Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета





Скачать 107.96 Kb.
НазваниеКонституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета
Дата публикации25.02.2015
Размер107.96 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат


Тема: Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета

Содержание





Стр.

Введение

3

Глава I. Проблема национального суверенитета в условиях

развертывания европейского интеграционного процесса.




§ 1. Историко-правовая природа европейской интеграции.

11

§ 2. Диалектика наднациональной интеграции и национального суверенитета в институциональной структуре Европейских Сообществ и Европейского Союза.

24

Глава II. Конституционный процесс в Европейском Союзе.




§ 1. Деятельность Европейского Конвента по выработке Конституции Европейского Союза.

44

§ 2. «Договор, учреждающий Конституцию для Европы»: проблемы правосубъектности и распределения компетенции.

54

Глава III. Современные проблемы институционализации национального суверенитета в правовом пространстве Европейского Союза.




§ 1. Вызов «европессимизма»: провал конституционного проекта Европейского Союза.

66

§ 2. Лиссабонский договор: наследие Евроконституции.

75

Заключение

85

Список использованных источников и литературы

95


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. На протяжении последних лет европейское общество переживает перманентный кризис. Его проявления заметны в экономической, социальной, политической сферах. И хотя причины этих явлений очень многогранны и противоречивы, в эпицентре внимания неизменно оказывается проблема эффективности действий Европейского Союза, перспективы его развития. Идет ли речь о финансовом кризисе, или проявляются негативные тенденции в межэтнических и межконфессиональных отношениях, возникают ли новые угрозы безопасности, или обостряется общественная дискуссия о защищенности прав человека – институтам Европейского Союза приходится искать пути решения этих проблем, отвечать на все новые и новые вызовы. Сама по себе эта ситуация не является уникальной, поскольку система межгосударственной интеграции в Европе изначально создавалась как более эффективный по сравнению с государством механизм политического регулирования и мобилизации ресурсов. На протяжении длительного времени этот механизм действовал с разной степенью эффективности, периодически давал сбои, подвергался реформированию, но сам принцип наращивания наднационального уровня управления не подвергался сомнению. Переход от системы Европейских Сообществ к Европейскому Союзу стал наиболее решительным шагом в этом направлении. Показательно, что произошел он в 1990-х гг., когда мир переживал пик глобализационных процессов. Но уже с начала 2000-х гг. наметился перелом – проявился кризис глобалистской парадигмы, в том числе нарастание напряженности в мировой политике, деградация системы международного права, обострение социальных конфликтов и ухудшение экономической конъюнктуры. Все эти процессы существенно снизили привлекательность интеграционной стратегии. Все чаще звучат предложения европейских политиков, экспертов, общественных деятелей и рядовых граждан перейти к политике «национального эгоизма». И речь идет не только о зигзагах политической конъюнктуры. Современные проблемы в развитии Европейского Союза во многом связаны с самой природой этой уникальной интеграционной модели, которая не является ни классическим межгосударственным объединением, ни конфедеративным образованием, ни федерацией. Европейский опыт синтеза национальной государственности и наднациональной политико-правовой системы – как в его положительных, так и негативных аспектах, – позволяет всесторонне проанализировать перспективы и проблемы реализации принципа национального суверенитета в современных условиях. Особую значимость опыт доктринального и институционального развития Евросоюза приобрел в свете попытки перейти к наднациональному конституционному строительству и ее неоднозначных последствий.

Целью дипломной работы является систематизация европейского опыта разработки наднационального конституционного проекта и оценка его эффективности в контексте общей стратегии инкорпорации принципа национального суверенитета в систему европейского права. Для выполнения этой цели необходимо решение следующих исследовательских задач:

1. Охарактеризовать историко-правовую природу европейской интеграции.

2. Проанализировать диалектику наднациональной интеграции и национального суверенитета в институциональной структуре Европейских Сообществ и Европейского Союза.

3. Показать причины развертывания и динамику конституционного процесса в Европейском Союзе

4. Рассмотреть основные доктринальные и институциональные особенности «Договора, учреждающего Конституцию для Европы».

5. Выявить причины провала конституционного проекта Европейского Союза.

6. Показать преемственность Лиссабонского договора 2007 г. и конституционного проекта Европейского Союза.

Объектом дипломного исследования является развитие интеграционного процесса в Европе, его историко-правовая природа и концептуальная направленность. Предмет исследования охватывает проблемы институционализации Европейского Союза, инкорпорации принципа национального суверенитета в его политико-правовую систему, разработки и трансформации европейского конституционного проекта.

Методологическую основу дипломного исследования составили историко-правовой метод (изучение природы и динамики европейского интеграционного процесса в исторической ретроспективе и на современном этапе), аксиологический метод (анализ ценностной ориентации европейской интеграционной модели, ее универсалистской парадигмы), структурно-функциональный метод (изучение институциональной структуры европейской интеграционной системы с точки зрения соотношения целей и принципов интеграционного процесса, структуры институтов и их функциональной направленности), формально-юридический метод (анализ нормативного материала, направленный на выявление доктринально и институционально значимых юридических понятий, категорий, правовых конструкций). Концептуально дипломное исследование опирается на методологические принципы синергетики, позволяющие рассматривать эволюционное развитие правовых систем в контексте как закономерных причинно-следственных связей, так и вероятностных факторов.

Степень изученности темы. Проблемы европейской интеграции уже на одно десятилетие находятся в центре внимания российских исследователей. Изучение политико-правовой природы интеграционного процесса и его современных институциональных форм является одним из магистральных проблемных направлений. При этом заметно, что при относительно небольшом количестве монографических исследований за последние два десятилетия в нашей стране подготовлено значительное количество диссертаций, посвященных проблемам развития Европейского Союза, и исключительно широко представлена научная периодика по данному направлению. Это обеспечивает высокий уровень актуальности большинства научных работ, их ориентацию на обобщающий, системный научный анализ в сочетании с быстрым обновлением проблемного поля. Еще одна заметная черта научной традиции, связанной с изучением европейской интеграции, заключается в широком применении междисциплинарного синтеза. Правовые, политические, социальные, экономические явления и процессы рассматриваются, как правило, в комплексе, в контексте их системной реконструкции и моделирования.

Не претендуя на детальный анализ всего массива существующей научной литературы по проблематике дипломного исследования, мы ограничимся краткой характеристикой работ, наиболее показательных с точки зрения изученности поставленной проблемы. В первую очередь, необходимо отметить, что научный интерес к опыту конституционного строительства в Европейском Союзе трансформировался по мере быстрого изменения политической конъюнктуры. В 2000-2004 гг. значимость этой темы была уже очевидна, но процесс конституционного строительства в ЕС только разворачивался, и поэтому комплексных исследований пока не проводилось. В рамках же научной периодики наибольший интерес представляют публикации Л.М. Энтина, руководителя Институт европейского права МГИМО, и С.Ю. Кашкина, заведующего кафедрой права ЕС Московской государственной юридической академии. Именно научный коллектив под руководством С.Ю. Кашкина подготовил перевод предварительного проекта конституционного договора ЕС, а затем официальный перевод и издание «Договора, учреждающего Конституцию для Европы» (2005). На 2005 г. приходится пик интереса к этой проблематике. Однако на диссертационном уровне было подготовлено только два исследования, причем одно из них принадлежит румынскому юристу Дж. Стойка-Марку – диссертация по теме «Международно-правовая природа Европейской Конституции» была подготовлена к 2005 г. в РУДН.1 В своей работе Стойка-Марку детально проанализировала процедуру разработки проекта Конституции ЕС и его принятия, сформулировала понятие Конституции и дала ее характеристику с точки зрения международно-правовых источников ее формирования. При этом авторская концепция вызывает определенную критику, поскольку диссертация посвящена доказательству международно-правового характера Евроконституции, что значительно сужает представление о ее правовой природе и доктринальной направленности. Более фундаментальный характер носит диссертация Н.Ю. Кавешникова «Трансформация институциональной структуры Европейского Союза: 1992-2005 гг.», защита которой прошла в 2006 г.1 Конституционному строительству в этой работе посвящена лишь одна глава, но автор решает комплексную задачу проанализировать значение институциональных изменений, внесенных Маастрихтским, Амстердамским, Ниццким и Конституционным договорами. В итоге в диссертации вполне обоснованно доказывается тезис о том, что эволюция институтов ЕС представляет собой поэтапный переход от системы межгосударственных переговоров к многомерной, квазифедеральной системе регулирования, в которой помимо государств-членов акторами выступают и наднациональные институты, и неправительственные организации, и субнациональные власти. С этой точки зрения закономерным отражением квазигосударственной природы Евросоюза стала попытка конституционализации Учредительных договоров ЕС. Кавешников рассматривает конституционализацию как «процесс, посредством которого Договоры из набора юридических конструкций, связывающих суверенные государства, трансформируются в вертикально интегрированный режим, распространяющий свое действие на всех физических и юридических, частных и публичных лиц на территории ЕС и предоставляющий им права и обязанности, обеспеченные юридическими средствами принуждения».2 Правда, неизбежным (в силу сроков защиты) недостатком данной диссертации стали ее хронологические рамки, завершающиеся 2005 г., что не позволило автору поднять вопрос о дальнейшей судьбе европейского конституционализма. Этот пробел отчасти восполнили более поздние работы, посвященные уже не конституционному проекту, а подготовке и ратификации Лиссабонского договора 2007 г. В качестве примеров можно выделить монографии М.М. Бирюкова «Европейское право до и после Лиссабонского договора» и И.И. Хохлова «Наднациональность в политике Европейского Союза», учебное пособие М.Н. Марченко и Е.М. Дерябина «Право Европейского Союза: Вопросы истории и теории», а также комментарии С.Ю. Кашкина к изданиям конституционного договора 2004 г. и консолидированных версий Учредительных договоров ЕС в редакции 2007 г.1 Отдельно можно выделить диссертацию И.С. Кургинян, посвященную более локальной теме («Валери Жискар д`Эстэн и основные проблемы европейской интеграции: 1974-2008 гг.»), но включающую очень качественный анализ деятельности европейского конституционного Конвента.2

К основным идеям, выносимым на защиту, относятся:

1. Универсалистское представление о единстве европейских народов является одним из наиболее устоявшихся элементов политической культуры и интеллектуальной традиции континента. Истоки его тесно связаны с влиянием христианства, рецепцией римского права, распространением панидеологий, становлением конституционализма как особой модели правопонимания.

2. Принцип национального суверенитета является опорной характеристикой системы конституционного права и классического (диспозитивного) международного права. В рамках межгосударственных объединений принцип национального суверенитета, как правило, трактуется в русле утилитаристской парадигмы. Но развитие интеграционных процессов в Европе в ХХ в. не только опиралось на систему договорного взаимодействия суверенных государств, но и являлось сущностным выражением универсалистской политико-правовой культуры европейского общества.

3. В основе европейской интеграционной модели лежит коммунитарная стратегия, в качестве отдаленной перспективы направленная на федерализацию Европы, но основанная на умеренных, локальных и прагматичных шагах по формированию «фактической солидарности». Коммунитарная стратегия предполагает не вытеснение суверенитета европейских наций, а интеграцию его в множественное политико-правовое и социокультурное пространство Единой Европы.

4. Правовая система Европейского Союза сохранила все ключевые атрибуты национального суверенитета стран-участниц, но при этом закрепила элементы наднациональной (многонациональной) квазигосударственности: приоритет учредительных договоров над конституциями стран, ратифицировавших их, делегирование части национального суверенитета при ратификации учредительного договора, субсидиарное распределение компетенции, статус общих целей и принципов Союза, правомерность конституционного правосудия в системе европейского права, единое гражданство. Однако система «трех опор», внедрение методов «открытой координации» и «продвинутого сотрудничества» деформировали коммунитарную модель интеграции.

5. Разработка конституционного проекта ЕС создала возможность для восстановления целостной модели европейской интеграции и окончательного закрепления ее универсалистского характера, в том числе единой правосубъектности Европейского Союза, безусловного верховенства целей и ценностей Союза, консолидированной иерархии источников европейского права, конституционного значения «Хартии об основных правах».

6. Провал попыток ратификации конституционного договора выявил серьезные недостатки и противоречия европейской интеграционной модели: крен в область институционального, а по сути бюрократического реформирования, выхолащивание универсалистской доктрины интеграционного процесса, преждевременное формирование процесса расширения Союза. Кроме того, конституционный кризис ЕС тесно связан с общим кризисом современной системы политической демократии. Поэтому несмотря на успех институциональной реформы, достигнутый с помощью Лиссабонского договора 2007 г., задачи по конституционализации Европейского Союза не утратили свою актуальность.

Практическая новизна дипломной работы заключается в систематизации современных научных подходов к изучению проблем национального суверенитета в контексте динамичного развития международно-правового пространства, выявлению соответствующих новаций в сфере развития конституционного права. Теоретические положения дипломной работы могут быть использованы для разработки актуальных учебных и учебно-методических материалов для образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Юриспруденция», а также междисциплинарных учебно-исследовательских проектов.

1 Стойка-Марку Дж. Международно-правовая природа европейской конституции. Автореферат дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.10. – М., 2005.

1 Кавешников Н.Ю. Трансформация институциональной структуры Европейского Союза: 1992-2005 гг. Автореферат дисс. … канд. пол. наук: 23.00.02. – М., 2006.

2 Там же. – С. 18.

1 Бирюков М.М. Европейское право до и после Лиссабонского договора. – М.: Научная книга, 2009; Хохлов И.И. Наднациональность в политике Европейского Союза. – М.: Международные отношения, 2007; Марченко М.Н., Дерябин Е.М. Право Европейского Союза: Вопросы истории и теории. –М.: Проспект, 2010; Кашкин С.Ю. История и порядок разработки Договора, устанавливающего Конституцию для Европы // Конституция Европейского Союза: Договор, устанавливающий Конституцию для Европы с комментарием. – М.: Инфра-М, 2000; Кашкин С.Ю. Европейский Союз: От Парижского договора 1951 г. до Лиссабонского договора 2007 г. // Европейский Союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. – М.: ИНФРА-М, 2008.

2 Кургинян И.С. Валери Жискар д`Эстэн и основные проблемы европейской интеграции: 1974-2008 гг. Автореферат дисс. … канд.ист.наук: 07.00.03. – М., 2009.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета iconПраво европейского союза
Цель: Закрепить и углубить знания, полученные на лекции по вопросам компетенции Европейского Союза и права Европейского Союза
Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета iconВ. В. Зундэ Экономика Европейского Союза
Экономика Европейского Союза: Учебно-методический комплекс. Ростов-на-Дону: Изд-во скагс, 2010
Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета icon«Право Европейского Союза» European Union Law
РФ, изучение учредительных договоров Европейского Союза и Европейских Сообществ, международных договоров, заключенных этими организациями...
Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета iconСпецкурс «Региональная политика Европейского союза». Содержание
I. Учебно-методические рекомендации по курсу «Региональная политика Европейского союза»
Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета iconРабочая программа учебной дисциплины национальный вопрос и проблема...
Нового времени, о попытках осуществления европейского единства, о становлении и развитии процесса европейской интеграции после Второй...
Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета iconКамила Магзиева Национальный координатор Седьмой Рамочной Программы...
Двадцать лет участия Казахстана в Рамочных программах Европейского Союза в области науки, технологий и инноваций
Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета iconЗеленов, Р. Ю. Законодательные процедуры Европейского Союза : Эволюция...
Законодательные процедуры европейского союза. Эволюция полномочий европейского парламента
Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Донецкой государственной музыкальной академии им. С. С. Прокофьева, член Национального Союза композиторов Украины, Национального...
Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета iconПрограмма вступительных испытаний на магистерскую программу «Политика,...
«Политика, право и общество Европейского союза и евразийского пространства» по направлению подготовки 030200 Политология
Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета iconСодержательный план дисциплины: Тематический план курса Наименование разделов и тем
Создание Европейских сообществ и Европейского союза и становление европейского права
Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета iconПлан-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера...
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета iconТема Образование Европейских сообществ и становление Европейского Союза. 3
Формирование Европейских сообществ и европейского права – это единовременный и тесно взаимосвязанный процесс. Создание Европейских...
Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета iconПрограмма дисциплины «Внутренний рынок и право Европейского союза»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 031900. 68 «Международные...
Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета iconРабочая программа дисциплины конституционный надзор в РФ и за рубежом...
Рабочая программа учебной дисциплины «Конституционный надзор в РФ и за рубежом» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом...
Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета iconРезультаты и перспективы регионального сотрудничества европейского...

Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета iconПрава Европейского Союза
Лекция 3 Физическая работоспособность и функциональная готовность организма спортсмена 2 часа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск