Скачать 301.17 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Право Европейского Союза» European Union Law Язык обучения __русский___ Трудоемкость______4_______ зачетных единицы Регистрационный номер рабочей программы:
Cанкт-Петербург 2013 Раздел 1. Характеристика, структура и содержание учебной дисциплины 1.1. Цели и результаты изучения дисциплины: Ознакомление студентов с целями и задачами деятельности Европейского Союза и Европейских Сообществ, структурой права этих организаций, основными направлениями их деятельности, нормативным регулированием их взаимоотношений с РФ, изучение учредительных договоров Европейского Союза и Европейских Сообществ, международных договоров, заключенных этими организациями с РФ, норм вторичного права, принятых руководящими органами ЕС. 1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты): Отсутствуют. 1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения): формирование у студентов общей картины правового регулирования деятельности Европейского Союза и его руководящих органов; развитие умений по применению норм права Европейского Союза к конкретным ситуациям, а также анализу и квалифицированному толкованию учредительных международных договорах Европейского Союза и принятых его руководящими органами нормативных актов. 1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся По результатам обучения магистр должен знать: - состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере; - цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе; - закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования; - методологию получения юридических знаний. По результатам обучения магистр должен уметь - применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики; - аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений; - анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений; - квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии; - объяснить действие норм права их адресатам. По результатам обучения магистр должен обладать навыками: - составления экспертных заключений; - консультирования граждан по правовым вопросам. 1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий Лекции – 6 часов, практические занятия в интерактивной форме – 26 часов, самостоятельная работа – 62 часа. 1.6. Организация учебных занятий
1.7. Структура и содержание учебной дисциплины Тема 1. Основные этапы развития правовой системы Европейского Союза 1. Возникновение идеи единой Европы. Проекты объединения христианских государств. Идея европейского равновесия. Проекты Соединенных Штатов Европы. 2. Послевоенное развитие единой Европы. Декларация Шумана 9 мая 1950 г. Цели европейской интеграции. Создание Европейского объединения угля и стали в 1951 г. Попытки создания политического и оборонного объединений стран-членов ЕОУС в 50-е гг. 3. Договоры 1957 г. об учреждении Европейского Экономического Сообщества и Европейского Сообщества по атомной энергии. 4. Вступление новых государств в Европейские сообщества. Единый европейский акт 1986 г. 5.Создание Европейского Союза. Маастрихтский договор 1992 г. Включение в сферу интеграции вопросов внешней политики и охраны правопорядка. Три опоры Европейского Союза - Европейские сообщества, общая внешняя политика и политика безопасности, сотрудничество в области юстиции и внутренних дел. 6.Амстердамский договор 1997 г. Договор в Ницце 2001 г. и вступление в Европейского Союз в 2004-2007 гг. 12 государств Центральной и Восточной Европы. 7.Реформа руководящих органов Европейского Союза в связи с расширением числа его членов. Подписание Договора, учреждающего Конституцию для Европы 2004 г. и Лиссабонского договора 2007 г. Лекции – 2 часа Практические занятия в интерактивной форме: 4 часа Диспут по теме – Какой из вариантов дальнейшего развития ЕС представляется наиболее реальным - а) превращение ЕС в федеративное государство б) укрепление и совершенствование нынешних механизмов надгосударственного управления в) полный или частичный распад ЕС. Дополнительная литература для подготовки к интерактивному занятию: Договоры об учреждении Европейских Сообществ. М., 1994. Единый Европейский акт // Договор о Европейском Союзе. М., 1994. Конституция Европейского Союза. М., 2005. Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. М., 2008. Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1999. Разделы I-VIII. Аннерс Э. История европейского права. М., 1999. Дайнеко А.Е., Забавский Г.В., Дмитракович Ф.А. Расширение Европейского Союза. М., 2004. Ильин И.Д. Лекции по истории и праву ЕС. М., 2002. Воронов К.В. Пятое расширение ЕС //Мировая экономика и международные отношения. 2002. №9. Бирюков М.М. Новый Евросоюз образца 2004 г. и международное право //Московский журнал международного права. 2004. №3. История европейской интеграции (1945-1994). Под ред.А.С. Намазовой, Б. Эмерсона. М.,1995. Бирюков М.М. Европейский Союз, европейская конституция и международное право. М., 2006. Кашкин С.Ю. Лиссабонский договор – новый этап развития права ЕС// Государство и право. 2008. №9. Энтин Л.М. Лиссабонский договор и реформа ЕС// Журнал российского права. 2010. №3. Мещерякова О.М. Эволюционное развитие ЕС// Вестник РУДН. 2009. №2. Глотов С.А. Лиссабонский договор: основные идеи и решения для объединенной Европы// Парламентаризм: проблемы теории, истории, практики. сб. статей. М., 2010. Мещерякова О.М. Лиссабонский договор и новый Европейский Союз. М., 2011. Тема 2. Правовой статус Европейского Союза 1. Организационно-правовая структура Европейского Союза. 2. Цели и задачи Европейского Союза. 3. Три основных направления деятельности Европейского Союза – экономическая интеграция, общая внешняя политика и политика безопасности, сотрудничество в области охраны правопорядка. 4. Принципы, на которых основывается Европейский Союз: уважение основных прав человека, демократия, верховенство закона. Принципы, определяющие отношения с государствами-участниками и гражданами Европейского Союза. 5. Территория и население Европейского Союза. Членство в Европейском Союзе. 6.Правосубъектность в международном и национальном праве Европейского Союза. Привилегии и иммунитеты Европейского Союза. Лекции – 2 часа Практические занятия в интерактивной форме: 4 часа Диспут по теме – Каким правовым статусом обладает ЕС на территории Российской Федерации: а) международной межправительственной организации б) иностранного государства в) иностранного юридического лица? Дополнительная литература для подготовки к интерактивному занятию: Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. М., 2008. Капустин А.Я. Европейский Союз: Интеграция и право. М., 2000. Мухаева Н.Р. Европейский Союз – новый тип государственного образования //Закон и право. 2005. №12. Бороздина Я.А. К вопросу о правовой природе ЕС// Международное публичное и международное частное право. 2009. №1. Равкин Н.В. Европейские Сообщества как субъект международного права // Московский журнал международного права. 2000. № 2. Хобби Ю.С. Проблема определения правовой природы ЕС// Международное публичное и международное частное право. 2009. №3. Рачков И.В. Правовая регламентация гражданства Европейского Союза //Государство и право. 1999. №8. Артамонова О.Ф. Международная правосубъектность Европейского Союза //Журнал российского права. 2002. №8. Ершов Е.С. Правосубъектность Европейского Союза //Современное право. 2003. №11. Стоякин С.Г. О правовой природе Европейского Союза и Европейских сообществ //Право и государство. 2005. №2. Шарифов М.Ш. Особенности разграничения компетенции ЕС и суверенной власти государств-членов// Современное право. 2010. №5. |
Право европейского союза Цель: Закрепить и углубить знания, полученные на лекции по вопросам компетенции Европейского Союза и права Европейского Союза | Рабочая программа учебной дисциплины этнотерриториальные проблемы... Испания, Италия, Великобритания, Финляндия, Франция и Бельгия), ставшими в результате конституционных реформ так называемыми полуфедеральными... | ||
Руководство европейского союза по защите правозащитников (European... Закон направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших в результате аварий гидротехнических... | Программа вступительных испытаний на магистерскую программу «Политика,... «Политика, право и общество Европейского союза и евразийского пространства» по направлению подготовки 030200 Политология | ||
Рабочая программа учебной дисциплины национальный вопрос и проблема... Нового времени, о попытках осуществления европейского единства, о становлении и развитии процесса европейской интеграции после Второй... | Программа дисциплины «Внутренний рынок и право Европейского союза»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 031900. 68 «Международные... | ||
В. В. Зундэ Экономика Европейского Союза Экономика Европейского Союза: Учебно-методический комплекс. Ростов-на-Дону: Изд-во скагс, 2010 | «Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии» Курс Европейское право: институты и право ес предназначен для студентов магистратуры по направлению «Юриспруденция» по программе... | ||
Спецкурс «Региональная политика Европейского союза». Содержание I. Учебно-методические рекомендации по курсу «Региональная политика Европейского союза» | Учебно методический комплекс по дисциплине «Право Европейского Союза»... | ||
Учебно методический комплекс по дисциплине «Право Европейского Союза»... | Камила Магзиева Национальный координатор Седьмой Рамочной Программы... Двадцать лет участия Казахстана в Рамочных программах Европейского Союза в области науки, технологий и инноваций | ||
Программа дисциплины «Право Европейского Союза» Для направления 030700.... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Зеленов, Р. Ю. Законодательные процедуры Европейского Союза : Эволюция... Законодательные процедуры европейского союза. Эволюция полномочий европейского парламента | ||
Предпосылки и основные этапы развития европейской интеграции Европе – своеобразной “лаборатории” моделей и механизмов интеграции, где последняя достигла наиболее зрелых форм. Формирующийся в... | Содержательный план дисциплины: Тематический план курса Наименование разделов и тем Создание Европейских сообществ и Европейского союза и становление европейского права |