования, но устанавливают общие и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника по окончании освоения основной профессиональной образовательной программы и, впоследствии, будут обусловливать его деятельность как профессионала.

Одним из основных направлений при подготовке рабочих кадров для сферы сервиса (технолог-конструктор, модельер-художник) в современных условиях является подготовка творческой личности, которая при постановке и решении технологических и художественных задач, разработке и выполнении художественных моделей (объектов), «художественного образа» позитивно воздействует на потребителя, партнера, конкурента приёмами и средствами художественного проектного творчества – дизайна. Художественное проектирование в образовательном процессе представляет возможности для активного вовлечения студентов в учебную деятельность, способствует мобилизации их творческих сил, создаёт условия для формирования и развития самостоятельных исследовательских навыков, помогает профессиональному становлению.

Востребованность профессиональной деятельности выпускника среднего профессионального образования непосредственно зависит от сформированности его профессиональных и личностных качеств. Целенаправленное развитие художественно-проектной компетенции повышает не только конкурентоспособность выпускника, но и открывает перед ним широкие возможности для проявления индивидуальности, творческого потенциала, художественных и проектных способностей в сфере сервисных услуг, активизируя стремление к профессиональному росту и самореализации.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Потребность в компетентных специалистах ориентирует содержание профессионального образования на достижение стандартов международного уровня, непрерывность образования в течение всей жизни человека, переход от узкодисциплинарного обучения к междисциплинарному, обеспечение гибкости и мобильности профессионального образования с позиции освоения необходимых компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменение рынка труда и соответствовать требованиям работодателя (В. П. Фалько, В. А. Федоров).

Проведенный анализ психолого-педагогических исследований дал возможность выделить несколько направлений исследования изучаемой проблемы:

  • непрерывное развитие личности, способной к постоянному поиску нестандартных способов осуществления творческой деятельности, развитие творческого потенциала и способностей на основе гуманизации обучения (Ш. А. Амонашвили, О. С. Гозман, А. Я. Найн, А. М. Новиков), через характеристики личности (Г. С. Альтшуллер, В. И. Андреев, Д. Б. Богоявленская), через процессы, имеющие место в творческой деятельности (Р. Арнхейм, Л. С. Выготский, А. Н. Лук, С. Л. Рубинштейн);

  • модернизация прогностических моделей подготовки выпускников творческих специальностей, позволяющих более чётко определить требования к профессиональным знаниям и умениям, а также личностным качествам будущих специалистов, на основе которых проектируется содержание образовательного процесса (А. Г. Бермус, Е. В. Бондаревская, М. Д. Ильязова, В. В. Сериков, Л. Д. Столяренко);

  • повышение эффективности подготовки специалистов творческих специальностей, определяемое рациональным сочетанием социально-гуманитарных, профессионально-технологических и художественно-проектных составляющих содержания образования (A. Г. Куликов, В. П. Наумов, В. П. Фалько, В. А. Федоров).

Анализ литературных источников по изучаемой проблеме показал, что большинство исследований было обусловлена профилем специализации – подготовкой дизайнеров начального и среднего профессионального образования (Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская), высшего образования (А. Д. Григорьев, И. С. Каримова, В. С. Кузнецов), педагогов в области дизайна (В. П. Климов, В. П. Фалько и В. А. Федоров) и технологии (Е. В. Ильяшева, Н. Д. Куланина, Л. А. Терешкова), в общеобразовательной системе подготовки (Г. Г. Курьерова, Н. В. Матяш). При этом внедрение художественного проектирования в образовательный процесс студентов колледжа творческих специальностей сферы услуг до сих пор не являлось предметом целенаправленного педагогического исследования.

На основании вышеизложенного сформулирован ряд противоречий между:

  • растущими потребностями современной сферы услуг в специалистах, обладающих высоким творческим потенциалом, и недостаточной ориентированностью среднего профессионального образования на развитие профессиональных компетенций художественно-проектной направленности;

  • потребностью студентов творческих специальностей сферы услуг в приобретении опыта художественного проектирования, способствующего самореализации в профессиональной деятельности, и отсутствием эффективных методик развития художественно-проектной компетенции в среднем профессиональном образовании.

Необходимость разрешения сформулированных противоречий позволила определить проблему исследования: каковы содержание, педагогические средства и педагогические условия развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа творческих специальностей в сфере сервисных услуг в условиях гуманноориентированного образования. Ведущая идея исследования заключается в создании интегративно-развивающей среды, компенсирующей недостатки, выделенные в сформулированных противоречиях.

Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость, недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования».

В исследовании введено ограничение: развитие художественно-проектной компетенции студентов колледжа рассмотрено на примере специальностей среднего профессионального образования 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» и 100116 «Парикмахерское искусство».

Цель исследования − теоретически обосновать и экспериментально проверить структурно-содержательную модель развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования.

Объект исследования: гуманноориентированное среднее профессиональное образование.

Предмет исследования: процесс развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа.

В основу исследования положена следующая гипотеза. Процесс развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа станет более эффективным, если:

  1. внедрена структурно-содержательная модель развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа, представляющая собой целостность иерархически соподчиненных блоков: нормативно-целевого, методологического, содержательно-процессуального и оценочно-результативного, реализующая творческий потенциал гуманитарных дисциплин;

  2. выявлен и обеспечен комплекс педагогических условий, способствующий эффективной реализации модели, включающий:

  • обучение студентов в специально организованной учебно-познавательной и художественно-проектной деятельности;

  • реализацию творческого потенциала гуманитарных дисциплин в созданной интегративно-развивающей среде на основе интеграции содержания, методик и форм активного обучения;

  • использование технологии интерактивного взаимодействия обучающихся путём поэтапного включения в процесс обучения практико-ориентированных, художественных и проектно-творческих задач профессиональной направленности.

В соответствии с проблемой, поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. На основе анализа теории и практики среднего профессионального образования оценить состояние проблемы развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа.

  2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить структурно-содержательную модель и комплекс педагогических условий развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа в гуманноориентированном образовании.

  3. Опытно-экспериментальным путём обосновать эффективность методики развития художественно-проектной компетенции обучающихся в условиях гуманноориентированного образования.

  4. Разработать и внедрить научно-методические рекомендации для студентов и преподавателей по проблеме развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа.

Методологической основой исследования являются:

  • общие вопросы профессионального образования (С. Я. Батышев, В. П. Беспалько, Э. Ф. Зеер, О. Л. Назарова, А. Я. Найн, A. M. Новиков), идеи гуманноориентированного профессионального образования (Ш. А. Амона-швили, А. М. Аронов, О. С. Гозман, Дж. Дьюи, Ю. В. Кулюткин), проблемного обучения (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Г. К. Селевко), эвристического обучения (В. И. Андреев, А. В. Хуторской);

  • методологические подходы в профессиональном образовании: компетентностный подход (В. И. Байденко, А. Г. Бермус, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, И. Д. Фрумин, и др.), интегративно-развивающий (Б. З. Дворкин, Л. А. Шипилина), культурологический (В. И. Слободчиков, В. Ф. Сидоренко, Х. Г. Тхагапсоев);

  • различные аспекты теории дизайна (В. Р. Аронов, О. И. Генисаретский, В. Л. Глазычев, А. Л. Дижур, В. П. Климов, С. М. Кожуховская, Л. А. Кузь-мичев, В. П. Фалько и В. А. Федоров и др.), теория методов активного обучения (А. Н. Леонтьев, М. И. Махмутов, С. Л. Рубинштейн, Г. П. Щедровицкий и др.).

Опытно-экспериментальная база исследования. Основной базой исследования являлась кафедра педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» и Многопрофильный колледж – структурное подразделение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова». Дополнительной базой выступало Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Омской области «Омский колледж торговли, экономики и сервиса». В эксперименте на разных этапах приняли участие 103 студента и 18 преподавателей. В результате решения поставленных задач и избранной методологической основы определялась этапность теоретико-экспериментального исследования. Исследование проводилось в течение 2008-2013 гг.

Первый – поисково-подготовительный этап (2008-2009 гг.) включал анализ состояния проблемы развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа. Изучалась психолого-педагогическая, философская, социологическая литература и диссертационные исследования по проблеме. Разрабатывался понятийный аппарат, рабочая гипотеза, конкретизировались цели и задачи исследования, а также пути их решения. Уточнялись виды профессиональных компетенций будущих специалистов в сфере сервисных услуг; определялись критерии и показатели, выделялись уровни их развития. Разрабатывалась структурно-содержательная модель развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа, и выявлялся комплекс педагогических условий ее эффективного функционирования. Проводился констатирующий эксперимент.

Основными методами на данном этапе являлись: анализ нормативных документов, изучение литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, метод анализа документов, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседа.

Второй – опытно-экспериментальный этап (2010-2011 гг.) охватывал поиск новых концептуальных подходов к исследуемой проблеме; проверку компонентов структурно-содержательной модели развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа.

На этом этапе эксперимента применялись следующие методы: формирующий эксперимент, системный анализ; моделирование профессиональной подготовки специалиста; педагогическое наблюдение за образовательной деятельностью обучающихся, изучение и анализ продуктов деятельности студентов (опросные методы, анкетирование, метод экспертных оценок и самооценок, метод «Потрфолио»), статистические методы оценки результатов.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск