План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных произведений). Тема урока: проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник»





Скачать 55.53 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных произведений). Тема урока: проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Дата публикации27.09.2013
Размер55.53 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Лыскова Н.Н.

План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н.С. Лескова (на материале программных произведений).

Тема урока: проблема национального характера в произведении Н.С. Лескова «Очарованный странник».

Цель урока: на примере повести «Очарованный странник» показать проблему

национального характера.

Форма урока: урок-беседа с элементами лекции.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Словарная работа.

Повесть была задумана писателем после поездки летом 1872 года на Ладожское озеро

и посещения острова Валаам, на котором находился монастырь. Это событие нашло

отражение в тематике и языке повести.

Послушник – готовящийся к принятию монашества прислужник в монастыре.

Епархия – церковно-административный округ, подчинённый архиерею.

Иеромонах – монашеский чин.

Рясофор – монах или послушник, носящих рясу и клобук без пострижения.

Ремонтер – офицер, занятый подбором и закупкой лошадей для кавалерии.

  1. Беседа по вопросам.



1). Какую жизненную философию утверждает Флягин в рассказе о попике-запивашке? (Человек во всяких обстоятельствах обязан «определиться», найти себе дело. Он молится за самоубийц, в которых видит бедных людей, не сумевших одолеть «борений жизни». Ведь сам Создатель повелевал «толцытеся», и попик нашёл способ быть полезным людям).

2). Какой ещё принцип своей жизненной философии излагает Флягин, рассказывая историю укрощения коня-людоеда?

3). Как заявляет автор повести о связи особенностей русского национального характера с географическими, т.е. природными, особенностями страны? (Бесконечная смена ландшафтов – от Каспия до Соловков – сливается с бесконечным богатством проявлений натуры странника Ивана Флягина. Противоречивые свойства его характера напоминают бесконечную смену пейзажей, описание различных видов видов образа жизни, мыслей народов России, различных событий, переживаемых людьми, и различными поступками и суждениями в разных ситуациях самого героя. Широта русского характера, как и его крайности, обусловлены самой природой).

4). Какие ещё приёмы раскрытия своеобразия русского национального характера использует автор? (Характер раскрывается и через описание внешнего вида героя.

Иван Флягин – богатырь («вверх по-гусарски закрученные усы»), но говорит он лениво. Он силён, но мягок и спокоен, одет в рясу (смирение).

Контраст энергии и вялости не случаен. Сила олицетворяет лишь потенциальные возможности характера, которые в обычное время не дают о себе знать, но в критическую минуту они проявляются, в них секрет мощи России.

Многогранность характера героя проявляется через его восприятие природы, родины. Он очарован миром: горами и морями, полями и степями, ярмарками и татарскими поселениями, цыганскими таборами и родным русским лесом).

5). Как передаёт Флягин попутчикам своё чувство тоски по родине, которое он испытывал в плену? (Через неприятие чужой стороны: степи для него однообразны и мертвы во все времена года (блестит «безжизненно солончак»), всё не радует, а досаждает: ветер, солнце, простор. «Блыщание солончаков» - деталь, которая повторяется в его рассказе, передавая его раздражение. Ему там надоело: «Очень…в Россию хотелось».

Ещё приём: он вспоминает родную деревню, мелочи, отрывки из будней жизни своей; там всё мило, всё значительно).

6). Как в повести автор показывает, что более всего для Флягина было невыносимо отсутствие воли, невозможность быть предоставленным самому себе?

7). Где герой реализует принципы добра и справедливости? (Отдаёт дитя страдающей матери, теряет место: «пускай любятся», идёт в рекруты вместо единственного сына стариков-родителей, защищает молоденькую артистку из балаганного театра в Петербурге).

8). С каких поступков героя начинается его борение с жизнью? Какое начало в его сознании на этом жизненном этапе показывает автор? (Стихийно-эмоциональное, физическая сила и мощь натуры: удаль, молодецкое ухарство в крайних, опасных проявлениях (слишком сильно ударил кнутом заснувшего старика-монаха, тут же укротил коня и спас графскую семью, сечётся «на перепор» с татарином).

Эта национальная черта, по Лескову: отсюда и сила патриотического порыва, и источник трагических крайностей судьбы народной).

9). Как противопоставляются характеры англичанина Рарея и Флягина в сцене укрощения коня? (Тот проявляет английскую учёность, рассудительность, а Иван – «нутряную хитрость» (разбивает горшок о голову лошади и выливает тесто на её глаза и морду).

Лесков утверждает в рассказе чуждость русскому национальному характеру идеи рассудочности. Отсюда следующая особенность русского человека – фаталистическое осмысление собственной судьбы).

10). Как вера в провидение , предначертание, фатализм в рассказе Флягина о своей жизни раскрывает героя? (Выявляет его наивность, простодушие, интеллектуальную неразвитость, легкомысленное отношение к будущему, суеверие.

Особенно это проявляется в рассказе об искушениях, преследовавших Флягина в монастыре).

11). Можно ли считать, что только фатализмом Флягин объясняет свою судьбу? (В монастырь он пришёл не по пророчеству монаха, а потому, что деваться было некуда. Вера в судьбу и трезвое реалистичное объяснение событий в его сознании сосуществуют).

12). Найдите детали, указывающие на поэтическое чувство, возникшее в душе героя к Грушеньке. (Деньги за пение ему кажутся птицами. Грушу он ещё не увидел, но покорил голос («томный-претомный, точно колокол малиновый»), очаровывает пластика движений в танце, Ивана ослепляет красота девушки).

13). Как вы понимаете сравнение Грушеньки со змеёй и как оно развивается в рассказе? (Психологический подтекст таков: она ещё враждебно относится к богатому незнакомому мужику).

14). Какое сложное психологическое развитие получает коллизия, возникшая в связи с пылким увлечением князя Грушей? (Перекличка с повестью М.Ю.Лермонтова «Бэла»). (Именно простой человек оказывается душевно более тонким, только с ним Груше по-человечески хорошо. Князь же мелок и ничтожен, и он сам сознаёт это: «Ты – артист, ты не такой, как я, свистун». Герой проходит через испытание любовью, и это традиция русской литературы. Флягин благороден, гуманен, ему доступны альтруистические чувства.

Проверке любовью подвергается в повести и князь. Увлечённый планами выгодной женитьбы, он забывает о Груше).

15). Найдите реплики князя в разговоре с Евгенией Семёновной, который случайно подслушал Флягин. Как в них раскрывается человеческая сущность князя? (Работа с текстом).

16). Как артистическая одарённость Флягина проявляется в его отношении к коням? (Он чувствует по отношению к ним восхищение, понимание, привязанность: «окрыляется и точно птица летит и не всколыхнёт», «рванулась моя душа к ней, к этой лошади, родною страстию», «на небо, как птицы, косят…кажется, сердечный, и улетел бы, да крылышек у него нет» (о лошадях из табунов), «гордая очень тварь был, поведением смирился…но погиб в неволе»).

17). Какие новые душевные грани раскрываются перед читателем в сценах, повествующих о восхищении героя красавицей-цыганкой? Какие поступки отражают рост его нравственного сознания? (Он совершает благие поступки: заменяет собой рекрута, храбро сражается, получает Георгия, но почитает себя великим грешником, по-новому смотрит на свою прошлую жизнь и оказывается под очарованием новой идеи – героического самопожертвования во имя людей).


  1. Лекция. Слово учителя.


(Записать в тетради).

«А потом будет в жизни странника очарование тишины монастырской жизни, особая «отрада упования», пока не услышит он голос свыше: «Ополчайся!» - и не придёт к нему жажда воевать за свой народ, чтобы по-богатырски защитить его от врага. «Мне за народ очень помереть хочется», - признаётся герой, завершая свою исповедь, похожую на повествование сказителя. Так приходит к Флягину идея героического самопожертвования, и образ его достигает эпического величия. Так широкой рекой течёт сюжет произведения, вбирая в себя ручейки его ответвлений и превращая произведение не только в раздумье о судьбе личности, но и в думу о судьбах Отечества».


  1. Обобщение урока.


Домашнее задание: написать эссе на тему: «Проблема национального характера в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных произведений). Тема урока: проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник» icon«Идейно- художественное своеобразие повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Тема урока: «Идейно- художественное своеобразие повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных произведений). Тема урока: проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник» iconРеферат на тему «Праведники в творчестве Н. С. Лескова. Повесть “Очарованный странник”»
Роль образа Ивана Флягина в композиции произведения. Целостность и неразрывность повествования
План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных произведений). Тема урока: проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Прививать учащимся любовь к литературе на материале программных произведений Н. С. Лескова
План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных произведений). Тема урока: проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник» iconРеферат по литературе «Тема праведничества в русской литературе»...
Праведничество… Многие ли знают значение этого слова? Готова поспорить, некоторые даже не слышали его никогда. Вообще этот термин...
План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных произведений). Тема урока: проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник» iconЛекция учителя и информативно-иллюстрирующие доклады учащихся 2,...
При этом, говоря о полемичности Лескова, важно обратить внимание на то, что это была не полемика ради полемики, а трудный для каждого...
План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных произведений). Тема урока: проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник» iconРабочая программа по литературе 11 класс
Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного...
План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных произведений). Тема урока: проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник» iconУрока п п № уро ка по теме Тема урока
Характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Общие сведения...
План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных произведений). Тема урока: проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник» iconКонспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные...
Тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»
План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных произведений). Тема урока: проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник» iconКонституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета
Тема: Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета
План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных произведений). Тема урока: проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изл. №2 Написание изложения повествовательного характера (Сказ Н. С. Лескова «Левша»)
План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных произведений). Тема урока: проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник» iconКонспект урока тема Родины в творчестве А. А. Блока фио (полностью) Лескова Татьяна Ефимовна
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных произведений). Тема урока: проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник» iconУрока Тема урока. Основное содержание
...
План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных произведений). Тема урока: проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник» iconКонспект урока «Тема, идея, проблема текста»
Цель урока: знание грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания
План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных произведений). Тема урока: проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник» iconУрока: Тема: «Н. С. Лесков «Однодум»
Цель: Создать условия для формирования знаний учащихся о творчестве Н. С. Лескова, его связи с Костромским краем
План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных произведений). Тема урока: проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник» iconКультурное развитие человека как проблема Проблема культурного развития человека в философии
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»
План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных произведений). Тема урока: проблема национального характера в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник» iconУрок литературы в 10б классе по теме «Творческий и жизненный путь Н. Лескова»
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Вологодской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск