Скачать 123.46 Kb.
|
Руководство Европейского союза по защите правозащитников1 РУКОВОДСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders) I. ЦЕЛЬ 1. Поддержка защитников прав человека давно стала установившимся элементом политики внешних отношений Европейского Союза. Цель настоящего Руководства состоит в том, чтобы дать практические советы, позволяющие подчеркнуть значимость деятельности ЕС в этой области. Настоящее Руководство можно использовать в контактах с третьими странами на всех уровнях, а также на многосторонних форумах, посвященных проблеме прав человека, для того, чтобы поддержать и подкрепить прилагаемые Евросоюзом усилия, направленные на поддержку и поощрение уважения к праву на защиту прав человека. Настоящее руководство также вносит вклад в заступничество ЕС за рискующих правозащитников и предлагает практические средства поддержки правозащитников и оказания им помощи. Важным элементом настоящего руководства является поддержка Специальных процедур Совета ООН по правам человека, включая Специального докладчика ООН по защитникам прав человека и соответствующие региональные механизмы, предназначенные для защиты правозащитников. Настоящее руководство окажет помощь Миссиям ЕС (посольства и консульства стран — участниц ЕС и делегации Европейской Комиссии) в их подходе к решению проблем защитников прав человека. Поскольку первоочередной целью настоящего Руководства является обращение к специфическим проблемам защитников прав человека, оно также вносит свой вклад в усиление политики ЕС в области прав человека, в целом. II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2. Определение понятия «защитники прав человека» для целей настоящего Руководства вытекает из смыслового параграфа 1 Декларации ООН права и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества развивать и защищать всеобще признанные права человека и его основные свободы (смотри Приложение I), выдержка из которого гласит: «Каждый имеет право, отдельно и в объединении с другими, развивать и прилагать усилия для защиты и реализации прав человека и его основных свобод на национальном и международном уровне». 3. Защитниками прав человека являются такие отдельные лица, общественные группы и организации, которые развивают и защищают всеобще признанные права человека и его основные свободы. Защитники прав человека добиваются развития и защиты гражданских и политических прав, а также развития, защиты и реализации экономических, социальных и культурных прав. Защитники прав человека также развивают и защищают права членов групп людей, таких как местные общины. Это определение не включает те отдельные лица и группы, которые совершают или распространяют насилие. III. ВВЕДЕНИЕ 4. ЕС поддерживает принципы, содержащиеся в Декларации по праву и обязанности отдельных лиц, общественных групп и организаций развивать и защищать всеобще признанные права человека и его основные свободы. Хотя первоочередная обязанность по развитию и защите прав человека лежит на государстве, ЕС признает, что все они — как отдельные лица, так и общественные группы и организации — играют важную роль в содействии делу прав человека. Деятельность защитников прав человека включает: • документирование нарушений; • поиск возможностей возмещения для жертв таких нарушений через предоставление правовой, психологической медицинской и иной поддержки; • борьба с практикой безнаказанности, которая служит тому, чтобы скрывать систематические и повторяющиеся нарушения прав человека и его основных свобод; и • комплексный подход к культуре прав человека и информации по защитникам прав человека на национальном, региональном и международном уровне. 5. Деятельность защитников прав человека часто включает в себя критику политики и действий правительства. Однако правительства не должны относиться к этому негативно. Принцип допустимости независимости мнений и свободного обсуждения политики и действий правительства является фундаментальным принципом, и он представляет собой опробованный и испытанный путь установления более высокого уровня защиты прав человека. Защитники прав человека могут оказать правительствам помощь в развитии и защите прав человека. В качестве части консультационного процесса они могут играть ключевую роль, помогая при разработке проектов соответствующих законодательных актов и при составлении государственных планов и стратегий в области прав человека. Эту роль также следует признавать и поддерживать. 6. ЕС подтверждает, что деятельность защитников прав человека приобрела со временем более широкое признание. Их становится все больше, и они обеспечивают все большую защиту жертвам нарушений прав человека. Однако этот прогресс был достигнут дорогой ценой: сами правозащитники все больше становились мишенями для атак, а их права нарушались во многих станах. ЕС считает, что очень важно обеспечить безопасность защитников прав человека и защитить их права. В этом отношении, подходя к вопросу защитников прав человека, важно использовать гендерную перспективу. IV. ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО 7. Практическая часть настоящего руководства предназначена для выявления путей и средств для ведения эффективной работы в направлении поддержки и защиты защитников прав человека в контексте Общей внешней политики и политики в области безопасности. Отслеживание ситуации, информирование и оценка 8. От Глав миссий ЕС уже сейчас требуется представлять периодические доклады по ситуации с правами человека в странах, где они аккредитованы. Чтобы облегчить эту задачу, Рабочая группа Евросовета по правам человека (СОНОМ) утвердила форму докладной записки. Миссиям в их докладах следует рассматривать ситуацию с защитниками прав человека, отмечая, в частности, инциденты каких-либо угроз или нападений, направленных против защитников прав человека. В этом контексте Главы миссий должны осознавать, что институциональная система может иметь большое влияние на возможность для защитников прав человека безопасно вести свою работу. В этом отношении соответствующими являются все такие вопросы, как законодательные, судебные административные или другие подходящие меры, предпринимаемые государством для защиты лиц от любого насилия, угроз репрессий, неблагоприятной дискриминации de facto или de jure, давления или любого другого враждебного действия, производимого по причине легитимного осуществления ими прав, оговоренных в Декларации ООН о защитниках прав человека. 9. Главы миссий ЕС должны поднимать вопросы, связанные с ситуацией правозащитников, на встречах местных рабочих групп по правам человека. Когда к этому взывают обстоятельства, Главы миссий должны давать рекомендации Рабочей группе СОНОМ по возможным действиям ЕС, включая осуждение угроз и нападений, направленных против защитников прав человека, а также демарши и публичные заявления, когда защитники прав человека подвергаются непосредственной или серьезной опасности. Главы миссий могут принять решение о проведении срочной акции местного характера в поддержку защитников прав человека, подвергающихся непосредственному или серьезному риску, и доложить о своей акции в комитет COHOM и другие соответствующие рабочие органы, сопроводив свой доклад рекомендациями в отношении возможностей дальнейшего развития мер на европейском уровне. В своих докладах Главы миссий должны также сообщать об эффективности акций ЕС. Кроме того, миссии должны уделять особое внимание конкретным видам рискам, с которыми сталкиваются женщины-правозащитники. 10. Доклады Глав миссий и другая соответствующая информация, такая как доклады и рекомендации, поступающие от Специального докладчика по защитникам прав человека, Специальных докладчиков ООН, Конвенционных органов и Комиссара по правам человека Совета Европы, а также неправительственных организаций, будет позволять Рабочей группе СОНОМ и другим соответствующим Рабочим группам выявлять ситуации, когда настоятельно требуются действия со стороны ЕС, и принимать решение в отношении намечаемой акции, или, когда это уместно, выдавать рекомендации в отношении такой акции Комитету по политике и безопасности (PSC) / Евросовету. Роль Миссий ЕС в поддержке и защите защитников прав человека 11. Во многих третьих странах Миссии ЕС (Посольства Стран Участниц ЕС и Делегации Еврокомиссии) являются основным связующим звеном между Евросоюзом и его странами-участницами и защитниками прав человека на местах. Поэтому они должны играть важную роль в осуществлении на практике политики ЕС в отношении защитников прав человека. Поэтому Миссии ЕС должны искать возможности применения активнейшей политики в отношении защитников прав человека. В тоже время, они должны осознавать, что в определенных случаях действия ЕС могут привести к угрозам и нападкам, направленным против защитников прав человека. Поэтому, когда это уместно, они должны консультироваться с защитниками прав человека относительно действий, которые могли бы быть предусмотрены. Если действия предпринимаются от имени ЕС, Миссии ЕС должны сообщать о них защитникам прав человека и/или их семьям. Меры, которые могут принимать Миссии ЕС, включают в себя такие, как: • подготовка местных стратегий выполнения этого руководства, при котором особое внимание должно уделяться женщинам-правозащитникам. Миссии ЕС будет учитывать, что это Руководство распространяется на правозащитников, занимающихся пропагандой и защитой прав человека, идет ли речь о гражданских, культурных, экономических, политических или социальных правах. Миссии ЕС должны привлекать правозащитников и их организации к участию в разработке и мониторинге местных стратегий; • организация, по меньшей мере, раз в год, встречи правозащитников и дипломатов с целью обсуждения таких тем, как ситуация в области прав человека на местах, политика ЕС в этой области и применение местной стратегии в целях выполнения Руководства ЕС по проблеме защитников прав человека; • более тесная координация и обмен информацией по защитникам прав человека, включая тех, которые находятся в опасности; • поддержание необходимых контактов с защитниками прав человека, включая их прием в Миссиях и визиты в места их работы; для этой цели, когда это необходимо, можно предусмотреть назначение специальных официальных посредников на основе совмещения должностных обязанностей; • обеспечение, насколько и где это уместно, видимого признания правозащитников и их труда посредством надлежащего использования средств массовой информации — включая Интернет и новые технологии информации и связи — рекламы, посещений или приглашений с такими целями как вручение полученных ими премий; • когда это уместно, посещение правозащитников в местах заключения или домашнего ареста и присутствие на судебных процессах защитников прав человека в качестве наблюдателей. Развитие уважения к защитникам прав человека в связях с третьими странами и на многосторонних форумах 12. Цель ЕС состоит в том, чтобы побуждать третьи страны к выполнению ими обязательств уважать права защитников прав человека и защищать их от нападений и угроз со стороны негосударственных действующих лиц. В своих контактах с третьими странами ЕС будет, когда это представляется необходимым, выражать необходимость для всех стран придерживаться и соблюдать соответствующие международные нормы и стандарты, в частности, Декларацию ООН. Общая цель должна состоять в том, чтобы создать обстановку, в которой защитники прав человека могли бы свободно работать. ЕС будет делать общеизвестным то, что его цели составляют неотъемлемую часть его политики в области прав человека, и будет подчеркивать ту важность, которую он придает защите прав защитников прав человека. Действия, предпринимаемые в поддержку этих целей, будут включать в себя такие, как: • когда Председательствующая страна или Верховный представитель по Общей внешней политике и политике в области безопасности или Специальные представители и Посланники ЕС или представители государств-членов или Европейская Комиссия совершают визит в какую-либо третью страну, то, когда это уместно, они будут включать в виде неотъемлемой части своего визита встречи с защитниками прав человека, во время которых будут выноситься на рассмотрение индивидуальные случаи и вопросы, поднимаемые в результате работы правозащитников; • составляющая прав человека в политических диалогах между ЕС и третьими странами и региональными общественными организациями будет, когда это уместно, включать ситуацию с защитниками прав человека. ЕС будет подчеркивать свою поддержку защитников прав человека и их деятельность, а также, когда это необходимо, ставить вопросы, касающиеся отдельных случаев, вызывающих озабоченность. ЕС будет уделять внимание тому, чтобы защитники прав человека участвовали, на основе наиболее уместных договоренностей, в подготовке, слежении и оценке диалога в соответствии с Руководством ЕС по диалогам в области прав человека; • главы миссий и посольства ЕС будут напоминать властям третьих стран об их обязанности проводить в жизнь эффективные меры по защите правозащитников, которые подвергаются или могут подвергаться опасности; • работать в тесном сотрудничестве с другими странами-единомышленниками, особенно в Совете ООН по правам человека и в Генеральной Ассамблее ООН; • когда это уместно, рекомендовать, странам, подпадающим по Всеобщее периодическое обозрение Совета по правам человека ООН, чтобы они приводили свое законодательство и практику в соответствие с Декларацией ООН по проблеме защитников прав человека; • способствовать укреплению существующих региональных механизмов защиты защитников прав человека, таких как координационный центр по защитникам прав человека и национальные институты прав человека Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ, Комиссар по правам человека Совета Европы, Специальный докладчик по защитниками прав человека Африканской комиссии по социальным и человеческим правам и специальное Подразделение защитников прав человека в рамках Межамериканской комиссии по правам человека, и создание соответствующих механизмов в регионах, где такие механизмы отсутствуют. Поддержка Специальных процедур Совета ООН по правам человека, включая Специального докладчика по защитникам прав человека 13. ЕС признает, что Специальные процедуры Совета ООН по правам человека (и осуществляющие их индивидуумы и группы: специальные докладчики, специальные представители, независимые эксперты и рабочие группы) являются жизненно важными для реализации международных усилий по защите защитников прав человека, поскольку они независимы и объективны, и они способны действовать и высказываться по поводу нарушений прав защитников прав человека по всему миру и совершать визиты в разные страны. И если Специальный докладчик по защитникам прав человека играет определенную ему роль в этом вопросе, то поручения других Специальных процедур также имеют некоторое отношение к правозащитникам. Действия ЕС в поддержку Специальных процедур будут включать в себя такие, как: • побуждение стран к принятию в качестве принципиального факта обращения за разрешением посетить страну в силу Специальных процедур ООН; • развитие через Миссии ЕС использования тематических механизмов ООН местными сообществами по правам человека и защитниками прав человека, включая, но, не ограничиваясь этим, облегчение установления контактов между тематическими механизмами и защитниками прав человека и обмен информации между ними; • поскольку задачи Специальные процедур не могут выполняться при отсутствии адекватных ресурсов, страны-участницы ЕС будут поддерживать выделение достаточных финансовых средств из основного бюджета Управлению Верховного комиссара по правам человека ООН. Практическая поддержка защитников прав человека, включая поддержку через Политику развития 14. Программы европейского сообщества и стран — участниц ЕС, направленные на оказание помощи в развитии демократических процессов и общественных организаций и на поддержку и защиту прав человека в развивающихся странах, являются одним из целого ряда средств практической поддержки, оказываемой для помощи защитникам прав человека. Они могут включать в себя, не обязательно ограничиваясь этим, программы развития сотрудничества стран-участниц. Практическая поддержка может включать в себя следующее: • поддержка защитников прав человека, а также НПО, пропагандирующих и защищающих деятельность правозащитников, посредством таких мероприятий как наращивание их потенциала и компании по росту общественного сознания, и помощь в налаживании сотрудничества между НПО, защитниками прав человека и национальными правозащитными организациями; • поощрение и поддержка образования и работы национальных органов, предназначенных для развития и защиты прав человека, сформированных на основе Парижских принципов, включая национальные ведомства по правам человека, службы омбудсменов, комиссии по правам человека; • помощь в формировании организованных систем защитников прав человека на международном уровне, включая содействие собраниям защитников прав человека, как внутри ЕС, так и за его пределами; • поиск возможностей обеспечить, чтобы защитники прав человека в третьих странах имели доступ к ресурсам, в т. ч. финансовым средствам, поступающим из зарубежных стран, и чтобы они могли быть проинформированы в отношении наличия этих средств и способов обращения с просьбой о предоставлении средств; • обеспечить, чтобы программы обучения вопросам прав человека поддерживали, между прочим, Декларацию ООН по защитникам прав человека; • обеспечение мер для оперативного предоставления помощи и защиты правозащитникам, находящимся в опасности в третьих странах, таких, например, как выдача экстренных виз и помощь в нахождении временного крова в государствах — членах ЕС. Роль рабочих групп Евросовета В соответствии со своим мандатом рабочая группа СОНОМ будет держать под надзором применение и соблюдение Руководства по проблеме защитников прав человека, работая в тесной координации и сотрудничестве с другими соответствующими Рабочими группами Евросовета. Это будет включать в себя: • оказывать содействие включению вопроса защитников прав человека в соответствующие политики и акции ЕС; • с соответствующей периодичностью предпринимать обозрение хода реализации настоящего Руководства; • продолжать исследовать, насколько это необходимо, дальнейшие пути сотрудничества с ООН и другими международными и региональными механизмами в поддержке защитников прав человека; • ежегодно в установленном порядке через Комитет по политике и безопасности (PSC) и Комитет представителей парламентов (COREPER) докладывать Европейскому совету о прогрессе, достигнутом в реализации настоящего Руководства. 1 Приняты на заседании Совета Европейского Союза в 2004 году, пересмотренная версия принята в 2008 г. |
«Право Европейского Союза» European Union Law РФ, изучение учредительных договоров Европейского Союза и Европейских Сообществ, международных договоров, заключенных этими организациями... | «Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам... «Questions of criminal procedure in practice of Constitutional Court of Russian Federation and European Court of Human Rights» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины этнотерриториальные проблемы... Испания, Италия, Великобритания, Финляндия, Франция и Бельгия), ставшими в результате конституционных реформ так называемыми полуфедеральными... | Право европейского союза Цель: Закрепить и углубить знания, полученные на лекции по вопросам компетенции Европейского Союза и права Европейского Союза | ||
Рабочая программа учебной дисциплины национальный вопрос и проблема... Нового времени, о попытках осуществления европейского единства, о становлении и развитии процесса европейской интеграции после Второй... | В. В. Зундэ Экономика Европейского Союза Экономика Европейского Союза: Учебно-методический комплекс. Ростов-на-Дону: Изд-во скагс, 2010 | ||
Правозащитный Центр «Мемориал» Memorial Human Rights Center Человек, чья фамилия подчеркнута, отвечает за полученное задание и координирует работу группы | Спецкурс «Региональная политика Европейского союза». Содержание I. Учебно-методические рекомендации по курсу «Региональная политика Европейского союза» | ||
Камила Магзиева Национальный координатор Седьмой Рамочной Программы... Двадцать лет участия Казахстана в Рамочных программах Европейского Союза в области науки, технологий и инноваций | Зеленов, Р. Ю. Законодательные процедуры Европейского Союза : Эволюция... Законодательные процедуры европейского союза. Эволюция полномочий европейского парламента | ||
O’zbekiston Inson Huquqlari “ezgulik” Jamiyati Human Rights Society... Правления ксарс – А. Лесникова, Ю. Белозерова, Т. Громова, Н. Камильери, А. Курышев, М. Ломакина, И. Ляхтейнен, И. Маликова | Программа вступительных испытаний на магистерскую программу «Политика,... «Политика, право и общество Европейского союза и евразийского пространства» по направлению подготовки 030200 Политология | ||
Предпосылки и основные этапы развития европейской интеграции Европе – своеобразной “лаборатории” моделей и механизмов интеграции, где последняя достигла наиболее зрелых форм. Формирующийся в... | Human Rights Society of Uzbekistan "Ezgulik" общество прав человека узбекистана «эзгулик» Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
Содержательный план дисциплины: Тематический план курса Наименование разделов и тем Создание Европейских сообществ и Европейского союза и становление европейского права | O’zbekiston Inson Huquqlari “ezgulik” Jamiyati Human Rights Society... «Философия». Преподавание философии ведется по специальностям 030501. 65 «Юриспруденция», 030502. 65 «Судебная экспертиза», 080109.... |