Скачать 318.9 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ: Проректор по научной работе и международным связям А.П. Катровский __________________________ «___»_______________2014 г. ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине «Общая психология, психология личности, история психологии» Направление подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре - 37.06.01 Психологические науки Направленность (профиль) программы аспирантуры - Общая психология, психология личности, история психологии Смоленск 2014 ВВЕДЕНИЕ Вступительный экзамен является обязательным при поступлении в аспирантуру. Цель экзамена - установить степень усвоения соискателем системы базовых знаний, включающих фундаментальные концепции, устоявшиеся закономерности и факты психологических явлений и необходимых для последующей подготовки аспирантов в области общей психологии, включая когнитивную психологию. Важное место при этом отводится определению способностей соискателя к анализу основных категорий и понятий общей психологии, практических навыков проведения экспериментально-психологического исследования. Программа вступительного экзамена представляет собой «Основы общей психологии» и включает важнейшие разделы общей психологии «Познавательные процессы», «Психология личности». СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Методология психологии
Цели и задачи общей психологии. Научная и обыденная психология. Системный подход в психологии. Психология как наука о порождении, преобразовании структуры и функционировании психического отражения при регуляции поведения и деятельности. Психическое отражение. Функции психики: когнитивная, коммуникативная, регуляторная. Основные этапы развития представлений о предмете психологии в отечественной и зарубежной науке. Принципы отечественной психологии: общественно-исторической детерминации психики, отражения, единства сознания и деятельности, детерминизма, личностный, принцип развития, принцип общения, принцип субъекта, принцип индивидуальности. Принцип отражательной природы психики. Психика как субъективное отражение объективного мира. «Опережающее» отражение. Психофизиологическая и психофизическая проблемы. Связь психики и мозга. Психическое как системное качество деятельности мозга. Рефлекторная концепция психического. Понятие о функциональной системе. Адекватность психического отражения. Психика как система. Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности. Сознание. Структура индивидуального сознания. Самосознание. Неосознаваемые психические процессы. Теория установки (Д.Н. Узнадзе). Бессознательное, его роль в регуляции поведения. 1.2. Поведение и деятельность Психорегулятивная проблема. Психика и поведение, сознание и деятельность. Субъект деятельности, познания и общения. Структура деятельности, деятельность как процесс. Практическая и теоретическая деятельность, индивидуальная и совместная, творческая и репродуктивная. Виды деятельности (игра, учеба, труд). Ведущая деятельность. Мотивы, цели, условия деятельности. Способы, стратегии, стили индивидуальной деятельности. Действие. Навык. Поступок. Регуляторная функция образа. Ориентировочная основа действия. Умственные действия. Целеобразование. Способы (операции) выполнения действия, проблема переноса. Умственные операции. Движение и действие. Двигательная задача и программа выполнения действий, коррекция действий. Уровни построения движений. 1.3. Отрасли психологии и задачи психологической науки Место психологии в системе наук. Междисциплинарные связи психологии. Теория, эксперимент, практика и их взаимосвязь в психологии. Психология как интегрирующая наука в системе наук о человеке. Проблема комплексного изучения человека в работах Б.Г.Ананьева. Практическая психология (психодиагностика, психотерапия, психологическое консультирование и пр.). Значение психологии для образования, здравоохранения, развития экономики, культуры, защиты окружающей среды. 1.4. Методы психологии Принципы активного субъекта в исследовании психики. Классификация психологических эмпирических методов. Беседа и интервью. Классификация видов наблюдения. Проблема интроспекции. Метод самонаблюдения в современной психологии. Понимающая психология. Психологический анализ продуктов деятельности. Биографический метод. Эксперимент. Основные разновидности эксперимента в психологии. Естественный и лабораторный эксперимент. Планирование эксперимента в психологии. Валидность эксперимента. Репрезентативность данных. Тест как разновидность эксперимента. Корреляционные исследования в психологии. Методы виртуальной реальности, их сущность и особенности применения в психологии. Психосемантические методы и исследование индивидуального сознания и бессознательного. Проблема исследования личности. Проективные методы в изучении личности. Измерение в психологии. Психологические шкалы. Психологическое тестирование. Метрологические требования к тесту: надежность, валидность, стандартность. Применение ЭВМ в психологическом исследовании. Компьютерная психодиагностика. Методы обработки психологических экспериментальных данных. Интерпретация результатов психологических исследований. Математическое моделирование в психологии. Генетический и сравнительный методы. Сравнительно-генетический метод в психологическом исследовании. Формирующий эксперимент и проблема его применения. Сравнительно-патологический метод. 2. История психологии, ее предмет и задачи История психологии, ее предмет, задачи и роль в развитии психологической науки. Методы историко-психологического исследования. Развитие психологической науки. Основные этапы становления психологии. Исследование истории психологии отечественными учеными (Б.Г. Ананьев, Ё.А. Будилова, С.Л. Рубинштейн, М.В. Соколов, Б.М. Теплов, М.Г. Ярошевский и др.). Современное состояние истории психологических исследований за рубежом. Развитие психологического знания в рамках учений о душе. Психология в странах Древнего Востока, античная психология. Психология. Аристотеля. Психологические проблемы в работах средневековых мыслителей и в эпоху Возрождения. Развитие психологии в рамках философии. Учение Г.Декарта. Эмпирическая психология сознания. Ассоциативная психология (Дж.Локк, Г.Гоббс, Г.Лейбниц). Эмпиризм и рационализм во французской психологии ХУШ века (Ж. Ламетри, К. Гельвеции, Д. Дидро и др.). Антропология Канта. Психологические проблемы в немецкой классической философии конца ХУШ - первой половины XIX века. Формирование экспериментальной психологии в недрах естествознания. Классический ассоцианизм. Теория специфических энергий органов чувств И. Мюллера, исследования Г. Гельмгольца в области ощущений. Рефлекторная теория психики в трудах И.М. Сеченова. Становление патопсихологии и нейропсихологии в работах немецких и французских ученых. Возникновение психофизики, психометрии и дифференциальной психологии. Генетическое направление в психологии. Возникновение сравнительной, детской педагогической психологии в конце XIX века. Педагогическая психология в России середины-конца XIX века. Выделение психологии в самостоятельную науку. Программа В.Вундта и ее значение для развития экспериментальной психологии Естественнонаучное направление Российской психологии (В.М. Бехтерев, Н.Н. Ланге, И.П. Павлов). Развитие экспериментальной психологии в России (Челпанов, Нечаев, Россолимо). Психология сознания, структурализм и функционализм. Психология В. Джемса. Становление прикладных областей экспериментальной психологии: психодиагностики, экспериментальной педагогики, педологии, психотехники, медицинской психологии, психотерапии. Экспериментальные исследования в зоопсихологии. Кризис психологии в 10-30 годах XX века. Бихевиоризм и необихевиоризм. Гештальтпсихология. Теория поля К. Левина. Глубинная психология (психоанализ З. Фрейда, индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая психология К. Юнга, неофрейдизм). Французская социологическая школа. Теория уровней психической регуляции П. Жане. Вюрцбургская школа. Описательная психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер). Этапы и направления развития советской психологии. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского. Становление деятель-ностного подхода в трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Поведенческие направления в советской психологии (рефлексология, реактология, психология М.Я. Басова). Дифференциальная психофизиология Б.М. Теплова. Комплексный подход в работах Б.Г. Ананьева. Системный подход в работах Б.Ф. Ломова. Субъектно-деятельностная парадигма в психологии (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова). 3. Основы психологии развития 1) Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Общие закономерности биологической эволюции и развитие психики у животных. Проблема зарождения психики. Основные этапы развития психики в филогенезе. Роль психического отражения в приспособлении животных к среде. Предмет, метод и задачи зоопсихологии. Врожденное и приобретенное в поведении животных. Концепция системогенеза П.К.Анохина. Детерминанты инстинктивного поведения. Импритинг. Научение и подражание. Мотивация поведения животных. Игра, общение и групповое поведение у животных. Орудийная деятельность животных. Предпосылки зарождения человеческой речи у высших позвоночных. Психологические проблемы антропогенеза. 2) Развитие психики человека в онтогенезе. Принцип социально-исторического детерминизма развития психики в марксистской психологии. Биогенетическое и социогенетическое направления в зарубежной психологии. Психоанализ и его объяснение психического развития индивида. Теория психического развития. Движущие силы психического развития. Присвоение общественно-исторического опыта. Гипотеза интериоризации и проблема развития высших психических функций. Периодизация психического развития. Понятие сензитивного периода. Особенности психического развития на различных возрастных этапах (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст, подростковый возраст, юношество, зрелость, старость). Половой диморфизм и развитие. 4. Общая психология личности . Понятие личности в психологии, социологии, философии. Специфика психологического подхода к исследованию личности. Свобода личности и ее трактовка в различных психологических теориях. Личность как система, структура личности. Движущие силы развитие личности (натуралистический, культурно-исторический и субъектно-деятельностный подходы). Социализация и формирование личности, социальная ситуация развития личности. Социальная роль и социальный статус. Жизненный путь личности, его периодизация, типы жизненных событий. Личностные кризисы. Активность личности и ее проявление (саморегуляция, самоконтроль, самооценка, самоопределение, самовоспитание). Способы личностного поведения, индивидуальные жизненные стратегии и стили жизни. Понятие психологической защиты. Психологические типологии личности (К. Юнга, Э. Шпрангера и др.) Теории личностных черт, факторный подход к структуре личностных черт (Р. Кэттел, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд и др.). Отношения личности с миром. Концепции А.Ф. Лазурского, В.М. Мясищева. Взаимодействие личности и среды, концепции К.Левина. Самооценка и уровень притязаний, самоотношение. Личность, общение и межличностное взаимодействие. Способы поведения личности по отношению к окружению. Экспериментальные исследования личности: Номотетический и идиографический подходы к исследованию личности. Проблема соотношения вербального и невербального поведения. Поступок. Смысловые образования личности. Проективные методы и принцип проекции. Клинические методы. 4.1. Дифференциальная психология личности. Индивидуальность, структура индивидуальности. Понятия "характер", "темперамент", "конституция", Возрастные, половые и индивидуально-типологические различия. Исследования индивидуальных различий в отечественной психологии. Стилевые особенности индивидуальности, когнитивный стиль Проблема базовых индивидуально-психологических измерений; классические теории темперамента. Психофизиологические основы индивидуальных различий. Свойства нервной системы (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева). Конституциональные, нейродинамические и гормональные основы индивидуально-психологических различий. Психогенетические основы индивидуальных различий поведения. Строение тела и особенности психики. Соотношение типов конституции и темперамента в теориях Э. Кречмера и В. Шелдона. 4.2. Психология мотивации, эмоций и воли 4.2.1. Мотивация Основные понятия психологии мотивации (направленность, потребность, мотив, цель, значимость и пр.). Структура мотивации. Потребности. Классификация потребностей. Иерархия потребностей. Актуальные и потенциальные потребности. Специфика человеческих потребностей, "биологические" и "социальные" потребности. Материальные и духовные потребности. Теория А. Маслоу. Биологические потребности. Инстинктивное и основанное на обучении удовлетворение потребностей. Классификация биологических потребностей. Специфика биологических потребностей человека Проблема базовых потребностей человека. Мотивационная сфера личности, иерархия мотивов. Мотивация поведения и деятельности. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Смыслообразующие и ситуативные мотивы. Уровень притязаний и уровень ожиданий, динамика целеполагания. Влияние мотивации на направленность, продуктивность и настойчивость деятельности. Закон Йеркса-Додсона и понятие оптимума мотивации. Ценности и ценностные ориентации. Иерархия ценностей. 4.2.2. Эмоции Понятие об эмоциях. Эмоции как объект психологического исследования. Эмоция как системное образование. Компоненты эмоций (нервный, выразительный, мотивационный). Эмоции как переживание отношения к окружающей действительности (С.Л. Рубинштейн). Характеристики эмоциональных состояний (эмоциональное возбуждение, знак эмоции, содержание эмоции). Психорегулятивная функция эмоций. Коммуникативная функция эмоций. Эмоции и процессы познания. Эмоции и мотивация. Функции эмоций в различных концепциях (Оценка, мотивация, активация, следообразование, защита, познание и пр.). Обусловленность эмоций потребностями и ситуацией. Динамика эмоций. Формы эмоционального поведения. Классификация эмоций. Аффект, признаки аффекта. Эмоциональные состояния, экстремальные и психосемантические исследования эмоциональных состояний. Эмоции и деятельность, эмоциональные переживания, успеха и неудачи. Эмоциональный тон ощущений. Психофизиологические механизмы эмоций (теории У. Кэннона, П.К. Анохина, П.В. Симонова и др.). Психологическая саморегуляция эмоций. Понятие о стрессе. Стресс как неспецифическая реакция организма на неблагоприятное воздействие. Стресс и дистресс (Г. Селье). Физиологические изменения в организме при дистрессе. Выражение эмоций. Объективные показатели эмоций, проявление эмоций в мимике, пантомимике, экстралингвистических параметрах речи. Различие и идентификация эмоций по внешним проявлениям. Эмоциональность как индивидуальная черта. Теории эмоций (В. Вундт, У. Джемс, Н. Ланге, Н. Грот, Э. Клапаред, Ж. Сартр, Р. Липер, С. Рубинштейн, П. Анохин, П. Симонов). Виды эмоций (аффект, настроение, стресс, страсть, страх, удивление, гнев, стыд). Стенические и астенические эмоции. Функции эмоций (сигнальная, регуляторная, когнитивная, предвосхищающая). Устойчивые эмоциональные отношения и чувства. |
7 Вопросы к вступительному экзамену по специальности Общая психология, психология личности, история психологии является одним из основополагающих и системных по данной специальности... | Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | ||
Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине... Важное место при этом отводится определению способностей соискателя к анализу основных категорий и понятий социальной психологии,... | ||
Индивидуально-психологические особенности личности больных хроническим... Специальность: 19. 00. 01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» (психологические науки) | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Общая психология, история психологии и... | ||
Российской федерации «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | ||
Общая психология Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Психологические науки», по профилю «Общая психология, психология личности, история психологии» разработана профессорско-преподавательским... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,... | Вопросы к зачету по дисциплине «Психология личности» Предмет и задачи курса «Психология личности»; ее характеристика как отрасли общей психологии | ||
Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | ||
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине для поступающих... Вступительный экзамен в аспирантуру по специальной дисциплине проводится в устно-письменной форме | Рабочая учебная программа по дисциплине «Общая психология» для студентов... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... |