Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный институт
международных отношений (университет)
МИД России» Институт европейского права
Программа курса
“Европейское право: право и институты”
Москва 2009 г.
Программу курса разработали:
д.ю.н., профессор, заслуженный деятель наук, почетный профессор МГИМО (У), почетный работник МИД России Энтин Лев Матвеевич
д.ю.н., профессор, Бирюков Михаил Михайлович
ст. преподаватель кафедры европейского права, степень LLM, Шашихина Тамара Викторовна
© Шашихина Т.В.
© МГИМО (У) МИД России
Раздел 1. Организационно-методический 1.1 Место курса в образовательной программе.
Курс Европейское право: институты и право ЕС предназначен для студентов магистратуры по направлению «Юриспруденция» по программе «Международное право и право ЕС», а также для всех интересующихся интеграционными процессами в Европе и местом и ролью Европейского Союза на мировой арене. 1.2. Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции)
Знание и понимание
| Знание и понимание:
Европейское право исследуется как самостоятельный правопорядок, отличный от международного права и права государств-членов ЕС
| Образовательные методики (формы проведения занятий)
лекции
| Форма проверки знаний
Контрольное тестирование
| В соответствии с назначением основной целью курса является ознакомить студентов с комплексом знаний по общей теории европейского права, его содержанием, практикой применения, процессом формирования и функционирования институтов Европейских сообществ и Европейского Союза. Необходимость изучения европейского права обусловлена его возрастающей ролью в регулировании интеграционных процессов. Преподавание и изучение права ЕС позволяет раскрыть механизм и условия действия норм права Европейского Союза. Необходимость такого знания обусловлена тем, что все более широкие сферы экономической и социальной жизни регулируются правом ЕС. Образовательные результаты курса:
КОМПЕТЕНЦИИ
| Аналитические компетенции:
1. Способность к комплексному и системному анализу нормативно-правовых актов и методических материалов, формированию самостоятельных критических заключений и выводов.
2. Навыки управления информацией и знаниями в рамках реализации проектов в ситуации необходимости принятия срочных решений, в том числе нестандартных, инновационных и экспериментальных.
3. Владение прикладными методами и методиками, в том числе изучение и конструирование кейсов, использование игровых методик, которые будут применяться на практических занятиях.
4. Способность выступать экспертом готовых программных проектов с использование междисциплинарных знаний.
5. Навыки оформления итоговых работ/проектов/материалов
| Образовательные методики(формы проведения занятий)
Лекции и семинары
Сase-studies
Деловые игры
«Мозговой штурм»
Индивидуальные консультации
Коллективная работа / работа в группах
Реферат, курсовая работа, «круглый стол»
| Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
- Выступления на семинарах, подготовка домашнего задания
- Подготовка презентаций, докладов
- Письменные задания: реферат, курсовая работа, домашнее задание
- Отзывы руководителя и рецензента
| Системные компетенции:
1. Способность применять и обобщать теоретические знания на практике.
2. Умение проводить анализ конкретных ситуаций.
3. Способность принимать решения с учетом возможных рисков.
4. Способность сравнивать модели лучших практик правового обеспечения ведения бизнеса на национальном и наднациональном уровнях.
| Образовательные методики(формы проведения занятий)
- Семинары (в т.ч. ситуационные семинары), практикумы, тренинги
- Индивидуальные и групповые консультации
- Проведение исследований
- Подготовка докладов, презентаций.
- Обсуждение докладов, рефератов и других отчетных письменных работ
| Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
- Письменные задания: реферат, курсовая работа.
- Оценка руководителя о выполнении заданий.
| Коммуникационные компетенции:
Обеспечивать привлекательность, четкость и живость дискуссии на консультациях и дискуссиях при работе в группах.
Работать с нормами и традициями зарубежных государств, ориентироваться на мульти культурное общество, на соблюдение правил межличностного общения через взаимное уважение, быструю адаптацию и толерантность.
Выступать публично в рамках проведения ситуационных семинаров, представления самостоятельных и коллективных презентаций и докладов.
| Образовательные методики(формы проведения занятий)
Практикумы, коллоквиумы
Индивидуальные и групповые консультации
Проведение исследований
Разработка и реализация проектов и представление материалов, подготовленных в том числе в малых группах или индивидуально
«Мозговой штурм»
Публичная защита письменных работ
| Форма проверки развития (степени овладения) компетенции Лекции и семинарские занятия, доклады, презентации
|
1.3. Критерии оценки знаний и компетенций. Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:
Критерии оценки знаний и компетенций
| № п/п
| Вид работы
| Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения конкретного вида работы
| Доля вида работы в итоговой оценке
(в %)
|
| Контрольное тестирование №1
| Проверяется умение продемонстрировать объем знаний, полученный на лекциях и семинарах
| 2
|
| Контрольное тестирование №2
| Проверяются компетенции в формировании данных, необходимых для составления прогностического документа
| 3
|
| Работа на семинарах
| Проверяется способность работать на основе предварительного задания, способность выполнять групповые задания (работать в группах), стремление развивать качества лидера, быть инициатором.
| 15
|
| Доклад
(2 000 знаков)
| Проверяется способность представлять самостоятельный анализ, умение выражать выводы и суждения, готовность публично представлять материал, работать в группах и индивидуально
| 10
|
| Ситуационный анализ
| Демонстрируются умение и навыки на основе полученных на лекциях, семинарах и консультациях знаний и компетенций формировать итоговый документ, должным образом оформленный, грамотно представленный. Демонстрируются качества лидера и инициатора.
| 10
|
| Реферат
(30 000 – 35 000 знаков)
| Проверяется способность представлять анализ материала, данных, документов, служащих основой самостоятельного, творческого, критического, аргументированного анализа, способность делать выводы и прогнозы
| 15
|
| Курсовая работа
(40 000 – 50 000 знаков)
| Демонстрируется способность представить убедительный анализ и вариативный прогноз развития права ЕС в предлагаемой сфере правоотношений на основе полученного в рамках курса знаний
| 17
|
| Экзамен (устный)
| Проверяется способность демонстрировать объем знаний и компетенций, полученных на семинарах и лекциях, способность представлять анализ, готовность определять проблему и находить пути решения.
| 30
|
| ИТОГО
|
| 100
|
Раздел 2. Содержание курса
2.1. Организационно-методические данные курса.
Организационно-методические данные курса
| № п/п
| Вид работы
| Трудоемкость (в академ. часах)
| 1.
| Общая трудоемкость
| 185
| 2.
| Аудиторная работа
| 56
| 2.1.
| Лекции
| 22
| 2.2.
| Семинары / практические занятия
| 12
| 3.
| Самостоятельная работа
| 55
| 3.1.
| Самоподготовка (повтор лекционного материала, изучение материалов – учебников, законодательных актов, документов, подготовка к семинарам, практикумам, докладам, презентациям) -
| 20
| 3.2.
| Реферат
| 15
| 3.3
| Курсовая работа
| 20
| 3.4
| Консультации преподавателя
| 4
| 4.
| Текущий контроль
| 8
| 5.
| Итоговый контроль (устный экзамен)
| 10
|
2. 2. Тематический план курса
Наименование разделов и тем
| Дневная форма обучения
| Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоят. работа
| Всего часов по теме
| Раздел 1. Создание Европейских сообществ и Европейского союза
| 3
| 3
| 10
| 16
| Тема 1.1. Формирование и эволюция права Сообществ и Союза
| 1
|
| 4
| 5
| Тема 1.2. Юридическая природа Европейских сообществ и Европейского союза
(наименование темы)
| 2
|
| 2
| 4
| Семинар 1. Европейское право: понятие, структура, особенности
|
| 3
| 4
| 7
| Раздел 2. Право ЕС
| 5
|
| 10
| 15
| Тема 2.1. Понятие, структура и особенности права ЕС
| 2
|
| 2
| 4
| Тема 2.2. Соотношение права ЕС с национальным правом государств-членов и международным правом
| 1
|
| 4
| 5
| Тема 2.3. Источники европейского права
| 2
|
| 4
| 6
| Раздел 3. Институты ЕС
| 7
| 6
| 30
| 35
| Тема 3.1. Институты и органы Европейских сообществ и Европейского союза
| 1
|
| 4
| 5
| Тема 3.2. Европейский совет и Совет Европейского союза
| 1
|
| 2
| 3
| Тема 3.3. Европейская комиссия
| 1
|
| 2
| 3
| Тема 3.4. Европейский парламент
| 1
|
| 2
| 3
| Тема 3.5. Судебная система Европейского союза
| 1
|
| 2
| 3
| Тема 3.6. Органы Экономического и валютного союза (ЭВС). Счетная палата. Консультативные органы ЕС.
| 1
|
| 2
| 3
| Тема 3.7. Механизмы принятия решений в ЕС
| 1
|
| 2
| 3
| Семинар 2. Институциональная структура ЕС
|
| 2
| 4
| 6
| Семинар 3. Судебная система ЕС
Case studies
|
| 2
| 6
| 6
| Семинар 4. Заключительный семинар. Подведение итогов.
|
| 2
| 4
| 6
| Итого по курсу:
| 15
| 9
| 50
| 72
|
2.3. Содержание курса
В содержании тем указываются названия образовательных методик, в том числе деловых (ролевых) игр, конкретных ситуаций, практических задач и т.п., которые используются при проведении занятий. Раздел 1. Создание Европейских сообществ и Европейского союза
|