Скачать 208.84 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №15 Конспект урока литературы по теме «Рыцарь сказочных чудес». Сказка Е.В. Честнякова «Чудесное яблоко». 5 класс Учитель: А.В.Дроздова Кострома 2010 Цель урока: путем анализа сказки «Чудесное яблоко» определить основные художественные особенности сказок Е.В. Честнякова. Задачи урока: 1)Образовательные:
2)Воспитательные:
Оборудование урока:
Методы и приемы работы
План урока: 1. Орг.момент. Тема. Целеполагание. 2. Выразительное чтение сказки «Чудесное яблоко» (с элементами инсценирования). 3. Выяснение читательского восприятия. 4. Работа над языком и стилем произведения. 5. Идея произведения. 6. Авторский стиль. Работа с текстами.
7. Обобщение. Выводы. Работа с фрагментом фильма. 8. Тест. Ход урока
Методическое обоснование. В формулировке темы урока («Рыцарь сказочных чудес». Сказка Е.В. Честнякова «Чудесное яблоко») я исходила из содержания материала. В центре внимания учителя и учеников – сказка «Чудесное яблоко», на примере которой в ходе урока должны выясниться стилистические особенности произведений Е.В. Честнякова. Но содержание материала урока не ограничивается только работой над сказкой «Чудесное яблоко». Данный урок – лишь звено в системе уроков по творчеству Е.В. Честнякова: 1) Е.В. Честняков – гордость земли Костромской. Жизнь и творчество. 2) «Рыцарь сказочных чудес». Сказка Е.В. Честнякова «Чудесное яблоко» 3) Мечта Е.В. Честнякова о городе всеобщего благоденствия в утопии «Марк Бесчастный». На предыдущем уроке говорилось о различных направлениях в творчестве Е.В. честнякова, на этом уроке предполагается обсудить особенности Е.В. Честнякова как сказочника Костромской земли, поэтому первая часть формулировки темы и озаглавлена «Рыцарь сказочных чудес». В формулировке цели (путем анализа сказки «Чудесное яблоко» определить основные художественные особенности сказок Е.В. Честнякова) я исходила из темы и идейно-художественного своеобразия сказки «Чудесное яблоко». По содержанию сказка «Чудесное яблоко» близка к русской народной сказке «Репка», этой особенностью отличаются и другие сказки Е.В. Честнякова («Иванушко», «Сергиюшко»). Этот факт позволяет выявить следующую особенность сказок Е.В. Честнякова: его произведения имеют тематические и сюжетные сходства с русскими народными сказками, значит истоком творчества Честнякова является народное творчество. Об этом свидетельствуют и особенности его биографии: Е.В. Честняков создавал свои произведения для простого народа, общался с деревенскими ребятишками, простыми крестьянами, устраивал для них представления и спектакли. Сказка «Чудесное яблоко» несет в себе идею всеобщего благоденствия, к которому люди могут прийти только совместными усилиями. Дедушка (герой сказки) трижды пытался доставить яблоко к себе в дом, но смог он осуществить свою затею только тогда, когда вся семья (даже самый маленький ребенок с нянькой) пришла к нему на помощь. В начале сказки дед даже не хочет сообщать о своей находке: «Дедушко не поверил, ушёл домой, запряг лошадь, никому не сказал и домашним - разбрякают-де всё раньше времени, соберётся народ». Пожалел он яблока для остальных жителей, поэтому и не смог довезти свою находку. Только любовь к ближним, забота об окружающих, совместный труд помогут справиться с любыми трудностями: «Дедушко даёт всем. Вся деревня наелась, похваливают: такого-де дива не слыхивали. И ели дедушко и бабушка, мужик и баба и ихние ребята - парнеки и девоньки... Кушали сырым, и печёным, и в киселе, и перемёрзлым, когда пришли холода. Соседям всем завсегда давали, особенно кто захворает. И хватило им яблока на всю осень и зиму до самого Христова дня». Интересным материалом для анализа являются и языковые особенности сказки «Чудесное яблоко». В ней отражаются особенности костромского диалекта (оканье: дедушко, Иванушко; диалектные слова: ондрец, хоречек, давеча и т.д.). Многие из этих слов учащимся непонятны, хотя до сих пор можно встретить их употребление в костромских глубинках. Урок имеет структуру смешанного типа, в которой совмещаются и элементы традиционной структуры (проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний, домашнее задание) и элементы структуры урока, построенного на сцеплении учебных ситуаций. 1 этап. Работа над жанром сказки (повторение). 2 этап. Выразительное чтение сказки «Чудесное яблоко» (индивидуальное задание, подготовленное учащимися). 3этап. Выяснение читательского восприятия. 4 этап (1 учебная ситуация). Работа над языком и стилем произведения. 5 этап (2 учебная ситуация). Идея произведения (анализ содержания сказки). 6 этап (3 учебная ситуация). Авторский стиль. Работа с текстами. 7 этап. Жанровые особенности авторских и народных сказок. 8 этап. Обобщение. Выводы. Работа с фрагментом фильма. 9 этап. Анализ результатов деятельности. Тест по содержанию двух уроков, посвященных творчеству Е.В. Честнякова. Первый этап урока посвящен повторению теоретического материала о жанровых особенностях сказки. На данном этапе используется прием беседы, с помощью которого выявляется уровень знаний учащихся по данному материалу. Этот этап является весьма важным в построении и логике работы на уроке, так как подготавливает учащихся к освоению материала 6 и 7 этапов урока. Схема, составленная на доске, дополняется сведениями в течение всего урока. Целью второго этапа является знакомство учащихся со сказкой Е.В. Честнякова «Чудесное яблоко». На данном этапе целесообразно использовать прием выразительного чтения. На уроках по региональному компоненту школьники занимаются по учебникам, которые выдаются им только на занятии, поэтому прием выразительного чтения сказки отрабатывался с отдельными учениками на дополнительных занятиях и реализовался на данном этапе с одновременным использованием небольшой сказочной инсценировки. Третий этап урока посвящен выяснению читательского восприятия школьников. На данном этапе использовался прием беседы. В выборе приема я исходила из следующих факторов: а) возрастные особенности учащихся. Данному возрасту (10-11 лет) свойственно наивно-реалистическое отношение к искусству. Чем младше ученики, тем прямее и непосредственнее высказывают они оценки прочитанного. б) жанровые особенности произведения. Сказка «Чудесное яблоко» - это небольшое произведение, в котором немного героев, простой сюжет.В выборе приемов на первых трех этапах я исходила из следующих образовательных и воспитательных задач: развивать навыки выразительного чтения; развивать навыки монологической речи учащихся, используя приемы инсценирования, воспитывать любовь к искусству. На четвертом этапе реализуется первая учебная ситуация: Тема 1у/с: особенности языка сказок Е.В. Честнякова. Цель 1 у/с: познакомить учащихся с новым понятием (диалектные слова), выявить языковые особенности изучаемой сказки. Приемы: языковой эксперимент, стилистический и языковой анализ текста. В выборе приемов на данном этапе я исходила из следующих образовательных и воспитательных задач:
Данная учебная ситуация является одним из этапов в достижении цели урока, а также подготавливает их к восприятию материала 6 и 7 этапов урока. На пятом этапе реализуется вторая учебная ситуация: Тема 2у/с: основной смысл сказки «Чудесное яблоко». Цель 2 у/с: выяснить идею сказки Е.В. Честнякова. Отбор материала: неудачные попытки дедушки привезти яблоко домой, финал сказки. Приемы: беседа. В выборе материала и приемов на данном этапе я исходила из следующих образовательных и воспитательных задач:
На этом же этапе осуществляется работа с картиной Е.В. Честнякова «Щедрое яблоко», что позволяет обратиться и к другой стороне творчества Е.В. Честнякова. А также объяснить отличие в семантике текстуальных синонимов ( щедрое и чудесное). На шестом этапе реализуется третья учебная ситуация: Тема 3 у/с: авторский стиль. Цель 3 у/с: Совершенствовать навыки сравнительного анализа текста, формировать умение отличать тексты определенного автора, зная особенности его стиля. Отбор материала: текст сказки Честнякова «Иванушко», фрагмент сказки, сочиненной другим автором. В выборе материала и приемов на данном этапе я исходила из следующих образовательных и воспитательных задач:
На седьмом этапе урока реализовалось решение задачи сформировать представление о жанровом своеобразии авторских и народных сказок (на примере сказок Е.В Честнякова «Чудесное яблоко» и «Иванушко» и народных сказок «Репка» и «Гуси-лебеди»). На данном этапе использовался прием сравнительного анализа, с помощью которого и выявлялись сходства и отличия между сказками Е.В. Честнякова и народными сказками. Восьмой этап урока является ступенькой к его завершению. На этом этапе не только выясняются особенности всего творчества Е.В. Честнякова, но и определяется его значение для современного человека. Е.В. Честняков своим творчеством пытался не просто возродить и сохранить особенности народного быта простых крестьян, но и возродить душу человеческую, привить людям любовь ко всему окружающему, к ближним, научить их заботиться друг о друге, помогать нуждающимся и бедным. Традиции Е.В. Честнякова возрождаются и в наши дни. Оживает Шаблово, мастерят ребятишки глиняные игрушки, показывают представления и несут добрую весть всему миру. Это ли не «сказочное чудо», которое «сотворил» Е.В. Честняков? На этом этапе целесообразно использование фрагмента фильма о Е.В. Честнякове, в котором представлена жизнь деревни Шаблово в наши дни. Этот фильм поможет учащимся определить значение творчества Е.В. Честнякова. Заключительным этапом урока является тестовое задание, которое проверяет степень усвоения материала не только текущего урока, но и предыдущего. Домашнее задание сформулировано исходя из требований, предъявляемых к домашнему заданию (закрепление материала, полученного на уроке; реализация возможностей учащихся по самостоятельной работе). Домашнее задание: сочинить сказку, которая должна отличаться следующими особенностями: а) сюжет сказки может иметь сходства с любой народной сказкой; б) сказка должна отражать стилевые и языковые особенности произведений Е.В. Честнякова. Данное домашнее задание способствует развитию творческого воображения учащихся, позволяет проконтролировать уровень усвоения теоретического материала на уроке (сходства и отличия народных и авторских сказок, стилевые и языковые особенности сказок Е. В. Честнякова). Литература: Мир Ефима Честнякова. – М.: Молодая гвардия, 1988г. Волшебник из Шаблова»// Губернский дом. – 1994г. - №3. – С.24 – 25. Ефим Честняков. Новые открытия советских реставраторов. – М.: Советский художник, 1985. – 140с. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974г. Ганцовская Н.С. Костромское народное слово. – Кострома, 2003г. |
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские... План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Конспект занятия объединения «юный журналист» План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» | ||
План-конспект урока литературы Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно... | Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | ||
Конспект открытого урока чтения в 3 классе Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Конспект нод по реализации образовательной области Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Конкурс «Учитель года 2007» План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | Литература 6 класс пояснительная записка План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | ||
План-конспект урока по теме «Choosing a profession» План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... | Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера... План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Тема урока: Учимся анализировать стихотворение Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по речевому... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений... План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» |