Руководство европейского союза по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders)





Скачать 123.46 Kb.
НазваниеРуководство европейского союза по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders)
Дата публикации03.09.2013
Размер123.46 Kb.
ТипРуководство
100-bal.ru > Право > Руководство
Руководство Европейского союза по защите правозащитников1

РУКОВОДСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders)

I. ЦЕЛЬ

1. Поддержка защитников прав человека давно стала уста­новившимся элементом политики внешних отношений Европей­ского Союза. Цель настоящего Руководства состоит в том, чтобы дать практические советы, позволяющие подчеркнуть значимость деятельности ЕС в этой области. Настоящее Руководство можно использовать в контактах с третьими странами на всех уровнях, а также на многосторонних форумах, посвященных проблеме прав человека, для того, чтобы поддержать и подкрепить прилагаемые Евросоюзом усилия, направленные на поддержку и поощрение уважения к праву на защиту прав человека. Настоящее руководс­тво также вносит вклад в заступничество ЕС за рискующих право­защитников и предлагает практические средства поддержки пра­возащитников и оказания им помощи.

Важным элементом настоящего руководства является под­держка Специальных процедур Совета ООН по правам человека, включая Специального докладчика ООН по защитникам прав чело­века и соответствующие региональные механизмы, предназначен­ные для защиты правозащитников. Настоящее руководство окажет помощь Миссиям ЕС (посольства и консульства стран — участниц ЕС и делегации Европейской Комиссии) в их подходе к решению проблем защитников прав человека.

Поскольку первоочередной целью настоящего Руководства яв­ляется обращение к специфическим проблемам защитников прав человека, оно также вносит свой вклад в усиление политики ЕС в области прав человека, в целом.
II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2. Определение понятия «защитники прав человека» для целей настоящего Руководства вытекает из смыслового параграфа 1 Де­кларации ООН права и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества развивать и защищать всеобще признанные права чело­века и его основные свободы (смотри Приложение I), выдержка из которого гласит: «Каждый имеет право, отдельно и в объединении с другими, развивать и прилагать усилия для защиты и реализации прав человека и его основных свобод на национальном и между­народном уровне».

3. Защитниками прав человека являются такие отдельные лица, общественные группы и организации, которые развивают и защищают всеобще признанные права человека и его основ­ные свободы. Защитники прав человека добиваются развития и защиты гражданских и политических прав, а также развития, за­щиты и реализации экономических, социальных и культурных прав. Защитники прав человека также развивают и защищают права членов групп людей, таких как местные общины. Это определение не включает те отдельные лица и группы, которые совершают или распространяют насилие.
III. ВВЕДЕНИЕ

4. ЕС поддерживает принципы, содержащиеся в Декларации по праву и обязанности отдельных лиц, общественных групп и органи­заций развивать и защищать всеобще признанные права челове­ка и его основные свободы. Хотя первоочередная обязанность по развитию и защите прав человека лежит на государстве, ЕС при­знает, что все они — как отдельные лица, так и общественные груп­пы и организации — играют важную роль в содействии делу прав человека. Деятельность защитников прав человека включает:

• документирование нарушений;

• поиск возможностей возмещения для жертв таких нарушений через предоставление правовой, психологической медицинс­кой и иной поддержки;

• борьба с практикой безнаказанности, которая служит тому, чтобы скрывать систематические и повторяющиеся наруше­ния прав человека и его основных свобод; и

• комплексный подход к культуре прав человека и информации по защитникам прав человека на национальном, региональ­ном и международном уровне.

5. Деятельность защитников прав человека часто включает в себя критику политики и действий правительства. Однако прави­тельства не должны относиться к этому негативно. Принцип допусти­мости независимости мнений и свободного обсуждения политики и действий правительства является фундаментальным принципом, и он представляет собой опробованный и испытанный путь установ­ления более высокого уровня защиты прав человека. Защитники прав человека могут оказать правительствам помощь в развитии и защите прав человека. В качестве части консультационного про­цесса они могут играть ключевую роль, помогая при разработке проектов соответствующих законодательных актов и при составле­нии государственных планов и стратегий в области прав человека. Эту роль также следует признавать и поддерживать.

6. ЕС подтверждает, что деятельность защитников прав челове­ка приобрела со временем более широкое признание. Их стано­вится все больше, и они обеспечивают все большую защиту жерт­вам нарушений прав человека. Однако этот прогресс был достигнут дорогой ценой: сами правозащитники все больше становились мишенями для атак, а их права нарушались во многих станах. ЕС считает, что очень важно обеспечить безопасность защитников прав человека и защитить их права. В этом отношении, подходя к вопросу защитников прав человека, важно использовать гендер­ную перспективу.
IV. ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

7. Практическая часть настоящего руководства предназначена для выявления путей и средств для ведения эффективной работы в направлении поддержки и защиты защитников прав челове­ка в контексте Общей внешней политики и политики в области безопасности.

Отслеживание ситуации, информирование и оценка

8. От Глав миссий ЕС уже сейчас требуется представлять пери­одические доклады по ситуации с правами человека в странах, где они аккредитованы. Чтобы облегчить эту задачу, Рабочая группа Евросовета по правам человека (СОНОМ) утвердила форму до­кладной записки. Миссиям в их докладах следует рассматривать ситуацию с защитниками прав человека, отмечая, в частности, инциденты каких-либо угроз или нападений, направленных против защитников прав человека. В этом контексте Главы миссий должны осознавать, что институциональная система может иметь большое влияние на возможность для защитников прав человека безопасно вести свою работу.

В этом отношении соответствующими являются все такие вопросы, как законодательные, судебные административные или другие подходящие меры, предпринимаемые государством для защиты лиц от любого насилия, угроз репрессий, неблагоприятной дискриминации de facto или de jure, давления или любого другого враждебного действия, производимого по причине легитимного осуществления ими прав, оговоренных в Декларации ООН о защит­никах прав человека.

9. Главы миссий ЕС должны поднимать вопросы, связанные с ситуацией правозащитников, на встречах местных рабочих групп по правам человека. Когда к этому взывают обстоятельства, Главы миссий должны давать рекомендации Рабочей группе СОНОМ по возможным действиям ЕС, включая осуждение угроз и нападений, направленных против защитников прав человека, а также демарши и публичные заявления, когда защитники прав человека подвергают­ся непосредственной или серьезной опасности. Главы миссий могут принять решение о проведении срочной акции местного характера в поддержку защитников прав человека, подвергающихся непосредс­твенному или серьезному риску, и доложить о своей акции в коми­тет COHOM и другие соответствующие рабочие органы, сопроводив свой доклад рекомендациями в отношении возможностей дальней­шего развития мер на европейском уровне. В своих докладах Главы миссий должны также сообщать об эффективности акций ЕС. Кроме того, миссии должны уделять особое внимание конкретным видам рискам, с которыми сталкиваются женщины-правозащитники.

10. Доклады Глав миссий и другая соответствующая информация, такая как доклады и рекомендации, поступающие от Спе­циального докладчика по защитникам прав человека, Специаль­ных докладчиков ООН, Конвенционных органов и Комиссара по правам человека Совета Европы, а также неправительственных организаций, будет позволять Рабочей группе СОНОМ и другим со­ответствующим Рабочим группам выявлять ситуации, когда насто­ятельно требуются действия со стороны ЕС, и принимать решение в отношении намечаемой акции, или, когда это уместно, выдавать рекомендации в отношении такой акции Комитету по политике и безопасности (PSC) / Евросовету.
Роль Миссий ЕС в поддержке и защите защитников прав человека

11. Во многих третьих странах Миссии ЕС (Посольства Стран Участниц ЕС и Делегации Еврокомиссии) являются основным свя­зующим звеном между Евросоюзом и его странами-участницами и защитниками прав человека на местах. Поэтому они должны играть важную роль в осуществлении на практике политики ЕС в отноше­нии защитников прав человека. Поэтому Миссии ЕС должны искать возможности применения активнейшей политики в отношении за­щитников прав человека. В тоже время, они должны осознавать, что в определенных случаях действия ЕС могут привести к угрозам и нападкам, направленным против защитников прав человека.

Поэтому, когда это уместно, они должны консультироваться с защитниками прав человека относительно действий, которые мог­ли бы быть предусмотрены. Если действия предпринимаются от имени ЕС, Миссии ЕС должны сообщать о них защитникам прав че­ловека и/или их семьям. Меры, которые могут принимать Миссии ЕС, включают в себя такие, как:

• подготовка местных стратегий выполнения этого руководс­тва, при котором особое внимание должно уделяться женщи­нам-правозащитникам. Миссии ЕС будет учитывать, что это Руководство распространяется на правозащитников, занима­ющихся пропагандой и защитой прав человека, идет ли речь о гражданских, культурных, экономических, политических или со­циальных правах. Миссии ЕС должны привлекать правозащит­ников и их организации к участию в разработке и мониторинге местных стратегий;

• организация, по меньшей мере, раз в год, встречи правоза­щитников и дипломатов с целью обсуждения таких тем, как си­туация в области прав человека на местах, политика ЕС в этой области и применение местной стратегии в целях выполнения Руководства ЕС по проблеме защитников прав человека;

• более тесная координация и обмен информацией по за­щитникам прав человека, включая тех, которые находятся в опасности;

• поддержание необходимых контактов с защитниками прав че­ловека, включая их прием в Миссиях и визиты в места их рабо­ты; для этой цели, когда это необходимо, можно предусмотреть назначение специальных официальных посредников на основе совмещения должностных обязанностей;

• обеспечение, насколько и где это уместно, видимого призна­ния правозащитников и их труда посредством надлежащего использования средств массовой информации — включая Интернет и новые технологии информации и связи — рекламы, посещений или приглашений с такими целями как вручение полученных ими премий;

• когда это уместно, посещение правозащитников в местах за­ключения или домашнего ареста и присутствие на судебных про­цессах защитников прав человека в качестве наблюдателей.
Развитие уважения к защитникам прав человека в связях с третьими странами и на многосторонних форумах

12. Цель ЕС состоит в том, чтобы побуждать третьи страны к выполнению ими обязательств уважать права защитников прав че­ловека и защищать их от нападений и угроз со стороны негосударс­твенных действующих лиц. В своих контактах с третьими странами ЕС будет, когда это представляется необходимым, выражать необхо­димость для всех стран придерживаться и соблюдать соответствую­щие международные нормы и стандарты, в частности, Декларацию ООН. Общая цель должна состоять в том, чтобы создать обстановку, в которой защитники прав человека могли бы свободно работать.

ЕС будет делать общеизвестным то, что его цели составляют не­отъемлемую часть его политики в области прав человека, и будет подчеркивать ту важность, которую он придает защите прав защит­ников прав человека. Действия, предпринимаемые в поддержку этих целей, будут включать в себя такие, как:

• когда Председательствующая страна или Верховный пред­ставитель по Общей внешней политике и политике в области безопасности или Специальные представители и Посланники ЕС или представители государств-членов или Европейская Комиссия совершают визит в какую-либо третью страну, то, когда это уместно, они будут включать в виде неотъемлемой части своего визита встречи с защитниками прав человека, во время которых будут выноситься на рассмотрение индивиду­альные случаи и вопросы, поднимаемые в результате работы правозащитников;

• составляющая прав человека в политических диалогах меж­ду ЕС и третьими странами и региональными общественными организациями будет, когда это уместно, включать ситуацию с защитниками прав человека. ЕС будет подчеркивать свою поддержку защитников прав человека и их деятельность, а так­же, когда это необходимо, ставить вопросы, касающиеся отде­льных случаев, вызывающих озабоченность. ЕС будет уделять внимание тому, чтобы защитники прав человека участвовали, на основе наиболее уместных договоренностей, в подготовке, слежении и оценке диалога в соответствии с Руководством ЕС по диалогам в области прав человека;

• главы миссий и посольства ЕС будут напоминать властям тре­тьих стран об их обязанности проводить в жизнь эффективные меры по защите правозащитников, которые подвергаются или могут подвергаться опасности;

• работать в тесном сотрудничестве с другими странами-едино­мышленниками, особенно в Совете ООН по правам человека и в Генеральной Ассамблее ООН;

• когда это уместно, рекомендовать, странам, подпадающим по Всеобщее периодическое обозрение Совета по правам человека ООН, чтобы они приводили свое законодательство и практику в соответствие с Декларацией ООН по проблеме за­щитников прав человека;

• способствовать укреплению существующих региональных механизмов защиты защитников прав человека, таких как ко­ординационный центр по защитникам прав человека и нацио­нальные институты прав человека Бюро демократических инс­титутов и прав человека ОБСЕ, Комиссар по правам человека Совета Европы, Специальный докладчик по защитниками прав человека Африканской комиссии по социальным и человечес­ким правам и специальное Подразделение защитников прав человека в рамках Межамериканской комиссии по правам че­ловека, и создание соответствующих механизмов в регионах, где такие механизмы отсутствуют.
Поддержка Специальных процедур Совета ООН по правам человека, включая Специального докладчика по защитникам прав человека

13. ЕС признает, что Специальные процедуры Совета ООН по правам человека (и осуществляющие их индивидуумы и группы: специальные докладчики, специальные представители, независи­мые эксперты и рабочие группы) являются жизненно важными для реализации международных усилий по защите защитников прав человека, поскольку они независимы и объективны, и они спо­собны действовать и высказываться по поводу нарушений прав защитников прав человека по всему миру и совершать визиты в разные страны. И если Специальный докладчик по защитникам прав человека играет определенную ему роль в этом вопросе, то поручения других Специальных процедур также имеют некоторое отношение к правозащитникам. Действия ЕС в поддержку Специ­альных процедур будут включать в себя такие, как:

• побуждение стран к принятию в качестве принципиального факта обращения за разрешением посетить страну в силу Спе­циальных процедур ООН;

• развитие через Миссии ЕС использования тематических ме­ханизмов ООН местными сообществами по правам человека и защитниками прав человека, включая, но, не ограничиваясь этим, облегчение установления контактов между тематически­ми механизмами и защитниками прав человека и обмен ин­формации между ними;

• поскольку задачи Специальные процедур не могут выпол­няться при отсутствии адекватных ресурсов, страны-участницы ЕС будут поддерживать выделение достаточных финансовых средств из основного бюджета Управлению Верховного комис­сара по правам человека ООН.
Практическая поддержка защитников прав человека, включая поддержку через Политику развития

14. Программы европейского сообщества и стран — участниц ЕС, направленные на оказание помощи в развитии демократических процессов и общественных организаций и на поддержку и защиту прав человека в развивающихся странах, являются одним из целого ряда средств практической поддержки, оказываемой для помощи за­щитникам прав человека. Они могут включать в себя, не обязательно ограничиваясь этим, программы развития сотрудничества стран-учас­тниц. Практическая поддержка может включать в себя следующее:

• поддержка защитников прав человека, а также НПО, пропа­гандирующих и защищающих деятельность правозащитников, посредством таких мероприятий как наращивание их потенци­ала и компании по росту общественного сознания, и помощь в налаживании сотрудничества между НПО, защитниками прав человека и национальными правозащитными организациями;

• поощрение и поддержка образования и работы националь­ных органов, предназначенных для развития и защиты прав человека, сформированных на основе Парижских принципов, включая национальные ведомства по правам человека, служ­бы омбудсменов, комиссии по правам человека;

• помощь в формировании организованных систем защитников прав человека на международном уровне, включая содействие собраниям защитников прав человека, как внутри ЕС, так и за его пределами;

• поиск возможностей обеспечить, чтобы защитники прав челове­ка в третьих странах имели доступ к ресурсам, в т. ч. финансовым средствам, поступающим из зарубежных стран, и чтобы они мог­ли быть проинформированы в отношении наличия этих средств и способов обращения с просьбой о предоставлении средств;

• обеспечить, чтобы программы обучения вопросам прав че­ловека поддерживали, между прочим, Декларацию ООН по за­щитникам прав человека;

• обеспечение мер для оперативного предоставления помощи и защиты правозащитникам, находящимся в опасности в третьих странах, таких, например, как выдача экстренных виз и помощь в нахождении временного крова в государствах — членах ЕС.
Роль рабочих групп Евросовета

В соответствии со своим мандатом рабочая группа СОНОМ бу­дет держать под надзором применение и соблюдение Руководства по проблеме защитников прав человека, работая в тесной коор­динации и сотрудничестве с другими соответствующими Рабочими группами Евросовета. Это будет включать в себя:

• оказывать содействие включению вопроса защитников прав человека в соответствующие политики и акции ЕС;

• с соответствующей периодичностью предпринимать обозре­ние хода реализации настоящего Руководства;

• продолжать исследовать, насколько это необходимо, дальней­шие пути сотрудничества с ООН и другими международными и региональными механизмами в поддержке защитников прав человека;

• ежегодно в установленном порядке через Комитет по полити­ке и безопасности (PSC) и Комитет представителей парламен­тов (COREPER) докладывать Европейскому совету о прогрессе, достигнутом в реализации настоящего Руководства.

1 Приняты на заседании Совета Европейского Союза в 2004 году, пере­смотренная версия принята в 2008 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Руководство европейского союза по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders) icon«Право Европейского Союза» European Union Law
РФ, изучение учредительных договоров Европейского Союза и Европейских Сообществ, международных договоров, заключенных этими организациями...
Руководство европейского союза по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders) icon«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам...
«Questions of criminal procedure in practice of Constitutional Court of Russian Federation and European Court of Human Rights»
Руководство европейского союза по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders) iconРабочая программа учебной дисциплины этнотерриториальные проблемы...
Испания, Италия, Великобритания, Финляндия, Франция и Бельгия), ставшими в результате конституционных реформ так называемыми полуфедеральными...
Руководство европейского союза по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders) iconПраво европейского союза
Цель: Закрепить и углубить знания, полученные на лекции по вопросам компетенции Европейского Союза и права Европейского Союза
Руководство европейского союза по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders) iconРабочая программа учебной дисциплины национальный вопрос и проблема...
Нового времени, о попытках осуществления европейского единства, о становлении и развитии процесса европейской интеграции после Второй...
Руководство европейского союза по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders) iconВ. В. Зундэ Экономика Европейского Союза
Экономика Европейского Союза: Учебно-методический комплекс. Ростов-на-Дону: Изд-во скагс, 2010
Руководство европейского союза по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders) iconПравозащитный Центр «Мемориал» Memorial Human Rights Center
Человек, чья фамилия подчеркнута, отвечает за полученное задание и координирует работу группы
Руководство европейского союза по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders) iconСпецкурс «Региональная политика Европейского союза». Содержание
I. Учебно-методические рекомендации по курсу «Региональная политика Европейского союза»
Руководство европейского союза по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders) iconКамила Магзиева Национальный координатор Седьмой Рамочной Программы...
Двадцать лет участия Казахстана в Рамочных программах Европейского Союза в области науки, технологий и инноваций
Руководство европейского союза по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders) iconЗеленов, Р. Ю. Законодательные процедуры Европейского Союза : Эволюция...
Законодательные процедуры европейского союза. Эволюция полномочий европейского парламента
Руководство европейского союза по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders) iconO’zbekiston Inson Huquqlari “ezgulik” Jamiyati Human Rights Society...
Правления ксарс – А. Лесникова, Ю. Белозерова, Т. Громова, Н. Камильери, А. Курышев, М. Ломакина, И. Ляхтейнен, И. Маликова
Руководство европейского союза по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders) iconПрограмма вступительных испытаний на магистерскую программу «Политика,...
«Политика, право и общество Европейского союза и евразийского пространства» по направлению подготовки 030200 Политология
Руководство европейского союза по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders) iconПредпосылки и основные этапы развития европейской интеграции
Европе – своеобразной “лаборатории” моделей и механизмов интеграции, где последняя достигла наиболее зрелых форм. Формирующийся в...
Руководство европейского союза по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders) iconHuman Rights Society of Uzbekistan "Ezgulik" общество прав человека узбекистана «эзгулик»
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Руководство европейского союза по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders) iconСодержательный план дисциплины: Тематический план курса Наименование разделов и тем
Создание Европейских сообществ и Европейского союза и становление европейского права
Руководство европейского союза по защите правозащитников (European Union Guidelines on Human Rights Defenders) iconO’zbekiston Inson Huquqlari “ezgulik” Jamiyati Human Rights Society...
«Философия». Преподавание философии ведется по специальностям 030501. 65 «Юриспруденция», 030502. 65 «Судебная экспертиза», 080109....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск