1 Выписка из учебного плана специальности





Скачать 220.25 Kb.
Название1 Выписка из учебного плана специальности
Дата публикации19.05.2015
Размер220.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Общая характеристика учебного курса

Целью учебной дисциплины является формирование у студентов основ профессиональной компетентности по проблемам психоконсультирования и психокоррекции в контексте их практической деятельности в качестве социальных педагогов.

Задачи курса:

  1. Рассмотреть основные понятия курса, роль и его место в формировании умений и навыков социального педагога.

  2. Изучение моделей психокоррекции в рамках различных психологических направлений;

  3. Сформировать у студентов основные приемы психоконсультирования и психокоррекции.

  4. Освоить практические навыки психоконсультирования и психокоррекции в профессиональной деятельности социального педагога с различными категориями клиентов.


Освоение студентами содержания курса должно обеспечивать реализацию следующих требований:

  1. знать теоретические основы психоконсультирования и психокоррекции, структурные компоненты психологического консультирования, этапы и фазы консультирования, основные направления в современной психокоррекционной работе, этику педагога-психолога, писхопрофилактику и ее основные принципы;

  2. понимать цели и задачи психоконсультирования и психокоррекции, сущность писхокоррекционного процесса;

  3. уметь использовать основные техники и методы психоконсультирования в деятельности социального педагога, групповые и индивидуальные формы работы;

  4. Освоить основные психокоррекционные подходы и технологии, диагностику с помощью различных методик, включая наблюдение, опросные и проективные методики и на основании полученных данных использовать соответствующие психокоррекционные подходы;

Освоить различные техники и приемы психологической коррекции, включая терапию, психодраму, арттерапию, музыкотерапию и куклотерапию и т.п., направленные на работу с тревожными и агрессивными расстройствами, нарушениями в познавательной сфере и психического развития

1.2. Выписка из учебного плана специальности

030301 «Психология» (очная форма обучения)


Индекс

по ГОС ВПО

Наименование

дисциплины

Семестр

Курсовые работы

Контрольные работы

Форма контроля

(экзамен, зачет)

Объем работы студентов (в часах)

Всего

Из них аудиторных занятий


СРС

Всего

Лекции

Семинары

ОПД.В.02.2

Основы психологической коррекции

7







зачет

42

20

10

10

22


Выписка из учебного плана специальности

030301 «Психология» (заочная форма обучения)


Индекс

по ГОС ВПО

Наименование

дисциплины

Семестр

Курсовые работы

Контрольные работы

Форма контроля

(экзамен, зачет)

Объем работы студентов (в часах)

Всего

Из них аудиторных занятий


СРС

Всего

Лекции

Семинары

ОПД.В.02.2

Основы психологической коррекции

8







зачет

42

10

6

4

32


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

Аудиторные занятия

СРС

Итого

часов

Лекции

Практические занятия

Форма контроля

Количество часов

темы

Количество часов

Содержание

темы

Количество часов

Содержание

1.

1

Раздел 1. Теоретические основы психоконсультирования и психокоррекции


Тема. Психологическая помощь.

1.



Раздел 1. Теоретические основы психоконсультирования и психокоррекции


Тема. Психологическая помощь.

Реферат

2

3

2.



Раздел 2. Структурные компоненты психологического консультирования. Этапы и фазы консультирования.


Тема. Психоконсультирование: структура, связь с теоретическими основаниями.

2.

1

Раздел 2. Структурные компоненты психологического консультирования. Этапы и фазы консультирования.


Тема. Психоконсультирование: структура, связь с теоретическими основаниями.

Доклад

2

3

3.

1

Тема. Процесс консультирования.

3.




Тема. Процесс консультирования.

Конспект

2

3

4.

1

Раздел 3. Техники и методы консультирования

Тема. Основные психологические теории и их применение в практике психосоциальной работы.

4.

1

Раздел 3. Техники и методы консультирования

Тема. Основные психологические теории и их применение в практике психосоциальной работы.

Реферат

2

4

5.

1

Тема. Психокоррекция как процесс.

5.

1

Тема. Психокоррекция как процесс.

Доклад

2

4

6.




Тема. Основные технологии психокоррекции.

6.

1

Тема. Основные технологии психокоррекции.

Конспект

2

3

7.

1

Раздел 5. Основные направления в современной психокоррекционной работе .

Тема. Психокоррекция личности и межличностных взаимоотношений.

7.

1

Раздел 5. Основные направления в современной психокоррекционной работе .

Тема. Психокоррекция личности и межличностных взаимоотношений.

Конспект

2

4

8.

1

Тема. Психокоррекция при работе с семьей.

8.




Тема. Психокоррекция при работе с семьей.

Доклад

2

3

9

1

Тема. Психологическая коррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте.

9




Тема. Психологическая коррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте.

Реферат

1

2

10

1

Тема. Психокоррекция познавательной и эмоциональной сфер личности дошкольника и школьника.

10

1

Тема. Психокоррекция познавательной и эмоциональной сфер личности дошкольника и школьника.

Реферат

1

3

11

1

Раздел 6. Этика педагога-психолога.

Тема. Этические аспекты деятельности педагога-психолога.

11

1

Раздел 6. Этика педагога-психолога.

Тема. Этические аспекты деятельности педагога-психолога.

Реферат

1

3

12

1

Раздел 7. Групповые и индивидуальные формы работы.

Тема. Специфика индивидуальной работы.

12

1

Раздел 7. Групповые и индивидуальные формы работы.

Тема. Специфика индивидуальной работы.

Реферат

1

3

13




Тема. Специфика групповой работы.

13

1

Тема. Специфика групповой работы.

Реферат

1

2

14




Раздел 8. Психопрофилактика в работе социального педагога.

Тема. Специфика психопрофилактической работы.

14

1

Раздел 8. Психопрофилактика в работе социального педагога.

Тема. Специфика психопрофилактической работы.

Реферат

1

2

Итого

10







10







22

42


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




темы

Название темы

Структура темы

1.

Раздел 1. Теоретические основы психоконсультирования и психокоррекции


Тема. Психологическая помощь.

Понятие психологической помощи. Виды психологической помощи. Современные тенденции. Методологические основы трех видов оказания помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия. Цели и задачи психоконсультирования и психокоррекции, учет возрастных и индивидуальных особенностей клиента, остроты и глубины проблемы.


2.

Раздел 2. Структурные компоненты психологического консультирования. Этапы и фазы консультирования.


Тема. Психоконсультирование: структура, связь с теоретическими основаниями.

Структурные компоненты психоконсультирования: зависимость структурирования психоконсультирования от теоретических установок и направленности консультанта. Построение персональной теории консультирования.


3.

Тема. Процесс консультирования.

Этапы и фазы консультирования: начальный, средний, завершающий этапы психоконсультирования с точки зрения теоретических психологических моделей.

4.

Раздел 3. Техники и методы консультирования

Тема. Основные психологические теории и их применение в практике психосоциальной работы.

Психоанализ З.Фрейда и развитие психодинамической теории в трудах К. Юнга, А.Адлера, К.Хорни, Э. Фромма. Психодинамическая модель и ее использование в практике психосоциальной работы.

Основные поведенческие психологические теории – И.П.Павлов, Д.Уотсон, Б.Скиннер, А.Лазарус, А.Бандура. Поведенческая практика работы с клиентом.

Психологические гуманистические теории – А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Р.Мей. Особенности использования гуманистической психологии в практической деятельности социального педагога.


5.

Тема. Психокоррекция как процесс.

Виды психокоррекции, основные принципы психокоррекционной работы, критерии эффективности психокоррекционного воздействия, разработка и реализация психокоррекционных программ. Требования к специалисту.


6.

Тема. Основные технологии психокоррекции.

Личностно-ориентированная коррекция. Телесно-ориентированная коррекция. Суггестология и ее использование в психокоррекции. Методы заместительной саморегуляции. Поведенческие подходы к психокоррекции.


7.

Раздел 5. Основные направления в современной психокоррекционной работе .

Тема. Психокоррекция личности и межличностных взаимоотношений.

Психокоррекция познавательной, эмоционально-волевой сфер личности, межличностных взаимоотношений. Развитие рефлексии подростка. Коррекция страхов, виды коррекционной помощи детям при нарушениях психического развития. Изменение социальной ситуации развития ребенка как один из методов психологической коррекции.

8.

Тема. Психокоррекция при работе с семьей.

Знакомство с методами психологической коррекции при наличии семейных проблем. Изучение техник психологической помощи семье в различных психологических школах. Эффективность различных методов психологической коррекции семьи. Коррекция нарушенных детско-родительских отношений с помощью игровой и сказко- коррекции, рисуночных методов. Использование методов психодрамы при семейной психологической коррекции.

9

Тема. Психологическая коррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте.

Методы психологической коррекции личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте. Основные принципы и направления работы. Нарушения личностного развития ребенка. Замкнутость и ее коррекция. Работа с родителями замкнутого ребенка. Страхи, связанные с нарушениями личностных отношений. Агрессивность, работа с родителями агрессивного ребенка. Социальная адаптация ребенка.


10

Тема. Психокоррекция познавательной и эмоциональной сфер личности дошкольника и школьника.

Приемы коррекции внимания, развития памяти, развития мыслительных процессов, коррекционная программа по результатам тестирования; развитие воображения. Коррекция тревожности и застенчивости. Методы регуляции психического состояния.

11

Раздел 6. Этика педагога-психолога.

Тема. Этические аспекты деятельности педагога-психолога.

Требования к личности педагога-психолога. Ограничения в деятельности. Проблемы взаимодействия социального педагога с клиентом в контексте профессиональной этики. Нормы и правила взаимодействия. Этические требования к групповому руководителю


12

Раздел 7. Групповые и индивидуальные формы работы.

Тема. Специфика индивидуальной работы.

Особенности индивидуального контакта с клиентом. Перспективы личностного развития при индивидуальном консультировании и коррекции.

13

Тема. Специфика групповой работы.

Сущность групповой работы. Разнообразие психотерапевтических групп. Стадии развития группы. Роли группового руководителя. Механизмы групповой работы. Создание и организация психотерапевтической группы.


14

Раздел 8. Психопрофилактика в работе социального педагога.

Тема. Специфика психопрофилактической работы.

Психопрофилактика и ее основные принципы: роль и значение психопрофилактической работы социального педагога. Связь психопрофилактики, психоконсультирования и психокоррекции. Психопрофилактика в работе с младшими школьниками. Психопрофилактика в работе с подростками. Психопрофилактика в работе с семьей. Психопрофилактика в работе со специфической категорией клиентов. Специфика современных психопрофилактических программ.


4. ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
4.1. Тематика рефератов


  1. Коммуникативный тренинг как способ предупреждения межличностных конфликтов подростков.

  2. Коррекция эмоциональных состояний подростков методом арт-терапии.

  3. Использование психогимнастики для предупреждения эмоциональных расстройств у детей младшего школьного возраста.

  4. Коррекция нарушений в познавательной сфере младших подростков в процессе учебной деятельности.

  5. Коррекция эмоционально-волевой сферы у подростков.

  6. Игротерапия как метод коррекции детско-родительских отношений.

  7. Индивидуальные и групповые формы консультирования профессионального самоопределения подростков.

  8. Коррекция агрессивного поведения подростков в условиях обучения в средней школе.

  9. Использование тестов в практике психологического консультирования.

  10. Учет возрастных особенностей в психоконсультационной и психокоррекционной работе.

  11. Психокоррекция умственного развития детей младшего школьного возраста.

  12. Основные виды коррекционной помощи детям и подросткам при нарушении психического развития.

  13. Приемы коррекционного воздействия при нарушениях памяти.

  14. Основные методы индивидуального психологического воздействия.

  15. Психологические особенности индивидуальной психолого-педагогической коррекции.

  16. Основные механизмы коррекционного воздействия по И. Ялом.

  17. Основные приемы психолого-педагогической коррекции.

  18. Психологическая коррекция личностных нарушений в школьном возрасте.

  19. Основные подходы работы с фобическими расстройствами в детском возрасте.

  20. Основные психокоррекционные подходы в работе со страхами.

  21. Основные методы коррекционной работы с агрессивными детьми.

  22. Отличия психокоррекционной работы от психотерапевтической.

  23. Особенности индивидуальной психологической коррекции.

  24. Коррекционная работа с педагогически-запущенными детьми.

  25. Коррекция эмоциональной сферы детей школы интерната.

  26. Особенности коррекции отношений родителей с детьми.

  27. Особенности коррекции познавательной сферы дошкольников.

  28. Основные различия коррекционной работы с детьми из классов компенсации и классов с задержкой психического развития.

  29. Коррекционная работа с позиции гуманистической психологии.

  30. Коррекционная работа с позиции психоанализа.

5. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ



  1. Способы решения проблем при работе с ребенком.

  2. Формирование коррекционной программы.

  3. Оценка эффективности проведенной коррекционной работы.

  4. Основные показания и противопоказания для проведения групповой коррекционной работы.

  5. Групповая психокоррекция, понятие «психокоррекционной группы».

  6. Основные задачи групповой психолого-педагогической коррекционной работы.

  7. Основные механизмы коррекционного воздействия по И. Ялом.

  8. Факторы, влияющие на эффективность психокоррекционной работы.

  9. Особенности комплектования группы.

  10. Групповая динамика.

  11. Структура группы, групповые роли.

  12. Фазы развития групп.

  13. Руководство психокоррекционной группы, стили руководства.

  14. Этические принципы руководителя коррекционной группы.

  15. Основные приемы психолого-педагогической коррекции.

  16. Психологическая коррекция личностных нарушений в школьном возрасте.

  17. Основные принципы и направления работы психолога в коррекционных группах.

  18. Основные приемы работы с замкнутым ребенком.

  19. Коррекционная работа с замкнутым ребенком.

  20. Работа с родителями замкнутого ребенка.

  21. Основные психокоррекционные подходы с фобическими расстройствами в детском возрасте.

  22. Страхи, связанные с нарушениями личностных отношений, основные психокоррекционные подходы.

  23. Коррекционная работа с агрессивным ребенком.

  24. Приемы развития внимания в школьном возрасте.

  25. Приемы развития памяти в школьном возрасте.

  26. Приемы развития мыслительной деятельности в школьном возрасте.

  27. Принципы и нормы создания коррекционных программ.

  28. Особенности психокоррекционной работы с подростками.

  29. Особенности психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста.

  30. Сущность содержания понятия «психологический тренинг».

  31. Приемы развития воображения.

  32. Коррекция тревожности и застенчивости.

  33. Методы регуляции психического состояния.

  34. Саморегуляция психического состояния педагога.

  35. Использование цвета в работе психолога.

  36. Музыкотерапия. Основные показания и противопоказания.

  37. Тренинги, преодолевающие дисгармоническое развитие личности.

  38. Тренинги, повышающие адаптивность к различной микросоциальной среде.

  39. Ранняя профессиональная ориентация как поиск сферы самоутверждения подростка.

  40. Вербальные и невербальные средства общения, стратегии общения.

  41. Психологическая поддержка подростков (психоконсультирование и психокоррекция).

  42. Взрослые в ситуации кризиса. Психоконсультирование.

  43. Роль и значение психопрофилактической работы

  44. Основные принципы психопрофилактической работы

  45. Взаимосвязь психопрофилактики, психоконсультирования и психокоррекции


6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
6.1 Основная литература

  1. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия / Р. Кочюнас. - М. : Академический проспект ; Трикста, 2004. – 464 с.

  2. Осипова, А. А. Общая психокоррекция : Учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. – М. : ТЦ «Сфера», 2000. – 232 с.

  3. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия / К. Роджерс. – М. : Из-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 478 с.


6.2.Дополнительная литература

  1. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. – М. : Академический Проект, 2001

  2. Абрамова, Г. С. Практикум по психологическому консультированию/ Г. С. Абрамова. – Екатеринбург : «Деловая книга»,1995.

  3. Акимова, М. К.,. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.

  4. Гулина, М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб. : Издательство «Речь», 2001.

  5. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования : Учеб. Для студ. Педвузов / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 1999.

  6. Основы возрастно-психологического консультирования : Учебно-методическое пособие / Под ред. А. Г. Лидерса. – М. : Изд-во МГУ, 1991.

  7. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. Заведений / О. В. Хухлаева. – М. : Изд центр «Академия», 2001.

  8. Подросток на перекрестке эпох / Под ред. С. В. Кривцовой. – М. : Генезис, 1997.

  9. Пряжников, Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения / Н. С. Пряжников. – М. : Изд-во «Институт практической психологии», 1996.

  10. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 1995

  11. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. – М. : Изд-во «Институт практической психологии», 1996.

  12. Мей, Р. Искусство психологического консультирования /Р. Мей. – М. : Независимая фирма «Класс», 2000.

  13. Джорж, Р. Консультирование : теория и практика / Р. Джордж, Т. Кристиани. – М. : Изд-во Эксмо, 2002.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 Выписка из учебного плана специальности iconВиды контроля знаний студентов: зачет. Выписка из учебного плана специальности

1 Выписка из учебного плана специальности iconВыписка из учебного плана
Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
1 Выписка из учебного плана специальности iconВыписка из плана работы маоу сош №32 города Тюмени на I четверть 2012-2013 учебного года
Учебная эвакуация в рамках проведения месячника «пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении»
1 Выписка из учебного плана специальности iconУчебно-методический комплекс обязательно формируется на каждой кафедре...
Умкд – совокупность взаимосвязанных учебно-методических материалов на различных носителях информации по учебной дисциплине конкретного...
1 Выписка из учебного плана специальности iconАнализ реализации учебного плана за 2011-2012 учебный год
В структуре учебного плана выделялись две части: инвариантная и вариативная, определяемая образовательным учреждением. Уровень обязательной...
1 Выписка из учебного плана специальности iconУчебно-методический комплекс по курсу «Риторика» По подготовке специалиста...
Разработана на основе рабочего учебного плана по специальности, семестрового плана
1 Выписка из учебного плана специальности iconПояснительная записка: общая характеристика учебного плана оу; ценностные...
Требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета)
1 Выписка из учебного плана специальности iconГосударственные образовательный стандарт по учебной дисциплине Выписка...
Она изучает процессы развития человеческого общества с древних веков и до настоящего времени. Как учебная дисциплина отечественная...
1 Выписка из учебного плана специальности iconСергей Аксентьев
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности (направления) 030600. 62 «Журналистика» и учебного плана, утвержденного...
1 Выписка из учебного плана специальности iconПредставительство в республике казахстан
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности (направления) 030600. 62 «Журналистика» и учебного плана, утвержденного...
1 Выписка из учебного плана специальности iconБугаев А. Ф. – В тумане вечности блуждая
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности (направления) 030600. 62 «Журналистика» и учебного плана, утвержденного...
1 Выписка из учебного плана специальности iconПервая уфимская политологическая гимназия
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности (направления) 030600. 62 «Журналистика» и учебного плана, утвержденного...
1 Выписка из учебного плана специальности iconРабочая программа по дисциплине «стилистика и литературное редактирование»...
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности (направления) 030600. 62 «Журналистика» и учебного плана, утвержденного...
1 Выписка из учебного плана специальности iconУчебного плана по специальности 080801. 65 «Прикладная информатика...
...
1 Выписка из учебного плана специальности iconРабочая программа по дисциплине «международное гуманитарное право...
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности (направления) 030600. 62 «Журналистика» и учебного плана, утвержденного...
1 Выписка из учебного плана специальности iconФайзуллина Г. Ш., кандидат истор наук, Асанова С. А
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности (направления) 030600. 62 «Журналистика» и учебного плана, утвержденного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск