Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет международных отношений
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Этнотерриториальные проблемы стран Европейского Союза
(Ethno-territorial problems of the European Union’s states). специальной образовательной программы
высшего профессионального образования по уровню магистратура
по направлению подготовки 031900 - “Международные отношения”
Язык обучения: русский.
Трудоемкость учебной дисциплины: 5 зачетных единиц.
Регистрационный номер
Рабочей программы учебной дисциплины
-
Санкт-Петербург 2012 г.
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий
Цели и задачи учебных занятий. Целью курса «Этнотерриториальные проблемы стран Европейского союза» (ЕС) является ознакомление студентов с основными проблемами регионализма, этнонационализма и этнической (региональной) политики ряда стран-членов ЕС во взаимосвязи с факторами интеграции (европеизации) и регионализации, способствующих лучшему пониманию процессов развития ЕС. В этом контексте особое внимание должно быть уделено, в первую очередь, государствам, «разнообразие» территорий которых привело к деволюции и предоставлению широкого самоуправления периферийным территориям (Испания, Италия, Великобритания, Финляндия, Франция и Бельгия), ставшими в результате конституционных реформ так называемыми полуфедеральными или даже федеральными государствами (Бельгия).
Задачи курса:
1) представить студентам понятия «национализм», «регионализм», «федерализм» и «федерализация», а также наиболее яркие примеры процессов федерализации в унитарных государствах; рассмотреть проблему этнотерриториальной государственной политики, находящейся, с одной стороны, под влиянием этнорегиональных идей и движений, этнорегиональных партий, а с другой, - Европейского союза, и его позиции в построении трехуровневой системы управления в Европе; определить возможные перспективы разрешения этнотерриториальных проблем.
2) способствовать приобретению студентами навыков работы с источниками, относящимися к проблеме (главным образом, конституции рассматриваемых стран), а также терминологией и с наиболее важными дискуссионными проблемами.
1.2. Требования к подготовленности обучающихся к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты).
Для успешного усвоения материала курса необходимы прочные знания в области европейской интеграции, регионоведения, отчасти юриспруденции. Необходимо посещать лекции, выполнять задания, предусмотренные в рамках курса.
1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения).
Код компетенции
| Наименование и (или) описание компетенции
| ОК 3
| Способность к адекватной оценке своей профессиональной деятельности
| ОК 5
| Способность к систематизации информации, с помощью методов, принятых в социальных и гуманитарных науках, а также применять их на практике, в том числе с использованием современных информационных технологий
| ОК 14
| Способность выполнять распоряжения руководителя, выстраивать равноправные отношения с коллегами, поддерживать рабочую атмосферу
| ОК 25
| Способность творчески подходить к полученному заданию
| ОК 26
| Способность формировать самостоятельные и независимые суждения в профессиональной сфере
|
|
| 1.4.Знания, умения и навыки, осваиваемые обучающимися при изучении дисциплины
Предполагается освоение студентами знаний, связанных с основными теоретическими концепциями нации, этничности, национализма, этнонациональных конфликтов в рамках различных общественно-политических дисциплин, формирование навыков и умений по анализу существующих проблем в национальной политике современных государств ЕС.
1.5.Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий
Лекции – 32 часа
Семинары – 32 часа
Консультации – 2 часа
Промежуточный контроль – 2 часа
1.6. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Трудоемкость, объемы и учебной работы и наполняемость групп
Код модуля в составе дисциплины
| Аудиторная учебная работа обучающихся
| Самостоятельная работа
| Объём активных и интер-активных форм учебных занятий
| Трудоёмкость
| лекции
| семинары
| консультации
| практические занятия
| лабораторные работы
| контрольные работы
| коллоквиумы
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
| под руководством преподавателя
| в присутствии преподавателя
| без участия преподавателя
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
| очная форма обучения
| ПЦ
| 32
| 32
| 2
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 2
| 0
| 0
| 56
| 0
| 0
| 68
| 5
| 25
| 25
| 25
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 25
| 0
| 0
| 25
| 0
| 0
| Итого:
| 32
| 32
| 2
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 2
| 0
| 0
| 56
| 0
| 0
| 68
| 5
| Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
| Код модуля в составе дисциплины
| Промежуточная аттестация
| Текущий контроль
| Виды
| Сроки
| Формы
| Сроки
| очная форма обучения
| ПЦ
| зачет
| с 25 декабря по 9 февраля
| тест, блиц-опросы
| с 1 сентября по 25 декабря
|
1.7. Объем и распределение часов курса по темам и видам занятий.
1.7.1.Распределение тем по часам и видам аудиторной и самостоятельной работы
№ п/п
| Наименование тем и разделов
| Аудиторные занятия
(час)
| Самост. работа
| Всего часов
| в том числе
| лекции
| семинары
|
| Раздел I. Общетеоретические проблемы этнотерриторильного развития стран ЕС
|
|
|
|
| 1.
| Введение. Требования к студентам. Проблема национально-территориального устройства стран ЕС.
| 2
| -
| 4
| 6
| 2.
| Формы государственного устройства стран ЕС.
| 2
| -
| 4
| 6
|
| Раздел II. Влияние ЕС на этнотерриториальное развитие стран-участниц
|
|
|
|
| 3.
| Законодательная база общеевропейской политики по этнотерриториальному вопросу.
| 4
| 2
| 6
| 12
| 4.
| Фактор влияния региональной политики ЕС на этнотерриториальные проблемы стран-участниц.
| 4
| 2
| 6
| 12
| 5.
| Межуровневое взаимодействие в решении этнотерриториальных проблем.
| 4
| 4
| 6
| 14
|
| Раздел III. Этнотерриториальные проблемы и европейский национализм
|
|
|
|
| 6.
| Понятие гражданского и этнического национализма.
| 4
| 4
| 6
| 14
| 7.
| Динамика и тенденции развития европейского национализма.
| 6
| 4
| 6
| 14
|
| Раздел IV. Особенности этнотерриториальных проблем стран ЕС (по субрегионам)
|
|
|
|
| 8.
| Центральные западные европейские страны.
| 2
| 4
| 6
| 12
| 9.
| Южные европейские страны.
| 2
| 4
| 6
| 12
| 10.
| Северные европейские страны.
| 2
| 4
| 6
| 12
| 11.
| Дискуссия по проблеме: применение европейского опыта в решении этнотерриториальных проблем в Российской Федерации.
| -
| 4
| 6
| 10
|
| ИТОГО
| 32
| 32
| 62
| 124
| 1.7.2.Темы и краткое содержание.
Раздел I. Общетеоретические проблемы этнотерриториального развития стран ЕС
1.проблема национально-территориального устройства
Концепции территории и региона. Понятие территория (положение, значение, уровни территорий, территориальное влияние). Понятие регион и регионализм в Европе (формы регионализма, конструирование регионов, региональная идентичность, политика регионализма, устройство территориальных систем).
2. формы государственного устройства стран ЕС
Понятие унитарного и федеративного государства. Баланс отношений центр-регионы как основа территориально-государственного строительства. Децентрализация: стимулы децентрализации, проблема разграничения полномочий, децентрализация в унитарных государствах и проблема федерализма. Проблема автономии и права на самоопределение. Федерализм как фактор сохранения этничности в обществе.
|