Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе





Скачать 271.14 Kb.
НазваниеПостроение процесса обучения на образно-эмоциональной основе
страница1/3
Дата публикации26.04.2015
Размер271.14 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3

На правах рукописи


______________________

ТИЩЕНКО Наталья Геннадьевна

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

НА ОБРАЗНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЕ


Специальность 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» (педагогические науки)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Ростов-на-Дону

2007 год

Работа выполнена на кафедре педагогики Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки

работников образования



Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Фоменко Владимир Трофимович

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Абакумова Ирина Владимировна;


кандидат педагогических наук, доцент

Рудакова Ирина Алексеевна

Ведущая организация - Таганрогский государственный педагогический институт




Защита состоится 31 марта 2007 года в 9 часов 30 мин на заседании диссертационного совета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Ростовском государственном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М.Нагибина, 13, факультет психологии, ауд.222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148.

Автореферат разослан 26 февраля 2007 года.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук,

доцент Тащёва А.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Основная цель модернизации образования, выражающаяся в обновлении его структуры и содержания, состоит в создании условий для полноценного развития личности школьников, что ориентирует педагогов на необходимость учета в образовательном процессе всех особенностей психического развития учащихся, построения учебного процесса сообразно детской природе.

Ключевым моментом в развитии образования становится «живое знание» [Зинченко В.П.,1997; Леонтьев А.Н.,1975; Франк С.Л., 1923], в котором слиты «значение и укорененный личностный, аффективно окрашенный смысл» [Зинченко В.П., 1997]. В связи с этим процесс обучения должен быть наполнен новым содержанием, дидактические принципы, формы и методы должны быть переосмыслены в связи со смыслообразующей и смыслотворческой ролью образования. Проблема перевода знаний на личностно-смысловой уровень для преодоления отчужденности в учебном процессе была поднята в педагогической психологии А.Н.Леонтьевым [Леонтьев А.Н., 1979], и получила свое отражение в работах его последователей [Абакумова И.В., 1989; Асмолов А.Г., 1996; Клочко Е.В., 1991; В.Э.Мильман, 1987; Нырова М.С., 2004; Патяева Е.Ю., 2005].

Важную роль в раскрытии личностных смыслов играют образы как элементарные единицы всякого познания и эмоции, присутствующие в структуре сознания любого человека. Исследования психологов выявили тесную, неразрывную связь образа и эмоций в структуре сознания, где образы выступают «полем потенциальных действий», а эмоции, «окрашивая» в образе значимое содержание, выявляют личностный смысл для субъекта и побуждают его к определенной деятельности [Васильев И.А., 1980; Василюк Ф.Е., 1984; Вилюнас В.К., 1976; Изард К.Э., 2000; Кальвиньо М., 1982; Столин В.В., 1982; Рубинштейн С.Л., 1957].

Исследователи говорят о существовании особого вида «эмоционального познания» [Шингаров Г.Х., 1971], состоящего в отражении субъектом действительности в своеобразной форме эмоциональных образов, специфической особенностью которых является представленность внешней экстероцептивной картины окружения и интероцептивных компонентов в виде органических ощущений и представлений, слияние внутреннего и внешнего опыта в единое целое [Гальперин П.Я., 1945; Запорожец А.В., 1974; Неверович Я.З., 1974]. Отражение объективной действительности в эмоциональных образах является пристрастным отражением, придающим им побудительный, активизирующий характер, оказывающий регулирующее воздействие на последующую практическую субъектную деятельность.

В связи с указанными психологическими аспектами данной проблемы в педагогической науке рассматриваются различные подходы к использованию образов и эмоций в рамках учебного процесса [Абакумова И.В., 2003; Бондаренко С.М., 2006; Ротенберг В.С., 2006; Фоменко В.Т., 1985]. Идея применения образа в учебном процессе представлена в многочисленных исследованиях [Атаманская М.С., 1999; Вяземский Е.Е., 2003; Колеченко А.К., 2001; Меерович М.И., 1997; Стрелова О.Ю., 2003; Шоган В.В., 1998;.Шрагина Л.И, 1997; Щукина Г.И., 1962]. Вопросы обоснования возможности эмоциональной регуляции учебной деятельности также получили свое отражение в науке [Беляева М.А., Боброва Э.С., 1986; Бодрова Е.В., 1984; Васильева О.В.,1985; Попова Е.А.,1985; Фетискин Н.П., 1984; Чебыкин А.Я., Черткова А.Е., 1986 и др.].

Однако перечисленными исследованиями не исчерпываются потребности науки и образовательной практики в теоретическом обосновании построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе. До последнего времени этой проблеме не было посвящено специальных работ. Недостаточно исследованы дидактические условия и средства развития личностной сферы учащихся посредством образно-эмоциональной составляющей. Напрашиваются разработка таких структур урока и создание такого дидактического инструментария, которые бы оптимально сочетали эмоциональные и рациональные элементы учебного процесса.

Актуальность проблемы и недостаточный уровень ее разработанности в педагогической науке послужили основанием выбора темы нашего исследования: «Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе».

Основная проблема исследования заключается в выявлении условий, обеспечивающих разрешение объективно существующих противоречий:

  • между признанием наукой и педагогическим опытом значимости построения учебного процесса на образно-эмоциональной основе и преобладанием в действующем реальном образовательном процессе рационально-логической составляющей;

  • между природой ребенка познавать мир в эмоциональных образах и явной недостаточностью дидактических материалов, ориентирующих на образно-эмоциональное обучение и практически обеспечивающих его построение;

  • между потребностью реформирующегося общества в смыслообразующем и смыслотворческом образовании, всегда включающем образно - эмоциональное содержание, образно-эмоциональные методы, технологии, формы обучения, и недостаточной профессиональной готовностью учителей школ к педагогической деятельности на образно-эмоциональной основе.

Цель исследования состоит в разрешении указанных противоречий через выделение и обоснование образно-эмоциональной составляющей учебного процесса, её анализ как механизма личностно-смыслового развития учащихся.

Объект исследования – обучение в аспекте современных дидактических инноваций.

Предмет исследования – образно-эмоциональная составляющая в контексте личностно-смысловой интерпретации.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить и обосновать образно-эмоциональную составляющую образовательного процесса, охарактеризовать её методологические основания и состояние в реальной педагогической действительности.

  2. Разработать и экспериментально апробировать модель построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе в аспекте её смыслообразующего и другого личностного потенциала; определить в составе модели технологию обучения на образно-эмоциональной основе.

  3. Установить взаимодействие образно-эмоционального и когнитивно-логического элементов в учебном процессе.

  4. Определить влияние предлагаемого подхода на структуру и типологию уроков.

  5. Разработать систему дидактического обеспечения учебного процесса на образно-эмоциональной основе, а также систему работы учителя по реализации разработанной автором модели.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что:

  • возможно и целесообразно создание модели образно-эмоционального обучения, инициирующей и перестраивающей смысловую, познавательно-оценочную и другие личностные структуры учащихся в реальной учебной практике;

  • определяемый моделью акцент на образно-эмоциональной составляющей образовательного процесса приводит к преобразованию всех базовых компонентов обучения, его целей, принципов, содержания, методов, организационных форм обучения, задавая им особую логику взаимодействия и развёртывания;

  • охватываемая моделью технология обучения на образно-эмоциональной основе содержит процедуры, классифицируемые по различным – функциональному, содержательному, логическому – признакам;

    • обогащаются как типология уроков уроком образно-эмоционального типа (по характеру познавательной деятельности учащихся), а так и типология самих образно-эмоциональных уроков, выделяемых на основе различных критериев;

    • существует закономерная связь между образно-эмоциональным и когнитивно-познавательным компонентами обучения, взаимодействием которых обеспечивается развитие смысловой и иных сфер сознания учащихся.

Методологическую основу исследования составили:

  1. Группа теорий, ориентированных на изучение человека, его смысловой сферы в неклассической интерпретации [Э.Гуссерль, М.Мерло-Понти, Ж.-П.Сартр, Н.Хайдеггер, Г.Г.Шпет].

  2. Группа теорий русской философии, отражающих смыслообразование в трансцендентном восприятии [М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов, С.А.Франк].

  3. Группа общепсихологических теорий, в поле внимания которых в различной степени были смысл, эмоции, образ [И.В.Абакумова, А.Г.Асмолов, М.Б.Арнольд, В.К.Вилюнас, Л.С.Выготский, Т.Далглейш, М.Джонсон, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, К.Малтхауиа, М.Пауэр, С.Л.Рубинштейн].

  4. Группа дидактических теорий, обращавшихся к категории смысла, эмоции и образа [Д.Брунер, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Я.Данилюк, Л.В.Занков, А.В.Запорожец, И.Я.Лернер, Я.З.Неверович, В.В.Сериков, М.Н.Скаткин, В.Т.Фоменко, А.Я.Чебыкин, В.В.Шоган, Г.И.Щукина, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская, П.М.Якобсон].

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме, историко-логический анализ состояния проблемы в реальном образовательном процессе отечественной школы; обобщение, сравнение, моделирование в системе основного общего образования; тестирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент; длительное наблюдение, анкетирование, педагогическая экспертиза, описание опыта работы учителей.

Методический инструментарий представлен 19 методиками. Методики для изучения образно-эмоционального развития учащихся: «Оценка образного мышления», «Определение общей эмоциональной направленности личности» Б.И.Додонова, методика Ч.Д.Спилберга, адаптированная на русский язык Ю.Л. Ханиным, «Найти закономерность» Т.Айзенка, «Пиктограмма», «предмет - чувства» Т.Е. Ковиной, А.К. Колеченко, И.Н. Агафоновой, «Определение общей эмоциональной направленности личности» Б.И. Додонова, «Основные эмоции контакта» Г.Е. Смирновой, Ю.В. Наумкиной, тест школьной тревожности Филлипса, экспресс-метод оценки активности мышления, метод наблюдения эмоциональной экспрессии, тест «Несуществующее животное», диагностика уровня невербальной креативности. Методики для изучения личностно-смыслового развития учащихся: изучение отношения к учебным предметам (по Г.К. Казанцевой), диагностика структуры учебной мотивации, тесты мотивации достижения и мотивации аффиляции М.Ш.Магомед-Эминова (модификации тестов–опросников А. Мехрабиана), «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д.А.Леонтьева, методика «Ценностные ориентации» М.Рокича.

Объект эмпирического исследования - 150 учащихся 5-11 классов средних общеобразовательных школ №3, 22 г. Шахты Ростовской области.

Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2000-2001г.г.) включал выявление и анализ актуальных вопросов школьного образования. В течение данного периода происходило изучение философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы, исследование состояния разрабатываемой проблемы в реальной учебной практике, разрабатывалась рабочая гипотеза, определялись цель, приоритетные задачи, направления деятельности.

Второй этап (2002-2004г.г.) содержал разработку модели и экспериментальной программы построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе, включающей новые типы уроков, обеспечивающей их дидактический инструментарий и др.; организацию и проведения эксперимента.

Третий этап (2005-2006гг.) охватывал систематизацию и обобщение результатов экспериментальной работы; разработку и проверку научно-методических рекомендаций по организации системы работы учителя по обеспечению учебного процесса на образно-эмоциональной основе; корректировку модели построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе с целью устранения затруднений, возникших при ее реализации; определение перспектив дальнейшего исследования темы; оформление результатов исследования в диссертацию.

Научная новизна исследования:

Обоснована образно-эмоциональная составляющая учебного процесса и раскрыт ее смыслообразующий потенциал.

Разработана модель построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе, основные звенья которой (цели, принципы, содержание, методы, формы обучения) переосмыслены в образно-эмоциональном контексте.

Выявлены сущностные технологические связи развёртывания обучения от эмоционального образа к рациональному компоненту, от рационального компонента к эмоциональному образу, охарактеризован диалог образа и понятия в динамике движения учебного процесса.

Теоретическая значимость исследования:

Разработан один из механизмов перевода содержания обучения с когнитивно-знаниевого уровня на личностно-смысловой.

Обоснованы новые дидактические понятия и конструкты, раскрывающие суть технологии образно-эмоционального обучения (несовпадение в обучении логических, в том числе образно-эмоциональных, и временных отношений; «забегание» вперёд, «возвращение» назад и др).

Обогащена типология уроков за счёт обращения к образно-эмоциональной составляющей.

Практическая значимость исследования:

Разработана технология обучения на образно-эмоциональной основе.

Подготовлены учебно-методические материалы для работы учителей по оптимальному построению процесса обучения на образно-эмоциональной основе.

Разработан диагностический механизм определения уровня образно-эмоционального развития учащихся.
На защиту выносятся:

1. Идея усиления образно-эмоциональной составляющей образовательного процесса, сбалансированного подхода к образно-эмоциональному и когнитивно-рациональному компонентам обучения. Эмоциональные образы обладают значительным смыслообразующим потенциалом, поэтому, обращённый к образно-эмоциональной сфере учащихся, учебный процесс заметно увеличивает ресурс смыслового развития детей.

2. Модель построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе. Она представляет логическое единство закономерно расположенных и находящихся во всеобщей взаимосвязи частей и компонентов процесса обучения, регулирующее образно-эмоциональные проявления учащихся и способствующее их личностно-смысловому развитию.

3. Технология обучения на образно-эмоциональной основе, исходной ступенью которой являются эмоциональные образы (возникновение эмоционально-психологических установок, преобразование теоретического материала в образный, создание эмоционально-психологических обобщений и др.). В ходе реализации данной технологии происходит актуализация эмоционального образа в специальных условиях организации процесса обучения. Созданная на стыке психологии и педагогики, данная технология позволяет развивать образно-эмоциональную сферу личности ученика средствами учебного предмета.

4. Типология уроков на образно-эмоциональной основе. Специфика данных уроков заключается в создании в рамках логических структур [Фоменко В.Т.,1985] образно-эмоциональной психолого-дидактической ситуации, представляющей комплекс дидактических и психологических компонентов, пронизанных образно-эмоциональным содержанием, актуализирующих эмоциональные образы учащихся. Это способствует раскрытию ими личностного смысла и побуждает учащихся к учебной деятельности.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечиваются методологической и теоретической базой исследования, использованием комплекса взаимоконтролируемых методик исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам, репрезентативностью данных, теоретической и практической валидностью результатов экспериментальной апробации, научной апробацией исходных положений, опорой на деятельность педагогов базовых школ, личным опытом диссертанта в школе.

Апробация и внедрение основных теоретических положений и практических результатов осуществлялись на протяжении исследования в учебном процессе муниципальных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ № 3 и № 22 г. Шахты Ростовской области; обсуждались на заседаниях педагогического совета МОУ СОШ № 3 (март 2005 г., август 2006 г.), на семинарах: семинар директоров школ г. Шахты «Повышение качества образования – основное направление развития школы» (апрель 2005 г.), семинар заместителей директоров школ «Безопасная школа» (ноябрь 2005 г.); на заседании предметной секции «Нормативные и психолого-педагогические условия организации профильного и предпрофильного обучения в свете реализации Федеральной целевой программы развития на 2006-2010 гг.» в рамках ежегодной городской августовской педагогической конференции (август 2006 г.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 5 работ общим объемом 2,9 усл. п.л.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, включающего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования, списка литературы из 249 источников, в т. ч. 3 на иностранном языке, 42 приложений. Объем основного текста диссертации составляет 162 страницы. Текст иллюстрирован 37 рисунками и 7 таблицами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во Введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, установлены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, отражены его методологические и теоретические основы, определены методы и этапы проведенной работы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, представлены положения, выносимые на защиту.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе iconУрока: урок изучения нового материала. Методы
Урок на образно-эмоциональной основе «Виды корней и типы корневых систем» (Биология, 6 класс). Разработка Чиграй Е. А
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе iconПостроение процесса обучения физики на основе инновационных технологий. Оглавление
Включает 35 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе iconФормирование образно-эмоциональной стороны речи учащихся первого...
Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому...
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе iconПостроение процесса обучения на основе инновационных технологий»...
Метод проектов способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться...
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе iconКафедра системного программирования
Построение риторических деревьев текста на основе машинного обучения в рамках задачи автоматического реферирования
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе iconКонспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград»...
Формировать умения сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей,...
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе iconУрок одна из форм образовательного процесса
Именно он лежит в основе всего процесса обучения. От его содержательности, эффективности, результативности напрямую зависит качество...
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе iconУрок 18 построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение цели
Цели: дать представление о новом классе задач – построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки без масштабных делений...
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе iconХарактеристика-представление на учителя начальных классов гоу прогимназии...
«Построение образовательного пространства обучения на основе системно-деятельностного подхода», с 2008 года участница реализации...
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе методических...
«Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного...
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе iconРеферат Понимание младшими подростками невербального проявления эмоциональной экспрессии
Практическое значение. Данная работа может быть практическим пособием для психологов, учителей, родителей при изучении проявления...
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе iconПояснительная записка рабочая программа для 5 класса составлена на...
«Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного...
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В своей работе я стремилась к построению процесса обучения на основе внедрения новых информационных технологий, позволяющих прогнозировать...
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы конструирования и моделирования костюма»
Расчет и построение базовой конструкции плечевой одежды (спинка, перед). Построение базисной сетки
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе iconКонспект урока литературы по теме
Построение парами. Переход на площадку. Построение в шеренгу. В центре площадки ребята образуют круг и делятся на две команды
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе iconКонспект урока математики в 3 классе
Построение парами. Переход на площадку. Построение в шеренгу. В центре площадки ребята образуют круг и делятся на две команды


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск